PDA

Просмотр полной версии : Справочник по аэродромам 1939-1945



Andric
08.03.2012, 04:36
Аэродромы Второй мировой 1939-1945
Справочник по аэродромам и площадкам в виде набора меток для программы Google Earth
За основу был взят открытый/бесплатный/свободнораспространяемый финский проект Sotakentat - Finnish Wartime Airfields (для свободнораспространяемого ПО Google Earth) (http://www.virtualpilots.fi/en/feature/articles/wartime_airfields/).


Проект не коммерческий, открытого/бесплатного/свободнораспространяемого использования.
Ссылка на источник обязательна!

В планах расширить набор меток до туда, насколько терпения хватит, в идеале охватить как можно больше аэродромов, использующихся перед началом и в период Второй мировой войны всех участвующих в конфликте стран (кроме нейтральных).

Изначально делался под собственные нужды в качестве справочника-подсказки для изготовления миссий и кампаний для игры "Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения", версии 4.10 и далее. После некоторых раздумий решил, что лучше выложить на общественность. Надеюсь, что информация, предоставленная в рамках данного проекта, будет интересна и полезна как разработчикам игр, так и людям занимающихся историей.
В проекте также задействованы метки других участников сообщества Google Earth. По возможности папки с содержанием работ отмечены ссылками на первоисточники.

Все описания взяты в основном из открытых источников, ссылки в основном прилагаются, но если вдруг кто-то обнаружит свое авторство без ссылки – просьба сообщить, поправлю. Так же просьба сообщать о всех найденных ошибках, неточностях и отсутствующих деталях, подкрепляя доводы документально.

Проект пока все еще находится в стадии заполнения (окончательная версия если когда-нибудь и будет, то из-за объема очень не скоро), в описаниях многих аэродромов до сих пор нет ссылок на первоисточники, да и местами попадается полный бардак. Часть аэродромов расположена примерно, такие аэродромы обозначены: «? Наименование» (со знаком вопроса), либо в описание стоит поправка, что «расположение не выяснено», либо «расположение примерно».

Основные отличия от работы зарубежных коллег:
1. Иконки аэродромов. Для обозначения основных и резервных аэродромов разных классов, а так же площадок, применены иконки флагов тех стран, которые эксплуатировали данные аэродромы.
2. По возможности нанесены границы аэродромов. В идеале надо по каждому аэродрому/площадке сделать отдельный рисунок, но пока руки до этого не дошли (работы много, да и не по всем имеется информация).
3. Для некоторых аэродромов и площадок в описание вставлены картинки, ссылки на источники и ссылки на картинки.
4. Описания. Для многих аэродромов и площадок добавлены описания. Достаточно просто нажать ЛКМ на иконке аэродрома.
5. Постарался добавить границы некоторых государств по состоянию разных годов (в основном 1939 -1941). Линии фронта понятно, что делать бесполезно.

Общий вид с крайними изменениями:

======
Установка:
Для просмотра необходима программа Google Earth, программа последней версии берется здесь: http://www.google.com/intl/ru/earth/index.html
Скачивается набор иконок (...). Набор иконок распаковывается в папку с установленной программой. Внимание! Необходимо убедиться, что иконки распаковались в папку Icons.
Скачивается и сохраняется на диск крайний файл базы данных: ...
Открываем программу Google Earth и добавляем файл базы данных: "Файл" - "Открыть".

======
Перечень аэродромов можно видеть в панели слева. Данные разделены по папкам для каждой страны / району / местам базирования.

======
Любая помощь по проекту приветствуется.

В основном необходимо:
1. Точные расположения аэродромов;
2. Описания (в описаниях меток аэродромов для оформления можно вставлять код HTML);
3. Схемы расположения аэродромов с границами, ВПП и служебными постройками;
4. Фотографии аэродромов и снимков, сделанных на этих аэродромах.

======
Содержание предыдущих серий (похожие темы):
Ленинград с высоты птичьего полета (http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=59904)
История Кронштадского аэродрома (http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=59373)
История аэродрома Низино (http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=65695)
Филды и аэродромы, реальные и исчезнувшие (http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=46016) (к Ил-2:ЗС)
Фото аэродромов 2-й мировой (http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=47954)
На других ресурсах:
Аэродромы Ленинградского аэроузла 1941-1945 (Сосновка, Комендантский и др.) (http://aviaforum.ru/showthread.php?t=13166)
Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота (http://forum1.evvaul.com/index.php?PHPSESSID=06ced457872b26c1fbda2993512ff74d&topic=63.0)
Аэродром Петсамо и Луостари: одно и то же? (http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=74924)

Перейдем к основной части повествования...
Кратко. Основные вопросы:

Аэродромы Ленинграда и окрестностей:
1. Зайцево - точное расположение.
2. Витино - точное местоположение.
3. Касимово и Агалатово - это все же один аэродром или 2 разных аэродрома?
4. Копорье - точное местоположение

Гидроаэродромы ВВС КБФ. Сказано было, что их было 12 (Перед войной ВВС КБФ имели 15 сухопутных, из них только два - с искусственным покрытием и 12 гидроаэродромов (http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1014.0;wap2)).
Гидроаэродромов насчитал пока:
1. Крестовский Заводской Гидроаэродром - точное местоположение не выявил.
2. Гутуевский - точное местоположение не выявил.
3. Ораниенбаум -
4. Горы-Валдай (Гора Валдай) - с ним все понятно
5. Пейпия - с ним все понятно
6. Хаболово - с ним все понятно
7. Вейно - с ним все понятно
8. Ханко (о. Кутерн)
9. Кихелькона
10. Либава.
По гидроаэродромам самого Ленинграда вообще одни вопросы. По ним ни фоток, ничерта нет. Какой из аэродромов считался военным, может еще какие были.

Заполярье
...

andrey65
08.03.2012, 05:52
http://forum.aviaskins.com/showthread.php?p=96078#post96078
не знакома эта тема?

Andric
11.03.2012, 04:35
http://forum.aviaskins.com/showthread.php?p=96078#post96078
не знакома эта тема?
Знакома. Давно при том.
Пока рылся, еще по ЛВО непонятно куда вообще относить аэродром Ново-Михайловка и где его расположение.

Olkor
11.03.2012, 23:22
Еще были как минимум
Горелово
Лисино
Беззаботное
Манушкино
Углово
АЭ Витино по воспоминания А.А. Кукина был "от города чуть дальше, километров 5 за само село справа от шоссе." Там сейчас поле.
Ну и пара координат
http://wikimapia.org/#lat=59.617118&lon=29.5420647&z=14&l=1&m=b

http://wikimapia.org/#lat=59.3015236&lon=29.0879345&z=14&l=1&m=b
http://wikimapia.org/#lat=59.6981338&lon=29.81359&z=15&l=1&m=b

Andric
12.03.2012, 00:02
Спасибо! Забыл сказать, что в первую очередь интересуют аэродромы и площадки, которые использовались с 1939 по 1945.


Еще были как минимум
Горелово
Лисино
Беззаботное
Манушкино
Углово
А Лисино где мог быть расположен?

Беззаботное:
http://wikimapia.org/#lat=59.812397&lon=30.0429296&z=15&l=1&m=b&show=/15913506/Аэродром-времен-ВОВ-Беззаботное
На wwII-maps: http://www.wwii-photos-maps.com/leningradaerialphotos/Kronstadter%20%2060N2930E/slides/GX1129SK-25-Jun-42%20-%2022.html правда его там почему то к Кронштадтеру какому то приписали.

Манушкино я так понял, что вот:
http://wikimapia.org/#lat=59.871881&lon=30.8030462&z=15&l=1&m=b&show=/2328290/ru/Аэродром-Манушкино

Углово:
http://wikimapia.org/#lat=60.057644&lon=30.7510757&z=13&l=1&m=b&show=/9586192/ru/Пaрапланерный-старт
Картинка: http://aviaforum.ru/attachment.php?attachmentid=114157&d=1244903949


АЭ Витино по воспоминания А.А. Кукина был "от города чуть дальше, километров 5 за само село справа от шоссе." Там сейчас поле.
Это тогда тут чтоли? Судя по формам вполне может быть, либо как еще красным указал направление ВПП:
151859


Ну и пара координат
http://wikimapia.org/#lat=59.617118&lon=29.5420647&z=14&l=1&m=b
Этот аэродром если мне память не изменяет уже после войны был построен для нужд с/х авиации, хотя может путаю с каким-нибудь соседним.


http://wikimapia.org/#lat=59.3015236&lon=29.0879345&z=14&l=1&m=b
да, я встречал его, но так и не понял что это и когда использовался.
О! это потерянный Сумский аэродром оказывается. :)


http://wikimapia.org/#lat=59.6981338&lon=29.81359&z=15&l=1&m=b
Это аэродром Ропша.

Фины еще про какую то Водлицу (Vodlitsa) упоминают, но про неё ничего не нашел. Был ли вообще такой аэродром? Может во время финской.
Расположен где то в районе этого села: http://wikimapia.org/#lat=60.823327&lon=35.7642746&z=13&l=1&m=b&show=/10723754/Нижняя-Водлица

Olkor
12.03.2012, 02:23
А Лисино где мог быть расположен?

Лисино-Корпус?
http://wikimapia.org/#lat=59.4091459&lon=30.74893&z=14&l=1&m=b

Это тогда тут чтоли? Судя по формам вполне может быть, либо как еще красным указал направление ВПП:
151859
Мне кажется, что он ошибся, и АЭ был слева - здесь
http://wikimapia.org/#lat=59.6462776&lon=29.7380161&z=14&l=1&m=b
Или тут. На самом деле для самолетов тех лет 5 КМ взлетки нафиг не надо было
http://wikimapia.org/#lat=59.669431&lon=29.7157001&z=15&l=1&m=b


Этот аэродром если мне память не изменяет уже после войны был построен для нужд с/х авиации, хотя может путаю с каким-нибудь соседним.
Он был построен на месте "маневренной площадки." Проще говоря - АЭ подскока.

Andric
12.03.2012, 02:59
Лисино-Корпус?
http://wikimapia.org/#lat=59.4091459&lon=30.74893&z=14&l=1&m=b
Не далеко? Хотя с другой стороны больше негде.


Мне кажется, что он ошибся, и АЭ был слева - здесь
http://wikimapia.org/#lat=59.6462776&lon=29.7380161&z=14&l=1&m=b
Тоже смотрел на это поле, тем более, что непонятно зачем так далеко относить аэродром, аж за другую деревню Глухово, а она аж с усадьбой была и называть аэродром в честь отдаленной деревни. Снимки бы найти...


Или тут. На самом деле для самолетов тех лет 5 КМ взлетки нафиг не надо было
http://wikimapia.org/#lat=59.669431&lon=29.7157001&z=15&l=1&m=b
Ну он говорит, что не протяженность, а удаленность вроде :) Может и тут ошибся. Тем более непонятно в какую сторону "справа от шоссе" он считает. В другую сторону (ниже), там тоже деревня, а кругом лес.
Тем более, что аэродром то должен быть не маленьким, раз на нем на 30 ноября 1939 года размещались 34 И-16 (44-й ИАП) (http://i16fighter.ru/usage/finland/finland.htm)

Кстати он говорит, что дальше от города, если 5 км в другую сторону, то вот получается:
151867

Взял старую карту:
151888
Если только так по местности.


Он был построен на месте "маневренной площадки." Проще говоря - АЭ подскока.
Если не секрет, откуда сведения?

От че оказывается лежит:
151872
расшифровать только остается.

Charger
12.03.2012, 13:27
http://v4.cache3.c.bigcache.googleapis.com/static.panoramio.com/photos/original/45862777.jpg?redirect_counter=1А Любань? Там и сейчас аэродром... Аэроклуб "Беркут" (http://www.tosnoaero.ru/contacts)... А полоса ЕМНИП старая. И площадка что в предыдущем посте на карте рядом с ними КМК действующая.

Andric
12.03.2012, 22:08
Вот вобщем мой набор меток для Google Earth.
151921

За основу взят древний финский файл отсюда: http://www.virtualpilots.fi/feature/articles/wartime_airfields/
Обновлен, переведен, добавлен, ссылками снарядил пока как мог. У кого есть желание - можете помочь. Исправления лучше выкладывать отдельными метками по каждому филду. Метки если че, то код HTML воспринимают.

В архиве иконки, иконки можно распаковать в папку с установленной Google Earth. Немного покрасивше будет выглядеть.

Саму Google Earth можно скачать тут: http://www.google.com/intl/ru/earth/index.html

Как оно выглядит сейчас:
151924
151923

Все это понятно не закончено и в процессе наполнения по мере появления свободного времени.

Charger
14.03.2012, 16:27
Кстати, интересный момент, мне тут Иван сообщил. Немецкий аэродром Любань, был перпендикулярно расположен, относительно текущей полосы. А сегодняшнее расположение, скорее всего, послевоенное.

Andric
15.03.2012, 04:49
Кстати, интересный момент, мне тут Иван сообщил. Немецкий аэродром Любань, был перпендикулярно расположен, относительно текущей полосы. А сегодняшнее расположение, скорее всего, послевоенное.
А откуда он это взял?

ЗЫ: ну вот. Как то вялотекуще, незаметно, через Либаву (ВВС КБФ) подобрался к аэродромам ВВС Прибалтийского ОВО. Думаю стоит ли дальше продолжать. А ведь кто бы мог подумать, что все началось с изучения Арктических конвоев...

Charger
15.03.2012, 23:32
Это ты у него спроси. :) А вообще он сам Беркутовский :) Думаю знает.

Dancing Bear
22.03.2012, 20:57
А Лисино где мог быть расположен?
Лисино-Корпус?

Нет, это другое Лисино, что к юго-востоку от Волосово.
Ещё по документу Andric две метки - Пулково и Шоссейная - всё ж таки один аэродром, Шоссейная. Название "Пулково" появилось, ЕМНИП, в 60-х.
Про Ново-Михайловку, увы ничего не знаю... :(
Расположение подавляющего большинства как базовых так и временных аэродромов в направлении к западу, юго-западу, югу и юго-востоку от Ленинграда, существовавших на вторую половину 41-го года представляю себе довольно чётко. Сложнее с покрытием филдов и расположением ВПП, тут примерно 50 на 50.
Изучал - и продолжаю - тему довольно долго и плотно, распространяться по сабжу могу бесконечно. :) Если есть вопросы - спрашивайте, постараюсь ответить. :rolleyes:

--- Добавлено ---



Кто может подсказать? Интересует следующее:

Аэродромы Ленинграда и окрестностей:
1. Зайцево - точное расположение.
2. Витино - точное местоположение.
3. Касимово и Агалатово - это все же один аэродром или 2 разных аэродрома?
4. Копорье - точное местоположение


Зайцево - таки да.
Витино - тоже правильно.
Касимово и Агалатово - один и тот же филд, да.
Аэродром в Копорье - скорее всего так называли аэродром близ Куммолово, впрочем, небольшая площадка для взлёта и посадки, скажем, У-2 или Р-5 у Копорье была вроде как, но никакой конкретики по наличию там аэродрома найти не удалось...

Andric
22.03.2012, 23:39
Спасибо. Но я уже "немного" ушел в аэродромы Западного ОВО, пока больше выкладывать метки не буду. Править много надо, как поправлю - выложу, но это не скоро. Вообще по аэродромам полно работы.
Пока поправил много по Заполярью, нашел таки аэродром совхоза Арктика ну и так по мелочи...
По аэродромам ЛВО тоже много поравил.
Прибалтийский ОВО - много занес.
И как уже говорил, перешел к Западному ОВО - спасибо Стрельбицкому Константину Борисовичу, за предоставленный список аэродромов Западного ОВО: http://may1945-pobeda.narod.ru/razved/san_avia41.htm.

Пара картинок:
(Кликабельно)
http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/5908/4744279.1f/0_7e078_3b2b03da_L (http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/5908/4744279.1f/0_7e078_3b2b03da_orig)

(Кликабельно)
http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/6102/4744279.1f/0_7e041_feedfabc_L (http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/6102/4744279.1f/0_7e041_feedfabc_orig)

Пока рылся, нашел вот такую замечательную статью Михаила Тимина "Аэродром Бобруйск. Июль 1941-го": http://fighters.front.ru/str/bob.htm

ЗЫ: Dancing Bear, если не сложно, если заметите какие то неточности или можете добавить/поправить и выложить?

Dancing Bear
23.03.2012, 00:14
Я по Западному округу спец никакой, если честно, вот по Ленинградской области (кроме Карельского перешейка, там ещё покопаться надо, есть неясности) схему расположения филдов могу нанести на карту и выложить. Хоть на обычную, хоть на Иловский Финский залив - там уже практически все аэродромы у меня прижились в той или иной мере похожие на существовавшие. Насколько это возможно в принципе...
По Белоруссии поспрошаю Uzin-а, он занимается этим участком, значит тему должен знать.

Andric
23.03.2012, 00:26
Я по Западному округу спец никакой, если честно, вот по Ленинградской области (кроме Карельского перешейка, там ещё покопаться надо, есть неясности) схему расположения филдов могу нанести на карту и выложить. Хоть на обычную, хоть на Иловский Финский залив - там уже практически все аэродромы у меня прижились в той или иной мере похожие на существовавшие. Насколько это возможно в принципе...
По ЛВО будет будет большим вкладом. Правки в GE (Google Earth) проще делать - там можно и изображения накладывать и многоугольником обозначать с привязкой к местности, плюсом в свойствах меток можно комментарии вставлять. Удобно. Почему на ней и остановился.
Вот можно ради примера посмотреть чего люди творят: http://groups.google.com/a/googleproductforums.com/group/gec-military-moderated/msg/f3e57d3bfe110835


По Белоруссии поспрошаю Uzin-а, он занимается этим участком, значит тему должен знать.
По Белоруссии надо сначала расставить - список большой, в принципе особых проблем пока не вижу кроме отсутствия свободного времени.
Беда вышла с аэродромами в Прибалтике. В частности по Латвийским и Эстонским аэродромам очень много информации, а вот по аэродромам в Литве - мало. Если у кого то есть информация по аэродромам Литвы, то скидывайте.

Dancing Bear
23.03.2012, 00:37
По ЛВО будет будет большим вкладом. Правки в GE (Google Earth) проще делать - там можно и изображения накладывать и многоугольником обозначать с привязкой к местности, плюсом в свойствах меток можно комментарии вставлять. Удобно. Почему на ней и остановился.
Вот можно ради примера посмотреть чего люди творят: http://groups.google.com/a/googleproductforums.com/group/gec-military-moderated/msg/f3e57d3bfe110835


По Белоруссии надо сначала расставить - список большой, в принципе особых проблем пока не вижу кроме отсутствия свободного времени.
Беда вышла с аэродромами в Прибалтике. В частности по Латвийским и Эстонским аэродромам очень много информации, а вот по аэродромам в Литве - мало. Если у кого то есть информация по аэродромам Литвы, то скидывайте.


Со свободным временем всё просто - это миф, его нет... :) Для начала сделаю просто скрин в виде карты с пометками, дальше по возможности.
Чем могу, как говорится.

Andric
23.03.2012, 00:45
Со свободным временем всё просто - это миф, его нет... :) Для начала сделаю просто скрин в виде карты с пометками, дальше по возможности.
Чем могу, как говорится.
Буду ждать :)

Вот еще из "последнего":
Лиепая (Либава):
http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/5906/4744279.1e/0_7df22_4a3ce883_M (http://img-fotki.yandex.ru/get/5906/4744279.1e/0_7df22_4a3ce883_orig)
Но там ошибка с гидроаэродромом (4) - он в этой же военной гавани был, но где точно неизвестно. Гидроаэродром на Либавском озере (6) тоже примерно от балды поставлен. Границы Лиепая-Гробиня так же. Пока больше не правил. Более точные данные будут -исправлю.

Таллин:
http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/6102/4744279.1e/0_7deb5_207e0cb1_M (http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/4744279.1e/0_7deb5_207e0cb1_orig)
За корректировку и более точное указание гидроаэродрома в Таллине спасибо Стрельбицкому К.Б.

Еще большой кусок по аэродромам Одесского ВО лежит, но когда это произойдет - неизвестно :)

Dancing Bear
23.03.2012, 22:40
Andric, смотри личку.

Andric
23.03.2012, 23:02
Andric, смотри личку.
Ответил.

Немного вернулся сегодня "назад" к аэродромам Заполярья.
Натянул аэрофотоснимки на острове Кильдин.
152409
152410
152411
152412
152413

Andric
06.04.2012, 00:14
Небольшой апдейт.

Как выглядит на сей момент:
152929
Много чего добавил, поправил, видоизменил, но все еще в процессе.

Сам файл с иконками:
152930

Charger
06.04.2012, 09:02
Андрей, а где подмосковные Дракино (http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE&source=web&cd=5&ved=0CFEQFjAE&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2594%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25BE_(%25D0%25B0%25D1%258D%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BC)&ei=knl-T56eKMegOt-ktO0G&usg=AFQjCNHfQJbiYE5FwcJuadLfthWhd0yJyg) и Алферьево (http://wikimapia.org/1679742/ru/%D0%90%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%90%D0%BB%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BE)?

Andric
06.04.2012, 10:30
Я под Москву специально почти не лез с тех пор - больше по северной части заполнял. Так вот уже вчера узнал про существование аэродромов Белое Море и Гремяха. Наверняка еще есть в т.ч. и площадки редко упоминаемые. Все же по каплям буквально добавляется. Дракино и Алферьево в общем нету пока, но внесу. Спасибо за указания.

Charger
06.04.2012, 10:49
Спрошу своих копателей, у них была карта немецких аэродромов подскока в тундре. Две или три поляны уже раскопали полностью, может поделятся.

Andric
06.04.2012, 16:01
Было бы неплохо. Все, что нашел - добавил. По карте даже так видно, что большие проплешины, а там явно что-то было.
Кроме того сейчас аэродромы отмечаю тупо иконками флажков используемой стороны, оттого многие посадочные площадки сливаются с основными аэродромами I - III разрядов. По идее тоже бы как то разделить.

Кстати много чего добавил по аэродромам в Норвегии, ибо по ним вообще постоянная неразбериха, хотя бы в местоположениях и названиях. Теперь можно спокойно заполнять кто, когда и в каком количестве на них стоял, когда их бомбили, когда они вылетали - вот самый геммор, ибо перерывать много че надо. В самих метках где мог по максимуму заполнил: много инфы в основном с буржуйских сайтов с собственном кустарном переводе с норвежского, немецкого, финского. Поскольку знаний этих языков нет, то возможны ошибки в описаниях. Опять же если кто знаниями обладает - можете проверить во благо общественных знаний. Только высылать лучше не так скопом, как я сейчас делаю, а по одному аэродрому. Можно несколько в один архив упихать.

Если кто решит помочь в заполнении меток, то делается просто:
Выбирается метка с аэродромом.
В левой боковой панели жмем ПКМ на метке в списке,
Выбираем "свойства"
В свойствах пишем че-кого-куда.
Можно дополнять фотками - фотки берутся со внешних источников, то есть указываем ссылку, вставляем описание.
Описание опять же не везде присутствует - можно тоже заполнить.
После экзекуции жмем "ОК"
Чтобы сохранить конкретно эту метку, то надо её выделить, в меню "Файл" выбираем "Сохранить", в вывалившемся меню выбираем "Сохранить местоположение как...", главное сам файл не потерять. Кроме всего лучше его запаковать в архив.

Если интересно, то пока время есть - могу с картинками сделать отдельной темой, либо на Вики небольшую инструкцию.

ЗЫ: Дракино кстати есть - аэродром назван как Серпухов.

ЗЗЫ: все, кто помогает словом, делом и картами - всем Спасибо, но просьба все же писать что-то интересное или конкретное сюда, а не только в лс/мыло/пр.средства связи - многим тоже интересна эта информация :)

Andric
22.07.2012, 20:41
Небольшое обновление.
Кое чего поправил, кое чего добавил.
По прежнему много ошибок, все еще надо много чего добавлять, править, изменять. Объем громадный.

Архив содержит папку с иконками, их надо распаковать в папку с установленной программой Google Earth, на замену файлов соглашаться - изменил и добавил иконки.

Внешне на сей момент вот так:
156977

Зреет множество вопросов по расположению аэродромов в южной части - по ним информации вообще мало.
В частности по аэродромам на Крымском полуострове.

Wotan
14.09.2012, 17:00
Андрей, короче пока ты в отпуске, выкладываю тут то, что ты просил. Хотя сдаётся мне, тебе немного другого плана была нужна информация и все эти подробности тебе не к чему, но оставляю всё полностью как есть, без изменений.
В общем, как говориться Спешл сенкс ту Михаил Тимин.
И так:


Аэродромы ИА ВВС ПрибОВО

Либава
Начну с Либавы, там находилась самое многочисленная часть ИА ВВС ПрибОВО на 22 июня - 148 ИАП.
На современной карте нанесено место основного аэродрома в Либаве - назывался "Гробиня", к сожалению размещение стоянок неизвестно.
БЧС 148 ИАП на 22 июня 1941 года.
упр и четырех АЭ:
упр. Командир м-р Зайцев Г.Н., бат.к-р. Головачев Г.М. зам. к-н Кошевой И.Т. н.ш. м-р Чолок Н.Д.
1 АЭ. к-н Крылов Николай Григорьевич.
2 АЭ. врио ст.л-т Черненко Николай Никифорович*.
3 АЭ. к-н Костюченко Павел Каленикович.
4 АЭ. к-н Титаев Яков Егорович.
68 И-153 (14 не исправных)**, 5 УТИ-4, 5 У-2.
57 пилотов***. Из них 36 кадровые, остальные выпускники летных училищ 40-41 годов, не успели пройти курс боевого применения и были ограниченно годны.
Подробности боевых действий можно глянуть тут: http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000018-000-10001-0
159066


Шауляй

Дальше если двигаться с Севера на Юг в первой линии а-м Шауляй 10 ИАП.
Очень много фото, есть схемы, но к сожалению нет аэрофотосъемки: http://imf.forum24.ru/?1-4-20-00000009-000-10001-0

БЧС - 10 ИАП насчитывал к 22 июня 35 И-16тип5 из них 27 были исправными, на этих самолетах были подготовлены для ведения боевых действий 50 пилотов, часть из которых (15 человек)были выпускники авиационных училищ осени 1940 года и имели довольно посредственную подготовку – эти пилоты выполнили считанное количество учебных полетов на боевое применение.
В плане освоения МиГ-1/3 10 ИАП представлял собой того самого «сапожника без сапог», так как в связи развертыванием на базе полка учебного центра, в июне 1941 года, на МиГах части учились летать тридцать пилотов из 148 и 42 ИАП. А собственно пилоты 10 ИАП как выполни еще в марте на МиГ-3 три десятка вылетов (выпущено самостоятельно 8 пилотов), так и не возобновили процесс переучивания вплоть до начала боевых действий. Фактически 21 МиГ-3 и 2 МиГ-1 для полка были лишней обузой, учитывая то, что 13 из них были неисправными, и использовать их можно было только после получения пилотами полка соответствующей подготовки. По плану прикрытия 10 ИАП для участия в боевых действиях должен был перебазироваться на аэродромы Россиены, Немакчяй, оставаясь, тем не менее, частью сил в Шауляе.
Так что реальную боевую ценность представляли - четыре эскадрильи 35 экипажей и 27 исправных И-16тип5.
159067


Кармелава, Каунас и Винчай

31 ИАП насчитывал к 22 июня 65 боевых самолетов - 28 МиГ-3, 24 МиГ-1*, 13 И-16тип5 (5 не исправных, по другим данным 18 И-16тип5). На 45 исправных МиГов были подготовлены для ведения боевых действий 30 пилотов. Полностью переученной на новые истребители была только 4 АЭ, но и это подразделение не успело приступить к полетам на боевое применение. Кроме того в части имелось еще около пятидесяти пилотов которые начали освоение МиГ-1/3. Видимо часть пилотов 1 и 2 АЭ была выпущена на МиГ-3 самостоятельно, а остальные продолжали перед выпуском на МиГ тренировать на УТИ-4 и И-16. Буквально на кануне войны 18 июня 1,2 и 4 эскадрильи полка - 39 МиГ-1/3 и 2 И-16 перебазировались на а-м Кармелава, для участия в окружных учениях. В Каунасе осталась 3 эскадрилья полка, пилоты которой вывозились на УТИ-4 и И-16.
Кармелава скорее всего располагалась там же где современный аэродром...

15 ИАП насчитывал к 22 июня 88 боевых самолетов - 57 МиГ-3, 4 МиГ-1*, 15 И-153 (5 не испр.), 7 И-16тип5, 1 И-16тип10, 4 И-15бис (не использовались в б/д). На 48 исправных МиГовбыло только 14 пилотов вылетевших самостоятельно. Полностью переученной на новые истребители была только 1 АЭ, но и это подразделение не успело приступить к полетам на боевое применение (по некоторым данным до 22 июня в полку были самостоятельно выпущены на МиГ-3 еще 16 пилотов из 1,3 и 4 эскадрилий). Единственным боеспособным подразделением полка была 2 АЭ в составе 11 И-153 и 10 экипажей, которая в Винчае передавала свои самолеты пилотам 236 ИАП. Кроме того в части имелось около 45 пилотов которые еще не освоили МиГ-1/3, и продолжали перед выпуском на МиГ тренироваться на УТИ-4 и И-16 в Каунасе.

15 ИАП был единственным, из полков расположенных в первом эшелоне, который успел занять аэродромы, предназначенные по плану прикрытия.
Управление и 1 АЭ – Пацунай (Несколько км восточнее г Пренай, могу показать на карте), 31 МиГ-1/3 (2 не испр.*), 20 пилотов летающих самостоятельно на МиГ-3.

2 АЭ – Винчай, 11 И-153 (1 не испр.), 10 пилотов - кроме того там же были несколько пилотов 236 ИАП.
Винчай - это ж/д станция недалеко от Козлова-Руда и Мариамполя. Схемы или аэрофотосъемки нет.

3 и 4 АЭ - Каунас. 30 МиГ-1/3 (3 не испр.*), 8 И-16, 4 И-153 (не исправные, без винтов и моторов), 4 И-15бис.** 10 пилотов летающих самостоятельно на МиГ-3.
Отличные фото, аэрофотосъемка все есть. Самолеты 31 ИАП были в Северной части аэродрома (бывший гражданский а-м - Люфтганзы) , а самолеты 15 ИАП располагались в Южной части аэродрома (бывший литовский военный а-м).
http://imf.forum24.ru/?1-4-20-00000011-000-10001-0

Но надо понимать что собственно в Каунасе боеспособных подразделений на 15, ни 31 ИАП не осталось - там 22 июня действовали отдельные экипажи, никаких доков о их вылетах вообще не осталось...
159068159069159070



Вильнюс, Ораны/Перлоя

42 ИАП в Вильнюсе, Оранах и Варена насчитывал к 22 июня 56 И-153 (9 не испр.), 2 И-16тип5 (1 не испр.) , 21 И-15бис (из них 3 не исправные.). Боеспособность полка определялась не наличием самолетов, а оставшимися в части 30 пилотами. Еще 18 летчиков, все комэски, часть заместителей комэсков и опытные командиры звеньев находились в Шауляе на переучивании. А 12 летчиков находились на курсах командиров звеньев, кроме того двое не успели возвратится из отпусков.
Упр.ИАП а-м Ораны 2 боевых экипажа.
2 АЭ а-м Ораны 7 боевых экипажей.
3 АЭ а-м Ораны 9 боевых экипажей.
1 АЭ а-м Перлоя 6 боевых экипажей.
4 АЭ а-м Перлоя 6 боевых экипажей.
Всего 30 боевых экипажей и 30 И-153 на аэродромах Ораны и Перлоя (фактически это один аэродром - аэродромы находились на расстоянии 4-5 км друг от друга).
Остальные самолеты находились на аэродроме Вильнюс и не имели экипажей, из них 21 И-15бис готовились к передаче в другие части и не использовались с зимы. Возможно полк в апреле - мае получил на пополнение 10-20 молодых пилотов, но сведений об этом в документах отсутствуют.

Кроме того на аэродроме Перлоя формировался 237 ИАП - к 22 июня 1941 года 13 экипажей 237 ИАП и 13 исправных И-153. Еще в полку по разным данным 2-4 И-16тип5 и 1-2 УТИ-4.

Схем и фото увы нет...


По Вильнюсу есть много фото и аэрофотосъемки:
http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000015-000-10001-0

Но еще раз повторюсь там остались неисправные И-153 42 ИАП, устаревшие самолеты И-15бис, и И-153 на которые не было экипажей...
Ну и еще неисправные СБ и Ар-2 54 СБАП, а так же 5 Ил-2 которые перегоняли в Кеданяй из Воронежа командир и 4 комэска 61 ШАП.



Россиены, Алитус, Поневежис

В первой линии формировались еще четыре полка 236 ИАП в Алитусе, 240 ИАП в Россиенах (второе название а-м Немакчай), 238 ИАП в Ппоневежисе и 239 ИАП в Эзере.
К сожалению ни схем, ни аэрофотосъемки аэродромов нет.
Ясно только что Алитуский аэродром находился на западном берегу Немана.
По матчасти в 236 ИАП всего - 24 боевых самолета: 24 И-153, причем на аэродроме утром 22 июня было только 3 пилота.
В 240 ИАП 13 И-15бис (и 1 У-2) 8 пилотов.
В 238 ИАП 30 И-153 (из них 3 неиспр) 9 пилотов. По Поневежису неплохие данные выкладывали, правда аэрофотосъемки за 41 год к сожалению тоже нет.
http://imf.forum24.ru/?1-4-20-00000012-000-10001-0
Кроме того формировавшийся в Эзере 239 ИАП самолетов получить не успел... Ну и перечисленные выше части так же ничего из себя не представляли - так отдельные боеспособные экипажи...

Wotan
14.09.2012, 17:07
Продолжение Аэродромы ИА ВВС ПрибОВО
Рига и Даугавпилс

Второй эшелон составляли 21 ИАП в Риге и 49 ИАП в Даугавпилсе.
21 ИАП всего – 68 боевых самолетов: 34 И-16тип5, 1 И-16тип10, 9 И-16тип17, 21 И-16тип24/28, 1 И-153, 1МиГ-1, 1МиГ-3. (из них 9 самолетов И-16 формально находились вне части, в ремонте в окружной мастерской, которая также находилась в Риге.) Всего 69 летчиков и пилотов, из них 44 второго и более годов службы и 25 первого года службы из них 15 человек выпуска весны 1941 года не введенных в боевой расчет.
Все самолеты базировались на а-ме "Большой Рижский аэродром" - есть планы ну и неплохие фото и обсуждения:
http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000006-000-10001-0

49 ИАП всего - 65 боевых самолетов: 38 И-153, 25 И-16тип18/24/28 (10 самолетов И-16тип24/28 накануне войны были переданы из 21 ИАП), 2 И-15бис (все самолеты исправны);
Всего на 22 июня в штате 72 летчика, из них 39 второго года службы, один на курсах и 14 не введены в строй.
По Даугавпилсовским аэродромам ни схем, ни аэрофотосъемки нет, только фото:
http://imf.forum24.ru/?1-4-40-00000013-000-10001-0
159071159072



Штурмовики

61 ШАП
- упр. 4 и 5 АЭ а-м Кеданяй (основной аэродром полка).
- 1 и 2 АЭ а-м Ризгонис.
- 3 АЭ а-м Маркштава.
61 И-153 (из них 2 не испр).
5 И-15бис (2 И-15бис неиспр.)
На утро 22 июня в части было налицо 57 пилотов (еще 5 в командировке, 5 в отпуске, 1 в больнице).
Инфа по Кеданяю, есть аэрофотосъемка и фото:
http://imf.forum24.ru/?1-4-20-00000017-000-10001-0
Киданяй и Рисгонис - оба аэродрома в р-не Ионавы...

241 ШАП - а-м Митава.
27 И-15бис (2 не испр.) и 18 пилотов. Часть в стадии формирования. Есть схема расположения аэродрома.
159073159074


Бомбардировщики

40 СБАП 54 СБ (11 не испр), и 58 экипажей (из них 11 в Москве в НИИ ВВС на переучивании).
1 и 2 АЭ а-м Виндава и 3,4,5 АЭ а-м Пилтэнэ.
К сожалению схем или аэрофотосъемок аэродромов у меня нет...

31 СБАП 62 СБ (58 испр), 43 боеготовых экипажа.
а-м Митава.

9 СБАП 52 СБ (9 не испр). 61 экипаж.
а-м Поневежис.


46 СБАП 45 СБ (4 не испр.) и 11 Ар-2 (2 не испр.). 42 боеготовых экипажа.
Основной состав полка за несколько дней до начала войны перелетел на а-м Груждняй.
В Шауляе остались неисправные самолеты и самолеты на которые не было экипажей.

54 СБАП 43 СБ (5 не испр.) и 12 Ар-2 (5 не испр.). 34 боеготовых экипажа. (еще 12 экипажей было на переучивании, 16 экипажей в командировке).
За несколько дней до начала войны самолеты полка перелетели из Вильнюского а-ма "Парубанек" (на него ссылку давал). Там остались не исправные самолеты полка.
На полевые аэродромы Кивишки (три эскадрильи) и Крыжаки (две эскадрильи). Оба пункта восточнее Вильнюса. Схем и аэрофотосъемки нет...

! Собственно спрашивает, нужны ли корпусные эскадрильи, и не давал аэродромы 4 САД в Эстонии

Andric
14.09.2012, 22:12
Андрей, короче пока ты в отпуске, выкладываю тут то, что ты просил. Хотя сдаётся мне, тебе немного другого плана была нужна информация и все эти подробности тебе не к чему, но оставляю всё полностью как есть, без изменений.
Нее, я не в отпуске, а в рабочей ссылке :)
Информация самое то. Спасибо, что нашли время выложить бесценный кусок инфы.


В общем, как говориться Спешл сенкс ту Михаил Тимин.
Спасибо Михаилу Тимину. :) Будем разбираться :)



Шауляй
Дальше если двигаться с Севера на Юг в первой линии а-м Шауляй 10 ИАП.
Очень много фото, есть схемы, но к сожалению нет аэрофотосъемки: ...
Более поздняя аэрофотосъемка (февраль 1944):
http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginnings/citynames-scha-schu/slides/Schaulen-Sokniai%20%20035.html
http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginnings/citynames-scha-schu/slides/Schaulen-Sokniai%20%20036.html
http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginnings/citynames-scha-schu/slides/Schaulen-Sokniai%20%20037.html
Где то дома начинал делать картинку сводную.


! Собственно спрашивает, нужны ли корпусные эскадрильи, и не давал аэродромы 4 САД в Эстонии
Нужно. Эстония конечно нужна.

Gromm
17.10.2012, 14:54
Andric,
писал в личку, но ящик переполнен) Поэтому сюда.

На досуге занимался поиском реального подтверждения существовавших в период ВОВ аэродромов для карты Днепропетровска. Быть может, данный (далеко не полный) список полевых площадок со ссылками на мемуарные и инет- исторчники будет полезен для Вашего справочника. Коротко - четвертая графа - источник, т.е. автор/ресурс где было найдено. Точность и аутентичность названия - на совести мемуаристов )))
http://www.4shared.com/office/UUP2hrZO/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%D0%90%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B.html
И, скорее всего, надо будет сопоставлять с современными посадочными площадками Украины)
http://www.ukraviaforum.com/index.php?action=dlattach;topic=4515.0;attach=21780
и с
http://maps.aopa.ru/

Буду рад, если информация будет полезной)
С уважением, Андрей "Gromm"

Andric
06.11.2012, 22:32
Andric,
писал в личку, но ящик переполнен) Поэтому сюда.
Ответил. Правда немного поторопился.


На досуге занимался поиском реального подтверждения существовавших в период ВОВ аэродромов для карты Днепропетровска. Быть может, данный (далеко не полный) список полевых площадок со ссылками на мемуарные и инет- источники будет полезен для Вашего справочника. Коротко - четвертая графа - источник, т.е. автор/ресурс где было найдено. Точность и аутентичность названия - на совести мемуаристов )))
Спасибо огромное! Да, много чего интересного. К сожалению редко заглядываю сюда, пропустил. Думал, что уже никому не интересно. Часть аэродромов успели вот тут пообсуждать: http://moldovamap.ru/forum/showthread.php/1745-%D0%90%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9-1939-1945 правда в основном аэродромы Бессарабии.
А первая колонка это откуда названия? Из источников?

Gromm
13.11.2012, 11:22
Нет, просто я еще отсылал "за рубеж" ниформацию, просто переводил для удобства чтения) Но, то что бралось из иноязычных ресурсов - как там записано, в частности, Хольм с немецкой спецификой транскрипции)

Wotan
23.11.2012, 14:41
Думал, что уже никому не интересно.
Андрей, ну так почти и есть. Про "корпусные эскадрильи" сейчас напомню.

Wotan
05.01.2013, 22:40
Андрей, я не знаю как тут таблицу делать %) Как быть?

Прибалтийские КАЭ


Наличие самолетов Наличие летсостава
Тип самолета и мотора Наличие моторесурса в % Испр. Неиспр. Итого Летчиков Всего летнабов и стрелков Всего экипажей

2 АФСО Р-5 М-17 7 7
Ковно У-2 М-11 1 1
ИТОГО 8 8 15 9 9
2 КАЭ ССС 1 6 7
Двинск У-2 6 2 8
ИТОГО 7 8 15 12 17 12
3 КАЭ ССС 6 1 7
Вильно У-2 5 1 6
ИТОГО 11 2 13 14 26 14
10 КАЭ ССС 7 7
Эзере У-2 3 2 5
ИТОГО 3 9 12 16 24 16
11 КАЭ ССС 2 5 7
Шавли У-2 4 1 5
ИТОГО 6 6 12 21 18 13
16 КАЭ ССС 8 8
Ковно У-2 5 5
ИТОГО 13 13 17 15 15
22 КАЭ Хаукер-Хард 7 7
Ягола Хеншель 5 5
ПТО-4 3 3
ПОН 3 3
Авро-Энсон 1 1
Майльс 1 1
ИТОГО 18 2 20 18 18 18
24 КАЭ
Гульбине СВ-5 8 2 10
Код-1 1 2 3
Код-2 3 3
ИТОГО 9 7 16 18 10 18
29 КАЭ Анбо-41 12 12
Укмерге Анбо-51 9 9
Глостер-Глад. 2 2
ИТОГО 23 23 18 20 18
65 КАЭ ССС 4 1 5
Тарту Р-5 2 2

ИТОГО 12 3 15 21 20 16





* По КАЭ, там первые две, перед войной переименовали 2 КАЭ стала 112 КАЭ, а 3 КАЭ - 103 КАЭ.
2 АФСО - это аэро-фото съемочный отряд

Andric
06.01.2013, 03:46
В расширенном режиме, далее тэгами. Примерно так:


колонка 1, строка1

колонка 2, строка1



колонка 1, строка2

колонка 2, строка2



колонка 1, строка3

колонка 2, строка3



Можешь еще с глючным визуальным режимом побаловаться. А проще всего сделай в ворде или экселе, да мне на почту кинь

Andric
27.08.2013, 05:57
Небольшое обновление. Немного сыро местами.
Почти год не возвращался. Много чего добавил, поправил и как всегда еще работы не початый край.
Добавил немного сторонних меток.

Спасибо всем, кто периодически помогает с информацией.

169863

Про установку в первом сообщении темы: http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=74924&p=1805664&viewfull=1#post1805664 (не забываем ставить иконки).

Общий вид на сегодня (27 августа 2013):
169865