Просмотр полной версии : Летчика истребителя четвертого поколения, нажавшего не на ту кнопку, судят за ущерб.
Среда, 10 августа 2011 в 13:54
Источник: Право.ру (http://www.pravo.ru/)
В Комсомольске-на-Амуре начинается судебный процесс над летчиком, по вине которого был поврежден истребитель четвертого поколения, сообщает пресс-служба СКР.
Военными следователями СКР гарнизону завершено расследование уголовного дела в отношении гвардии майора Сергея Шевченко. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия).
В марте 2011 года после окончанию учебного полета "Су-27СМ" под управлением Шевченко, занимавшего должность старшего летчика, произвел посадку на военном аэродроме. Истребитель уже вырулил на стоянку, когда у него частично сложилась передняя стойка шасси. В результате самолет ударился фюзеляжем о бетонное покрытие полосы. Стоимость ремонтно-восстановительных работ превысила 2,4 миллиона рублей.
Было установлено, что "после отключения двигателя пилот отвлекся и вместо того, чтобы открыть фонарь кабины, дважды перевел в положение "убрано" кран, отвечающий за уборку и выпуск шасси". В ходе следствия Шевченко полностью признал свою вину. Решением командования он отстранен от полетов.
В настоящее время уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.
СПРАВКА. Су-27 — российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Является одним из основных самолетов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие. На модернизированных истребителях Су-27СМ2 устанавливаются более мощные и экономичные двигатели АЛ-31Ф-М1, оснащенные управляемым вектором тяги.
http://airspot.ru/news/voennaja-aviacija/pilota-istrebitelya-chetvertogo-pokoleniya-nazhavshego-ne-na-tu-knopku-sudyat-za-usherb-v-2-4-mln-rub
Такие инцеденты не свидетельствуют о недостаточно продуманной эргономике кабины?
Блокировка уборки шасси по обжатию стоек, не предусмотрена?
Блокировка уборки шасси по обжатию стоек, не предусмотрена?
У меня тоже такой вопрос возник.
У меня тоже такой вопрос возник.
Раньше была предусмотрена, но отказались. Решили, что лучше пусть самолет сядет на брюхо на стоянке, чем шасси уберутся во время разбега, если кран по ошибке будет стоять на "убрано". Была такая катастрофа. Читал об этом то ли у Гарнаева, то ли у Кондаурова, не помню.
--- Добавлено ---
Вот, нашел первоисточник. Немножко память подвела, но не суть важно:
http://www.testpilot.ru/review/aerouzel/error/gear.htm
Интересное решение. По идее когда вес самолета на момент отрыва задних стоек исчезает, то уже все равно убираются шасси или нет.
экскаваторщик
11.08.2011, 19:56
ВСЕХ под СУД!!!! Всех типа с наступающим праздником!!)))
Есть такой приказ. Например, сбросил случайно ПТБ - 350 тысяч рублей на бочку.
А вообще интересно получается- спалил какое-нибудь интересное изделие - и раб до скончания века, ибо расплатиться не сможешь %).
Flanker13
11.08.2011, 20:17
Ага, пусть сами летают на таких условиях.
Помните рекламу, когда по моему лже Дмитрий провозглашает себя царём, народ собрали, что-то там зачитывают. И голос из толпы: " А на каких условиях!?". Гробовое молчание... Следующий кадр, народ расходится, а на площади остаётся тело мужика и голос царя:" После узна-е-те..."
Я думаю, что данный инцидент можно расценивать, как недостаточную подготовку лётчиков. А в этом виновато непосредственно государство и МО в частности. Можно засудить хоть через одного всех. Но когда начнётся по серьёзному и начнутся не боевые потери, предъявлять иски будет уже некому ( типун мне на язык)
Кажется, один из отпрысков королевской семьи не так давно спалил двигатель у недешевого учебного самолета. Тоже случайно и по неосторожности, забывчивости, неподготовленности и тд, выбирайте сами. В ВВС Великобритании недостаточная подготовка?
сбросил случайно ПТБ - 350 тысяч рублей на бочку
По законодательству ЕМНИП ущерб конечно можно взыскать с виновного, но в размере, не превышающем шести месячных окладов?
По законодательству ЕМНИП ущерб конечно можно взыскать с виновного, но в размере, не превышающем шести месячных окладов?
Для сбросившего не превышает %), тогда его просто пропесочили.
После посадки самолета летчик А долго рулил с выпущенным парашютом. Стропы оплавились. Укладчики не заметили и по новой заправили. Летчик Б полетевший за ним на посадке выпустил парашют - он оборвался. Выкатился метров на 5 за полосу. Разобрались в причинах. А летчику один фиг предпосылку записали. %)
sanych62
11.08.2011, 21:50
Странно. В Дзёмгах могли бы и втихаря всё восстановить... Раньше (один случай - в 89-90 (21101), в середине 90-х (спарка), в середине 2000-х (27310) роняли на нос (все - на запуске), и ничего ни с кого не вычли, потому как не трепались (или командиры да начальники были лучше), а решали проблему (вдалеке от К-н-А). Разве что, этот случай, может, очень неудачный.
А то, что насчитали на лётчика - моё мнение - нельзя так сурово.
Странно. В Дзёмгах могли бы и втихаря всё восстановить... Раньше (один случай - в 89-90 (21101), в середине 90-х (спарка), в середине 2000-х (27310) роняли на нос (все - на запуске), и ничего ни с кого не вычли, потому как не трепались (или командиры да начальники были лучше), а решали проблему (вдалеке от К-н-А). Разве что, этот случай, может, очень неудачный.
А то, что насчитали на лётчика - моё мнение - нельзя так сурово.
Тогда раскинуть- на летчика-ком звена-комэска-комполка в проекции на оклад %)
--- Добавлено ---
Странно. В Дзёмгах могли бы и втихаря всё восстановить...
Угу, а потом самолеты падают "сами по себе".
Шевченко летать нужно,а не по судам ходить,у нас так скоро летчики сами себя бояться будут, а не то что летать, бывает ошибся летчик, внушили поговорили выговор втемяшили.а дальше.... летать нужно....иначе что....
экскаваторщик
11.08.2011, 22:44
Предлагаю пЯлотам делать ОСАГу, а МО пусть делает КАСКу.....))))
Если боевой летчик боится за то сколько ему платить за мат.часть это не летчик а комерсант))))))
экскаваторщик
11.08.2011, 22:54
Ну а что, помните случай перегона Су-25-х из Степи в Джиду или в Домну, уронили один. Так мужик сейчас 32 000 000 руб. выплачивает. Причем отовсюду его уволили и хрен знает где возьмут и как это все разрулится. Но суд (государство) почему-то уверен что он выплатит.
Semernin
11.08.2011, 22:57
Первая болванка попала танку в лоб,
Механика-водителя загнала прямо в гроб.
От второй болванки лопнула броня,
Мелкими осколками поранило меня.
Третья болванка попала в бензобак.
Выбрался из танка, да сам не знаю, как.
Наутро вызывают меня в Особотдел:
- Что же ты, собака, вместе с танком не сгорел?
- Товарищи начальники, - я им говорю, -
В следующей атаке обязательно сгорю!
А наутро слово я своё сдержал:
На опушке леса вместе с танком догорал.
Припев:
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
В танковой бригаде не приходится тужить!
Я в свое время летал в начале девяностых, были у нас в эскадрильи и сломаная стойка и запоротый движок, все это вылилось в большой разнос))) пацанам, угрозы со стороны руководства что вы д.......бы)))) ну так, сейчас летают,уже пенсионеры и вспоминаем это с юмором)))))))) а тут платите деньги пилоты......
Ага, пусть сами летают на таких условиях.
А что Вы хотите, в руководстве МО военных то не осталось одни барыги торгово-налоговые....хорошо пока не "додумались" за вылёты деньги брать.
У нас тоже много чего случалось, и на отбойник на ЦЗТ "залазили", и АПА "таранили" и тормозные щитки о ВПП "стачивали"....много чего было, "отгребали" конечно, но что бы так....один раз ошибся и на всю жизнь с семьёй в нищете - это перебор...смердюка на кол.;)
sanych62
11.08.2011, 23:45
Сообщение от sanych62
Странно. В Дзёмгах могли бы и втихаря всё восстановить...
Угу, а потом самолеты падают "сами по себе".
А если раструбить на весь мир - то качество повысится?
экскаваторщик
12.08.2011, 00:01
[QUOTE=......... но что бы так....один раз ошибся и на всю жизнь с семьёй в нищете - это перебор...смердюка на кол.;)[/QUOTE]
Это не перебор. Это плановое убийство ВВС и ВС страны. Я уже говорил, но повтрюсь: всё готово к сдаче страны. Просто видимо пока сумма не перечислена. То там кризис, то тут... беда прям..эх)))
На Сушкак бывает ещё и наоборот - в полете вместо выпуска шасси фонарь открывают... :) Недавно на празднике авиации ВМФ сам посидел в Cу-27, попросил техника закрыть фонарь снаружи... а сам найти рычаг не смог. :) Помню что где то слева рядом с краном шасси, а не вижу... :) А он оказался под "подоконником" фонаря - кресло было высоко поднято и я со своими метрдевяносто его просто не узрел. Пришлось стучать по фонарю - просить открыть... %)
Кстати в Чкаловске тоже роняли прямо на стоянке - обошлось только заменой радиопрозрачного обтекателя.
Это не перебор. Это плановое убийство ВВС и ВС страны.
У меня тоже такие же мысли
Раньше была предусмотрена, но отказались. Решили, что лучше пусть самолет сядет на брюхо на стоянке, чем шасси уберутся во время разбега, если кран по ошибке будет стоять на "убрано". Была такая катастрофа. Читал об этом то ли у Гарнаева, то ли у Кондаурова, не помню.
А сделать так, чтобы кран не фиксировался в положении "убрано" при наличии блокировки? Включаешь - не работает и в положение "убрано" не ставится - возвращается в исходное положение...
При электрическом управлении, элементарно. При гидравлическом сложнее.
И наверняка такие решения предлагались. Значит, нашлись резоны против.
Осталось ещё пехоту рублём наказывать за каждый промах...
сколько должна супруга КВС польской Тушки?
семьяи пилотов РАЗБИВШЕГОСЯ ИНДИЙСКОГО МИГ-35?
ПИЛОТЫ F-1 (каждый болид- 2 000 000 баксов)?
экипаж "КУРСКА"?
капитан теплохода "Булгария"?
ПОХОЖЕ НАДО НАСМЕРТЬ -ЧТОБ НЕ СУДИЛИ
А что Вы хотите, в руководстве МО военных то не осталось одни барыги торгово-налоговые....хорошо пока не "додумались" за вылёты деньги брать.
А что, это идея! Керосин сжег, масло потратил...Вычесть из зарплаты! А ракета не туда ушла или бомба не туда упала-плати за израсходованный боеприпас! А то так скоро всю страну разорят, никаких денег не напасешься!:umora:
Интересно, с кого и сколько вычли за три "ГЛОНАСС"а, которые утопили в океане в прошлом году?
... Интересно, с кого и сколько вычли за три "ГЛОНАСС"а, которые утопили в океане в прошлом году?
Уголовное дело в самом разгаре расследования. Скорее всего именно "Энергию" ждут большие неприятности.
Уголовное дело в самом разгаре расследования. Скорее всего именно "Энергию" ждут большие неприятности.
Интересно, чем оно закончится.
экскаваторщик
14.08.2011, 20:05
Уроды толстожопые с айфонами.
Orion(K)
15.08.2011, 07:26
Он их что, каждый день "на нос" раняет чтоб с одного из немногих кто остался "защищать воздушные рубежи необьятной..." считывать деньги (причом небольшие) за материальный ущерб государственной машины. И куда, мне интересно, пойдут эти денежки. Не уж то на преобритение модной коллекции стелажей и табуреток в штаб-квартиру-офис военного чиновника.
Shoehanger
15.08.2011, 09:12
Наш триумвират ВГК отработает имидживые потери от наномодернизации ВС?
Весело однако! Так и вижу, как в скором будущем нарушитель вторгнется в воздушное пространство, а пилот перехватчика от него подальше свалит. В самом деле нафиг нужно: ракету пустишь, промахнёшься - плати. А так делаешь вид что никого тут не летало и спишь спокойно.:)
Я смотрю, никто почему-то не подумал о том, что лётчик сломал дорогостоящую машину исключительно по собственному раздолбайству.
Вы, граждане, если на работе казёный монитор на пол уроните за просто так - вам начальство должно премию за это дать что ли? А у лётчика самолёт - это его рабочее место и он его должен беречь, а не шасси убирать от нефиг делать при заруливании на стоянку. Хорошо хоть он не пассажирским лайнером управлял...
Весело однако! Так и вижу, как в скором будущем нарушитель вторгнется в воздушное пространство, а пилот перехватчика от него подальше свалит. В самом деле нафиг нужно: ракету пустишь, промахнёшься - плати. А так делаешь вид что никого тут не летало и спишь спокойно.:)
Проходили этот этап. После того, как завалили Боинг на ДВ, Руст спокойно сел на Красной площади. Никто не хотел брать на себя отвественность.
Проходили этот этап. После того, как завалили Боинг на ДВ, Руст спокойно сел на Красной площади. Никто не хотел брать на себя отвественность.Ну тогда время было другое. Развал и раздрай. Сейчас бы он не приземлился.:)
Каждый человек имеет право на ошибку. Именно так и происходит обучение. Иначе фигня получается и классным специалистам просто не откуда браться.
А с уборкой шасси - это вообще пунктик у всех ВВС, т.к. случаев было огромное количество в самых разных вариантах. Не знаю как сейчас, но лет 20 назад в штатах был такой протокол посадки: после того как пилот убедился, что индикатор выпуска шасси загорелся, он должен запросить разрешение на посадку и получит его только после того как оператор на вышке визуально убедится, что шасси действительно выпущены.
Или путаница была со штатными командами для ВТС при заходе на посадку:
уход на второй круг, двигатели на максимал: takeoff, power
сбавить обороты, посадочный режим: take off power
после того как второй борт грохнулся, решили, что пилоты не виноваты, а инструкция написана косо.
Ну тогда время было другое. Развал и раздрай. Сейчас бы он не приземлился.:)
И сейчас приземлился бы. Только причины боязни отвечать были б другие.
И сейчас приземлился бы. Только причины боязни отвечать были б другие.
Не, просто ПВО сейчас уже не то. Если только над Белоруссией завалят.
Если боевой летчик боится за то сколько ему платить за мат.часть это не летчик а комерсант
Так у нас же сейчас не МО, а табуретно-коммерческая лавочка с соответствующим подходом к решению проблем.
Чего-то сразу вспомнился эпизод с "Кузнечиком"...
"От полётов отстранить, ста грамм не давать, назначить "вечным" дежурным по кухне!" С
Semernin
15.08.2011, 15:22
Я смотрю, никто почему-то не подумал о том, что лётчик сломал дорогостоящую машину исключительно по собственному раздолбайству.
Вы, граждане, если на работе казёный монитор на пол уроните за просто так - вам начальство должно премию за это дать что ли? А у лётчика самолёт - это его рабочее место и он его должен беречь, а не шасси убирать от нефиг делать при заруливании на стоянку. Хорошо хоть он не пассажирским лайнером управлял...
А вы попробуйте, полетайте на реактивной машине, потом сделайте длинный перерыв и полетайте опять. Гарантирую, что много "эмоций" вам обеспечено. Вот и мы имеем то, что имеем - недостаточный налёт+стресс+хромает эргономика кабины и готов результат (банально перепутаны органы управления).
Я смотрю, никто почему-то не подумал о том, что лётчик сломал дорогостоящую машину исключительно по собственному раздолбайству.
Вы, граждане, если на работе казёный монитор на пол уроните за просто так - вам начальство должно премию за это дать что ли? А у лётчика самолёт - это его рабочее место и он его должен беречь, а не шасси убирать от нефиг делать при заруливании на стоянку. Хорошо хоть он не пассажирским лайнером управлял...
А ничего, что его работа как раз сотит в том, чтобы брать все Подобные риски на себя?
За испорченную бумагу (черновики, зажёванную принтером, ксероксом...) с Вас деньги не высчитывают? А почему? Это же вы от нефиг делать и по раздолбайству....
А вот теперь представь, что лист бумаги стоит твою годовалую зарплату.
Если этого примера мало - сядь в своё рабочее кресло и попроси кого-нибудь уронить его с 2х метровой высоты. Это-чтобы понять что почуствовал сам пилот.
РАБОТА у него такая - рисковать дорогостоящим оборудованием и своей жизнью и здоровьем. КАЖДЫЙ ВЫЛЕТ. В отличии от офисных м..ков, роняющих мониторы и кружки с кофе на клавиатуры.
Shoehanger
15.08.2011, 17:58
А с кого высчитывают за жёванную бумагу, откуда деньги берутся?
из соответствующей статьи бюджета Вашего предприятия.
А ничего, что его работа как раз сотит в том, чтобы брать все Подобные риски на себя?Нет, ничего. Это его работа и его риски. Это его выбор в конце-концов. А кто-то вот сядет и нажмёт случайно кнопочку пуска ракеты... да хотя бы зенитной, и случайно собьёт Ту-154 RA-85693 с 78 людьми на борту. Каждый имеет право на ошибку, да?
А сколько было случаев невыпуска шасси перед посадкой на пассажирских лайнерах?
Хирург, наверное, тоже имеет право что-нибудь недопришить? Ну, подумаешь, ошибся.
Если этого примера мало - сядь в своё рабочее кресло и попроси кого-нибудь уронить его с 2х метровой высоты. Это-чтобы понять что почуствовал сам пилот.А чего так низенько? Ну если мы обо мне, то не далее как неделю назад я лежал на носу самолёта на высоте ~7 метров над землёй и работал в позе "обнимаем любимый пепелац". Если б я по раздолбайству проигнорировал меры безопасности, то мог бы и не писать сейчас этот пост. Такова была бы цена моего раздолбайства. А оплата стоимости ремонта истребителя - такова цена раздолбайства лётчика.
Нет, ничего. Это его работа и его риски. Это его выбор в конце-концов. А кто-то вот сядет и нажмёт случайно кнопочку пуска ракеты... да хотя бы зенитной, и случайно собьёт Ту-154 RA-85693 с 78 людьми на борту. Каждый имеет право на ошибку, да?
А сколько было случаев невыпуска шасси перед посадкой на пассажирских лайнерах?
Хирург, наверное, тоже имеет право что-нибудь недопришить? Ну, подумаешь, ошибся.
А чего так низенько? Ну если мы обо мне, то не далее как неделю назад я лежал на носу самолёта на высоте ~7 метров над землёй и работал в позе "обнимаем любимый пепелац". Если б я по раздолбайству проигнорировал меры безопасности, то мог бы и не писать сейчас этот пост. Такова была бы цена моего раздолбайства. А оплата стоимости ремонта истребителя - такова цена раздолбайства лётчика.
Видите-ли, коллега, не всё в этом мире меряется деньгами. А про позу "любимого пепелаца" - на Вашей стоянке нет больших гидравлических стремянок? Тогда вот это точно раздолбайство и нарушение мер ТБ. За такое непосредственных исполнителей и рук. состав ИАС пороть надо как свиней на верёвке и гнать в шею.
экскаваторщик
15.08.2011, 21:41
Что-то не припомню чтобы вычли из получки у кого-нить за поломатый инструмент, не помню чтобы бойца напрягли за сгоревшую кислородку, не было и проблем у штурмана полка когда на учениях топливо не досчитал и рухнул борт. Вообщем как-то все было грамотно видимо. Армия обучалась постоянно. А сейчас на хрена мне пассатижи в руки брать или отвертку, а вдруг она сломается и из меня вычтут, потом не докажешь что она китайская:lol:
В жизни много чего происходит непреднамеренного, непредсказуемого когда из за независящих от человека причин, когда из за усталости, иногда из за раздолбайства, но тем уродам "менеджерам", которым пришла в их тупую башку мысль о "зарабатывании" на подобных ситуациях нужно прилюдно гвоздь покрупнее в башку забить, чтобы другим идиотам пример был...:fool:
http://www.youtube.com/watch?v=UE6fJMSSl7U&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=Zhk7Hxf9UXc&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=tWA3uDr5MDc
http://www.youtube.com/watch?v=5eZKOeMpXTg&feature=related
[
http://www.youtube.com/watch?v=GLIMJ-zcAw0&feature=related[/video]
http://www.youtube.com/watch?v=-y8PWzXlvYQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=nP7oIKarJYQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=Yh-kuztsE1s&NR=1
http://www.youtube.com/watch?v=kJzes3lSQMg&feature=related
sanych62
16.08.2011, 07:20
Вообщем как-то все было грамотно видимо. Армия обучалась постоянно. А сейчас на хрена мне пассатижи в руки брать или отвертку, а вдруг она сломается и из меня вычтут, потом не докажешь что она китайская:lol:
- Сейчас ситуация вообще другая. Зачем мне учить матчасть, получать класс, если можно пробежать (подтянуться) на разряд - и получать в три раза (к примеру) больше? Так служба и идёт. Заполнение тетрадок и стадион. И всегда в отличниках, без каких-то там знаний матчасти.
Видите-ли, коллега, не всё в этом мире меряется деньгами.Эм-м-м... С этим вроде никто и не спорил.
Что-то не припомню чтобы вычли из получки у кого-нить за поломатый инструмент, не помню чтобы бойца напрягли за сгоревшую кислородку, не было и проблем у штурмана полка когда на учениях топливо не досчитал и рухнул борт.Насколько я помню, в забугорных армиях схожие судебные процессы и взыскания с военных лётчиков имели место быть.
Ещё раз: не надо путать ошибки в сложных ситуациях и откровенное, ничем не оправданное раздолбайство.
быть.
Ещё раз: не надо путать ошибки в сложных ситуациях и откровенное, ничем не оправданное раздолбайство.
Соглесен. Некоторое время назад был такой случай- отказал телевизионнный прицел на Су-24М. Лейтенант начал подкидывать блоки с других самолетов, спалил еще 2 штуки. И что с ним делать после этого?
Это не перебор. Это плановое убийство ВВС и ВС страны.
какое убийство? труп невозможно убить. ВВС кончились после афганской войны, превратившись из рабочего инструмента в игрушку больших мальчиков.
какое убийство? труп невозможно убить. ВВС кончились после афганской войны, превратившись из рабочего инструмента в игрушку больших мальчиков.
Это лично ваше, весьма субъективное мнение, насколько я помню те времена, то полноценная боевая подготовка проводилась как минимум до августа 1991 года, во всяком случае в нашем полку - точно.
Соглесен. Некоторое время назад был такой случай- отказал телевизионнный прицел на Су-24М. Лейтенант начал подкидывать блоки с других самолетов, спалил еще 2 штуки. И что с ним делать после этого?
Отстранить от выполнения должностных обязанностей до сдачи всех необходимых зачётов, лишить квартальных и ЕДВ. Да и вообще с лейтенантом "можно сделать столько всего, что от осознания этого я просто немею" (с) А.Покровский :D. А для начала спросить с того, кто ему подписал допуск к самостоятельной работе.
Отстранить от выполнения должностных обязанностей до сдачи всех необходимых зачётов, лишить квартальных и ЕДВ. Да и вообще с лейтенантом "можно сделать столько всего, что от осознания этого я просто немею" (с) А.Покровский :D. А для начала спросить с того, кто ему подписал допуск к самостоятельной работе.
Оно бы всё ничего, но неужели после этого "целый майор" (подписавший допуск к самостоятельной работе) будет сам блоки дёргать? :D
Или Вы думаете, что он меньше пожжёт?
Я видел как и "целые майоры" блоки таскают и дёргают. Не можешь научить молодого - дёргайся сам.
centrone
19.08.2011, 15:23
Лучший ас-штурмовик Люфтваффе Ханс-Ульрих Рудель во время обучения был большим тормозом. Его хотели списать и обучение он прошел двойное. Результат - стал лучшим.
Косяки бывают. Надо смотреть на потенциал и упорство человека.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot