Просмотр полной версии : Поиск инфы по советским радиолокаторам
Суть в следующем, не для кого не секрет что основная работа ДТ ведется над огромным модулем который введет в симулятор использование радиолокации. Локаторы будут использоваться для реалистичного отображения воздушной обстановки на карте, управления ПВО и воздушного боя. Вся эта крутотень имеет один маленький недостаток, делаются только немецкие локаторы и немецкие истребители.
Так что призываю общественность включиться в поиск информации о отечественных и лендлизовских системах радиолокации.
Нужны схемы, фото, описания и факты боевого применения следующих объектов:
Радиоискатель Б-3
Станция орудийной наводки СОН-2
Локаторно-прожекторная станция РАП-150
Станция обнаружения РУС-1.
РЛС РУС-2.
РЛС Редут.
РЛС Пегматит.
Корабельная РЛС Редут-К и ее носитель.
Самолетные РЛС серии Гнейс и ее носители.
---
Даже поверхностное копание в теме выявило поразительные факты, отечественные серийные РЛС оказали огромный вклад в успешные боевые действия Красной армии, но это до сих пор неизвестно широкой публике.
Например известный факт отражения Балтийским флотом налета 22го июня 41го в первую очередь заслуга контроля воздушного пространства радиолокационными средствами. В течении всей обороны Севастополя ключевую роль в системе ПВО играла РЛС Редут -К на крейсере Молотов. Также сентябрьский 3-х дневный авиационный штурм Кронштадта по мощи эквивалентный атаке Перл-Харбора провалился благодаря своевременным докладам с РЛС дальнего действия Редут-3. А так как артиллерийский потенциал флота не был уничтожен, то генеральное наступление на Ленинград утром 23го сентября было сорвано. И все это только 41-й год!
Прошу сюда складывать все полезные находки, а для обсуждения лучше создайте другую ветку во избежание замусорения.
Прошу сюда складывать все полезные находки, а для обсуждения лучше создайте другую ветку во избежание замусорения.
По просьбе автора темы, обсуждаем все достижения, достоинства, недостатки Советских РЛС здесь: http://sukhoi.ru/forum/showthread.php?p=1431791#post1431791.
Темы взаимосвязаны.
Земфиров М.В. "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
После напряженной работы в НИИИС РККА была наконец разработана система радиообнаружения "Ревель", которая после доработки и полевых испытаний только в октябре 1939 г. была принята на вооружение под наивным названием РУС-1 (радиоулавливатель самолетов). Эта очень громоздкая станция, смонтированная на 16 (!) автомашинах, прошла проверку боем во время войны с Финляндией. Первобытный радиотехнический монстр мог обеспечивать дальность обнаружения самолетов на расстоянии до 90км. Сложность в эксплуатации привела к тому, что весной 1940 г. эта техника была отправлена в Закавказье. До начала войны успели выпустить 45 комплексов РУС-1. (Затем во время войны все они использовались на Дальнем Востоке и в Закавказье.) Дальнейшее их производство было прекращено, т.к. на вооружение постов ВНОС в июле 1940 г. начала поступать РЛС дальнего обнаружения РУС-2, обладавшая более высокими тактико-техническими данными. Эта станция под названием "Редут", построенная на импульсном принципе, обеспечивала дальность обнаружения самолетов противника до 120 км. Причем монтировался комплекс уже только на трех автомашинах.
РУС-2 была значительным шагом вперед, т.к. позволяла не только выявлять бомбардировщики на большом расстоянии и практически на любой высоте, но и непрерывно определять их дальность, азимут и даже скорость полета. С помощью этой РЛС командование ПВО теоретически могло наблюдать за изменением обстановки в воздухе в радиусе 100 км, определять силы противника и даже в какой-то степени его намерения, т.е. куда и сколько самолетов направляется, какому объекту угрожает наибольшая опасность и т.п. Получая данные о воздушной обстановке от нескольких станций РУС-2, находящихся в оперативно-тактическом взаимодействии и нанося их на крату-планшет, командование ПВО района или зоны имело возможность непрерывно и более или менее достоверно, не надеясь на "слухачей-глухарей" пунктов ВНОС, следить за действиями противника и наиболее целесообразно планировать и использовать свои силы и средства.
Поступление в войска ПВО станций новых РЛС привело к тактико-технической революции в службе воздушного наблюденияи позволило при их грамотном использовании значительно повысить эффективнсоть ПВО страны. Уже в процессе изготовления опытной партии станций РУС-2 выявилась возможность их радикальной модернизации за счет замены двухантенной системы на одноантенную, смонтированную только на двух автомашинах, что значительно облегчило ее дальнейшую эксплуатацию.
В мае 1941 г. были проведены испытания новой РЛС, которые подтвердили ее высокие характеристики.Однако массовое производство этой технической новинки развернуто не было, и до начала войны успели выпустить всего 10 комплексов РУС-2. (Начавшаяся война и последущая эвакуация НИИИС не позволили закончить изготовление опытной партии РЛС "Пегматит" на безе РУС-2, и она была выпущена лишь в I квартале 1942 г. Вслед за ней институт изготовил крупную партию таких станций под названием РУС-2с.) Получилось, что новая техника поступила в войска в очень ограниченном количестве, а учитывая большие пространства СССР и огромное число защищаемых ПВО объектов, понятно, почему пришлось первые годы войны в основном рассчитывать на глаза и уши постов ВНОС.
РЛС дальнего обнаружения РУС-2 «Редут». Слева — принимающая станция, справа — излучающая станция
Работа М.М.Лобанова "Развитие советской радиолокации"113147
Когда-то очень давно, в конце 80-х, читал некий материал (ЕМНИП, в журнале "Радио") о новаторском применении РЛС при обороне Ленинграда. Недавно пытался найти - не получилось.
Вкратце, суть такова. Как известно, телевидение в СССР на регулярной основе начало вещать в конце 30-х годов. Во время блокады, в какую-то светлую голову пришла идея использовать его для оперативного управления ПВО. Перед планшетом в штабе ПВО, на который наносились данные, поступающие от РЛС, поставили телекамеру, а на аэродромах ПВО и самолетах (!) командиров эскадрилий установили телевизоры, на которые передавалась картинка через ленинградский телецентр. Таким образом, управление боем происходило практически в реальном времени.
Кто-нибудь слышал об этом?
Есть сайт - полностью не зондировал, но наверняка может быть полезен:
http://www.rkk-museum.ru/index.htm
ссылка прямее :-)
http://www.rkk-museum.ru/WWII/WWII-3/WWII-3.shtml
... и факты боевого применения следующих объектов:
РЛС РУС-2.
РЛС Пегматит.
Кравец Наум Соломонович --- http://www.iremember.ru/content/view/712/79/1/0/lang,ru/
....
В училище меня не готовили для летной работы. Меня готовили для обслуживания наших радаров. Изучали мы две радиолокационных станции: "Пегматит" и Рус-2. Станций в училище не было. Приемное устройство читал ленинградец капитан Шапиро, а передающее майор, фамилию которого я не помню. Но, с передающим устройством было как-то проще. Там неподвижная антенна, ламповое устройство: а вот приемное давалось тяжело. Все было секретно. Все листы, на которых мы писали, были прошнурованы и сдавались в первый отдел.
Училось в группе всего пять человек, по количеству флотов. На каждом флоте имелся разведывательный авиаполк, причем все они носили номер 15. Эти полки уже имели самолеты ДБ-3Ф, оборудованные станцией Гнейс-2 (это тот же самый Рус-2, только вместо одного стояло два индикаторных устройства), но еще не было специалистов, умевших ей пользоваться...
Еще раз повторю, что до прихода в полк я самой станции и в глаза не
видел. ....
........
"Ты сможешь включить РЛС?" - "Могу". - "Ну тогда поехали на аэродром". Отрезвел я мгновенно, только руки тряслись не то от страха, не то от голода. Мы подошли к стоявшему в полукапонире ДБ-3Ф, возле которого была выставлена усиленная охрана. Командир подошел ко мне: "Что тебе нужно?" - "Движок Л-3". Чтобы не сажать бортовой аккумулятор, подключался генератор, который выдавал 27 вольт бортсети. Тут же электрики движок привезли, подключили к разъему. Я полез в кабину стрелка, за мной залез командир, его заместитель и еще офицеры. Мне некуда было даже двинуться, настолько она была забита! Те, кто не влез, облепили снаружи блистер стрелка. Под блистером стоял индикатор, а блоки были упрятаны в фюзеляж. Вся система электропитания была основана на умформерах, преобразовывавших 27 вольт постоянного тока бортсети в высокие напряжения переменного тока: на аноды ламп, на экранные сетки - на каждый чих нужен был свой умформер. Экраны стояли у летчика и оператора, размещавшегося в кабине стрелка, причем у меня были дополнительные ручки, с помощью которых я мог рассчитать направление на цель. Экран представлял собой осциллографическую трубку типа А. На ней тушью нанесена градуировка от нуля до 160 километров. Так что я мог определить дальность до цели. Имея штурманскую подготовку, косвенными методами я мог определить местоположение цели. Приемная антенна УдаЯги, формирующая вертикальную развертку стоит неподвижно в носу. Для того чтобы увидеть морскую цель самолет должен был лететь на высоте 1000 метров. Угол захвата был оядка 35 градусов. По интенсивности отметки цели я мог определить класс корабля, отличить эсминец от крейсера.
Когда я включил индикатор, который засветился зеленым светом, послышались возгласы восхищения - никто ничего подобного не видел. Я включил передатчик, появился зондирующий импульс. Я объяснил, что если появится цель, то будет отметка. Помех конечно миллион, весь экран был в блестках от работающих умформеров. Стрелки штурманских приборов ходуном ходили. Когда мы вылезли, командир говорит: "Машину к полету. Готовность 30 минут". Мгновенно все испарились. Остался механик самолета, мотористы и я. Не знаю, что мне делать, стою. В это время подъезжает машина, из машины выскакивают двое хлопцев, они привезли мне комбинезон, парашют, одели меня, подогнали лямки. И я не успел ахнуть, как уже был готов к полету. Подъехала машина командира, вышел он, штурман, который дал мне карту Финского залива со словами: "Выйдем вот в этот квадрат и протралим эту часть акватории. Вот точка, от нее будем ходить в разные стороны, так чтобы захватить радаром все 180 градусов". Говорил он так, как будто я всю жизнь летал. Меня механик подсадил в кабину, за мной захлопнулся люк, и я впервые в жизни оказался в воздухе.
Вышли в заданный квадрат. Я дал первый курс. Самолет пошел со снижением, поскольку он должен был опуститься до 700 метров. Я включил передатчик. Докладываю: "Цели нет". Вернулись в исходную точку. Новый курс. Самолет начинает снижаться, я включаю передатчик, и на мое счастье, вижу цель: "Вижу цель. Дистанция сто километров. Курс держать". - "Есть курс держать". Через какое-то время, летчик говорит: "Вижу цель". Штурману говорит: "Смотри-ка, точно". Это был наш тральщик, который замерз во льдах. Мы над ним прошли, вернулись в исходную точку, еще несколько раз прошлись, но больше никаких целей не обнаружили и вернулись на аэродром. Весь полет продолжался минут 40-50
http://hist.rloc.ru/startup-radars/2_10.htm
Зенитный радиоискатель Б-3 (установке для определения угла места, вид со стороны излучателя).
Shoehanger
27.06.2010, 19:20
Отлично! Очень интересная и малоизвестная часть истории!
http://pvo.guns.ru/rtv/history.htm
"РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ПОЛЕ" БОЯ
Импульсный "радиоулавливатель" РУС-2 (руководитель работ А.Б. Слепушкин) кругового обзора имел генератор с длиной волны 4 м и мощностью 50 кВт на лампах ИГ-8 и модулятор на лампах Г-300. Передающая и приемная станции с антеннами типа "волновой канал" собирались во вращающихся кузовах на шасси ГАЗ-АА, специальное устройство синхронизировало вращение. РУС-2 позволяла непрерывно определять дальность, азимут и скорость полета цели. Дальность обнаружения - до 95 км при высоте цели 7500 м и 30 км на 500 м, отображение информации - на ЭЛТ, точность определения дальности - 2-3 км. Станции производились заводами №339 Наркомавиапрома и №703 Наркомсудпрома. В 1942-43гг. РУС получили "высотные приставки" ВПМ-1, -2 и -3 - блоки определения высоты целей, затем на РУС-2 поставили приставки определения принадлежности цели "свой-чужой", а на самолеты начали ставить радиоответчики СЧ-3. Был разработан одноантенный разборный вариант "Пегматит", принятый на вооружение в начале 1942г. под обозначением РУС-2с. Он обнаруживал цели на дальностях до 110 км на высоте 8000 м и 30 км на 500 м, определял координаты с точностью до 1,5 км и +-7 градусов и по эффективности не уступал станциям союзников MRU-105 или SCR-270. С осени 1942г. РУС-2 и РУС-2с считались основным средством наведения истребителей ПВО, в этом качестве они зарекомендовали себя уже в Сталинграде.
Опытный корабельный вариант РУС-2 - "Редут-К" (создан под руководством В.В. Симарина) во время войны работал на крейсере "Молотов" под Севастополем, затем Новороссийском, Туапсе, Поти, обнаружив около 10 тысяч целей.
Радиообнаружитель Б-3 для наводки зенитных орудий представлял собой комплект из азимутальной и угломестной установок. Соответственно пары плоских антенн с веерообразными диаграммами направленности размещались горизонтально и вертикально. Длина волны - 15 см, излучаемая мощность - 12 Вт. Координаты цели определялись по максимуму слышимости в головных телефонах. Воздушные цели обнаруживались на дальности до 17,5 км и высотах до 4000 м.
В 1942г. решением ГКО был создан специальный радиозавод-институт, где уже вскоре создали станцию орудийной наводки СОН-2от, прошедшую боевые испытания опять же под Москвой. СОН-2от обнаруживала воздушные цели на дальности до 20-40 км, имела длину волны излучения 4 м, импульсную мощность 250 кВт.
В 1943г. в войска начали поступать локаторно-прожекторные станции РАП-150 с дальностью обнаружения цели 20-25 км, точного пеленга 12-14 км
Организация нового радиозавода и создание станции орудийной наводки СОН-2а
--- http://hist.rloc.ru/startup-radars/5_03.htm
может лендлиз?
Наземные американские радиолокационные станции
КРАТКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР
Москва —1947
---
http://www.pentagonus.ru/load/nazemnye_amerikanskie_radiolokacionnye_stancii/2-1-0-224
О системе РадиоУловителей Самолетов типа РУС-1. О радиолокаторах типа РУС-2 и типа "РЕДУТ" -------
http://www.vvkure.com/planeta/index.php?name=News&op=Article&sid=1044
Проверенный в боях - «Редут» на страже неба. --------
http://russianengineering.narod.ru/tank/russradar.htm
Рус - 2
"Наша Победа в Кронштадтском Сражении. Не осознанная, забытая, воскрешаемая" ------http://flot.com/history/patriotwar/gelfenstein/threesteps3.htm
"
Примерно так выглядел в то время экран индикаторного устройства на нашей РЛС типа "РЕДУТ".
Вертикальные линии (штрихи), пересекающие горизонтальную линию развертки, и есть импульсные сигналы целей.
Слева, ближе к началу развертки, сигнал от группы самолетов. По виду и характеру пульсаций импульсов в этой группе опытный старший оператор мог определить здесь количество самолетов в группе очень точно. Правее представлены импульсы целей одиночных самолетов. "
http://www.vniirt.ru/vniirt/path_2.htm
сайт ВНИИРТа ... " С 1939 года приоритетным направлением в тематике института становится радиолокационное вооружение."
http://hist.rloc.ru/lobanov/3_01.htm -----М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники
"Глава третья
БОРТОВЫЕ СРЕДСТВА РАДИОЛОКАЦИИ
РЛС «Гнейс-2»для ИА ПВО"
Радиолокационные истребители ВВС PKKA.
Александр Медведь, Виктор Марковский.
------ http://operation-barbarossa.narod.ru/aviation/radiojager.htm
ОЧень интерестно!!!
Ночные «ерши»(радиолокационные истребители Красной армии)
---- http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiVOut/A20NF/A20NF001.htm
и "чертёжики" есть...
p.s. извините если где повтоился ...
Есть сайт - полностью не зондировал, но наверняка может быть полезен:
http://www.rkk-museum.ru/index.htm
ссылка прямее :-)
http://www.rkk-museum.ru/WWII/WWII-3/WWII-3.shtml
Он в основном связной... Если выйти на Валерия Борисовича Громова RA3CC, что вполне возможно, можно попробовать найти дополнительную информацию, очень замечательный человек.
может лендлиз?
Наземные американские радиолокационные станции
КРАТКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР
Москва —1947
---
http://www.pentagonus.ru/load/nazemnye_amerikanskie_radiolokacionnye_stancii/2-1-0-224
A скачать то как, ни кнопки ни ссылки?
А может сначала зарегистрироваться ;)?
A скачать то как, ни кнопки ни ссылки?
Дмитрий :)
http://books.tr200.ru/v.php?p=0&t=23&id=57028
без регестрации :)
---------- Добавлено в 11:27 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 11:12 ----------
Книжка и правда не плохая... картинки правда так себе... но характеристики и принцып работы от туда почерпнуть можно...
найти бы примерно такую же по Советским РЛС ...
Ммм... чем принципы советской радиолокации отличаются от американских принципов радиолокации? Скорее уж искать описания, а в них особенности отечественного строения...
=a42=DEMON42E
29.06.2010, 06:03
Мелочь, но может пригодиться:
http://ru.wikipedia.org/wiki/РУС-2
http://wunderwaffe.narod.ru/Articles/LL/03.htm
http://www.rkk-museum.ru/WWII/WWII-3/LL_USSR_List.shtml
http://www.chipinfo.ru/literature/radio/194702/p13-17.html
Не знаю насколько пригодиться это - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2250957 - разве что увеличит точность крупнокалиберных зениток, ну а выбивание станции будет её резко снижать.
По крайне мере можно сделать ещё красивую модельку наземки сразу для 3-х стран =)
Залил сюда - http://depositfiles.com/files/kufkmgqai
боюсь не много не в тему .. .н о книжка интересная --- http://www.library.cpilot.info/theory/vozdushaya_radionavigaciya/index.htm
боюсь не много не в тему .. .н о книжка интересная --- http://www.library.cpilot.info/theory/vozdushaya_radionavigaciya/index.htm
В тему, в тему, у меня такой как оказалось нет . Картинка в тему ;)
не уверен... но вдруг интерестно
http://scilib.narod.ru/Technics/Bazhanoff/index.html
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot