Вход

Просмотр полной версии : Воздушный бой между F-14 и Су-22



Руст
16.08.2010, 19:27
http://www.militaryparitet.com/editor/assets/new/90909090-01.jpg

В 1981 году 6-й флот ВМС США начал проводить маневры в центральной части Средиземного моря. В это время лидер Ливийской Джамахирии Ливии полковник Каддафи (Kadafi) угрожал атаковать американские корабли, входящие в залив Сидра, который Ливия считала своими территориальными водами.

В первый день маневров случилось не менее 35 инцидентов с участием ливийских самолетов, которые перехватывались американскими истребителями и вытеснялись за пределы района учений. На второй день два истребителя F-14 эскадрильи VF-41 Black Aces взлетели с палубы авианосца Nimitz и заняли боевой порядок, находясь на расстоянии 3000 м друг от друга (один из них летел с превышением 2000 м).

Через некоторое время на расстоянии 12 км были обнаружены неизвестные самолеты. В скором времени дистанция между американскими истребителями и неизвестными самолетами сократилась почти до 5 км, и визуально было подтверждено, что это ливийские истребители-бомбардировщики Су-22 советского производства. Американские летчики определили, что ведущий ливийской пары начал наводить на них УР АА-2 Atoll с инфракрасной головкой самонаведения, что автоматически поставило эти самолеты в разряд враждебных, атаку по которым можно было проводить без разрешения командования.

Ливийский Су-22 пустил ракету, но неудачно, затем оба самолета выполнили разворот в разные стороны, чтобы попытаться избежать ответной атаки от F-14. Ведущий американской пары коммодор Генри Климан (Henty Kleeman, позывной Hank) и его ведомый с левой стороны лейтенант Ларри Мацунски (Larry Muczynski, позывной Musiс) атаковали их.

Ведущий ливийской пары выполнил энергичный разворот, пытаясь повернуть на 180 град. Климан предвидел этот маневр и развернул самолет в хвост Су-22, приблизившись до 1400 м, затем поймал на прицел самолет противника и выполнил пуск УР AIM-9L Sidewinder. Ракета попала в цель, ливийский пилот катапультировался. Мацунски через несколько секунд сделал тот же самый маневр и сбил второй Су-22. Пилот тоже катапультировался, но его парашют не раскрылся. Хотя самолеты противоборствующих сторон обнаружили друг друга практически одновременно, тактическая подготовка ливийских пилотов оказалась не на высоте.

Этот пример показывает, что хотя F-14 не был предназначен для ближнего воздушного боя, лучшая подготовка позволила американским пилотам уничтожить вражеские самолеты, хотя те были меньше по размерам и потенциально обладали лучшей маневренностью.

http://www.militaryparitet.com/editor/assets/new/F-14-x-Su-22-Sidra-Gulf-580x513.jpg

http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/1034/

nonexistent
16.08.2010, 19:42
Этот пример показывает, что хотя F-14 не был предназначен для ближнего воздушного боя, лучшая подготовка позволила американским пилотам уничтожить вражеские самолеты, хотя те были меньше по размерам и потенциально обладали лучшей маневренностью.

И это наглядно доказывает, что не стоит сравнивать потери и боевые заслуги самолетов не учитывая разницу в подготовке пилотов. Соответственно крики "такой то самолет... лучший в мире он выиграл столько то воздушных боев с таким то самолетом ..." являются пустыми словами.

Andy J.
16.08.2010, 19:42
Получается что Ливийцы палили в белый свет, как в яблочко - К-13 ведь не всеракурсная?

FireBird
16.08.2010, 19:53
Американские летчики определили, что ведущий ливийской пары начал наводить на них УР АА-2 Atoll с инфракрасной головкой самонаведения

Именно ведущий, именно ИК и именно определили?

Руст
16.08.2010, 19:55
Получается что Ливийцы палили в белый свет, как в яблочко - К-13 ведь не всеракурсная?

получается, что так

---------- Добавлено в 19:55 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 19:54 ----------


Именно ведущий, именно ИК и именно определили?
Как там они определили не знаю, СПО ведь должно было молчать...

Может помог радиоперехват - например, команды КП ведущему на атаку

Andy J.
16.08.2010, 20:05
Разве Су-22 мог нести ракеты с SARH?

Руст
16.08.2010, 20:08
Непонятно другое-зачем они на Су-22 пытались атаковать F-14. У ливийцев были ведь МиГи-23 и 25

FireBird
16.08.2010, 20:08
получается, что так

Как там они определили не знаю, СПО ведь должно было молчать...

А была ли атака? ;)


Может помог радиоперехват - например, команды КП ведущему на атаку

На расстоянии 5 километров не до радиоперехват-диспетчер-лётчики.

Руст
16.08.2010, 20:11
На расстоянии 5 километров не до радиоперехват-диспетчер-лётчики.

Почему на 5 километрах, команда на атаку могла поступить и раньше

Andy J.
16.08.2010, 20:13
Википедия утверждает, что ракета могла быть сброшеным ПТБ, который американцы приняли за ракету. Хотя, так обознаться довольно проблематично.

С другой стороны, если бы пуска не было со стороны Ливийцев, наверное поднялись бы вопли на весь мир насчет нападения "ни с того ни с сего".

FireBird
16.08.2010, 20:17
Почему на 5 километрах, команда на атаку могла поступить и раньше

Последовательность сохранена или нет?


В скором времени дистанция между американскими истребителями и неизвестными самолетами сократилась почти до 5 км

...

Американские летчики определили, что ведущий ливийской пары начал наводить на них УР АА-2 Atoll с инфракрасной головкой самонаведения

---------- Добавлено в 20:17 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 20:15 ----------


ракета могла быть сброшеным ПТБ, который американцы приняли за ракету. Хотя, так обознаться довольно проблематично.

Если получать данные исключительно от радара - вполне можно перепутать.
Но пуск и наведение - это разные операции.

Andy J.
16.08.2010, 20:29
Наведение ракеты с ИК ГСН они не могли бы отследить.

А обнаружить пуск - я не думаю что радар F-14 при всей его продвинутости для того времени, мог отследить отделение маленькой К-13 от носителя. Скорее всего пуск увидели по дымному следу.

FireBird
16.08.2010, 20:33
А обнаружить пуск - я не думаю что радар F-14 при всей его продвинутости для того времени, мог отследить отделение маленькой К-13 от носителя

При отделении ЭПР должна меняться. Это вполне можно заметить.

---------- Добавлено в 20:33 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 20:33 ----------


Наведение ракеты с ИК ГСН они не могли бы отследить.

Но вот автор статьи считает наоборот.

Andy J.
16.08.2010, 20:38
Нам известны самолетные РЛС позволяющие отслеживать изменение ЭПР в случае пуска УР?

Мне казалось все существующие системы предупреждения о пуске ракет работают на основе анализа облучения или обнаружения факела?

А что касается автора - это да. Видимо он что-то знает, чего не знаем мы )

FireBird
16.08.2010, 20:41
А что касается автора - это да. Видимо он что-то знает, чего не знаем мы )

Либо не знает того, что знаем мы. ;)

Udaff
16.08.2010, 21:54
Как показывает та же осетинская война, всякое событие моментально обрастает великим множеством сказок. ИМХО американцы с чего-то решили что их атакую и атаковали сами, подробности скорее всего не станут известны никогда.

Anton71
16.08.2010, 22:01
А вот как они определили что Су-22 должен быть маневреннее Ф-14?
Цирк а не описание.
зы:
Возможно определить что самолёт пытается применить УРВВ можно по работе радиодальномера в каком-то режиме. Даже с ИКГСН К-13.

slide
17.08.2010, 07:28
Странно все это... СУ-22 вроде как больше заточен по земле.
В Сирии, например, УРВВ это Р-60 и то вероятно больше только для самообороны.
Мы поставляли им недавно тренажер на СУ-22М4 и у нас на него подвешивалось из ракет ВВ только Р-60. Все остальное по земле, НАРы всякие, СППУ,58-я.
Может конечно в Ливии была какая-то сильно другая модернизация....

Странно было бы на СУ-22 лететь "истреблять" Ф-14.

F74
17.08.2010, 09:05
Да не было на наших истребителях-бомбардировщиках РЛС, ни на Су-17, ни на МиГ-27 (ну на МиГ-21 было, но это от его истребительного прошлого). Как рассказывал летчик с МиГ-27, фактически единственным "истребительным" упражнением в ИБА был прехват цели по командам наземного КП.

Насчет ракеты прямо сказано- Atoll т.е. Р-13, даже не Р-60.

А тут, скорее всего, было примерно так- ливийцы выполняли полет, их перехватили ф-14, Су-22 увидели их и начали уматывать в сторону берега, возможно выпустив ракету (без особых надежд попасть куда-нибудь- как тут отметили, она не всеракурсная(интересно, ксати, как без захвата ГСН она сошла???)), их догнали и и сбили. ИМХО.

Andy J.
17.08.2010, 11:31
(интересно, ксати, как без захвата ГСН она сошла???)

Есть же возможность принудительного запуска. Тут еще ходили мифы о том, как всякими Р-60/73 по земле пуляли.

F74
17.08.2010, 11:40
Есть же возможность принудительного запуска. Тут еще ходили мифы о том, как всякими Р-60/73 по земле пуляли.

Тут чуть по-другому:) Если ракета захватила на земле что-то горячее, типа МТО танка, и выдала захват ГСН включай режим Фи0 и пускай. Если захвата ГСН нет, уважающая себя СУО должна блокировать пуск. В принципе, можно аварийно сбросить, но тут совсем другая последовательность действий, в цейтноте воздушного боя не до этого.

nonexistent
18.08.2010, 18:36
А тут, скорее всего, было примерно так- ливийцы выполняли полет, их перехватили ф-14, Су-22 увидели их и начали уматывать в сторону берега, возможно выпустив ракету (без особых надежд попасть куда-нибудь- как тут отметили, она не всеракурсная(интересно, ксати, как без захвата ГСН она сошла???)), их догнали и и сбили. ИМХО.

Думаю все было проще
их увидели и сбили без "ракета", "уматывать" и так далее.

Anton71
18.08.2010, 18:48
Может конечно в Ливии была какая-то сильно другая модернизация....

Что касается Р3-С (Atoll):

При захвате цели на сопровождение ГСН в наушниках раздавался звуковой сигнал. Бортовая аппаратура носителя - радиодальномер или РЛС - обеспечивала определение удаления до цели, на основании которого автоматически определяла зоны возможных пусков. При входе в эту зону на приборной доске высвечивался соответствующий световой сигнал, а при последующем неприемлемом сближении с целью - сигал "отворот". Помимо дальности до цели проведение пуска ограничивалось маневренными возможностями ракеты. В качестве критерия возможности поражения маневрирующего самолета противника принималась величина перегрузки носителя при отслеживании цели. В том случае, если она превышала "двойку", ракета, скорее всего, не смогла бы настичь цель и ПУСК воспрещался.

Конструкция Су-22 аналогична Су-17М. Отличие заключается в составе оборудования... В состав вооружения включена ракета Р-3С с тепловой ГСН, для обеспечения применения которой пришлось дополнительно установить радиодальномер СРД-5МК "Квант", а аппаратуру линии наведения ракет Х-23 применить в контейнерном варианте. Подвесные пушечные установки СППУ-22 заменены неподвижными установками УПК-23.

SandMartin
09.09.2010, 15:10
http://www.youtube.com/watch?v=1lVvfSQGqoc

F-14 умеет делать кобру )))

Конечно, нельзя не упомянуть и о достоинствах ”Томкета”, которые он продемонстрировал во время летных испытаний. Летчикам удавалось совершать на нем устойчивые полеты со скоростью 191 км/ч и выполнять головокружительные маневры на показе представителям прессы: ”Самолет, двигаясь вертикально, набирал высоту, пока скорость не падала до нуля и машина не начинала двигаться ”хвостом” вперед...” - писал журнал ”Aviation week” в 1973 году. Автоматически изменяемая стреловидность крыла позволяет истребителю резко увеличивать угол атаки в горизонтальном полете (около 90") затормаживая самолет. Этот маневр назвали ”Брэйк” — ”тормоз”

Evgeny_B
10.09.2010, 19:36
Автоматически изменяемая стреловидность крыла позволяет истребителю резко увеличивать угол атаки в горизонтальном полете (около 90")

1. альфой 90 гр. в видео и не пахнет. Там заброс на большие (порядка 40-50 гр.) уа и все. В отличие от того же Драккена.

2. очень хочется понять, как установка крыла в минимальную стреловидность может позволить истребителю "резко увеличить угол атаки"?

nonexistent
11.09.2010, 04:03
F-14 умеет делать кобру )))


нет только ужика

LIVAN
18.09.2010, 03:42
Мой родственик был в это время в Ливии, (объект Тажура)И лично общался с ливийскими летчиками (вроде оба выжили) По их рассказу при обнаружении америкосов ведущий выпустил ракету, и тут же катапультировался . Ведомый сразу за ведущим катапультировался не стреляя. Вечером они смотрели ТВ италии, где американские летчики показывали руками как они маневрировали и атаковали........Ливийские летчики веселились.... Еще ливийцы были в восторге от катапульты...... Походу америкосы воевали с пустыми самолетами.
Сей рассказ я слышал в 1981году.

-flank
18.09.2010, 08:19
Сей рассказ я слышал в 1981году.

это при возрасте 11 лет то :)

Dzen
18.09.2010, 12:38
... выпустил ракету, и тут же катапультировался . Ведомый сразу за ведущим катапультировался не стреляя.....Ливийские летчики веселились.... Еще ливийцы были в восторге от катапульты......

Да уж, было от чего веселиться, катапультировался не стреляя. И то верно, зачем им ракеты на самолётах если там такие шикарные катапульты есть?

Anton71
18.09.2010, 22:44
А какие у них шансы то были?

В качестве критерия возможности поражения маневрирующего самолета противника принималась величина перегрузки носителя при отслеживании цели. В том случае, если она превышала "двойку", ракета, скорее всего, не смогла бы настичь цель и ПУСК воспрещался.
перегрузка самой перехватываемой цели до 2-3ж.
если только там не стояли Р-13М/М1, они получше в этом плане.
видимо приказали "атаковать нарушителей!" а дальше...
Только прыгать ;)

Dzen
19.09.2010, 01:23
А какие у них шансы то были?

перегрузка самой перехватываемой цели до 2-3ж.
если только там не стояли Р-13М/М1, они получше в этом плане.
видимо приказали "атаковать нарушителей!" а дальше...
Только прыгать ;)

А с чего бы им тогда веселиться? Уклониться от боя и уйти тоже ведь не пытались. Ну хотя бы второй для приличия тоже ракету пустил. А так они изобрели новую тактику воздушного боя, после чего очень веселились.

Anton71
19.09.2010, 13:44
Тактика нифига не новая :)
Ну а всерьёз , если всё так и было наверное радовались что живы остались, из залива их вытащили свои, да ещё удивлялись сказочникам оппонентам ;)
Насчёт ракеты, может побоялся в командира попасть, если сзади был.

SandMartin
29.09.2010, 23:53
Сегодня нашел интересное в описании места оператора вооружения на F-14A, так вот, у него имеется 2 главных дисплея - маленький DDD вверху и круглый TID внизу.

Самая интересная вещь - на DDD вид очень похож на первый взгляд как классический радар на других истребителях, но это далеко от истины. Оказывается на DDD - цели влево - вправо показывает направление по азимуту на впередистоящие цели (как на обычных радарах), а вот разница в высоте цели - показывает не дальность как на классических радарах, а показывает скорость сближения с целью!!!

чем маркер цели выше от центра DDD тем быстрее вы сближаетесь (если цель в самом верху то скорость сближения - 1200 узлов), а чем ниже цель от центра тем вы быстрее расходитесь (цель в самом низу уходит от вас на 1200 узлах, хотя такое бывает крайне редко, так как ваша скорость тоже далеко не нулевая),

А вот нижний-круглый дисплей TID имеет классический вид самолетного радара, но отображает сборную солянку (и то что видит радар твоего самолета, и то что видит авианосец и то что видит хокай).

Хм.. интерестно, а зачем надо было реализовывать так DDD, и у Миг-31 тоже есть нечто похожее ?

Кхм, а еще смотря на кокпит Томкета, так и не смог найти никакого подобия Березы\TEWS\RWR... С помощью какого прибора экипаж
F-14A узнает об облучении на их самолет, никто не знает ?


(На дисплеи пилота - верхний служит для отображения вертикальной обстановки (повторяет HUD) + смена на вид с видеокамеры переднего обзора, нижний индикатор служит для отображения навигационной информации, либо для показа фрагмента того, чего в данный момент отображается на TID у оператора вооружения. Есть подозрение что именно на нижний дисплей пилота идет информация и от систем предупреждения об облучении. Поправте если я неправ.

LiSiCin
30.09.2010, 08:47
Такой режим и на Ф-16 реализован
Позволяет классифицировать наиболее опасные цели - Ф-14 же перехватчик
Соответсвенно, первая задача - уничтожить тех, кто летит на форсажах на встречном курсе, а потом уже можно остальных пощелкать