PDA

Просмотр полной версии : В Домодедово сел Ту-154 с отказавшими двигателями



Руст
04.12.2010, 15:19
http://img.lenta.ru/news/2010/12/04/noengines/picture.jpg

В московском аэропорту Домодедово совершил аварийную посадку самолет Ту-154 авиакомпании "Дагестанские авиалинии", сообщает РИА Новости. У самолета отказали все три двигателя.

Ту-154 вылетел из аэропорта Внуково в Махачкалу в 14:07, провел в воздухе полчаса и зашел на посадку в Домодедово. На его борту находились 155 человек, данных об их состоянии нет. Первый двигатель отказал при наборе высоты , второй перестал работать во время полета. Третья силовая установка выключилась уже во время аварийной посадки.

Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах, при посадке Ту-154 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. По данным собеседника агентства, несколько человек пострадали. Между тем источники РИА Новости сообщают, что пассажиры не пострадали, однако самолет частично разрушился.

http://lenta.ru/news/2010/12/04/noengines/

Kola
04.12.2010, 15:33
похоже на проблемы с топливной системой. только это объединяет в каком то смысле все двигатели

Huey
04.12.2010, 15:54
по телеку передают 2е погибших :(

Fitis
04.12.2010, 16:53
Двое погибших, сорок раненых:(
Хотя если все 3 движка встали на взлёте, то чудо, что не все...

MaKoUr
04.12.2010, 18:00
Скорее всего информация об одновременном отказе всех трёх движков - деза. Не представляю, как вообще можно посадить реактивный лайнер без них. Звучала ещё версия о последовательном останове: два в воздухе, третий - в момент касания ВПП. По-моему, так наиболее вероятно.

Gavrick
04.12.2010, 19:05
MaKoUr, случаи были. Например - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%91%D1%80_%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BB%D0%B8

MaKoUr
04.12.2010, 19:26
Gavrick
Ключевая фраза оттуда -

Однако конструкция самолёта была рассчитана на отказ обоих двигателей.

У 154-го разве так же (только уже в отношении 3-х)?

MaKoUr
04.12.2010, 19:32
Виноват. Вот из истории:


Катастрофа Ту-154Б Азербайджанского УГА в р-не Максатихи

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 мая 1978 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Калининская область, близ Максатихи
Тип ВС: Ту-154Б
Регистрация ВС: CCCP-85169
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Азербайджанское УГА
Во время дневного полета по маршруту на высоте около 10 000 м бортинженер-инструктор отключил автомат перекачки топлива в расходный бак и забыл об этом, а бортинженер-стажер этого не заметил. Когда расходный бак опустел, все три двигателя остановились. Предпринятые три раза попытки их повторного запуска не увенчались успехом. Чтобы предотвратить срыв в штопор, пилот несколько раз переводил Ту-154 в пикирование с последующим выходом на горку. При этом он надеялся дотянуть до ближайшего военного аэродрома в Бежецке. Постепенно самолет потерял высоту. Через 15 минут после начала аварийной ситуации пилот выпустил шасси и совершил вынужденную посадку на картофельное поле. При пересечении проселочной дороги правое крыло оторвалось от удара об телеграфный столб. Самолет остановился на краю поля и загорелся. Фюзеляж разломился пополам. Впоследствии Ту-154 полностью сгорел.

Ruslan1977
04.12.2010, 19:54
печальная новость что люди погибли
пишут что ни один трап не надулся
летал этим рейсом периодически, как-то перед самой посадкой начали колесо менять (хотя более 12 часов свободного времени перед вылетом) и пришлось еще 2 часа ждать вылета

МИХАЛЫЧ
04.12.2010, 19:57
http://www.lenta.ru/photo/2010/12/04/crash/
фото

Klaxonn
04.12.2010, 21:12
Gavrick
Ключевая фраза оттуда -


У 154-го разве так же (только уже в отношении 3-х)?
Там имеется ввиду аварийная турбина. Тушка же тоже может планировать.:rtfm:


как-то перед самой посадкой начали колесо менять
Долго думал над фразой. По началу представлял как экипаж катает по салону колесо и меняет его "перед посадкой". Потом только понял...

sk16rus
04.12.2010, 21:51
По началу представлял как экипаж катает по салону колесо и меняет его "перед посадкой". Потом только понял...Я понял сразу, но "ход Ваших мыслей мне нравится" (с) :P

Что-то не слышно, кто погиб - пассажиры или кто-то из экипажа (судя по фото, кабине тоже досталось)

~Silvist~
04.12.2010, 22:30
Количество "Героев России" прибавится?

BOBAH_59
04.12.2010, 22:46
ЯЧто-то не слышно, кто погиб - пассажиры или кто-то из экипажа (судя по фото, кабине тоже досталось)
Погибшие из пассажиров: мать члена Конституционного суда Гадиса Гаджиева и и кто-то еще из пассажиров.
Минздрав РФ опубликовал список 51 пострадавшего при аварии:
http://www.rian.ru/incidents/20101204/304536430.html


Командир самолета Ту-154, потерпевшего в субботу крушение в московском аэропорту "Домодедово" после аварийной посадки в результате отказа всех трех двигателей, жив и находится в больнице, сообщил журналистам генеральный директор ОАО "Авиалинии Дагестана" Мирза Омариев. (http://www.rian.ru/incidents/20101204/304466790.html)

barsuk
05.12.2010, 00:12
Могла электроника подвести?

Vitalka
05.12.2010, 00:49
А при работе вспомогательной силовой установки гидравлика и електричесто находятся в рабочем состоянии?

grOOmi
05.12.2010, 00:57
А при работе вспомогательной силовой установки гидравлика и електричесто находятся в рабочем состоянии?

Да.

ZMIY
05.12.2010, 02:47
А вот успели ли её завести, другой вопрос.
А вообще досадно, вроде и сели уже и...

BOBAH_59
05.12.2010, 05:25
А вот успели ли её завести, другой вопрос.
А вообще досадно, вроде и сели уже и...
Они плохо сели, промахнулись. Во-первых, по дальности (где-то на середине ВПП касание произошло), а во-вторых, по направлению — коснулись правее полосы, пересекли ВПП и вылетели на левую зону безопасности, где и наткнулись на бугор.

Tonio82
05.12.2010, 08:19
Названа неофициальная версия аварии Ту-154

По неофициальным данным, основная версия аварии Ту-154 "Дагестанских авиалиний" в Домодедово - ошибка экипажа. Об этом агентству "Интерфакс" в воскресенье сообщил источник в правоохранительных органах.
"По заключению специалистов авиационной службы, скорее всего, экипаж при наборе высоты забыл включить насосы подкачки топлива, и в результате в систему попал воздух, что привело к остановке всех трех двигателей", - пояснил собеседник агентства.

Подтвердить или опровергнуть эту версию сможет расшифровка приборов объективного контроля, которая началась в ночь на воскресенье, подчеркнул источник. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) РФ и следователи Следственного комитета на стали комментировать агентству эту информацию, предложив не делать выводы до завершения анализа "черных ящиков".

Между тем гендиректор "Дагестанских авиалиний" Мирза Омариев в субботу вечером в беседе с журналистами выразил уверенность, что причиной аварии не могли быть неправильная эксплуатация самолета или неисправное техническое состояние. Он напомнил, что выпущенный в 1992 году самолет в 2009 году прошел капитальный ремонт во Внуково.

Аварийным Ту-154, по словам Омариева, управлял очень опытный экипаж. Так, командир Замаржаев имеет налет 17 тысяч часов, причем из них 10 тысяч на аналогичных Ту-154 самолетах.

4 декабря днем в результате жесткой посадки вылетевшего из Внуково самолета погибли два человека: брат главы Дагестана 50-летний Гаджимурад Магомедов и 80-летняя мать судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева. Госпитализированы 55 человек, еще более трех десятков получили медицинскую помощь в аэропорту Домодедово.

В полете у Ту-154 отказали все три двигателя, а также генератор и система навигации. В условиях плохой видимости и ориентируясь лишь на указания диспетчеров, пилоты не смогли зайти на взлетно-посадочную полосу. Самолет выехал за пределы летного поля, врезался в холм и раскололся на три части.

По факту авиапроисшествия возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена). Она предусматривает до семи лет лишения свободы.

http://lenta.ru/news/2010/12/05/forget/

BOBAH_59
05.12.2010, 11:18
... погибли два человека: брат главы Дагестана 50-летний Гаджимурад Магомедов и 80-летняя мать судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева...
Строго говоря, непосредственно погиб, т.е. умер от полученных при аварии травм, только Гаджимурад Магомедов, а Роза Гаджиева по информации на "Вести FM" скончалась от сердечного приступа. Что для 81-летней женщины, попавшей в такую стрессовую (это мягко говоря!) ситуацию и неудивительно...

vas12005
05.12.2010, 11:23
Они плохо сели, промахнулись. Во-первых, по дальности (где-то на середине ВПП касание произошло), а во-вторых, по направлению — коснулись правее полосы, пересекли ВПП и вылетели на левую зону безопасности, где и наткнулись на бугор.

Ну так, известные летчики в Ижме примерялись 3 раза и на 4 уже сели. Плюс они реверсом начали работать с первых секунд.

У этих не было не 3 попыток на примерку, не реверса. Они планировали, а в таком деле лучше перестраховаться и плюхнутся на ВПП, чем в результате точного расчета плюхнутся на лес в 2-3 км от ВПП.



"По заключению специалистов авиационной службы, скорее всего, экипаж при наборе высоты забыл включить насосы подкачки топлива, и в результате в систему попал воздух, что привело к остановке всех трех двигателей", - пояснил собеседник агентства.

Если это, то все понятно. С другой стороны это уже 2 ЧП с откапиталенным Ту-154 за последние несколько месяцев.

AlexFF
05.12.2010, 12:21
Развалившийся в Москве Ту-154 арендовали бельгийские футболисты (http://top.rbc.ru/incidents/05/12/2010/510139.shtml)

Развалившийся в Москве Ту-154 арендовали бельгийские футболисты

Российские блоггеры выяснили, что совершивший аварийную посадку в столичном аэропорту Домодедово самолет Ту-154 авиакомпании "Дагестанские авиалинии", всего две недели назад был арендован футбольной сборной Бельгии, которая летала на нем на матч против России в Воронеж.

На фотоснимках с места трагедии в Москве и в Воронеже отчетливо виден бортовой номер RA-85744.

Напомним, сборная Бельгии прилетела в Россию на самолете Boeing, однако аэропорт в Воронеже оказался неспособен принять этот борт как из-за погоды, так и из-за недостаточной оснащенности взлетно-посадочной полосы в местном аэропорту. В результате бельгийцам пришлось ночевать в Москве, а утром лететь в Воронеж на арендованном Ту-154.

Прилетев в Воронеж накануне игры, бельгийцы победили россиян со счетом 2-0.

У этого же самолета в субботу 4 декабря отказали двигатели, генераторы и навигация, после чего он приземлился в аэропорту Домодедово. При аварийной посадке машина съехала со взлетно-посадочной полосы, врезалась в препятствие и развалилась на части.

По последней информации, в результате аварии погибли два человека, десятки получили травмы различной степени тяжести.

mr_tank
05.12.2010, 12:26
С другой стороны это уже 2 ЧП с откапиталенным Ту-154 за последние несколько месяцев.
аварийные трапы можно "отключить"? почему они не раскрылись?

agamem
05.12.2010, 12:42
Вчера в интервью по радио (кажется РСН) Герой России летчик-испытатель М. Талбоев возмущался, что многие авиакомпании в погоне за прибылью в зоне аварийного выхода самолетов устанавливают дополнительные пассажирские кресла. Это повышает вместимость самолета (посмотрите сколько пассажиров было на данной тушке), но делает практически невозможным использовать аварийные трапы.
Может это как раз такой случай.

ВАЛЕРА
05.12.2010, 13:46
У нас кроме а\компаний на бумаге существует целая куча всяких сертифицирующих организаций (сейчас называть не буду, навскидку не помню, но точно есть), которые должны всю эту самодеятельность ликвидировать. Отвлекаясь от действий экипажа в этой истории, если выяснить, почему не вышли надувные трапы, то в случае, если рук-во а\компании действительно велело закрыть авар. выход креслами, то путь им прямой - под суд.
По моему, в последние годы безопасность пассажиров в наших а\компаниях, явно отошла на второй план, уступив место баблу.

~Silvist~
05.12.2010, 14:02
Так... Мысли в слух. У моряков есть "Портнадзор" (у буржуев PSC - Port Station Control) - без проверки и разрешения этих ребят ни одно плавающее корыто в рейс из порта не уйдет. А проверяют они в первую очередь наличие и исправность аварийно-спасательных средств.
Неужели в авиации нет структуры, проверяющей борты перед полетом на соответствие безопасности?
Кто в теме - просвятите пожалуйста.

Stilett0
05.12.2010, 15:35
И часто срабатывают аварийные трапы, когда самолеты разваливаются на 2 части?

3GIAP_moby
05.12.2010, 15:51
судя по фото трапы тут не очень то и нужны были, и да вполне возможно что они повреждены, потому и не вышли.

mr_tank
05.12.2010, 15:59
Трапы, по идее, автономные устройства, они и без самолета должны.

Chap
05.12.2010, 16:14
читаем Ершова, очень много похожего.

Sidor
05.12.2010, 16:22
почему они не раскрылись?Что значит "не раскрылись"? Насколько я помню, если он не нужен, то можно просто открыть дверь, не выпуская трап. В данном случае они, по-моему, как раз и не были нужны. По крайней мере, на тех фото что есть, необходимости в трапах не видно: открыты два выхода на крыле и один у кабины, где до земли немного больше полуметра.

Polar
05.12.2010, 16:43
Так... Мысли в слух. У моряков есть "Портнадзор" (у буржуев PSC - Port Station Control) - без проверки и разрешения этих ребят ни одно плавающее корыто в рейс из порта не уйдет. А проверяют они в первую очередь наличие и исправность аварийно-спасательных средств.
Неужели в авиации нет структуры, проверяющей борты перед полетом на соответствие безопасности?
Кто в теме - просвятите пожалуйста.
Непосредственно в аэропортах работает инспекция по БП. Которая имеет право подняться на борт, проверить документацию и аварийно-спасательное оборудование.
С периодичностью раз в год состояние судна тщательно проверяется при продлении ему документа под названием Сертификат летной годности.
Ну и скромно умолчу о том что любое нештатное изменение компоновки, том числе изменение количества и шага кресел необходимо согласовывать с ОКБ.
Так что, полагаю, испытатель пополнил сонм экспертов, попавших пальцем вверх

YurySt
05.12.2010, 18:40
...Как говорится в сообщении МАК, предварительный анализ записи показал, что колебания в подаче топлива всех трех двигателей начали регистрироваться примерно через 8 мин после взлета на высоте около 6,5 тыс. м.
"На высоте около 9 тыс. м произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего экипаж приступил к снижению для выполнения вынужденной посадки. После периода неустойчивой работы, работоспособность второго двигателя восстановилась и сохранялась вплоть до приземления самолета", - сообщили в МАК.
В настоящее время комиссия изучает возможные причины выключения первого и третьего двигателей в полете, и его влияние на работоспособность других систем самолета...

http://top.rbc.ru/society/05/12/2010/510208.shtml

Ферапонт
06.12.2010, 01:16
Джентльмены, подскажите пожалуйста, а топливо каким-либо образом контролируется (проверяется)? Или достаточно сопроводительного сертификата производителя?

CARTOON
06.12.2010, 01:43
Топливо проверяется перед полетами.

Ферапонт
06.12.2010, 01:54
Топливо проверяется перед полетами.
Конкретного борта? Или при поступлении с завода? Инструментально (лабораторно) или же просто проверяется сертификат? А каким образом контролируется объём при заправке? Там же сначала заливается заправщик со склада ГСМ и лишь потом самолёт.
Можно поподробнее... если не военная тайна, конечно. :rtfm:

huMMer
06.12.2010, 09:27
После периода неустойчивой работы, работоспособность второго двигателя восстановилась и сохранялась вплоть до приземления самолета", - сообщили в МАК.


В этом случае следует понимать, что все же они не планировали в чистом смысле слова? или 154-му с одним движком что вообще без тяги?

lastochkin
06.12.2010, 17:03
Как прочитал, самолёт совершил вынужденную и при этом корпус треснул на три части, крыло отвалилось и из него вытекло горючее на землю. Пожара не было. КАК ИНТЕРЕСНО, ох изучите меня товарищи. :rtfm:

LeonT
06.12.2010, 18:00
Ферапонт
Бортинженер ЕМНИП обязан проверять топливо, взятое из топливной системы самолёта после заправки. Как минимум - на содержание воды.

PS Вот хороший материал на эту тему: http://romadm.livejournal.com/49279.html

Bomberz
06.12.2010, 18:39
Ферапонт
Бортинженер ЕМНИП обязан проверять топливо, взятое из топливной системы самолёта после заправки. Как минимум - на содержание воды.

Слив отстоя, как и остальные проверки, за техниками. Они, я извиняюсь, всё-таки расписываются в карте за проделанную работу.
А в двухчленном экипаже что, пилот будет за содержанием воды смотреть?

---------- Добавлено в 18:39 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 18:37 ----------



PS Вот хороший материал на эту тему: http://romadm.livejournal.com/49279.html
Ареометр в руки автору темы. Многие вопросы отпадут.

p.s. Необходимо дождаться результатов расследования. Иначе мы можем превратиться в Форумный Авиационный Комитет. :)

p.p.s. Система перекачки топлива состоит из системы основной перекачки и системы резервной перекачки топлива. Система основной перекачки предназначена для перекачки топлива из очередных баков в расходный бак №1, через порционер. Система резервной перекачки предназначена для перекачки топлива из очередных баков в расходный бак 1, помимо порционера, при отказе выключателя "Принудительное вкл. порционера". Система резервной перекачки включается краном "Принудительное вкл. перекачки" на пульте топливной системы. Открытое положение обоих кранов сигнализируется горением двух жёлтых светосигнализаторов (одним переключателем). Кроме того, на земле после посадки система резервной перекачки обеспечивает возможность перекачки через бак №1 по трубам перелива топлива в бак №2 остатков топлива из баков №3 для увеличения запаса центровки от переваливания самолёта на хвост и из бака №4-для удаления топлива (частично или полностью).

arkady
06.12.2010, 21:14
Видео посадки.
<object style="height: 390px; width: 640px"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/gwywfVK-mXY?version=3"><param name="allowFullScreen" value="true"><param name="allowScriptAccess" value="always"><embed src="http://www.youtube.com/v/gwywfVK-mXY?version=3" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" allowScriptAccess="always" width="640" height="390"></object>

AlexFF
06.12.2010, 21:53
Спасибо за видео..
Большая скорость, был высокий "козел", после чего жесткое приземление, шасси сложились, самолет практически на пузо сел на краю полосы.

Но все равно посадка крутая, мастерство и везение что так вышло. Заходили с крутого виража на одном двигателе (или даже без них)...
Везунчики!!!!!!!!

ZMIY
07.12.2010, 02:52
Даааа.... страшно смотреть на такое.

Ферапонт
07.12.2010, 08:28
LeonT, спасибо.

mr_tank
07.12.2010, 08:35
Заход как истребитель на авианосец.

JohnBo
07.12.2010, 09:07
Страшная посадка

RUS.Novice
07.12.2010, 09:19
волосы дыбом встают...

~Silvist~
07.12.2010, 09:49
Заход как истребитель на авианосец.Ээээ, нет. С такого виража и по такой глиссаде с такой скоростью на авианосец не заходят. Здесь больше похоже на видео посадки Су-35 на каком-то салоне. Как раз с правого виража... Чудо что большинство пассажиров и экипаж остались живы. Еще большее чудо что не начался пожар, хотя в баках было около 20-ти тонн. Будем ждать результатов расследования.

Bomberz
07.12.2010, 18:17
Еще большее чудо что не начался пожар, хотя в баках было около 20-ти тонн.
Это не чудо.
Пожар наиболее вероятен от воспламенения паров топлива в пустых баках.

~Silvist~
07.12.2010, 20:51
Это не чудо.
Пожар наиболее вероятен от воспламенения паров топлива в пустых баках.Ну в смысле да. Фразу неправильно построил. Я имел ввиду - большое (относительно) количество топлива.

Biotech
08.12.2010, 05:56
Может еще и потому, что двигатели были холодные?

POP
08.12.2010, 21:36
Может еще и потому, что двигатели были холодные?
И движки холодные, и полоса снежком и ледком покрытая и тоже холодная - "искрить" труднее было. Всёравно повезло крупно.

la5-er
16.12.2010, 18:33
Одной из причин аварии самолета Ту-154 в Домодедово является сочетание ошибок действий экипажа и специфики работы датчиков приборной панели самолета. Об этом РБК сообщил источник в комиссии по расследованию причин происшествия.

Он уточнил, что подобные нештатные ситуации на Ту-154 случались в 1998, 2002 и в 2004-м годах, однако в результате четких действий экипажа трагедий удалось избежать. Все нештатные ситуации были исправлены еще в воздухе, и самолеты приземлялись в обычном режиме.

Источник также добавил, что приборные данные самолета Ту-154 имеют ряд недостатков. Так, например, если тумблер насоса подачи топлива работает в штатном режиме, над ним горит зеленая лампочка. Однако если по каким-то причинам этот насос отключается, то никакого светового сигнала в кабину не поступает - просто гаснет зеленый индикатор. Таким образом, экипаж вполне мог не заметить отключения системы, так как был занят набором высоты и контролем за соответствующими приборами.

Таким же образом приборная панель Ту-154 информирует об отключении автопилота и некоторых других систем. По мнению собеседника агентства, к аварии в Домодедово могло привести аварийное отключение насосов подачи топлива, о чем экипаж вовремя не узнал, а во время посадки началась паника, и пилотам "было уже не до этого". Окончательные результаты расследования будут обнародованы позже по итогам работы комиссии Международного авиационного комитета.

В понедельник, 13 декабря, командир самолета Ту-154М авиакомпании "Авиалинии Дагестана" отверг все основные версии о причинах катастрофы. В частности, 60-летний пилот Закаржа Закаржаев заявил, что после вылета лайнер был полностью исправен.

По поводу версии об отказе двигателей самолета из-за некачественного топлива летчик заметил, что действительности она не соответствует. Командир лайнера рассказал, что второй пилот Ту-154, который высказал подобное предположение, просто оговорился или "не отошел от шока" после аварии. По его словам, авиационным керосином, которым заправили аварийный лайнер, также были заправлены десятки самолетов, которые не испытали каких-либо проблем в полете.

Эксперты Международного авиационного комитета (МАК) продолжают тем временем расшифровку речевого бортового самописца Ту-154. В настоящее время ведутся работы по очистке звуковой информации от шумов. Как правило, экспертам удается разобраться в причинах катастрофы после расшифровки данных параметрического и аварийного самописцев, а речевой в этом случае играет лишь вспомогательную роль.

Однако на этот раз для полноценного расследования понадобились все три прибора. Дело в том, что следователи не могут выяснить, почему возник недостаток давления в топливной магистрали самолета, что привело к отказу двигателей. Предполагается, что это могло произойти по вине пилотов.

Самолет Ту-154 авиакомпании "Авиалинии Дагестана", следовавший по маршруту Москва – Махачкала, после вылета из аэропорта Внуково совершил с неработающими двигателями аварийную посадку в аэропорту Домодедово и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, получив при этом серьезные повреждения. В результате происшествия два человека погибли, 83 человека были госпитализированы. По данному факту возбуждено уголовное дело.


15 декабря 2010г.

http://top.rbc.ru/society/15/12/2010/515439.shtml

Karabas-Barabas
30.12.2010, 13:00
Так чем там закончилась история и расследование по катастрофе в Домодедово?

Voban
31.12.2010, 10:15
Так чем там закончилась история и расследование по катастрофе в Домодедово?

Еще не скоро закончится.
Вся инфа тут http://www.mak.ru/russian/investigations/2010/tu-154_ra-85744.html

RomanSR
11.01.2011, 11:53
Источник: газета «Московский комсомолец» (http://www.mk.ru/)
Автор: Олег Фочкин
Опубликовано: 11.01.2011, 09:54

Обреченные на катастрофу.
"МК" стали известны сенсационные подробности судьбы рухнувшего в "Домодедово" самолета.

За последний год самолет Ту-154 снискал славу самого аварийного. Трагедия с президентом Польши Качиньским, аварийные посадки в Республике Коми, столичном "Домодедово", наконец, последний инцидент 1 января в Сургуте... На ситуацию с "тушками" был вынужден обратить внимание даже президент.
Но, как выяснил "МК", не так плох сам самолет, как то, что с ним делают на земле. Самолет Ту-154 RA-85744 "Дагестанских авиалиний", совершивший аварийную посадку в "Домодедово" 4 декабря прошлого года, фактически был обречен и не мог не упасть. Более того, его продажа российской авиакомпании выглядит весьма сомнительной и стала причиной уголовного расследования. Об этом "МК" рассказал бывший владелец самолета Нурлан Ахмуханов, президент казахстанской авиакомпании "Азамат", инженер-пилот первого класса.
Напомним, что Ту-154 пошел на вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и развалился на три части. В результате аварии погибли два человека, 87 получили ранения. Среди погибших - 80-летняя мать члена Конституционного суда Роза Гаджиева и 49-летний брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов. Тогда следствие назвало пять возможных версий аварии: техническая неисправность, отказ аппаратуры, ошибка пилотов, некачественное топливо, сложные метеоусловия.
Были ли нарушения в "Дагестанских авиалиниях" - решать следствию и госкомиссии. Однако нельзя исключать, что в российскую авиакомпанию самолет уже поступил с браком, который не был исправлен во время капитального ремонта в августе 2009 года.
Этот самолет казахская авиакомпания купила еще 8 сентября 1992 года на Куйбышевском (ныне Самарском) авиазаводе с назначенным ресурсом 25 лет. Пять лет самолет летал в Казахстане. Затем на Внуковском авиаремонтном заводе (ВАРЗ-400) был произведен ремонт первого и третьего двигателей. А второй двигатель было решено заменить.
Однако обратно казахстанская компания самолет не получила. Договор по ремонту был заключен и с ВАРЗ-400 в лице гендиректора Сладкова, и с иностранной компанией "MVM Trading Establishment" из Лихтенштейна. Сделано это было якобы для того, чтобы ускорить процесс ремонта. Представитель "Азамата" поддался на уловку, хотя у MVM не было никаких сертификатов на проведение ремонтных работ. Но иначе ВАРЗ не гарантировал быстрого ремонта двигателей, а простой самолета - это потеря финансов. Однако, когда пришло время платить, выяснилось, что первоначальная сумма за ремонт выросла в разы, и казахстанская компания просто не в состоянии оплатить такие расходы. В качестве компромисса MVM предложила отдать самолет в аренду авиакомпании "Балкан" до погашения долга.
В результате один из отремонтированных двигателей 21 июня 1998 года отказал через 22 часа после взлета на высоте 10 100 метров над Индийским океаном. Жизнь более 70 пассажиров, в основном граждан ФРГ, подверглась смертельному риску. И только мастерство экипажа предотвратило катастрофу, а самолет сел на острове Мале на двух оставшихся двигателях. Как выяснилось тогда в результате расследования, отказ двигателя произошел по вине ВАРЗ-400, который не провел соответствующие доработки по конструкторским бюллетеням, хотя в формулярах самолета было оформлено, что доработки ремзаводом выполнены.
Дальнейшая эксплуатация отказавшего двигателя №187-422 стала проблематичной, так как он часто давал сбои и отказывал. В октябре 1998 года группа специалистов компании "Азамат" прилетела в Софию, чтобы подвести итоги по финансово-техническим обязательствам договора и завершить процедуры приема-сдачи самолета, снятого с временного регистра Республики Болгария и перехода в казахстанский регистр под прежним бортовым номером UN 85744. Однако, как указано в заявлении представителей "Азамата" на имя главы МВД России, на следующий день после появления казахской делегации самолет был фактически угнан в Москву на ВАРЗ-400, несмотря на запрет директора Госавиаинспекции Болгарии.
Акт приема-сдачи, естественно, подписан не был, а завод не имел права принимать у себя этот самолет. Но в августе 1999 года под угрозой отказа от ремонта двигателей и самолета "Азамат" подписывает новый договор с MVM на аренду самолета сроком на один год с целью передачи в субаренду в авиакомпанию "Балкан". Напрямую договор по казахскому законодательству не мог быть заключен ввиду задолженности болгарской авиакомпании перед "Азаматом" на сумму 369 209 долларов США. Эта сумма не выплачена до сих пор.
В связи с истечением срока договора в сентябре 2000 года самолет из Болгарии вернулся во "Внуково". Но собственников об этом почему-то уведомлять не стали. Зато ВАРЗ решил на себя взять функцию владельца и принял самолет, подписав акт приема-сдачи, поставив Ту-154 в режим "таможенный склад".
По данным специалистов "Азамат", была еще одна грубая посадка самолета в марте 2000 года. Это и стало, собственно, причиной его возврата в Россию. Серьезная перегрузка при посадке могла привести к развалу, что и произошло через 10 лет в "Домодедово". Проводилась ли тогда проверка - неизвестно.
О том, что пропавший самолет находится во "Внуково", в Казахстане узнали только в октябре 2005 года, когда получили от авиаремонтного завода письмо о том, что самолет находится в России. В "Азамате" данный факт иначе как контрабандой и не называют, о чем "МК" рассказал прилетевший после катастрофы 4 декабря прошлого года президент компании Ахмуханов.
То есть самолет простоял без движения 9 лет, что не могло не сказаться на его летных качествах. Что за это время на нем поменяли, тоже не очень понятно. В ходе проверок установлено, что пока самолет простаивал, многие комплектующие с него просто исчезли. Нарушения были найдены по 46 позициям. А технические документы, как и акт приема заводом, испарились в неизвестном направлении.
Дальше чудеса продолжились. В соответствии с тем, что в 2005 году режим "таможенного склада" для самолета истек, его перевели в режим "отказ в пользу государства". А после ремонта в августе-ноябре 2009 года самолет продали "Дагестанским авиалиниям". С теми же барахлящими двигателями.
Казахстанская компания до сих пор пытается отсудить уже разбившийся самолет и деньги. МВД проводило свое расследование, но дело возбуждать не стало, хотя ДЭБ Москвы и транспортная прокуратура обнаружили финансовые нарушения и схему увода денег, как рассказал "МК" Ахмуханов. Но тех, кто проводил расследование, уже в МВД нет. Их уволили еще в 2006 году. А дагестанская сторона могла даже не знать, что купила кота в мешке.

http://www.aviaport.ru/digest/2011/01/11/208509.html

OlegVL
20.09.2011, 15:00
По данным комитета, к катастрофе привела совокупность нескольких факторов. Бортинженер случайно выключил подкачивающие насосы расходного бака при выполнении процедуры ручной перекачки топлива в наборе высоты, что привело к падению оборотов двигателей, выключению крайних двигателей и проблемам в электропитании самолета в течение 2 минут 23 секунд из-за отказа трех генераторов.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/20/09/2011/616389.shtml