PDA

Просмотр полной версии : СБ-2 (АНТ-40) КБ Туполева



Andric
03.11.2010, 17:36
СТАТЬЯ В ПРОЦЕССЕ НАПОЛНЕНИЯ !!!!!
Заинтриговали отдельно взятые личности идеей сбора информации по СБ (АНТ-40), любовно получившей у испанцев прозвище "Катюшка", а дальнейшие модификации по непроверенным данным как "Супер Катюшка".
Очень мало информации по различиям в сериях СБ. Так же о нахождении машин в тех или иных округах и их серийные номера.
Вот этот пробел (в том числе) предлагается восполнить на страницах форума. Ввиду отсутствия архивных документов на руках, все данные собирались из различных источников.
Несколько непонятно, какими идеями руководствуются КБ, выпускающие какую-либо серию. В серии допустим могут оказаться разные двигатели...

c 1-й серии


1936г., 1 марта: комиссия принимает первые 2 СБ "со множеством деффектов и отступлений" [6]
26 марта: начало войсковых испытаний в НИИ ВВС машин с номерами 22 221, 22 222, 22 226, 22 227, 22 228 (потерпел аварию на испытаниях), 22 229. Машины испытывались на лыжном шасси.
1 мая: сдано 25 машин
[6]
1936 год, сентябрь: имелись на вооружении Московского ВО, в кол-ве 6 штук. Так же неизвестное количество было в Киевском ВО[1]


Предположительные особенности серии:
Двигатели М100, 2х лопастные металлические винты, без коков, фиксированного шага.
Бомбодержатели с электромагнитным механизмом.
Аккумуляторы 6-АТ/IV.
Потайная клепка только в передней кромке крыла и хвостовом оперении, в остальных местах обыкновенная.
На приборной панели отсутствует бензиномер.[6]

2 серия

1936г., Сентябрь: на заводе №22 находятся 42шт. с моторами М100, из них 30 отправлены в Испанию, (среди отправленных в статье упоминается S/N № 22 161). Самолеты укомплектовывались пулеметами ДА, вместо ШКАС[1]

Проще перечислить чего точно не было и что имелось.
Зеркал нет.
ЭСБР и АСБР – только у штурмана.
Конструкция планера без козырьков-обтекателей у стрелка.
Отсутствие протектированных бензобаков и противопожарных перегородок.
Лебедка выпуска шасси находится только у штурмана (стрелка). Кислородное оборудование снято.

Предположительно изменения в первых сериях, выпущенных в 1936 году:
С 54-го самолета предусмотрена установка бензиномера на приборной панели, без установки самого прибора
С 81-го самолета переделана нижняя часть капота.
С 101-го по другому прикрепили маслобаки
После самолета под № 2272 (ошибка в тексте статьи, вероятно № 22 172) самолеты с двигателями М-100А, по документам считается с № 22 163[6]
1936 год: за первые полгода было выпущено всего 54 машины, в августе имелось 100 машин, всего за 1936 было выпущено 268 машин.[2]

1937г.:
Внедрено производство на заводах №125
Май: в Испанию отправлена 31 машина с завода №22, уже вооруженные ШКАС.
Внедрение 3-х лопастных винтов, по лицензии ам.фирмы "Гамильтон", с изменяемым шагом (ВИШ-2) (№№ 22 436, 22420), имевших 2 положения шага: малый и большой.
С осени, на заводе №22 начинается серийный выпуск самолетов с ВИШ-2.
2 Декабря: дебют в Китае.

Всего за 1937 год было выпущено заводом №22 - 853 машины, заводом №125 - 73 машины.
На 1 января 1938 года в ВВС РККА числится всего 658 самолетов. Из них:
ОКДВА (Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии) 230 машин,
в Забайкальском ВО - 75 машин,
Ленинградский ВО - 48 машин,
Белорусский ВО - 62 машины,
Киевский ВО - 109.
АОН (Авиационные Армии Особого Назначения) 71 машина.

Конструктивные усовершенствования последующей, предположительно N серии [1]
Двигатели М-100А
Устранен ряд дефектов вооружения и приборов (каких?).
Практический потолок стал выше на 1160м, пробег короче на 150м, снизилась скороподьемность (неизвестно) и макс. скорость на 4 км/ч

Конструктивные усовершенствования последующей, предположительно N серии [1]
1938г., Апрель: отправлены в Испанию 20 СБ (Супер Катюшка) в Мае еще 11 СБ, с протектированными баками и световой сигнализацией.

с 24-й серии

С 24 серии вместо радиостанции 13СК-3 ставится радиостанция РСР.[3]

с 27-й серии

До 27 серии на самолетах установлены компасы "АН-2".
С 27 серии на самолеты установлены компасы "АН-4".
[3] Стр 240.

с 31-й серии

Измененные доски приборов устанавливаются на самолеты с 31 серии.

Аэронавигационный щиток штурмана.
-указатель скорости на 600 км час,
-указатель высоты на 12000 мт. и
-указатель электротермометра наружного воздуха со шкалой град., Цельсия.
щиток ставится на самолетах с 31 серии. До 31 серии установлены щитки только с указателями высоты и скорости.

Стр 180: капот двигателей. Убран дефлектор.[3]

с 37-й серии

С 37-й серии вариометр ставится в стандартном корпусе, и в связи с этим он работает только как вариометр, статоскопом же работать не может, т. к. винт, выведенный наружу, служит исключительно для установки стрелки в нулевое положение.[3]

41 серия

С 41 серии на доске приборов между щитком запуска и авиагоризонтом установлен продольный уклономер, назначение которого — определение продольного крена самолета.
Кроме того, с 41 серии, вместо однострелочного высотомера на 12000м., установлен двухстрелочный высотомер, и компановка приборов предусматривает возможность установки в дальнейшем в частях на доску приборов индикатора радиокомпаса "РСПК" (между часами и электрощитком).[3] Стр. 248
Уже с 41й серии предусмотрен к установке РПК.

43 серия завода №125
Турели МВ-3.

46 серия

На самолетах с 46 серии в соединении раструбов с задним полуколлектором сварные сережки заменены тросами ТЖ-3,5 длиной 110 мм между осями, обеспечивающими более надежное крепление. [3] стр.142

51 серия

С самолетов 51 серии кронштейн крепления раструба на центроплане заменен новым с ориентирующимся хомутом.
[3] стр.142
Внедрение наружной подвески бомб и установка фотоаппаратов АФА-13.

55 серия

Примечание: С 55 серии конструкция сварного узла (1) в шпангоуте № 18 изменена в сторону его упрощения и повышения прочности, см. фиг. 22[3]

72 серия

Наряду с подвеской бомб крупных калибров на ДЕР-34 с 5-й машины 72 серии введена подвеска кассет, с авиационными бомбами мелких калибров. Кассет устанавливается шесть, — по числу бомбодержателей.[3]

96 серия

Ввиду того, что верхние амортизационные узлы перемещены и изменены по габаритам, доска приборов с 96 серии не может быть поставлена на ранее выпущенные машины.[3]
с 96 серии ставиться бронеспинка на седло.
Бомбодержатели снизу под центропланом только с 96 серии.
с 96 серии моторы М-103. (с) Psy06

98 серия

Открывание и закрывание щитков (10), рис. 1, производится переводом ручки (11) в соответствующее крайнее положение. Для удобства управления, около ручки находится трафарет, наглядно показывающий, как пользоваться ручкой.
Ручка управления краном щитков через жесткие тяги передает соответствующие движения крану (2), который направляет гидросмесь, в правую или в левую полости сервонасоса (1) щитков. Шток
сервонасоса соединен с крестообразной качалкой, установленной на втором лонжероне по осевой линии самолета.
К этой качалке присоединяются тяги, которые на машинах до 98 серии присоединялись к червячному механизму управления щитками, в остальном кинематика управления щитками осталась без изменения (но тяги и качалки усилены)[3] стр.107.
с 1-й по 200ю серии лыжное шасси неубирающееся

201 серия
Измененное капотирование двигателя
Добавление 2х иллюминаторов заднему стрелку.

с 201й серии моторы М-103А, М-103У и М-104, усиленный планер, новые острые капоты с передними заслонками, убирающееся лыжное шасси, новое остекление штурманской кабины, винты для всех ВИШ-22, некоторые М-103У укомплектованы ВИШ-2.
Тип ПС-41 сюда же.
М-104 построено 53 самолета
На сколько я понял моторы в серии ставились как попало строгой системы нет.
(с) Psy06

221 серия, завода №22
Серия видимо делалась параллельно серии №43, завода №125
Турели МВ-3
Подвесные топливные баки
Винты ВИШ-22, вместо ВИШ-2
Радиокомпас "Чайка"
Измененные зеркала заднего обзора

с 221 серии капоты без передних заслонок. С середины 1040 СБ выпускается только в виде пикировщика, выпускаются апгрейд комплекты для переоборудования машин в частях. Пикировщик отличается измененной топливной системой, замками для лыжного шасси, бомбодебжатель "трапеция", прицел ПБП-1.
(с) Psy06

225 серия

СБ выпускается только в варианте пикировщика. Моторы М-105, некоторые были укомплектованы М-103У, общее примерное количество с М-105 - 150 штук. Также новое остекление штурмана, новый фонарь пилота, вооружение МВ-3, МВ-2.

Всего СБ пикировщиков всех серий выпущено около 800шт.
(с) Psy06

511 серия

Начало выпуска АР-2, (объективно это не новый самолет, это дальнейшая модернизация СБ) всего выпущено примерно 190 штук
выпускались с разными верхними турелями - МВ-3 и ТСС-1
(с) Psy06

Тип ПС-40 - сборная солянка разных серий с моторами М100 и М-100А и разными винтами, двух - трехлопастными, фиксированного и изменяемого шага. (трехлопастные винты фиксированного шага тоже были)
УСБ получается из любой серии путем пристыковки учебного носа.

Источники:
[1] АвиаМастер 2002/06, статья ""Катюшки" в стране "Х"", авт. Владимир Котельников, 18-29.
[2] Серия "Война в воздухе" №64 "Гордость Советской Авиации" - абсолютно бесполезная книга как оказалось.
[3] Непонятная найденная книжка в сети. Видимо описание конструкции. "Самолет СБ-2М100А". Для служебного пользования, Москва, 1938 год.
[4] Мир Авиации (28) 01/2002, статья "Рождение СБ", авт. Владимир Котельников, стр. 7-11
[5] Мир Авиации (29) 02/2002, статья "СБ на Финской войне", авт. Владимир Радкин, стр. 2-6
[6] Мир Авиации (30) 03/2002, статья "СБ: первый этап - от серии 1 к серии 96", авт. Владимир Котельников, стр. 2-10
[7] Мир Авиации (31) 04/2002, статья "Эволюция СБ: этап третий и последний", авт. Владимир Котельников, стр. 2-17

ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО ДМИТРИЮ "PSY06" ЛИНЕВИЧУ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

psy06
12.11.2010, 05:59
с 1-й по 200ю серии лыжное шасси неубирающееся
РПК-2 предусмотрен к установке уже с 41й серии.

Тип ПС-40 - сборная солянка разных серий с моторами М100 и М-100А и разными винтами, двух - трехлопастными, фиксированного и изменяемого шага. (трехлопастные винты фиксированного шага тоже были)

96 серия - моторы М-103.

201 серия - моторы М-103А, М-103У и М-104, усиленный планер, новые острые капоты с передними заслонками, убирающееся лыжное шасси, новое остекление штурманской кабины, винты для всех ВИШ-22, некоторые М-103А и У укомплектованы ВИШ-2. Согласно ТО ПС-41 201я серия уже имеет и новые закрылки из гофролиста.
Тип ПС-41 сюда же.
М-104 построено 53 самолета
На сколько я понял моторы в серии ставились как попало строгой системы нет.

221 серия - капоты без передних заслонок, моторы кажется только М-103У. С середины 1040 СБ выпускается только в виде пикировщика, выпускаются апгрейд-комплекты для переоборудования машин в частях. Пикировщик отличается измененной топливной системой, замками для лыжного шасси, бомбодебжатель "трапеция", прицел ПБП-1. Также выпускаются комплекты монтажа для 10 РС-132, возможно часть серии получила РСЫ штатно, а не в виде комплекта апгрейда.

225 серия - СБ выпускается только в варианте пикировщика. Моторы М-105, некоторые были укомплектованы М-103У, общее примерное количество с М-105 - 150 штук. Также новое остекление штурмана, новый фонарь пилота, вооружение МВ-3, МВ-2, штатно ставится монтаж на 10 РС-132.

Всего СБ пикировщиков всех серий выпущено около 800шт.

УСБ получается из любой серии путем пристыковки учебного носа.

511 серия - Начало выпуска АР-2, (объективно это не новый самолет, это дальнейшая модернизация СБ) всего выпущено примерно 190 штук
выпускались с разными верхними турелями - МВ-3 и ТСС-1

в 1940-1941 проходила программа модернизации ранее выпущеных машин, на многих была заменена верхняя турель на башню МВ-3, заменено внутреннее оборудование на современное. В пикировщики переделывались кажется только машины с усиленым планером.

Источники:
Maslov. Tupolev SB. Soviet high speed bomber. Icarus Aviation Press. ISBN 0-9724527-1-0
Les bombardiers sovietiques Tupolev SB. Editions TMA. ISBN 2-915205-02-7
ТО Самолет СБ 2 М-100А, 1939.
Особенности самолета ПС-41. Москва, 1940
Обрывки ТО Самолет СБ, 1940.
Обрывки КТО Самолет СБ-РК, 1940.
Хроники Родионова.[COLOR="Silver"]

Андрик ,убери наименования типа СБ 2, СБ 2,3 бис и тд, или сделай сноску что эти названия используются только в энциклопедии Шаврова. В оригинальной документации таких названий нет.

Единственно верное наименование - самолет СБ с моторами М-ххх

Дополнительно, есть словесные свидетельства что на ХалхинГольских СБ монтировалась 4я турель со ШКАС, турель ставилась на астролюк штурмана и стреляла вверх-назад.

Андрик внимательно перечитай свой текст, ты воткнул 125й завод не совсем в тему, 43 серия Иркутска соответствовала 221серии завода 22

Вот еще по Иркутску:
Надо понимать что Иркутсткое производство изза удаленности от метрополии страдало определенной тормознутостью внедрения изменений в серии, причем изменения вводились не по спецификации, а как попало. Соответсвенно если брать за эталон Московское производство, то Иркутск выпускал разнообразных "гибридов" отличавшихся в худшую сторону, коих отследить нет никакой возможности.
37й - собрали 73 штуки с моторами М-100 - 18 штук было отправлено в Китай.
38й - 177 штук неизвестного типа и еще 67 из запчастей завода 22 эти скорее всего 8х-9-х серии. Тут надо понимать что собственное производство и сборка из присланных деталей не одно и тоже.
39й начало производства 17 серии , соответствует 96 серии завода 22. выпущено 343 штуки с моторами М-100А и М-103. Это был жуткий микс разных серий скорее всего с кабиной пилота от М100А.
Вторй квартал 1940 - начало выпуска 43й серии, или 221 по заводу 22, далеко не все машины 221й серии как и 43й получили башни, многие оборудованы по старому.
только с 51й серии - внешние подвески, на заводе 22 они были внедрены аж на 96 серии.
В сентябре 1940 начали собирать по стандарту 225й серии с моторами М-105, надо полагать это были машины с внешними признаками более младших серий, несколько штук собрали с М-105 сколько точно неизвестно. Остальные шли с М-103.
В январе 41го Иркутск начал подготовку к производству Пе-2, СБ все еще выпускались и за 41й выпущено было 168 машин с М103 и М105. Скорее всего это была солянка из разных типов моторов, 103, 103А, 103У, 105.

Фиг знает делал ли Иркутск пикировщики, формально 221я серия это не пикировщик, но зная особенности ихнего производства можно предположить что не делал. Я рискну предположить что 225я серия в варианте Иркутска это был тоже не пикировщик, это наверно был 221й вариант с некоторыми элементами 225го. Например остекление штурмана не "зубастое" и козырек пилота треугольный, но сдвижная чать выпуклая и тд. В частности наблюдаются фото как раз таких аэропланов в Китае.

psy06
16.11.2010, 06:07
Дополнение.
Надо понимать что т.н. 96 серия, 201я, 221я, 225я, это машины эталоны. Реально все изменения присутствующие в эталоне вводились постепенно. Например машины полностью соответствующие эталону 96й серии фактически началась только с 101й серии. Также, 221я серия выпускалась по меньшей мере до 309й серии включительно, несмотря на то что эталон следующей модификации был создан уже в 225й серии.

ross_CyMATOXA
18.11.2010, 11:53
На каких условиях можно использовать собранную информацию?
Нужно для этого: http://wiki.trizna.ru/index.php?title=Main_Page

psy06
18.11.2010, 12:37
Используйте на здоровье, только список литературы и авторов не забудте указать.

mmoustaf
19.11.2010, 23:22
Книга конструкционные отличия ПС-41 от ПС-40 нужна?

Sita
19.11.2010, 23:33
всё нужно)!

Sita
12.12.2010, 23:25
наш вариант Приборной панели СБ 2 м-100а 41 серии ...

Andric
15.02.2011, 14:00
Андрик ,убери наименования типа СБ 2, СБ 2,3 бис и тд, или сделай сноску что эти названия используются только в энциклопедии Шаврова. В оригинальной документации таких названий нет.
Тут же смотрим:


ТО Самолет СБ 2 М-100А, 1939.
2 - это я так понял количество двигателей. Правильно насколько я понимаю писать не СБ-2, а СБ 2 с двигателями такими то...


Андрик внимательно перечитай свой текст, ты воткнул 125й завод не совсем в тему, 43 серия Иркутска соответствовала 221серии завода 22
Чего то найти не могу где это. Либо исправил, либо в упор не вижу... Нашел. Так у Маслова было.

ЗЫ: перенес все в АвиаВики (http://wiki.sukhoi.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%91_(%D0%90%D0%9D%D0%A2-40)_%D0%9A%D0%91_%D0%A2%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0). Дима, я надеюсь ты не против? Можешь регаться там, да тоже на досуге развлекаться.

psy06
15.02.2011, 16:12
ты уже сам ответы нашел, да я не против.
посмотри тут ближе к концу, по Иркутску много обновилось некогда пока отрафинировать
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_4728.html

Wotan
18.02.2011, 00:20
Правильно насколько я понимаю писать не СБ-2, а СБ 2 с двигателями такими то...
Про между прочим, как писалось в документах:

Andric
18.02.2011, 18:23
Про между прочим, как писалось в документах:
Спасибо за интересные документы. В принципе то согласился с этим давно, что называть правильно просто СБ. Статью на АвиаВики уже обозвал: СБ (АНТ-40) КБ Туполева. Кстати откуда взялось это АНТ-40?

Интересно было бы найти то самое ТО за 1939 год с названием именно СБ 2 М-100А. (нашел) Хотя не так это и важно, учитывая какой бардак в сериях был.

psy06
18.02.2011, 18:42
АНТ-40 порядковый номер проекта.

D.Severin
14.03.2011, 03:11
Каких серий могли быть самолеты поступившие на вооружение в 31 скоростной бомбардировочный полк?

Полк формировался в апреле 1938 года в Смоленске из нескольких отдельных эскадрилий как 31-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Поначалу на вооружении полка состояли самолёты Р-5 и Р-6, в мае 1938 года получил первые 12 СБ.
http://ru.wikipedia.org/wiki/31-%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA


http://forums.airforce.ru/showthread.php?p=72596