Просмотр полной версии : Аварийная посадка ТУ-154
DogEater
07.09.2010, 19:12
В Республике Коми сегодня совершил вынужденную посадку пассажирский Ту-154, выполнявший рейс из Якутска в Москву. Лайнер, на борту которого был 81 человек, приземлился на вертолетную площадку отдаленного поселка Ижма. Уже есть первые фотографии с места инцидента.
Самолет, рассчитанный на большую взлетно-посадочную полосу, выкатился за пределы площадки и около 200 метров проехал прямо по лесу. Никто не пострадал. То, что приземление в таких обстоятельствах обошлось без жертв, сами летчики назвали чудом! По предварительным данным, у лайнера, принадлежащего авиакомпании «Алроса», в полете отказало все электрооборудование, в том числе приборы навигации и топливные насосы.
Экипаж принял решение об экстренной посадке, ее пилоты совершили только с третьей попытки, причем на повышенной скорости: у самолета отказали и закрылки. Большинство пассажиров до сих пор в состоянии шока, они отказываются лететь на резервном лайнере. Сейчас с ними работают психологи, передает НТВ
http://www.ntv.ru/novosti/204498/#tn1
видео с места
http://tv-zvezda.ru/news/russia/content/passazhirskiy_samolet_sovershil_vynuzhdennuyu_0709.html
Длина полосы 1340м
Ещё и закрылки с предкрылками если не работали...
Экипажу :bravo:
S.O.F_Fanat
07.09.2010, 22:14
Экипаж просто молодцы !!! Настоящие профессионалы !!!
harinalex
07.09.2010, 22:16
А реверс работал .
Экипаж сотворил маленькое чудо :thx:
Интересно , вывезти его оттуда возможно? Если нет , то прекрасный памятник всему семейству самолетов будет . Все меньше их становится :cry:.
А вот уже и на яндекс-фотках выложили :
http://fotki.yandex.ru/users/volodya-66/album/120267/
Ruslan1977
07.09.2010, 22:37
летчики молодцы !
наверно в прошлой жизни были палубными летчиками что умудрились сесть на таком пятачке, на такой машине)))
http://img-fotki.yandex.ru/get/4806/volodya-66.0/0_4b5af_84845ae7_L
Впечатляет не только длинна, но и ширина... вообще то что самолет не разрушился в этих условиях - действительно уникальная заслуга пилотов... Может им даже чудо небольшое какое помогло...
harinalex
07.09.2010, 23:35
Если сравнить эту посадку с недавним случаем А-320 на Гудзоне - где было сложнее ? Емнип , в том случае двигатели уже не работали и повторно зайти сложно было , зато река большая . А тут три попытки были , но полоса узкая 1300 и деревья ...
http://www.vesti.ru/doc.html?id=390975
Если сравнить эту посадку с недавним случаем А-320 на Гудзоне - где было сложнее ? Емнип , в том случае двигатели уже не работали и повторно зайти сложно было , зато река большая . А тут три попытки были , но полоса узкая 1300 и деревья ...
Сам хотел сравнить. ИМХО и в том и в том случае мое восхищение экипажу !!! :cool:
У американцев КВС, ЕМНИП был профессиональным военным, до полетов на гражданке. А у наших, кто знает какой налет на ТУшке?
Да и вообще, Страна должна знать героев в лицо!!! (без тени иронии)
Есть фамилии летчиков?
---------- Добавлено в 22:47 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 22:44 ----------
Пока писал опередили :) Спасибо за информацию.
Да уж. Колея знатная получилась.
Экипаж просто молодцы - что не растерялись при отказе, что откопали среди тайги глазами эту маленькую полосу, и что смогли так ювелирно на нее посадить такой большой и тяжелый самолет.
Кстати, о самолете - тут сыграла положительную роль еще и конструкция Ту-154:
- Во-первых, повышенный запас прочности стоек основных шасси и вообще конструкции лайнера. Это как раз тот случай, когда он пригодился.
- Во-вторых количество колес на них - нагрузка на грунт оказалась не так велика и самолет не провалился и не сломал стойки.
- И в-третьих сама компоновка - двигатели высоко и сзади. И поэтому смогли дожить до применения реверса.
Думаю, сложность и качество этой посадки ничуть не меньше, чем сложность и качество посадки А320 на Гудзон в прошлом году.
Насчет возможности улететь из Ижмы:
Длина разбега самолёта Ту-154М для взлётной массы 100 тонн в стандартных условиях и угле отклонения закрылков 28 градусов, с отклонёнными предкрылками составляет 1270 метров при отрыве на индикаторной скорости 272 км/ч
http://www.crown-airforce.narod.ru/aviaprom/tu154m_ligum.html
Полоса там 1300 м. Так что непреодолимых технических препятствий для взлета нет.
Выровнять грунтовую площадку перед бетонной частью ВПП, под колеса положить три плиты, зажать тормоза перед взлетом до набора двигателями номинальных оборотов, и вперед.
Главное, чтобы самолет подлежал восстановлению.
Правда, взлет прерывать не получится - длинны ВПП не хватит. Так что опасная эта затея.
Экипаж молодцы!
А что было бы, если бы всем управляли "эти чертовы компьютеры"... :)
Приткнуться на крохотную полосу, и без механизации, то есть в режиме, в котором они никогда раньше в реале не садились... (на тренажёрах хоть отрабатывают такие заходы?)
Слов нет... Виртуозы.
Кто-нибудь знает, на какой скорости самолёт коснулся полосы, учитывая неработающую механизацию крыла и загрузку лайнера?
FilippOk
08.09.2010, 01:44
Вот это да!
Во мастера дела. Обалдеть.
Ну... дали мужики осознать.
Молотки.
Кто-нибудь знает, на какой скорости самолёт коснулся полосы, учитывая неработающую механизацию крыла и загрузку лайнера?
Да пожалуй около 300 км/ч...я даж не знаю, чего и сказать, блин. Молодцы!
BOBAH_59
08.09.2010, 06:35
Насчет возможности улететь из Ижмы:
http://www.crown-airforce.narod.ru/aviaprom/tu154m_ligum.html
Полоса там 1300 м. Так что непреодолимых технических препятствий для взлета нет.
Выровнять грунтовую площадку перед бетонной частью ВПП, под колеса положить три плиты, зажать тормоза перед взлетом до набора двигателями номинальных оборотов, и вперед.
Главное, чтобы самолет подлежал восстановлению.
Правда, взлет прерывать не получится - длинны ВПП не хватит. Так что опасная эта затея.
А зачем нужен этот риск?! Не проще ли сделать из труб сварную тележку, типа трейлера, и отстыковав плоскости, перевезти его по земле на ближайший пригодный аэродром?
---------- Добавлено в 06:35 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 06:32 ----------
Приткнуться на крохотную полосу, и без механизации, то есть в режиме, в котором они никогда раньше в реале не садились... (на тренажёрах хоть отрабатывают такие заходы?)
Слов нет... Виртуозы.
Напоминает сюжет из фильма "Случай в квадрате 36-80": там Ту-95 садился на крошечный аэродром подскока еще времен Великой Отечественной, про который штурман вспомнил.
Там ещё видимо и топлива полно оставалось.
А с современной авионикой и не сели бы имхо. будильников то нету.
По-хорошему, надо наградить пилотов.
Хотя, благодарность 80 человек сильнее любой награды.
Там ещё видимо и топлива полно оставалось.
А с современной авионикой и не сели бы имхо. будильников то нету.
Мало кто вспомнил что причиной геройского поступка , стал отказ техники , возможно по чьей то преступной халатности , а может быть и умышленного преступления.
А так всегда: геройство одних — следствие глупости других. Что в России, что на Гудзоне.
CoValent
08.09.2010, 09:12
Слов, кроме хороших, нет.
Ибо пилоты - МастерА.
DogEater
08.09.2010, 09:14
А так всегда: геройство одних — следствие глупости других.
Я в этой фразе обычно заменяю глупость на распустяйство.
Страна должна знать своих героев:
http://komikz.ru/news/incident/?id=357
"Красному знамени" стали известны имена членов экипажа самолета Ту-154М, аварийно приземлившегося сегодня утром в селе Ижма Республики Коми:
Новоселов Евгений Геннадиевич - КВС
Латапов Андрей Александрович - Второй пилот
Талалаев Сергей Владимирович - штурман
Каринов Р.А . - Борт-инженер
Дмитриев Н.Ю. - Борт-проводник
Дмитреева Е.Ф. - Борт-проводник
Разумова Е.В. - Борт-проводник
Низямов Р.Г - Борт-проводник
Вародов В. Г. - Борт-проводник
ilya_rad
08.09.2010, 09:30
Молодцы летчики!!
А реверс работал .
Вот мне тоже интересно. Он что? Вручную выпускается?
Пока что дело темное. Потерять электрику на туполе с работающими двигателями...
Гм...
В общем, оба КВС молодцы что с такой посадкой справились, и БИ я бы подарил ящик ручек. Писать ему теперь много придеться
Нет слов, одни буквы... Пилоты молодцы...
---------- Добавлено в 06:33 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 06:31 ----------
ОФФ, а про боинг в Краснодаре есть инфа? Вроде как без гидравлики сел
Там на расстоянии в 120 км есть бывший аэродром в Березовке, где базировались А - 50. Наверно туда садиться было безопасней, но все равно летчики молодцы.
Vintorez
08.09.2010, 12:31
Выражую глубокое уважение экипажу! Настоящие профессионалы - смогли в таких условиях посадить сложный в управлении лайнер в ручную! Спасли человеческие жизни! Этим рейсом часто летают мои родственники и очень приятно знать, что именно там работают такие надежные высококвалифицированные Пилоты! Молодцы!
Evil Gryphon
08.09.2010, 12:50
По предварительным данным, у лайнера, принадлежащего авиакомпании «Алроса», в полете отказало все электрооборудование, в том числе приборы навигации и топливные насосы.
Штурман мог попросить у пассажиров телефон со встроенным ГПСом.
23AG_Oves
08.09.2010, 13:23
Мастерство и чудеса, да и только.
Штурман мог попросить у пассажиров телефон со встроенным ГПСом.
вроде как заодно отказали (отказались работать без электричества :) ) насосы перекачивающие топливо в расходные быки. И времени у них небыло.
Evil Gryphon
08.09.2010, 14:40
вроде как заодно отказали (отказались работать без электричества :) ) насосы перекачивающие топливо в расходные быки. И времени у них небыло.
Так они сели великим чудом и мастерством пилотов. А с ГПСом чуда не было бы: в расходном баке топлива примерно на 40 минут полёта и можно было добраться до аэродрома с хорошей полосой. (Это относится не к ругани а к тому что в безвыходной ситуации почти всегда есть ещё возможности).
(добавлено - работа навигатора (смартфона) в самолёте, видео)
http://www.youtube.com/watch?v=B3I8NiZE6DA
Бог,подкинул им площадку!:)
Сразу вспомнился Советский супер-боевик -"Случай в квадрате 36-80".
Помните там аварийную посадку Ту-16?
Что-то подобное...
P.S.Печально лишь,что сегодня такие ЧП почти обыденность...;)
GPS
Ну так ведь в составе экипажа был штурман, а толковый штурман и без GPS знает своё местонахождение. Если кто присматривался, день был пасмурный. Это значит, площадку не с большой высоты случайно заметили, а вышли на неё целенаправленно из облачности. То есть, с ориентировкой проблемы не было. Была проблема с топливом. И с тем, что по видимому, в пределах получаса лёта больших полос не было?
Надо бы в гуглмапе посмотреть. Точные координаты места известны кому нибудь?
3GIAP_moby
08.09.2010, 18:40
То есть, с ориентировкой проблемы не было. Была проблема с топливом. И с тем, что по видимому, в пределах получаса лёта больших полос не было?
Надо бы в гуглмапе посмотреть. Точные координаты места известны кому нибудь?
Ближайший наш вроде как, 200км от ижемского если не врут, даже не знал что там есть полоса.
Пока что дело темное. Потерять электрику на туполе с работающими двигателями...
Гм...
И двигатели, и ВСУ...
-------------------------------
Это невозможно. Даже если самопально дорабатывали фидер (но зачем?), то и в этом случае энергетику не убить.
p.s. Есть только один уникальный факт потери электрики- т.н. "случай Павлова". Но это произошло на стадии испытаний ту-160.
Allan Stark
08.09.2010, 18:55
Чего-то журналисты приукрашивают.
На Ту-154 управление сделано на гидроприводных бустерах, но сама гидросистема требует электромоторов для перекачки жидкости в цилиндрах...
Значит все же шли на аварийных генераторах (крыльчатках в потоке) или даже на аккумуляторах, но тут вроде бортинженер должен был всех лишних потребителей отрубить.
Есть вероятность запуска ВСУ, наверняка в нештатных ситуациях ее использование в полете разрешается - она как раз собой генератор представляет.
Ну так ведь в составе экипажа был штурман, а толковый штурман и без GPS знает своё местонахождение. Если кто присматривался, день был пасмурный. Это значит, площадку не с большой высоты случайно заметили, а вышли на неё целенаправленно из облачности. То есть, с ориентировкой проблемы не было. Была проблема с топливом. И с тем, что по видимому, в пределах получаса лёта больших полос не было?
Надо бы в гуглмапе посмотреть. Точные координаты места известны кому нибудь?
Березовка - 120 км
Значит все же шли на аварийных генераторах (крыльчатках в потоке).
А где на Ту-154 "крыльчатки в потоке"? :eek: Покажи!
И зачем мифические крыльчатки, если работают двигатели и, следовательно, работают гидронасосы.
---------- Добавлено в 19:27 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 19:21 ----------
Есть вероятность запуска ВСУ, наверняка в нештатных ситуациях ее использование в полете разрешается - она как раз собой генератор представляет.
ВСУ всегда работает на взлёте и посадке!!!
И ВСУ представляет собой не генератор, а газотурбинный двигатель!!!!!
3GIAP_moby
08.09.2010, 20:22
Березовка - 120 км
эээ в коми ? или вы про краснодарский боинг ?
---------- Добавлено в 20:22 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 20:19 ----------
хотя нашел
На Ту-154 управление сделано на гидроприводных бустерах, но сама гидросистема требует электромоторов для перекачки жидкости в цилиндрах...
Ничего она не требует. Управление полетом и механизацией на Ту-154 при полностью исправной гидравлике работает безо всякого электричества.
А вот аварийный гидронасос - электрический.
Аварийных воздушных турбин (RAT) на Ту-154 не предусмотрено.
ВСУ всегда работает на взлёте и посадке!!!
Сколько летал на Ту-154 пассажиром - ВСУ экипаж глушил или при начале руления или на исполнительном. Запускали соответственно тоже - или при выезде с ВПП или при заруливании на стоянку.
И ВСУ представляет собой не генератор, а газотурбинный двигатель!!!!!
Неправильное предложение. Не "не ..., а ...", а "И генератор и газотурбинный двигатель". :)
Кстати, этот двигатель берет топливо из того же маленького буферного топливного бака "на 30-40 минут полета".
Allan Stark
08.09.2010, 21:26
Да, действительно, поправка - на Ту-154:
"...в случае отказа двигателей вращение генераторов и насосов гидросистемы осуществляется за счет авторотации ротора компрессора низкого давления в двигателях..."
На одном из фото видны полностью выдвинутые в рабочее положение створки реверса - значит тяга была, двигатели работали.
А раз работали, значит те же генераторы вырабатывали ток.
А как э... гидросистема без отсутствия электричества работает ?
Неужели перепускные клапаны от механических тяг из кабины пилотов работают ?
Сколько летал на Ту-154 пассажиром - ВСУ экипаж глушил или при начале руления или на исполнительном. Запускали соответственно тоже - или при выезде с ВПП или при заруливании на стоянку.
А сколько я летал, всу глушили после взлёта, а запускали перед посадкой;)
---------- Добавлено в 22:11 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 22:06 ----------
Неправильное предложение. Не "не ..., а ...", а "И генератор и газотурбинный двигатель". :)
Кстати, этот двигатель берет топливо из того же маленького буферного топливного бака "на 30-40 минут полета".
Правильное.
----------------------------
г. УЛЬЯНОВСК, ЦЕНТР ГА - ИПК, кафедра КиЭАД.
1992 г.
ВСУ представляет собой небольшой ГТД с редуктором и навесными агрегатами. От компрессора ВСУ осуществляется постоянный отбор избыточного воздуха. Конструктивно ВСУ состоит из следующих узлов:
- диагонально-осевого 3-х ступенчатого компрессора;
- противоточной кольцевой камеры сгорания;
- осевой трехступенчатой турбины;
- редуктора;
- навесных агрегатов.
Для обеспечения нормальной работы ВСУ оборудуется следующими системами: запуска, топливной, масляной, противопожарной , системой управления отбором и перепуском воздуха и системой обогрева ВСУ в полете.
Молодцы пилоты ничего не скажешь !:cool:
Пилоты герои.. ничего не скажешь, но не малую долу тут повлиял элементарный "случай". Повезло, что увидели полосу, повезло, что хватило топлива, повезло, что успели три круга еще сделать, повезло, что на полосе ничего не было, повезло, что не порвало фюзеляж, не грохнули крыльевые баки (иначе некого было бы искать)... очень много счастливых совпадений.. Реально в рубашке родились ВСЕ. И экипаж и пассы.
По ВСУ. ВСУ глушат сразу как только последний движок вышел на номинальные обороты после запуска. Запускают при рулении (после посадки).
По гидрашке и лепездричеству. Движки работали, соответственно генераторы крутились. Но между генератором и потребителем куча всякой хрени.. Поэтому вполне может быть, что насосы в расходном баке работали, а аппаратура - нет (собсна я и не подвергаю сомнению сообщение о системах). Если двигатель не работал бы, то давления в гисдросистемах не хватало бы от одного вращения вентилятора КНД двигателя. Увы, этому есть множество примеров.. Сами гидросистемы сконструированы крайне неудачно (тоже подтверждено кровью). Жесткой связи между органами управления в пилотской кабине и управляющими плоскостями нет. везде гидроэлектричество в посредниках.
Крыльчатку для аварийных случаев, работающих от набегающего потока (крыса) сделали только у Ту-204. слямзили как всегда у Боинга-757. На Ту-154 такой крыльчатки нет
3GIAP_moby
08.09.2010, 23:39
Пилоты герои.. ничего не скажешь, но не малую долу тут повлиял элементарный "случай". Повезло, что увидели полосу, повезло, что хватило топлива, повезло, что успели три круга еще сделать, повезло, что на полосе ничего не было, повезло, что не порвало фюзеляж, не грохнули крыльевые баки (иначе некого было бы искать)... очень много счастливых совпадений.. Реально в рубашке родились ВСЕ. И экипаж и пассы.
Они не могли увидеть полосу(низкая облачность), они знали где она, как и знали на сколько кругов им хватит топлива. И скорее всего для оценки полосы эти заходы и делали. Так что "случай" тут как бы почти и не причем.
Штурман мог попросить у пассажиров телефон со встроенным ГПСом.
Представляю картину. Штурман выбегает в салон и лихорадочно ищет:"Товарищи, наш самолет падает. Не найдется ли у кого GPS-приемника?"
У 90% штурманов в настоящее время есть эти приемники ))) Ибо по той аппаратуре, что стоит сейчас в Туполе летали еще немцы во вторую мировую.. и там надо приложить немало сил, чтоб вычислить правилльно свое местонахождение.
По ВСУ. ВСУ глушат сразу как только последний движок вышел на номинальные обороты после запуска.
Формальным поводом для глушения является переход питания скв от двигателя, что и прописано в рлэ.
Но проходившие 6.5 и 6.6 взлетают с всу.:rtfm:
---------- Добавлено в 23:50 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 23:46 ----------
Но между генератором и потребителем куча всякой хрени..
Всего лишь шины питания и контакторы, если упрощённо смотреть.
Формальным поводом для глушения является переход питания скв от двигателя, что и прописано в рлэ.
Но проходившие 6.5 и 6.6 взлетают с всу.:rtfm:
Извините, вы в аэропорту работали? Рекомендую просто сходить в аэропорт и послушать запуск двигателей Туполя. после запуска всех движков, если хорошо прислушатсья можно услышать выключение ВСУ и закрытие створок ВСУ (правда на Б и М различная конструкция подвода воздуха и отвода газов)
Сами гидросистемы сконструированы крайне неудачно (тоже подтверждено кровью).
Это слабое место практически всех самолётов подобной компоновки.
---------- Добавлено в 00:03 ---------- Предыдущее сообщение было написано Вчера в 23:53 ----------
Извините, вы в аэропорту работали? Рекомендую просто сходить в аэропорт...
Нет, я никогда в аэропорту никогда не был, самолётов не видел, а летал только в Ил-2 Штурмовик :cry: ... и с отказавшим порционером я никогда сразу после взлёта не садился:(
---------- Добавлено в 00:08 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 00:03 ----------
Крыльчатку для аварийных случаев, работающих от набегающего потока (крыса) сделали только у Ту-204. слямзили как всегда у Боинга-757. На Ту-154 такой крыльчатки нет
Там, извиняюсь, лямзить нечего. Новые стандарты-новые игрушки. Правда, при просранном керосине ветряк помогает.
---------- Добавлено в 00:14 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 00:08 ----------
Ибо по той аппаратуре, что стоит сейчас в Туполе летали еще немцы во вторую мировую..
Как интересно! Закажу туполям аппаратуру для Не-111.
Если сравнить эту посадку с недавним случаем А-320 на Гудзоне - где было сложнее ? Емнип , в том случае двигатели уже не работали и повторно зайти сложно было , зато река большая . А тут три попытки были , но полоса узкая 1300 и деревья ...
IMHO В плане принятия решения отказ двух двигателей на взлете сложнее чем отказ электричества на эшелоне. Вот посадки по сложности и удаче скорее всего в общем похоже
Спасли столько жизней!!!! Герои!
"Машина осталась на руках. Там бешеные нагрузки. Все стрелки падают вниз до нуля, самолёт начинает дёргать из стороны в сторону. Так как все приборы отказали, лётчики поставили стакан воды и по нему определяли, с каким углом идут, какой тангаж", - поясняет кавалер Ордена мужества пилот первого класса Николай Виноградов.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=391243&browser=ff
А разве не предусмотрено на всякий крайний энергонезависимого будильника авиагоризонта? Стаканы то зачем ставить? Или это для пущей страсти просто сказано было?
У 90% штурманов в настоящее время есть эти приемники ))) Ибо по той аппаратуре, что стоит сейчас в Туполе летали еще немцы во вторую мировую.. и там надо приложить немало сил, чтоб вычислить правилльно свое местонахождение.
Сейчас на большинстве Туполей есть KLN-90B или Trimble Approach 2000. По НВУ уже никто не летает.
"Машина осталась на руках. Там бешеные нагрузки...
А разве не предусмотрено на всякий крайний энергонезависимого будильника авиагоризонта? Стаканы то зачем ставить? Или это для пущей страсти просто сказано было?
Не соврешь - не расскажешь красиво. "На руках" у него машина осталась, ага...
"лётчики поставили стакан воды и по нему определяли, с каким углом идут, какой тангаж",
Стакан воды в турбуленции ?:rolleyes:
RR_Stomp
09.09.2010, 10:34
http://community.livejournal.com/ru_aviation/1628823.html
RR_Rumata
09.09.2010, 11:24
Пилоты герои!
Источник: газета «Гудок»
Автор: Елена Князева
Опубликовано: 09.09.2010, 09:47
В Коми прибыла спецкомиссия, которая будет расследовать инцидент с самолетом Ту-154. Пассажирский лайнер, летевший из Якутии в Москву, совершил аварийную посадку в тайге. У судна отказала система электроснабжения. Следом отключились навигация, связь, топливные насосы.
Летчикам пришлось сажать самолет практически вслепую на заброшенный аэродром. То, что удалось сделать это без потерь, пассажиры называют чудом, специалисты - высшим пилотажем. Летчики, а командиру экипажа Евгению Новоселову - всего 31 год, совершили фактически невозможное.
На высоте 10 километров у самолета отказали системы электроснабжения и навигации, сработала сигнализация аварийного остатка топлива. Пилоты провели экстренное снижение, пробили облака и визуально стали искать подходящую площадку. Ей оказалась взлетно-посадочная полоса заброшенного военного аэродрома Ижмы (его даже нет на современных картах).
С неработающими закрылками самолет заходил на посадку дважды, но приземлился только с третьей попытки. Для нормальной посадки Ту-154 нужно не менее двух километров бетонного покрытия. В Ижме полоса закончилась значительно раньше. Самолет въехал в лес. К счастью, он оказался низкорослым. Никто из 72 пассажиров не получил даже ушибов.
Пассажиры рейса Полярный - Москва и их родственники с трудом сдерживают слезы. Слишком сильны эмоции от пережитого. Посадка на заброшенном аэродроме в Коми стала настоящим чудом. Но люди узнали об этом только на земле. Паники на борту не было. Даже жесткой посадку никто не называет. Пассажиры намерены ходатайствовать о награждении экипажа самыми высокими наградами.
Власти региона также высоко отметили мастерство летчиков. "Это просто подвиг со стороны пилотов. Если бы не их (пилотов) грамотные действия и профессионализм, трагедии избежать бы не удалось", - считает глава Коми Вячеслав Гайзер.
Расследовать причины ЧП будет специальная федеральная комиссия. В авиакомпании утверждали, что самолет был исправен. Теперь специалисты Ространснадзора проведут внеплановую проверку всего авиапарка "АЛРОСА".
"Федеральная комиссия, которая сегодня вечером прибудет в Коми, пока без представителей авиаперевозчика (они планируют прилететь завтра), подведет итоги доследственной проверки. В разработке - три версии случившегося. Приоритетная - отказ системы энергоснабжения лайнера. Впрочем, не сбрасываются со счетов и еще две - ошибка в действиях экипажа и неблагоприятная погода", - сообщили РИА Новости в Северо-Западном следственном управлении на транспорте СКП РФ. Возглавит работу комиссии на месте ЧП в Коми ее глава - заместитель руководителя Росавиации Владимир Дмитриев.
В прокуратуре Ижемского района РИА Новости сообщили, что члены комиссии осмотрят место аварийной посадки Ту-154, облетят территорию на вертолете, осмотрят внутри и снаружи сам самолет. Пока вход в салон запрещен - лайнер опечатан. "Мы передадим комиссии всю обнаруженную вчера (во вторник) на месте приземления самолета документацию и бортовые самописцы. В Коми приезда комиссии ждут и члены экипажа, они дадут им лично показания", - отметили в прокуратуре муниципалитета.
Глава Коми Вячеслав Гайзер в среду в заявлении для прессы сказал, что доволен работой властей республики во внештатной ситуации.
"Эта ситуация показала, что возможно взаимодействие всех служб, которые должны были принять и приняли самое активное участие, начиная от Минздрава и Центра медицины катастроф, заканчивая МЧС. Главное же - не растерялись власти и Ижемского района, и Ухты. Я считаю, что все сработали хорошо", - заявил глава Коми.
Впрочем, чиновники считают инцидент разовым, и осмотра всех российских "тушек" не будет. В подтверждение этому - слова руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Нерадько : "Мы не приостанавливаем эксплуатацию самолетов Ту-154. Считаем это единичным случаем. Но мы проведем профилактические работы перед вылетом, информируем экипажи о необходимости дополнительного контроля за системами энергопитания самолета".
Судьбу аварийного Ту-154 также будет решать комиссия. В первую очередь, специалистам предстоит выяснить, подлежит ли лайнер ремонту.
http://www.aviaport.ru/digest/2010/09/09/201789.html
Надеюсь, официальный отчёт об этом АП, мы когда-нибудь увидим?
Это не секретно. На www.mak.ru - и в свое время качайте отчет и читайте.
Другой вопрос, что расследование может занять достаточно много времени
lastochkin
09.09.2010, 12:16
"........ экипаж ахнул от увиденного. "Мы вышли и подумали, что попали в рай. Чистый, прозрачный воздух, леса, трава". Все сразу пошли грибы собирать, делать-то нечего было. Связи с диспетчерами не было...... ".
В лес по грибы на самолёте. Самый удачный грибной суп за всю историю авиации.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!!!! :)
BOBAH_59
10.09.2010, 08:53
Стакан воды в турбуленции ?:rolleyes:
И еще один вопрос: а в стакане точно вода была? :rolleyes:
И еще один: как по уровню в стакане можно различить крен и движение со скольжением?
И еще один вопрос: а в стакане точно вода была? :rolleyes:
И еще один: как по уровню в стакане можно различить крен и движение со скольжением?
кроме стакана у пилотов еще и горизонт был - уровень облаков, а под ними - и земной.. так что связать ориентиры за бортом и движения воды в более мене цельную картину могли
14 сентября состоится торжественное награждение экипажа Ту-154 авиакомпании "Алроса".
http://www.aex.ru/images/media/3942.jpg
Ту-154м авиакомпании Алроса
фото Dmitriy Pichugin, Russian AviaPhoto Team, airliners.net
10 сентября 2010 г., Aviation Explorer – 14 сентября 2010 в 14.00 состоится торжественное награждение заслуженными представителями авиационной общественности России экипажа авиакомпании "Алроса" за профессионализм, мужество и за высокое умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. AEX.ru
В связи с событиями, произошедшими 7 сентября, когда в результате отказа критически важного оборудования под Ухтой совершил вынужденную посадку самолет Ту-154 авиакомпании «Алроса», на борту которого находились 72 пассажира и девять членов экипажа, авиационная общественность желает выразить благодарность членам экипажа, которым удалось совершить посадку лайнера на аэродром, непригодный для приема тяжелых машин.
Данное мероприятие пройдет при участии членов экипажа, представителей авиакомпаний, СМИ, людей, причастных к авиации.
Место проведения награждения Кутузовский проспект, 12, демонстрационный зал TFT Instruments.
Вход гостей по предъявлении любого документа удостоверяющего причастность к авиационному миру.
Форма одежды профессиональная, парадно-выходная.
Парковка бесплатная по предварительной заявке.
Телефон для справок: +7 985 306 99 20
Телефон для СМИ: +7 916 210 9071
http://www.aex.ru/news/2010/9/10/78281/
14 сентября состоится торжественное награждение экипажа Ту-154 авиакомпании "Алроса".
...
Туда же: http://letchikleha.livejournal.com/106147.html (там где "ЗЫ")
BOBAH_59
11.09.2010, 01:40
Туда же: http://letchikleha.livejournal.com/106147.html (там где "ЗЫ")
Этот же ролик есть на Ютубе:
http://www.youtube.com/watch?v=D2n8W7kVVpU
А сегодня поздно вечером (по мск уже вчера) на "Вести-24" было более основательное интервью с ними уже в студии. Этого ролика пока в сети найти, к сожалению, не удалось. :rolleyes:
Они не могли увидеть полосу(низкая облачность), они знали где она, как и знали на сколько кругов им хватит топлива. И скорее всего для оценки полосы эти заходы и делали. Так что "случай" тут как бы почти и не причем.
конечно же они знали что в этом квадрате есть эта полоса, я уверен на 100%.
Я когда в свое время летал в качестве пассажира по маршруту Москва-Мирный-Полярный я кроме тайги и болот ничего не видел, было страшно, вообще им повезло что эта полоса оказалась рядом. пилоты герои не меньше тех что посадили на Гудзон Боинг год назад.
Интересно 737ой смог бы там же сесть при том же уровне пилотов? летал на 737ых мне кажется что у них разбег короче, и посадка тоже чем у тушки.
А мне почему-то вспомнилась береза под Смоленском...
И слава Богу, что такой же не было в этом лесочке...
конечно же они знали что в этом квадрате есть эта полоса, я уверен на 100%.
Посмотрите по ссылке выше, интервью с самими лётчиками, они там сами прямо говорят, что не знали, искали площадку, увидели случайно полосу.
ivan_sch
11.09.2010, 15:01
А мне почему-то вспомнилась береза под Смоленском...
И слава Богу, что такой же не было в этом лесочке...
Слава Богу, что этот экипаж умеет летать на Ту-154.
Слава Богу, что этот экипаж умеет летать на Ту-154.Не только летать, но и садиться! :cool:
ivan_sch
11.09.2010, 16:53
Не только летать, но и садиться! :cool:
Это неразрывные сущности. Пока садиться не умеешь - не умеешь и летать.
кроме стакана у пилотов еще и горизонт был - уровень облаков, а под ними - и земной.. так что связать ориентиры за бортом и движения воды в более мене цельную картину могли
Да не в стакане дело. Проявили смекалку-молодцы. Я в технической части не силен, а потому мне просто непонятно почему для работы банального авиагоризонта нужно электричество.
BOBAH_59
11.09.2010, 19:07
Да не в стакане дело. Проявили смекалку-молодцы. Я в технической части не силен, а потому мне просто непонятно почему для работы банального авиагоризонта нужно электричество.
Потому, что авиагоризонт — прибор гироскопический, а гироскоп раскручивается электромоторчиком. Теоретически его можно раскручивать крыльчаткой в набегающем потоке, но это технически сложно, тяжело (по массе) и крайне ненадежно.
а разве в системе перекачки топлива не струйные насосы стоят, которые работают без электричества?
sanych62
12.09.2010, 11:44
а разве в системе перекачки топлива не струйные насосы стоят, которые работают без электричества?
Струйным насосам для работы необходимо давление, которое создаётся другими насосами.
Меня смущает другое. В СМИ проскочило, что загорелись лампочки аварийного остатка топлива. Хватало ли его до Москвы?
почему для работы банального авиагоризонта нужно электричество.
Потому, что горизонт-далеко не "банальное"устройство. А от чего он, по Вашему, должен работать?
Меня смущает другое. В СМИ проскочило, что загорелись лампочки аварийного остатка топлива. Хватало ли его до Москвы?
И меня смущает. До Москвы-не знаю, а, вот от чего они загорелись, если машина обесточена полностью, не пойму.
Струйным насосам для работы необходимо давление, которое создаётся другими насосами.
Меня смущает другое. В СМИ проскочило, что загорелись лампочки аварийного остатка топлива. Хватало ли его до Москвы?
Скорее всего загорелась лампочка "Остаток топлива 2500", сигнализирующая об остатке 2500 кг в расходном баке. А топлива им само собой до Москвы хватало.
И меня смущает. До Москвы-не знаю, а, вот от чего они загорелись, если машина обесточена полностью, не пойму.
Лампочка и датчик остатка 2500 работают от постоянного тока. Если у них повылетали только генераторы, то лампочка должна работать
а, вот от чего они загорелись, если машина обесточена полностью, не пойму.
Дык аккумуляторы никто не отменял.
Не соврешь - не расскажешь красиво. "На руках" у него машина осталась, ага...
"На руках"-это значит, что не а\пилот вел машину, а летчик.
---------- Добавлено в 13:23 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 13:15 ----------
Дык аккумуляторы никто не отменял.
Ну и насколько им хватило их НКБНов?
Вообще-то, интересно было бы разобраться в этой истории. Честно говоря, я не могу себе представить ситуацию, когда машина полностью в полете обесточится. Скорее всего, мне кажется, нет просто технически грамотного освещения всей этой ситуации в СМИ.
На первой (или на второй) странице этого топика есть список экипажа. Но там, почему-то, нет Ломанова, который, (по его словам по телеку) и сажал самолет. Чудно это все как-то...
Скорее всего загорелась лампочка "Остаток топлива 2500", сигнализирующая об остатке 2500 кг в расходном баке. А топлива им само собой до Москвы хватало.
Лампочка и датчик остатка 2500 работают от постоянного тока. Если у них повылетали только генераторы, то лампочка должна работать
Так не только эта лампочка там от постоянного тока работает - почитай все приборы и связь от постоянки работают (можно от аккумуляторов, можно от генераторов через выпрямители).
Но вот питание почти всего вышибло так, что и аккумуляторы не при деле остались.
АБСУ, кстати, тоже с электроникой связано, слва Б-гу, не настолько сильно...
Вобщем, гадай - не гадай... - МАК разберётся.
Но, мне кажется, что сигнал об аварийном остатке - это либо ложняк, связанный с тем, что происходило в электросистеме, либо следствие отключения части топливной системы по той же электрике.
А электричество "вообще" наверняка было.
По ОРТ вроде хороший репортаж сейчас идёт. На сайте пока не выложили.
ivan_sch
12.09.2010, 22:02
Говорят что-то похожее уже было:
13 июля 2006, самолет Ту-154М 85806, авиакомпания «ЮТэйр». Последующее донесение комиссии по расследованию. (см. оперативную информацию по БП за 1-15 июля 2006 г. № 07-1-2006).
Экипаж выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту: Внуково – Ноябрьск. На борту ВС находилось 10 членов экипажа и 67 пассажиров.
Через 2 часа 10 мин. полета, находясь в зоне ответственности Югорского центра ОрВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» экипаж доложил об отказе системы энергоснабжения ВС постоянным током и о принятии решения на посадку в аэропорту Ханты-Мансийск.
---
Снижение с эшелона 10600 м происходило в штатном режиме.
В заключительной стадии полета из-за полного разряда аккумуляторов перестала работать радиосвязь и все потребители электроэнергии постоянного тока.
Посадка в аэропорту Ханты-Мансийск была произведена благополучно. Выключение двигателей произведено механически (гидрокранами).
При расследовании события выяснилось, что в аккумуляторе № 2 начался «тепловой разгон», приведший к короткому замыканию в 3-й, 4-й и 5-й парах банок (считая от силовых клемм аккумулятора). Это привело к перегрузке работающего на правую сеть постоянного тока ВУ-6Б № 2 и выключению его защитой. ДМР ВУ № 2 дал команду на подключение на эту сеть ВУ резервного. Тот также оказался под перегрузкой, и автоматы защиты сети А33К-25 в РК генераторов сработали на отключение.
Комиссия по расследованию отмечает, что в РЛЭ ТУ-154М не оговорена ситуация отказа аккумуляторов по «тепловому разгону», рекомендации по действиям в раздел 8.6.16 отсутствуют.
Ну и такая мысль:
Генераторы на бортсеть подключаются реле-контакторами постоянного тока, иначе говоря, полное исчезновение постоянки обесточит самолет полностью
То есть неисправный аккумулятор вполне может обесточить самолет?
Говорят что-то похожее уже было:
Ну и такая мысль:
То есть неисправный аккумулятор вполне может обесточить самолет?
Вполне вероятно.
По крайней мере, всю сеть постоянного тока.
Если не предусмотрено отключение аккумуляторов.
Также, как в любом автомобиле - кз в аккумуляторе перегружает генератор, он отключается (или перегорает), дохлый аккум не справляется с сетью - всё, приехали.
С другой стороны, если с работающим генератором отключить аккумулятор, то в сети может чёрт-те что твориться (сглаживать выбросы нечем). Это может просто пожечь электронику. А обеспечить нормальную сеть с отключенным аккумулятором (только от генераторов) - это непростая задачка.
Так что, похоже, так оно и было.
На первой (или на второй) странице этого топика есть список экипажа. Но там, почему-то, нет Ломанова, который, (по его словам по телеку) и сажал самолет.
Угу. В видео с Первого Канала — два Командира экипажа! Один — Новосёлов, другой — Ламанов.
Странно это.
Видео с Вестей http://www.vesti.ru/videos?vid=299099&p=1&sort=2&sub_sort=0&cid=7
Там еще интервью большое было, но пока или нету или не нашел.
Угу. В видео с Первого Канала — два Командира экипажа! Один — Новосёлов, другой — Ламанов.
Странно это.
Если журналажки ничего не напутали - то такое может быть вполне.
Один штатный КВС, другой инструктор- проверяющий.
Если журналажки ничего не напутали - то такое может быть вполне.
Один штатный КВС, другой инструктор- проверяющий.
Это сами пилоты сказали. 2 КВСа - это у них экипаж такой, т.к. летать некому.
Это сами пилоты сказали. 2 КВСа - это у них экипаж такой, т.к. летать некому.
Видимо, имелось в виду 2 КВС в смысле квалификации (как "звание").
Командир в экипаже (как "должность") только один :)
ПаксA:
Взгляд изнутри:
Летаю часто этим маршрутом и вот долетался...
Коротенько: летел на 20 ряду, дремал, поворот над Воркутой помню, потом обратил внимание нет света в салоне, не горят табло над дверями, начали достаточно быстро снижаться(б/п достаточно высокий, подлетел до потолка, когда вышел сказать "пристегнуть ремни") через какое-то время перешли в горизонтальный полет, в хвост пробежал БИ со страшным лицом и пару минут хлопал какими-то дверями в районе туалетов. Б/п пересадили последние три ряда в первый салон, опять прибежал БИ...убежал...опять начали снижаться, но уже медленнее, первый раз увидел землю в разрыве облаков, тайга однако...высота была не больше 800м, опустились еще, ниже облачности, нижний край не выше 200, временами летели еще ниже-ориентир - макушка башни сотовой(или телебашня) была на одном уровне с окнами, мелкий дождь..."колотило" самолет не по-детски...тут уже было все ясно...б/п начали свой инструктаж... с доворотом ушли в сторону и над рекой шли на "бреющем" как крылатая ракета - повторяя рельеф, не могу сказать сколько пролетели, пока не показался поселок, может 5 минут, может 10... пугала низкая высота(в облачность не залезали) и высокая скорость, посмотрел на крыло - ни закрылки не предкрылки не выпущены. Полосу было хорошо видно, только видно было что она вся "зеленая" - трава и кустарник, облетели дважды с креном, наверное рассматривали... потом отлетели подальше и уже было понятно что будем садиться, б/п "брали горлом" - "голову не поднимать, в окна не смотреть", ага, щас, чего ж помирать с закрытыми глазами? дальше только ощущения(вылядывал в окно периодически) - заходили по очень пологой глиссаде, скорость очень большая, посмотрел еще раз - механизация крыла не выпущена, почему-то показалось(по звукам) что шасси выпустили в последний момент, а реверс включили еще не коснувшись полосы, такое ощущение было что самолет "дернули" за хвост, коснулись мягко, только колеса "завизжали" так что было слышно в салоне, на полосе пару раз "вильнули" из стороны в сторону, но удержали, только в самом конце потащило влево(может из-за того что слева было больше деревьев и ближе к полосе, по левому крылу раньше "застучало"), в болотину въехали как в резину...после остановки поразила ТИШИНА, мне показалось что движки уже стояли. Ну маленько покричали, женщины заголосили, пара "уродов" ломанулась к аварийным выходам, но в принципе было спокойно, б/п выскочили на крыло смотреть движки и нет ли пожара, но пар шел только от шасси...ну а дальше не интересно, все поняли что "пронесло" и спокойно вышли через переднюю дверь по аварийному трапу, да, на что обратил внимание - лампочки над аварийными выходами еле-еле "тлели", даже не в полнакала...
Я думаю не надо говорить как благодарили экипаж и командира, и что, те кто летел, говорили им. Самый большой посттравматический стресс был(по-моему) у бортпроводников...:))) в Ижме "лекарства" было много, но не брало...
PS Сорри за много букв, и берегите себя!
http://www.forumavia.ru/forum/3/5/2742969976174329606221283834235_18.shtml
Хм, действительно, верить мне "на слово" наверное не правильно, доказывать что-то вроде смешно...ну время свободное есть, можно и ответить:
1. К летному составу никакого отношения не имею, поэтому знать когда включают реверс при аварийной посадке не могу, было не "как обычно" - касание, а потом реверс...происходило одновременно или даже реверс раньше ИМХО.
2. О скорости сужу по картинке в иллюминаторе перед посадкой(необычной) деревья сливались в сплошной поток, и по тому что видел отсутствие выпущеного "оперения"...
О высоте так же по обычным ориентирам - на высоте 700-900 метров начинаешь различать отдельные деревья в лесу(прыгал с парашютом), в поселке торчит телебашня или сотовая, не думаю что выше 50 метров, мы кружили не намного выше, вполне сопоставимая высота была.
3. Конечно, форум прочитал, искал ответ почему пропало электропитане, если Вы заметили никаких технических вопросов не поднимал... вчера нашел инфу что с самолета комиссия сняла кроме "шариков" еще и АККУМУЛЯТОРЫ!!! поэтому и зашел сюда за разъяснениями.
4. На уровне здравого смысла, никто больше в такой ситуации не будет бегать по салону и лазить по шкафам кроме БИ, потом увидел весь экипаж и понял что не ошибся.
5. Между остановкой самолета и открытием аварийных выходов прошло секунд 5-7, да, в салоне было "шумно", но секунд через 20-30 успокоились и шума движков не было точно!
6. Не было "аварийной эвакуации", выходили СПОКОЙНО через переднюю дверь, по аварийному трапу, даже с шутками по поводу женщин в юбках и собаки которая не хотела на трап идти, пришлось "десантировать" :) поэтому и увидел что лампы на аварийных выходах еле светятся.
7. Да, после открытия люков несколько "особо прытких" выскочили на крыло, их быстро согнали б/п, да и высоковато было прыгать с крыла...выпускали на крыло только позвонить, в салоне сотовая не работала. А то, что в такой ситуации народ неуправляемый я думаю понятно.
Так к чему пришли после 18 страниц? Поему такое стало возможным? Или ждать официоза?
http://www.forumavia.ru/forum/3/5/2742969976174329606221283834235_19.shtml
---------- Добавлено в 13:44 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 13:30 ----------
Вот ещё.
http://www.vesti.ru/xml/get_audio.html?id=9378
Так не только эта лампочка там от постоянного тока работает - почитай все приборы и связь от постоянки работают (можно от аккумуляторов, можно от генераторов через выпрямители).
Но вот питание почти всего вышибло так, что и аккумуляторы не при деле остались.
АБСУ, кстати, тоже с электроникой связано, слва Б-гу, не настолько сильно...
Вобщем, гадай - не гадай... - МАК разберётся.
Но, мне кажется, что сигнал об аварийном остатке - это либо ложняк, связанный с тем, что происходило в электросистеме, либо следствие отключения части топливной системы по той же электрике.
А электричество "вообще" наверняка было.
Большинство оборудования запитывается от сети переменного тока, в том числе и АБСУ, и топливная система. Насосы подкачки, перекачки питаются от сети переменного тока. Если переменки нет, то подача топлива к двигателям идет с помощью резервных насосов, работающих от сети постоянного тока. Поскольку насосы перекачки не работают, топливо из расходного бака тянется, а туда из баков №2 и №3 не поступает. Поэтому и загорелся остаток 2500.
Большинство оборудования запитывается от сети переменного тока, в том числе и АБСУ, и топливная система.
Чтобы функционировало большинство оборудования необходим постоянный ток, так как реле (блоки коммутации) и контакторы, включающие насосы, работают именно от постоянки :)
Большинство оборудования запитывается от сети переменного тока, в том числе и АБСУ, и топливная система. Насосы подкачки, перекачки питаются от сети переменного тока. Если переменки нет, то подача топлива к двигателям идет с помощью резервных насосов, работающих от сети постоянного тока. Поскольку насосы перекачки не работают, топливо из расходного бака тянется, а туда из баков №2 и №3 не поступает. Поэтому и загорелся остаток 2500.
Это силовые цепи переменкой трёхфазной питаются с резервированием от постоянки, а вот что там с цепями управления?
Пропадание постоянки разве учитывается?
Скорее всего, Эта сеть (постоянного тока) считается априори присутствующей всегда - даже на полностью "уснувшем" самолёте, на стоянке аккумуляторами питается всё, что будет включено.
Ну не могли все три генератора сдохнуть. Там резервирование на цепи постоянного тока - ого-го, включая выбор фаз генераторов. А ещё и ВСУ есть. При всех отказавших двигателях и отсутствии всех генераторов есть ещё возможность запуска ВСУ и работы всей электрики от него, если и ВСУ нет, то какое-то время от аккумуляторов будут питаться и приборы, и гидравлика. А вот при отказе аккумов (если КЗ в банках), они (аккумуляторы) просаживают всю сеть постоянки.
Я, конечно, не специалист в электрооборудовании ТУ-154, но ИМХО такое возможно, тем более, подобный случай описан. Одно смущает - что не предусмотрен такой режим работы, когда аккумуляторы полностью отключаются от сети. Или он есть? Тогда логичного объяснения произошедшему, при условии изначальной исправности всех резервных систем, я вообще не вижу.
=PUH=BOSS
13.09.2010, 19:32
В каком то докфильме про авиакатастрофы видел что выпустили специальный вертлюжок для вырабатывания электроэнергии - че у нас то таких не ставят?
Чтобы функционировало большинство оборудования необходим постоянный ток, так как реле (блоки коммутации) и контакторы, включающие насосы, работают именно от постоянки :)
Ну там вообще по большому счету для большинства оборудования необходимо и переменка и постоянка. :) Все реле и контакторы будут бесполезны если им будет нечего включать.
Это силовые цепи переменкой трёхфазной питаются с резервированием от постоянки, а вот что там с цепями управления?
Пропадание постоянки разве учитывается?
Скорее всего, Эта сеть (постоянного тока) считается априори присутствующей всегда - даже на полностью "уснувшем" самолёте, на стоянке аккумуляторами питается всё, что будет включено.
Ну не могли все три генератора сдохнуть. Там резервирование на цепи постоянного тока - ого-го, включая выбор фаз генераторов. А ещё и ВСУ есть. При всех отказавших двигателях и отсутствии всех генераторов есть ещё возможность запуска ВСУ и работы всей электрики от него, если и ВСУ нет, то какое-то время от аккумуляторов будут питаться и приборы, и гидравлика. А вот при отказе аккумов (если КЗ в банках), они (аккумуляторы) просаживают всю сеть постоянки.
Я, конечно, не специалист в электрооборудовании ТУ-154, но ИМХО такое возможно, тем более, подобный случай описан. Одно смущает - что не предусмотрен такой режим работы, когда аккумуляторы полностью отключаются от сети. Или он есть? Тогда логичного объяснения произошедшему, при условии изначальной исправности всех резервных систем, я вообще не вижу. Основным источником питания сети постоянного тока при нормальной эксплуатации являются выпрямительные устройства, запитывающиеся от сети ~115/200 В. Хоть все 4 аккумулятора выключай. Но пока аккумуляторы живы, то постоянка есть.
Гидравлика работает при нормальной эксплуатации от движков, когда движки выключены, от электронасосов.
Я тоже не большой специалист по Ту-154. В свое время, когда Ту-154Б-2 и Ту-154М от PT для MSFS осваивал, все это перелопачивал. :)
А вообще да, лучше действительно дождаться отчета МАК.
Интервью Вестям http://www.vesti.ru/videos?vid=298939&p=1&sort=1&sub_sort=0&cid=320
Интервью Вестям http://www.vesti.ru/videos?vid=298939&p=1&sort=1&sub_sort=0&cid=320
Теперь всё прояснилось, для меня.
А ведь вся эта ерунда могла произойти ночью...
Стакан воды помог бы в качестве авиагоризонта, а вот что делать с поиском площадки для посадки?
Кто-то вспоминал про березку под Смоленском? Вот тут были бы и березки и прочий кустарник.
... а пилоты герои!
Устное предупреждение за мат.
Хоть все 4 аккумулятора выключай.
Вот именно хоть (если) отключить. А если не отключить, а сдох (кз)?
А вообще да, лучше действительно дождаться отчета МАК.
Само собой.
Тем более, что познаний в этой области (конкретно - система элекроснабжения Ту-шки) - ноль.:)
Так только - слухи, да общие понятия по электрике.:)
Вот именно хоть (если) отключить. А если не отключить, а сдох (кз)?
Это надо предметно смотреть фидер, просчитывая последствия. ВУшки, кстати, и на аккамуляторы пашут...
p.s. В своё время у брата батарея на Як-42 рванула (тепловой разгон), но сел он своём порту, в Быково.
Дождёмся отчёта, имхо.
Стакан воды помог бы в качестве авиагоризонта, а вот что делать с поиском площадки для посадки?
Стакан воды бы не помог.
Я не помню по какому поводу, но на ю-тубе видел ролик, где пилот ставит стакан воды и делает бочку, не пролив ни капли и даже не шелохнув воду.
Направление перегрузки (положение воды в стакане) с направлением на землю (горизонтом), в общем случае никак не связаны.
3GIAP_moby
13.09.2010, 22:48
Стакан воды бы не помог.
Я не помню по какому поводу, но на ю-тубе видел ролик, где пилот ставит стакан воды и делает бочку, не пролив ни капли и даже не шелохнув воду.
Направление перегрузки (положение воды в стакане) с направлением на землю (горизонтом), в общем случае никак не связаны.
только вот в данном случае пилоты не далали бочек.
Стакан воды бы не помог.
Я не помню по какому поводу, но на ю-тубе видел ролик, где пилот ставит стакан воды и делает бочку, не пролив ни капли и даже не шелохнув воду.
Направление перегрузки (положение воды в стакане) с направлением на землю (горизонтом), в общем случае никак не связаны.
Ну так центробежная сила(?) как бы вжимает воду в стакан и поэтому она не выливается. А вот если медленно кренить ЛА, то вода будет держать горизонт.
Lemon Lime
14.09.2010, 00:35
Ну так центробежная сила(?) как бы вжимает воду в стакан и поэтому она не выливается. А вот если медленно кренить ЛА, то вода будет держать горизонт.Если дать педальку и загнать шарик в центр (то бишь, действовать "по науке") - не будет, будет вместе с самолетом крениться. Если не давать, то очень приблизительную информацию о крене до поры получать можно.
Стакан воды бы не помог.
Я не помню по какому поводу, но на ю-тубе видел ролик, где пилот ставит стакан воды и делает бочку, не пролив ни капли и даже не шелохнув воду.
Направление перегрузки (положение воды в стакане) с направлением на землю (горизонтом), в общем случае никак не связаны.
Помог. Это на авиафоруме вещуют граждане типа-пилоты про "непомогбы" и "незнание аэродинамики". Сделать бочку а-ля Боб Гувер, с постоянной перегрузкой и без скольжения - зело сложно. А в случае просто кренов и скольжений - все покажет. Проверено :). Кстати, в том же ю-тубе полно роликов с попытками сделать "хувер трик". Удачных мало :)
---------- Добавлено в 00:42 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 00:39 ----------
Ну так центробежная сила(?) как бы вжимает воду в стакан и поэтому она не выливается. А вот если медленно кренить ЛА, то вода будет держать горизонт.
С какой скоростью кренить - пофиг. Главное создать перегрузку 1G и более. Т.е. для сохранения воды в стакане нужно делать не бочку, а "кадушку".
Помог. Это на авиафоруме вещуют граждане типа-пилоты про "непомогбы" и "незнание аэродинамики". Сделать бочку а-ля Боб Гувер, с постоянной перегрузкой и без скольжения - зело сложно. А в случае просто кренов и скольжений - все покажет. Проверено :). Кстати, в том же ю-тубе полно роликов с попытками сделать "хувер трик". Удачных мало :)
На Ту-154, как в принципе на всех больших джетах, никто не педалирует. Педали используют только на взлете и на посадке: отпускают сразу как только тянут штурвальную колонку на себя и давят перед при выравнивании перед касанием. ЕМНИП особенность аэродинамики Ту-154 такова, что разворот получается скоординированным.
Вообще на больших джетах существует yaw damper (на Ту-154 - АБСУ), предназначенный для того, чтобы развороты были скоординированными.
P.S. А на авиафоруме, кстати, (если подразумевается aviaforum.ru) удельный вес настоящих пилотов (в том числе летавших и на Ту-154), думаю много больше, чем среди отписавшихся на этой ветке. :)
Помог. Это на авиафоруме вещуют граждане типа-пилоты про "непомогбы" и "незнание аэродинамики". Сделать бочку а-ля Боб Гувер, с постоянной перегрузкой и без скольжения - зело сложно. А в случае просто кренов и скольжений - все покажет. Проверено :). Кстати, в том же ю-тубе полно роликов с попытками сделать "хувер трик". Удачных мало :)
---------- Добавлено в 00:42 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 00:39 ----------
С какой скоростью кренить - пофиг. Главное создать перегрузку 1G и более. Т.е. для сохранения воды в стакане нужно делать не бочку, а "кадушку".
Покажет. Именно скольжение.
Также, как "шарик".
Вообще, стакан с водой - это "визуализатор жопомера". К чему приводит использование жопомера вместо приборов в сложных положениях, без видимых ориентиров, обяснять, я думаю, пилотам не надо. А ведь именно от этого они собирались страховаться стаканом.
АЭРОдинамику сюда, конечно, зря приплели. Это динамика обшая.
---------- Добавлено в 11:47 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 11:44 ----------
На Ту-154, как в принципе на всех больших джетах, никто не педалирует. Педали используют только на взлете и на посадке: отпускают сразу как только тянут штурвальную колонку на себя и давят перед при выравнивании перед касанием.
И это стало одним из факторов пермской катастрофы, вместе с тем самым "жопомером" вместо авиагоризонта.
Что-то вы к стакану прицепились. Его всего-то использовали, чтобы определить есть/нет крен, при пробитии облаков. Посадку производили чисто визуально. Если сами участники той посадки говорят, что стакан был нужен и чем-то помог, то так и было. Их профессионализм, я думаю, сомнения не вызывает.
А теоретики с форума конечно лучше всех всё знают ;)
Что-то вы к стакану прицепились. Его всего-то использовали, чтобы определить есть/нет крен, при пробитии облаков. Посадку производили чисто визуально. Если сами участники той посадки говорят, что стакан был нужен и чем-то помог, то так и было. Их профессионализм, я думаю, сомнения не вызывает.
А теоретики с форума конечно лучше всех всё знают ;)
Ну, в том интервью, которое я видел, экипаж, как раз, очень мягко, почти стыдливо открещивался от использования этого стакана :)
"Вот если бы... в облаках, а мы проскочили, а стакан - "на всякий случай""
Вот и цепляемся вовсе не к тому, что они там стакан поставили, а к тому, что некоторые делают из этого выводы вроде "авиагоризонт - примитивная приблуда, которй и питание не понятно зачем, заменяется стаканом с водой" или "случись такое ночью - вместо АГ можно стакан с водой использовать".
А так, даже если этот стакан исполнял роль простого стимула, вроде "сядем - выпью", и был налит вовсе не водой и хоть как-то помог совершить то, что совершили, то респект и уважуха тому, кто его поставил. :)
А механический указатель поворота там есть?(Комбинированный который)
А механический указатель поворота там есть?(Комбинированный который)
Есть ЭУП - электрический указатель поворота и скольжения
ПаксA:
"голову не поднимать, в окна не смотреть", ага, щас, чего ж помирать с закрытыми глазами?
:lol: Смеркалось!
Станислав
14.09.2010, 21:56
"Комиссией установлено, что причиной возникновения аварийной ситуации стал "тепловой разгон" бортовых аккумуляторов. Все аккумуляторы направлены на специальное исследование в Государственный центр по безопасности полетов на воздушном транспорте Ространснадзора", — говорится в сообщении Росавиации 14 сентября. Специалисты расшифровали записи бортового самописца параметров полета и речевого самописца, которые находятся "в удовлетворительном состоянии и позволяют комиссии использовать их для анализа причин возникновения и развития аварийной ситуации".
Собственно, как и псиали выше.
=KAG=Zakhar
15.09.2010, 13:49
Интересно бы послушать запись кабинных переговоров с речевых самописцев и запись радиообмена. Как работал экипаж, и как диспетчера вели аварийный самолет...
Интересно бы послушать запись кабинных переговоров с речевых самописцев и запись радиообмена. Как работал экипаж, и как диспетчера вели аварийный самолет...
Небыло там радиообмена.
Точнее, закончился он практически сразу после доклада о неполадках.
Связи там даже внутренней небыло. И велась ли запись внутрикабинных без питания - тоже вопрос.
после открытия люков несколько "особо прытких" выскочили на крыло, Люки и двери положено открывать после аварийной посадки или перед ней? (при деформации фюзеляжа, их вроде может заклинить? )
Пилоты говорили, что наземные аварийные службы оказались на месте почти мгновенно.
Где они дислоцировались, кто и как их вызвал?
Кто-то из наземных руководителей, увидев кружащий над полосой борт, всё понял, и быстро принял правильное решение?
Где они дислоцировались, кто и как их вызвал?
Кто-то из наземных руководителей, увидев кружащий над полосой борт, всё понял, и быстро принял правильное решение?
Показывали в выходные по орт
Кто-то из местных, в былые времена летал с этой полосы сам.
Увидев борт, бросил магазин и поехал к полосе, наверняка повыдергивал остальных.
сейчас в новостях прочитал -
этот борт собираются своим ходом вывозить с тайги на ремонтный завод.
Аварийный Ту-154, совершивший посадку на заброшенном аэродроме поселка Ижма, эвакуируют на ремонтный завод. В воздух машину поднимут летчики-испытатели.
В среду техники начнут ремонтные работы, которые позволят вытащить самолет из лесополосы на взлетную полосу (это примерно 150 метров). «Самолет поврежден незначительно. Для того чтобы он самостоятельно поднялся в воздух, необходимо заменить два двигателя из трех», — сообщили ИТАР-ТАСС в компании «Алроса».
Основной проблемой остается отсутствие взлетно-посадочной полосы — аварийную посадку самолет совершил на вертолетную площадку и в момент приземления выехал за ее пределы. Для взлета Ту-154 потребуется построить взлетно-посадочную полосу, с которой самолет в воздух поднимут летчики-испытатели. Сроки окончания ремонта, который пройдет в Самаре или Минводах, и дату перелета в «Алросе» не уточняют. После восстановления самолета компания планирует использовать его на регулярных рейсах.
Летевший из Якутии в Москву Ту-154 совершил аварийную посадку в Ижме 7 сентября. На борту находились 72 пассажиров и 9 членов экипажа. Комиссия Росавиации, которая проводит расследование происшествия, основной версией причины аварии считает отказ оборудования в полете.
Новость на сайте «Вести.Ру»
Увидев борт, бросил магазин и поехал к полосе, наверняка повыдергивал остальных. Респект человеку. Вот бы кого тоже надо наградить. :)
в среду начнут ремонтные работы, которые позволят вытащить самолет из лесополосы Он там не увяз в мягком грунте за неделю?
=KAG=Zakhar
16.09.2010, 10:38
Небыло там радиообмена.
Точнее, закончился он практически сразу после доклада о неполадках.
Связи там даже внутренней небыло. И велась ли запись внутрикабинных без питания - тоже вопрос.
Я имел ввиду радиообмен диспетчеров. Понятно, что экипаж их уже не слышал.
У "ящиков" есть свои аккумуляторы, ИМНО, должен писать при любых условиях.
Kelindil
17.09.2010, 22:23
уже чинят.
двигатели работают.
сам улетит :bravo::bravo::bravo:
уже чинят.
двигатели работают.
сам улетит :bravo::bravo::bravo:
Долгой жизни "птахе" :)
Это и её достижение - что выжила сама и не забрала жизни людей.
Я бы самолётам тоже ордена давал - прямо на фюзеляж, хотябы краской.
Я бы самолётам тоже ордена давал - прямо на фюзеляж, хотябы краской.
Где-то проскакивало сообщение, что ему хотят присвоить собственное имя "Ижма". Собственно присвоить имя и есть орден для самолёта :)
Я имел ввиду радиообмен диспетчеров. Понятно, что экипаж их уже не слышал.
У "ящиков" есть свои аккумуляторы, ИМНО, должен писать при любых условиях.
У ящиков может и есть, а у радиостанций - нет. В ящиках своих радиостанций нету, они с самолетных пишут, а они сдохли.
Сейчас по телеку показывали как его готовят. Деревья вокруг вырубили, тракторы пригнали.
Сразу вспомнил вот это: http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?p=1465713
Я имел ввиду радиообмен диспетчеров. Понятно, что экипаж их уже не слышал.
У "ящиков" есть свои аккумуляторы, ИМНО, должен писать при любых условиях.
Нет
Сейчас в новостях по Звезде ананосировали сюжет, как самолет вытаскивают из леса на полосу.
~Silvist~
22.09.2010, 06:41
уже чинят.
двигатели работают.
сам улетит :bravo::bravo::bravo:Интересно, а аккумуляторы не забыли поменять? А то придется снова искать место для аварийной посадки.
Есть новости ?
Последний раз видел репортаж, как самолёт по деревянным настилам к полосе тащили. И с тех пор тишина.
ROSS_DiFiS
28.09.2010, 12:35
http://www.newsru.com/russia/28sep2010/tu154.html
Пилотам аварийно севшего в Коми Ту-154 присвоили звание Героев РФ
Президент РФ Дмитрий Медведев присвоил пилотам аварийно севшего в Коми самолета Ту-154 Андрею Ламанову и Евгению Новоселову звания Героев Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях.
Как сообщает пресс-служба Кремля, орденом Мужества награждены бортпроводники Василий Выродов, Николай Дмитриев, Елена Дмитриева, Рифкат Низамов, а также бортинженер Рафик Каримов, старший бортпроводник Елена Разумова и штурман Сергей Талалаев.
Напомним, что 7 сентября 2010 года самолет Ту-154 авиакомпании «Алроса», выполнявший рейс из Якутии в Москву, совершил вынужденную посадку в недействующем аэропорту села Ижма в Коми из-за отказа электропитания. На борту самолета находились 72 пассажира и 9 членов экипажа. Длина взлетно-посадочной полосы аэропорта составляла 1400 метров, чего не хватило для самолета, поэтому он проехал еще 180 метров по лесополосе. В результате аварийной посадки никто из пассажиров не пострадал.
9 сентября президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что собирается наградить пилотов самолета Ту-154, так как пассажиры обратились с такой просьбой. Президент отметил, что летчики совершили аварийную посадку в неприспособленных условиях, чем спасли жизни пассажиров, «благодаря мужеству, профессионализму и выдержке».
Источник: KMnews
:bravo:
Молодец.
Господа модераторы, я бы это отдельной новостью повесил. А?
Наконец-то могу сказать:
полностью и целиком поддерживаю решение президента РФ.
DogEater
10.10.2010, 17:34
Да, архиправильно, что в данном случае высшей наградой отмечен высокий профессионализм.
А по самолёту что слышно ?
Когда там очередную партию двигателей привезут и т.д. ?
Ту-154,севший в Ижме,оставят гнить в тайге
17:19, Вторник Январь 11, 2011
Перебрав до последнего винтика аварийный лайнер, приземлившийся в глухом лесу, эксперты ужаснулись стоимости его ремонта и перевозки.
Охраняемый самолет стоит на заснеженной полосе
Предварительные расчеты показали - восстановление "раненой" тушки съест гораздо больше денег, чем покупка новой. Причем разница составит даже не миллионы, а десятки миллионов рублей. Специалисты, занимавшиеся расчетами стоимости ремонта, обнаружили, что в самолете надо менять гораздо больше деталей, чем предполагалось ранее.
- Скорее всего, мы оставим борт в Ижме, - сообщили Life News на Мирнинском авиапредприятии "Алроса", которому принадлежит борт. - Ведутся экономические подсчеты, в ближайшее время руководством акционерной компании будет принято окончательное решение.
По данным источника Life News, самолет требует весьма дорогостоящего ремонта. По подсчетам, замена двух двигателей, подкрылок, фюзеляжа, стоек и других частей обойдется примерно в 60 миллионов рублей. В то же время купить аналогичный лайнер тех же лет выпуска, который находится в рабочем состоянии, стоит 40 - 45 миллионов.
http://www.lifenews.ru/news/48058
как то обидно за борт... как живое существо бросили...
как то обидно за борт... как живое существо бросили...
На постамент его! Как памятник всем экипажам спасшим машину и пассажиров.
По подсчетам, замена двух двигателей, подкрылок, фюзеляжа, стоек и других частей обойдется примерно в 60 миллионов рублей. В то же время купить аналогичный лайнер тех же лет выпуска, который находится в рабочем состоянии, стоит 40 - 45 миллионов.
На самом деле тут еще и необнаруженые трещины и дефекты могут быть - посадка была достаточно жесткой и кто его знает где и что там сломалось. Так что цифра стоимости ремонта может и вырасти в процессе. И/или внезапно (не дай Б-г в полете) проявиться неисправленная неполадка/дефект.
Это у людей за одного битого двух небитых дают. В авиации по-другому.
На постамент его! Как памятник всем экипажам спасшим машину и пассажиров.
Поддерживаю. :yez:
Хороший, высокий такой постамент, можно даже с небольшим сквериком вокруг.
Потому что этот самолет тоже герой, как и экипаж.
Stardust
14.01.2011, 07:17
Поддерживаю. :yez:
Хороший, высокий такой постамент, можно даже с небольшим сквериком вокруг.
Потому что этот самолет тоже герой, как и экипаж.
Согласен!
Уж вывезли бы куда в людное место, к порту какому-нибудь - и на постамент!
Если и на постамент, то все равно надо вывозить. Памятник посреди тайги — затратная штука. И бессмысленная.
Скорее всего, никто на постамент ставить не будет...
Просто оставят на растерзание сборщикам цветмета...
А вот что-то типа памятного камня поставить - думаю вполне реально.
З.Ы. А еще надо видео с места посадки отправить в передачу "ССР" в рубрику "Слабо", а на полосе сделать надпись: "Тут был Ту"
Завтра Рубен Есаян взлетит на нем с площадки в Ижме и перегонит его на ближайший аэродром в Ухте. Полосу в Ижме удлинили, по словам журналистов, в 3 раза.
Репортаж на ТВ-5 (http://www.5-tv.ru/news/37880/)
Репортаж на НТВ (http://www.ntv.ru/novosti/225521/)
Вот елки-палки... 24 марта - это же уже сегодня! :)
Ту154М совершил первый полет после аварийной посадки в Ижме#
СЫКТЫВКАР, 24 мар - РИА Новости, Дарья Шучалина. Самолет Ту-154М, минувшей осенью аварийно севший в Ижме (Республика Коми), только что благополучно приземлился в Ухте, куда вылетел сегодня в 11.00 мск с места своей последней посадки, передает корреспондент РИА Новости.
В Ухте самолет произведет дозаправку и в 14.00 мск вылетит в Самару. Там он должен приземлиться по плану в 17.00 мск.
Как рассказал РИА Новости заслуженный летчик-испытатель - Герой России Рубен Есаян, для разбега лайнеру понадобилось около 800 метров. Взлетно- посадочная полоса была идеально вычищена от снега. Никаких проблем со взлетом не было.
"Для успешного взлета мы с утра отогнали лайнер в противоположную сторону на полосе в соответствии с направлением ветра. Мы выполняли несколько подобных полетов. Поднимали в небо поврежденные при посадке самолеты. Один из последних случаев, помню, был в 2005 году. Перегоняли тогда аналогичный самолет из Финляндии", - отметил он.
Как и обещал экипаж местным жителям, после взлета Ту-154 произвел один круг над полосой в знак прощания с районом. С момента взлета и до тех пор, пока самолет был виден в небе, местные жители аплодировали.
"Все-таки жаль, что "Тушку" ее хозяева не оставили у нас. За эти месяцы поток туристов был такой, какого не было уже много лет. Место удачной аварийной посадки стало главной изюминкой муниципалитета", - сказал РИА Новости председатель Совета ветеранов района Алексей Рочев.
По его словам, население района строило планы относительно дальнейшего продвижения нового туристического бренда. "Мы хотели устроить музей под открытым небом. Ну да ладно - раз самолет может и дальше возить пассажиров, значит, пусть возит. Борт счастливый. Кстати, местная детвора теперь мечтает вырасти и стать летчиками, как те пилоты, которые спасли жизни, удачно посадив у нас самолет", - продолжил собеседник агентства.
Самолет Ту-154М авиакомпании "АЛРОСА" 7 сентября произвел вынужденную посадку в аэропорту "Ижма". Он летел из аэропорта "Полярный" (Якутия) в московский "Домодедово". По данным Росавиации, в полете на высоте 10, 6 тысячи метров у Ту-154М отказала радиосвязь и навигационное оборудование, а также системы электропитания. Экипаж решил снизиться и перейти на визуальный полет. После снижения до 3 тысяч метров в кабине экипажа сработала сигнализация аварийного остатка топлива в расходном баке в связи с тем, что перестали работать электронасосы перекачки топлива.
Экипаж решил произвести вынужденную посадку в аэропорту Ижмы, взлетно- посадочная полоса которого не приспособлена для эксплуатации тяжелых воздушных судов типа Ту-154. Заход на посадку осуществлялся на повышенной скорости из-за того, что из-за отказа электроприводов не удалось выпустить закрылки и предкрылки. Самолет приземлился с третьей попытки. После приземления и пробега по взлетной полосе самолет выкатился за ее пределы на 200 метров
Ёёёё! :bravo: :bravo: :bravo: Достойный финал красивой истории.
Но его же вроде, собирались пустить на лом...:dontknow:
Ура ! Просто ура !
--- Добавлено ---
Ёёёё! :bravo: :bravo: :bravo: Достойный финал красивой истории.
Но его же вроде, собирались пустить на лом...:dontknow:
Передумали. И это ОЧЕНЬ радует !
Рад за Вас мужики! Не бросили птичку.
Есть видео взлета?
ilya_rad
24.03.2011, 16:08
Замечательная новость!!
Рад за всех причастных!
intelligence80
24.03.2011, 16:16
Рад за Вас мужики! Не бросили птичку.
Есть видео взлета?
http://lifenews.ru/news/54363
3GIAP_moby
24.03.2011, 16:39
В Ухте
129349129350129351129352
Поздравляю всех с такой радостью! Ура! =)
23AG_Oves
25.03.2011, 10:39
Здорово! Послужит ещё машинка!
DogEater
25.03.2011, 10:50
Ура!
Я видел в новостях подготовку ко взлёту, но упустил сам момент перелёта.
Пусть эта "ТУшка" больше не ломается. :)
"Все-таки жаль, что "Тушку" ее хозяева не оставили у нас.
жаль если бы она осталась.... птички должны летать, пусть и имя им ТУ-154
держал "кулаки" за их взлет
Пусть эта "ТУшка" больше не ломается.
и перелетает всех....
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot