Просмотр полной версии : Аэродром Петсамо и Луостари: одно и то же?
Вот только на счет Луотсари не понял...
Где то я читал что филд бетонным был ,но может я ошибаюсь...
Ошибаетесь.
Аэродром во время ВМВ имел две грунтовых полосы и рулёжные дорожки с деревянным покрытием.
(с) http://wikimapia.org/#lat=69.4060501&lon=31.0190388&z=13&l=1&m=b
Тока по ссылке филд обозван как "Бывший немецкий аэродром Луостари (Petsamo)", Петсамо севернее если че был.
=Kr=Otto
03.06.2012, 22:02
Ошибаетесь.
(с) http://wikimapia.org/#lat=69.4060501&lon=31.0190388&z=13&l=1&m=b
Тока по ссылке филд обозван как "Бывший немецкий аэродром Луостари (Petsamo)", Петсамо севернее если че был.
То есть Петсамо был бетонным? Может быть поэтому я путаю.
То есть Петсамо был бетонным? Может быть поэтому я путаю.
Просто Луотсари как таковой сейчас на карте Мурманск, как я понимаю вообще не существует....
Полез рыться в своих доках, походу все же я сам ошибся. Петсамо и Луостари - один и тот же филд. Во всяком случае на военных картах в том районе только один филд встречается.
=Kr=Otto
03.06.2012, 23:00
Полез рыться в своих доках, походу все же я сам ошибся. Петсамо и Луостари - один и тот же филд. Во всяком случае на военных картах в том районе только один филд встречается.
На нынешней карте в иле так и обозван как Петсамо.
Да я считал ранее это одним филдом... Да это так и есть судя по современным картам.
По поводу Кольского, если кому интересно: http://web.archive.org/web/20080430034511/http://eismeerfront.com/eis_html/map_eis.htm
Собственно, максимально конспективная подборка по "Фронту ледового моря".
=Kr=Otto
05.06.2012, 18:14
карта Мурманска от Mixx, самая достоверная карта из каких либо других представленных в иле!
говорю это как житель данного региона.. о том что эта карта ещё и очень красива и говорить не стоит!
текстуры отображённые в ней настолько реалистичны, что складывается впечатление, будто автор сам из этих мест и вживую видел то что "рисовал"!
высоты и аэродромы находятся именно там где и должны (за исключением незначительных погрешностей)! более того при создании филдов Mixx использовал их реальные фотографии военных лет!!
путаницы с названиями, какие? после победы поменяли название Петсамо на Заполярный..
можно рассказать об этой карте много, но зачем ? людям знающем представленный регион ясно итак - КАРТА ШЕДЕВР!
Если вы знаток местности, то к вам вопрос... Сейчас на карте (спутниковой я имею ввиду) видно, что аэродром Петсамо он же во время войны Луотсари (когда это был немецкий аэродром) заброшен, но имел когда то бетонное полотно. Вот у меня и возник вопрос...
А каким он был во время войны бетонным или травяным?
Как то мне попалось описание налета немецких бомбардировщиков на Архангельск. Там описывается посадка хенкелей на бетонный филд.
Может быть это и есть Луотсари? Потому как аэродром в Луотсари был для немцев одним из основных, как я понял...
II/JG5_Wagner
05.06.2012, 19:57
господа,
прошу простить меня за ошибку - Петсамо был переименован конечно в Печенгу но никак не в Заполярный..
знатоком в области военной истории я являюсь весьма посредственным ( и это печально), хотя родился и живу в Мурманске..
однако насколько мне известно, бетонок ни у нас ни у немцев на Кольском полуострове не было .. есть известные фотографии фокке вульфов из 14(Jabo)/JG5 которые дислоцировались в Петсамо на фотке видно что филд полевой!
кстати Петсамо и Луостари не одно и тоже!
вполне возможно что гансы и имели такие филды где то глубже на территории Норвегии.
Как то мне попалось описание налета немецких бомбардировщиков на Архангельск. Там описывается посадка хенкелей на бетонный филд.
Может быть это и есть Луотсари? Потому как аэродром в Луотсари был для немцев одним из основных, как я понял...
А в представленной здесь карте он травяной. Но может быть я ошибаюсь это только мои предположения.
Хенкели могли и с других филдов налетать. Не обязательно с Луостари. Надо по дальности смотреть.
кстати Петсамо и Луостари не одно и тоже!
Можно подробнее? Найти у себя не могу откуда взял вот это расположение филда: http://maps.google.ru/maps?q=69.516684,31.138687&hl=ru&ll=69.515152,31.142721&spn=0.023429,0.110378&num=1&t=h&z=14&iwloc=near
Площадка по крайней мере сильно подходит, но сейчас уже не уверен.
вполне возможно что гансы и имели такие филды где то глубже на территории Норвегии.
Глубже точно были. Гансы часть филдов кстати и построили, некоторые юзаются норвегами до сих пор... с тем же покрытием.
1-Луостари. 2-Петсамо.
http://gps.aspol.ru/2.jpg
2-Петсамо.
http://gps.aspol.ru/2.jpg
А более конкретных координат Petsamo нет?
Площадка по крайней мере сильно подходит, но сейчас уже не уверен.
Не уверен, что площадка подходит, вот пример
Аэродром в Африканде (Мурманская область), аэрофотосъемка времен войны
http://www.kolamap.ru/img/war2/afrikanda/original/Afrikanda048.jpeg
Этот же аэродром сейчас (https://maps.google.ru/maps/ms?msid=212411885828954596273.0004c1bc600d0a8f9bf12&msa=0&ll=67.439846,32.837577&spn=0.009895,0.036993&iwloc=0004c1bc651ae0f90195c)
Извиняюсь, если не в тему.
II/JG5_Wagner
05.06.2012, 21:28
А более конкретных координат Petsamo нет?
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F7%E5%ED%E3%E0
--- Добавлено ---
очень сложно сейчас рассмотреть в современных пустрырях бывшие филды..
вот например как выглядел наш аэродром в Коле через объектив немецкого разведчика:
http://kolamap.ru/img/war2/kola/original/Kola-Sud012.jpeg
а вот как это место выгдядет сверху сейчас:
http://wikimapia.org/18428459/ru/Бывший-военный-аэродром-времён-ВОВ-Кола-Южный
порой мы живём в микрорайонах построенных на месте бывших аэродромов и не подозреваем об этом!
поэтому нет ничего удивительного в том, что сейчас очень сложно рассмотреть подходящюю площадку в районе Петсамо.. но именно из петсамо вылетали в частности штурмовики из 14(jabo)/JG5 для атак малых конвоев в мотовском заливе и это факт!
очень сложно сейчас рассмотреть в современных пустрырях бывшие филды..
порой мы живём в микрорайонах построенных на месте бывших аэродромов и не подозреваем об этом!
поэтому нет ничего удивительного в том, что сейчас очень сложно рассмотреть подходящюю площадку в районе Петсамо.. но именно из петсамо вылетали в частности штурмовики из 14(jabo)/JG5 для атак малых конвоев в мотовском заливе и это факт!
С этим не спорю, было бы проще, если бы хоть аэрофотосьемка его была, как в случае с Колой или Африкандой. Вот еще чего найти получилось, но правда ссылка не работает, только огрызок текста
"Мои зарубежные консультации по вопросу о количестве аэродромов в Петсамо закончились с предсказуемым результатом. Их было три, все со своим...", взял здесь (http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE&img_url=s010.radikal.ru%2Fi313%2F1101%2Fae%2Fc6e12f6a75cd.jpg&pos=3&rpt=simage)
Ну дак там с Блокгауза взято:
Мои зарубежные консультации по вопросу о количестве аэродромов в Петсамо закончились с предсказуемым результатом. Их было три, все со своим персоналом.
- Fliegerhorstkommandantur E 5/N Nautsi
- Fliegerhorstkommandantur E 19/XI Salmijärvi
- Fliegerhorstkommandantur E 23/III Petsamo
Количество грунтовых посадочных площадок для штабных и санитарных самолётов не известно, но их было большое количество. Даже на Титовке и Западной Лице. Эти площадки часто были вблизи каких-то баз, лагерей, полевых мастерских и прифронтовых медпунктов. Проезд на грузовике от Салмиярви до Паркины редко обходился без того, чтобы не увидеть пролетавший низко над дорогой самолётик.
По поводу аэродрома Маятола – лучше было и не спрашивать. Никогда на картах Петсамо «маятола» не существовала самостоятельно. На дороге и на карте вдоль Паз-реки они ВСЕГДА были при хуторках с определёнными названиями. Первая на север от Наутси «маятола» стояла на хуторе Хёюхенярви, что совпадало с проточным озером, рядом с которым хутор стоял. Вторая «маятола» стояла на хуторе Питкяярви, тоже носившем название от проточного озера. Потому правильнее было бы несуществующий аэродром «Маятола» назвать «Хёюхенярви», при условии, что аэродром «Наутси» исключить, т.к. это одно и тоже. Я принял к сведению, что нужно внимательнее разглядывать карты, которые есть. Мало, но есть.
Ни один здешний аэродром (да это повсеместно по миру) никогда не назван в честь сараев, рядом с которыми стоит. Воздушный порт Мурманска находится в Мурмашах, о чём жители Мурмашей тоже поспорят. Аэропорт Петсамо находился рядом с Луостари, аэродром Салмиярви находился не в посёлке Салмиярви, что на северо-западе от Никеля, и не рядом, а южнее Никеля.
Оказывается нашему командованию, которому даже после войны не с кем было проконсультироваться относительно Маятолы, сильно повезло. На современных туристических картах есть уже знаки «toaletti», что могло бы стать названием аэродрома, если бы прогуливавшийся рядом русский разведчик услышал над головой гул самолёта.
Сам форум пока "лежит". Может позже запустят. В принципе там все это было "разжевано" и не раз. Но все страсницы пока так и не осилил.
Чего нарыл по аэродромам на сей момент времени, все здесь: http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=74924 в т.ч. и по аэродромам Нормандии, Финляндии и СФ СССР.
Петсамо и Луостари - разные названия одного и того же аэродрома. Петсамо его называли немцы, Луостари - наши. ВПП были грунтовые с деревянными "тротуарами". Бомбардировщики этот аэродром использовали довольно редко - основным у них был Киркенес (наши называли его Хебуктен).
http://s019.radikal.ru/i622/1206/a7/21108f42676a.jpg (http://www.radikal.ru)
Была еще как минимум одна полевая ВПП без инфраструктуры на Титовке.
Собственно, почему речь идет о трех аэродромах в Петсамо видно отсюда
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8c/Petsamo.png/507px-Petsamo.png
Просто под Петсамо понимается не населенный пункт, а район. В этом случае очень даже возможно, что Петсамо и Луостари это один и тот же аэродром, просто названия разные.
Просто под Петсамо понимается не населенный пункт, а район. В этом случае очень даже возможно, что Петсамо и Луостари это один и тот же аэродром, просто названия разные.
Совершенно верно! У финнов не было населенного пункта под названием "Петсамо" - это наименование губернии. То что сегодня называется "Печенгой" у финнов было Парккиной + еще пара окрестных деревень. "Три аэродрома в Петсамо" это собственно Петсамо, Сальмиярви и Наутси. Первый был давно, второй подготовили к нападению на СССР, третий сделали во время войны. Наши последний иногда называли "Маятала".
Совершенно верно! У финнов не было населенного пункта под названием "Петсамо" - это наименование губернии....
Petsamo - это именно финское название н.п. Печенга. Не только губерния.
http://www.pechenga51.ru/mun/history.shtml
Старая карта (1930 год):
http://www.kolamap.ru/img/1930/1930.html
На наших картах во всяком случае именно как Петсамо (по стар., русск.: Печенга) и обозван. (карта 1940 года)
http://www.kolamap.ru/img/1941/1941_07_27.html
На наших картах во всяком случае именно как Петсамо (по стар., русск.: Печенга) и обозван. (карта 1940 года)
http://www.kolamap.ru/img/1941/1941_07_27.html
На этой карте аэродромы обозначены, кажется. Значки типа телеграфного столба с кружочком в основании. В Петсамо(которое населенный пункт) такого значка нет, а вот на месте Луастари есть. Я конечно могу ошибаться в отношении значения этих знаков, но чем черт не шутит.
На этой карте обозначены районы дислокации авиации противника. Условно.
К сожалению не имею карт из ЦАМО по данной области - они бы много ясности внесли бы.
Значки типа "телеграфного столба" - стандартные условные обозначения типов авиации.
Даже если районы дислокации, место положение значков на карте не случайно, вероятнее всего.
От балды расставлено. на таких картах никто точно не указывает - незачем. Надо было условно указать группировки противника - их условно и обозначили, для подробного расположения были более подробные карты.
Я при написании статей про действия наших на коммуникации Киркенес - Петсамо изучал вопрос детально. На том же Блокгаузе знающие люди подтвердили мои догадки.
См. http://www.kolamap.ru/img/1941/07_22/1941_07_02.html - Петсамо только как название губернии.
http://www.kolamap.ru/img/1941/07_10/1941_07_10_07.html - вообще нет.
Финская карта 1936 г.: http://s019.radikal.ru/i643/1206/b2/936f131bf5bb.jpg
На финской карте 1930 г. "Петсамо" как раз относится к губернии, а не наспункту. Советские же карты не показатель - там по поводу этого названия частенько страшная путаница.
Я могу ошибаться, по поводу Печенги, отсутствующей на финских картах. НО нужно посмотреть более ранние исторические источники. Насколько мне известно из более старых источников (не сеть, книги), там был старый новгородский монастырь, неоднократно разрушаемый (или выстаивающий) при шведских набегах. Отсюда русское название. Финны в 1940 ничего не разрушали, но выселили поселенцев (в основном, духовного звания), живших в том районе, и называвших свое поселение Печенга.
Я сейчас не со своего компа, в течение месяца встречусь со знатоком истории Кольского, если тема не отпадет, сообщу точные (по архивам) данные.
Я при написании статей про действия наших на коммуникации Киркенес - Петсамо изучал вопрос детально.
А что за статьи? Можно с ними где то ознакомиться?
На том же Блокгаузе знающие люди подтвердили мои догадки.
См. http://www.kolamap.ru/img/1941/07_22/1941_07_02.html - Петсамо только как название губернии.
Согласно условным обозначениям, там под именем ПЕТСАМО обозначен н.п. с часовней, то есть село. По типу написания - "поселки городского типа, рабочие и дачные поселки" (см. условные обозначения геграфических карт).
http://www.kolamap.ru/img/1941/07_10/1941_07_10_07.html - вообще нет.
Встречается и такое. То есть картографией немного занимаюсь, в разные периоды у некоторых мест похожий бардак. Названия то появляются, то исчезают в зависимости от года издания карт. Мозг неоднократно взрывали такие "аномальные" явления.
Финская карта 1936 г.: http://s019.radikal.ru/i643/1206/b2/936f131bf5bb.jpg
На финской карте 1930 г. "Петсамо" как раз относится к губернии, а не наспункту. Советские же карты не показатель - там по поводу этого названия частенько страшная путаница.
Копнув в корень, можно прийти к выводу, что Petsamo - все же Печенга на финский лад:
Муниципалитет: Petsamo (http://fi.wikipedia.org/wiki/Petsamo) (посёлок городского типа Печенга (http://ru.wikipedia.org/wiki/Печенга) (вот это вообще не понимаю!)) из 16 деревень, в т.ч. (http://fi.wikipedia.org/wiki/Petsamo#Kyl.C3.A4t):
8. Kylat Petsamo (Trifona (http://fi.wikipedia.org/wiki/Trifona) - Трифоново, ныне заброшенная деревня (http://wikimapia.org/#lat=69.5629479&lon=31.2662318&z=12&l=1&m=b&show=/7323934/ru/Трифоново)) - по финской ссылке если сходить, то там сказано (на финском), что с 1930 деревня так и называлась Petsamo (ссылка указывает на источник Kuusikko Kirsi: Petsamolainen yhteiskunta, s. 125-127. Teoksessa: Vahtola Jouko & Onnela Samuli (toim.) Turjanmeren maa, Petsamon historia 1920–1944. Rovaniemi: Petsamo-seura, 1999. ISBN 952-91-0873-7.).
Далее попадается Petsamo (Murmanskin alue) (http://fi.wikipedia.org/wiki/Petsamo_(Murmanskin_alue)) (Городское поселение Печенга (http://ru.wikipedia.org/wiki/Городское_поселение_Печенга)) и так далее, см. значения Печенга (http://ru.wikipedia.org/wiki/Печенга_(значения)).
По сути темы, аэродром Петсамо-Луостари наверняка конечно имелся ввиду именно Печенгский (на финский лад: Петсамский) район.
Вполне вероятно, что в муниципалитете, что в дельте Печенгской губы могла быть посадочная площадка, может даже и временный гидроаэродром, может и просто ложный аэ., но тут уже надо в архивы идти, лучше в ЦАМО - там искать нужные фонды-описи-дела, там всяко есть схемы расположения аэродромов противника. Одно понятно точно, что крупный аэродром располагался именно рядом с Луостари.
Я могу ошибаться, по поводу Печенги, отсутствующей на финских картах. НО нужно посмотреть более ранние исторические источники. Насколько мне известно из более старых источников (не сеть, книги), там был старый новгородский монастырь, неоднократно разрушаемый (или выстаивающий) при шведских набегах. Отсюда русское название. Финны в 1940 ничего не разрушали, но выселили поселенцев (в основном, духовного звания), живших в том районе, и называвших свое поселение Печенга.
Я сейчас не со своего компа, в течение месяца встречусь со знатоком истории Кольского, если тема не отпадет, сообщу точные (по архивам) данные.
Конечно будет неплохо.
Мне к примеру в частности интересна этимология появления слова Петсамо. То есть че это вообще на финском значило или просто искаверканное до неузнаваемости слово Печенга, кстати тоже вот откуда появилось это Печенга. Это лучше конечно к краеведам.
А что за статьи? Можно с ними где то ознакомиться?
Пока нет - напечатать сорвалось по ряду причин.
В войну с этим словом "Петсамо" был большой бардак. Конвой назывались "Киркенес - Петсамо", но шли они до порта Лиинахамари. Батарея береговая под названием "Петсамо" стояла на выходе из фьорда, на п-ове Нурменсетти. Аэродром "Петсамо" - в Луостари. Названия "Петсамо" как населенного пункта не попадалось ни разу в немецких документах.
Ну и вообще по теме вопроса ответ в любом случае однозначен - аэродромы Луостари и Петсамо суть одно и то же. Проверено даже таким способом: когда наши летели атаковать Л., у немцев записаны налеты на П.
В Парккине иногда садились гидросамолеты, в основном санитарные (там был большой госпиталь). Других аэродромов, ВПП там не было.
В войну с этим словом "Петсамо" был большой бардак. Конвой назывались "Киркенес - Петсамо", но шли они до порта Лиинахамари. Батарея береговая под названием "Петсамо" стояла на выходе из фьорда, на п-ове Нурменсетти. Аэродром "Петсамо" - в Луостари. Названия "Петсамо" как населенного пункта не попадалось ни разу в немецких документах.
Бардак он и по сей день с этими названиями. У немцев запросто могло не встречаться - надо у финнов смотреть.
Ну и вообще по теме вопроса ответ в любом случае однозначен - аэродромы Луостари и Петсамо суть одно и то же. Проверено даже таким способом: когда наши летели атаковать Л., у немцев записаны налеты на П.
В Парккине иногда садились гидросамолеты, в основном санитарные (там был большой госпиталь). Других аэродромов, ВПП там не было.
Наверное будет наглостью попросить подтвердить документально. Хотя бы часть. Если не затруднит.
=Kr=Otto
13.06.2012, 12:27
Вот такая книжка имеется в продаже....
http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/c200/1003281939.jpg
Асы над тундрой. Воздушная война в Заполярье. 1941-1944 годы
Автор: Михаил Жирохов
Издательство: Центрполиграф
Серия: На линии фронта. Правда о войне
В книге тоже по ощущениям имеются неточности....
В ней присутствует описание нескольких операций ВВС РККА в том числе и налеты на аэродром Луотсари...
То есть наши его тоже получается определяли именно как Луотсари?...
Первый попавшийся пример. 30.6.42, утром аэродром Луостари был подвергнут налету недавно сформированной ОМАГ. Атаковали 15 Пе-2 в сопровождении 12 Р-40. Три самолета из 28 БАП были сбиты. К сожалению, для советской стороны у меня нет сканов, только записи. Можно посмотреть записи в ОБД по потерям (там ЕМНИП указывается, что атакован был Луостари) или найти Хронику ВОВ на севере, вып. 2.
У немцев это выглядело так:
http://s017.radikal.ru/i401/1206/f0/06835543c1da.jpg
Документ - КТВ Seekommandant Kirkenes (документы Люфтов найти практически нереально, но для моряков они постоянно отсылали довольно подробные резюме по боевым действиям). Обратите внимание на последний абзац: там написано Flugplatz Petsamo.
Ну и такие примеры на каждом шагу. У нас - атакован аэродром Луостари, у них - атаке подвергся аэродром Петсамо.
Наши его никогда не называли Петсамо (по крайней мере я не встречал), немцы никогда не называли Луостари.
У финнов подтверждения искать если и стоит, то только в период до 1941 г. С 1941 финны этим аэродромом не пользовались совершенно.
Книга Жирохова - сделанный на скорую руку компилят. Человек взял данные о советских потерях от Рыбина, несколько лет назад вывешенных в сети, шлифанул мемуарами и тем, что без заморочек смог найти в интернете. Получилась книшка. Я ее прочесть пока не собрался, но подозреваю, что качество текста весьма так себе.
Первый попавшийся пример. 30.6.42, утром аэродром Луостари был подвергнут налету недавно сформированной ОМАГ. Атаковали 15 Пе-2 в сопровождении 12 Р-40. Три самолета из 28 БАП были сбиты. К сожалению, для советской стороны у меня нет сканов, только записи. Можно посмотреть записи в ОБД по потерям (там ЕМНИП указывается, что атакован был Луостари) или найти Хронику ВОВ на севере, вып. 2.
У немцев это выглядело так:
http://s017.radikal.ru/i401/1206/f0/06835543c1da.jpg
Документ - КТВ Seekommandant Kirkenes (документы Люфтов найти практически нереально, но для моряков они постоянно отсылали довольно подробные резюме по боевым действиям). Обратите внимание на последний абзац: там написано Flugplatz Petsamo.
Ну и такие примеры на каждом шагу. У нас - атакован аэродром Луостари, у них - атаке подвергся аэродром Петсамо.
Наши его никогда не называли Петсамо (по крайней мере я не встречал), немцы никогда не называли Луостари.
Спасибо! А по применению гидроаэродрома в Парккине у Вас есть что-нибудь? В идеале фото, более точное расположение, описание площадки.
У финнов подтверждения искать если и стоит, то только в период до 1941 г. С 1941 финны этим аэродромом не пользовались совершенно.
Да я про сам населенный пункт Petsamo имел ввиду. Самому уже просто интересно докопаться. :)
=Kr=Otto
14.06.2012, 20:50
Первый попавшийся пример. 30.6.42, утром аэродром Луостари был подвергнут налету недавно сформированной ОМАГ. Атаковали 15 Пе-2 в сопровождении 12 Р-40. Три самолета из 28 БАП были сбиты. К сожалению, для советской стороны у меня нет сканов, только записи. Можно посмотреть записи в ОБД по потерям (там ЕМНИП указывается, что атакован был Луостари) или найти Хронику ВОВ на севере, вып. 2.
У немцев это выглядело так:
http://s017.radikal.ru/i401/1206/f0/06835543c1da.jpg
Документ - КТВ Seekommandant Kirkenes (документы Люфтов найти практически нереально, но для моряков они постоянно отсылали довольно подробные резюме по боевым действиям). Обратите внимание на последний абзац: там написано Flugplatz Petsamo.
Ну и такие примеры на каждом шагу. У нас - атакован аэродром Луостари, у них - атаке подвергся аэродром Петсамо.
Наши его никогда не называли Петсамо (по крайней мере я не встречал), немцы никогда не называли Луостари.
У финнов подтверждения искать если и стоит, то только в период до 1941 г. С 1941 финны этим аэродромом не пользовались совершенно.
Книга Жирохова - сделанный на скорую руку компилят. Человек взял данные о советских потерях от Рыбина, несколько лет назад вывешенных в сети, шлифанул мемуарами и тем, что без заморочек смог найти в интернете. Получилась книшка. Я ее прочесть пока не собрался, но подозреваю, что качество текста весьма так себе.
Я прочитал...
Книжка весьма поверхностная -это факт! После ее прочтения как раз и возникла куча вопросов...)))
Спасибо! А по применению гидроаэродрома в Парккине у Вас есть что-нибудь? В идеале фото, более точное расположение, описание площадки.
У меня никаких точных сведений о нем нет, т.к. он за пределами моих интересов. Как я понял из разрозненных слухов, никакой особой инфраструктуры там не было. Скорее всего, гс парковались к существующим причалам для лодок и катеров, возможно, были небольшие склады горючего... У немцев вообще гидросамолеты на севере в нескольких фьордах имели маленькие стояночки, которыми изредка пользовались.
--- Добавлено ---
Я прочитал...
Книжка весьма поверхностная -это факт! После ее прочтения как раз и возникла куча вопросов...)))
Можете задать - вдруг я смогу ответить? Хотя на самом деле, я специализируюсь по флоту, авиацию приходится тоже изучать из-за их тесной взаимосвязи.
У меня никаких точных сведений о нем нет, т.к. он за пределами моих интересов. Как я понял из разрозненных слухов, никакой особой инфраструктуры там не было. Скорее всего, гс парковались к существующим причалам для лодок и катеров, возможно, были небольшие склады горючего...
То есть по сути "посадочная площадка", не более того.
У немцев вообще гидросамолеты на севере в нескольких фьордах имели маленькие стояночки, которыми изредка пользовались.
А в каких точно фьордах?
А в каких точно фьордах?
В "наших краях" точно знаю Билле-фьорд, Бёк-фьорд (Киркенес-морской), дальше на запад - Хаммерфест-морской, Тромсё-морской, Хоммельвик, Сёррейза.
В "наших краях" точно знаю Билле-фьорд, Бёк-фьорд (Киркенес-морской), дальше на запад - Хаммерфест-морской, Тромсё-морской, Хоммельвик, Сёррейза.
Billefjord - see
http://4.bp.blogspot.com/-wXJMp-z176o/Trmtx7yb0YI/AAAAAAAAAxk/Ops6zgHXP8Q/s1600/BW001+Billefjord+Flyhavn.jpg
(c) Foreningen Krigshistorisk Landskap Finnmark 2011. Flyhav Billefjord
Вот еще интересное фото оттуда же:
http://www.warcovers.dk/greenland/bv222.jpg
BV 222 "Wiking" in Billefjord, Norway
Киркенес - попадалось упоминание про Kirkenes-See (Солдатер-Букт (Soldatbukten)), про Бёк-фьорд - ни разу. Если что-то есть, то просьба поделиться.
Hammerfest - наши вроде его летали бомбить неоднократно (в сводках попадались наименования Гаммерфест и Хаммерфест), но про морской (Hammerfest - see) упоминаний не попадалось.
Тромсё (Tromso) - тоже самое. В списках норвежских филдов у люфтваффе морской не встречался. Упоминается только сухопутный.
Хоммельвик-гаэ (Hommelvik - see) - если правильно его определил, то вообще на берегу озера.
Sorreisa - тоже попадался, но без точных координатов. Сказано только, что в районе города Сёррейза. Там кстати были и сухопутный и гидроаэродром - оба местоположения не выяснены.
Кроме этого в списке гидроаэродромов оккупированной Норвегии были еще: Alta - see и Banak - see... далее уже совсем Западная Норвегия. Вообще из всех гидроаэродромов с точностью удалось высчитать только Billefjord - see, Trondheim - see и Horten - see.
Кстати если уж Норвегии касаться, то так и не смог определить более точное местонахождение сухопутного аэродрома Elvenes. В наших сводках упоминался неоднократно.
Киркенес - попадалось упоминание про Kirkenes-See (Солдатер-Букт (Soldatbukten)), про Бёк-фьорд - ни разу. Если что-то есть, то просьба поделиться.
Бёк-фьорд - это фьорд в котором находится Киркенес. Назвался он Киркенес-морской.
Hammerfest - наши вроде его летали бомбить неоднократно (в сводках попадались наименования Гаммерфест и Хаммерфест), но про морской (Hammerfest - see) упоминаний не попадалось.
Хаммерфест наши бомбили, но редко - далеко он сильно. Морской встречается в потерях в качестве места, откуда взлетали гс. Очень редко.
Тромсё (Tromso) - тоже самое. В списках норвежских филдов у люфтваффе морской не встречался. Упоминается только сухопутный.
Там немного непонятно. Сёррейза - городок немного южнее Тромсё и иногда про гидроаэродром пишут Тромсё/Сёррейза. Может он один и тот же - Тромсё-морской и Сёррейза.
Хоммельвик-гаэ (Hommelvik - see) - если правильно его определил, то вообще на берегу озера.
Хоммельвик - поселок и красивая бухта на берегу Тронхейм-фьорда. Есть у меня фотки оттуда с хейнкелями. 63.414194,10.793552 (гуглемапс)
Sorreisa - тоже попадался, но без точных координатов. Сказано только, что в районе города Сёррейза. Там кстати были и сухопутный и гидроаэродром - оба местоположения не выяснены.
Sorreisa в гулемапе есть, на ЮЗ от Тромсё. См. выше - но сухопутного аэродрома там не было.
Кроме этого в списке гидроаэродромов оккупированной Норвегии были еще: Alta - see и Banak - see... далее уже совсем Западная Норвегия. Вообще из всех гидроаэродромов с точностью удалось высчитать только Billefjord - see, Trondheim - see и Horten - see.
Есть у меня подозрения, что Банак-морской и Билле-фьорд суть одно и то же (как Тромсё/Сёррейза). Расстояние между Банаком и Билле-фьордом не больше десятка км. Вряд ли так близко делали бы два. Также и Тронхейм-морской - скорее всего другое название Хоммельвика.
Кстати если уж Норвегии касаться, то так и не смог определить более точное местонахождение сухопутного аэродрома Elvenes. В наших сводках упоминался неоднократно.
А можно пример? Я что-то не помню, чтобы мне такой встречался. Есть Эльвенес и Эльвенес-фьорд совсем рядом с Киркенесом. Тогда это кто-то очень хитро обозвал Киркенес/Хебуктен. Есть еще один Эльвенес - он стоит чуть в глубине суши у Билле-фьорда.
В Хронике ВОВ на Севере нашел Эльвенес один раз - когда в октябре его заняли части морпехоты СФ.
Бёк-фьорд - это фьорд в котором находится Киркенес. Назвался он Киркенес-морской.
А. Ну значит Soldatbukten более точное местоположение. Это тут: гуглекарта (http://maps.google.ru/maps?q=69.717482,30.091724&hl=ru&num=1&t=h&z=14)
Фоток так и не нашел пока что.
Там немного непонятно. Сёррейза - городок немного южнее Тромсё и иногда про гидроаэродром пишут Тромсё/Сёррейза. Может он один и тот же - Тромсё-морской и Сёррейза.
Нет. Разделялись они. Вот тут кстати можно по частям, располагавшихся на разных аэ посмотреть: http://www.nuav.net/ooblw.html
В частности вот эту фотографию относят к Тромсё. http://www.flickr.com/photos/39411748@N06/6404526021/sizes/l/in/photostream/ Кстати да, на фотке явно гидросамолет :)
An abandoned Blohm und Voss Bv 138 reconnaissance seaplane at Tromso in Norway, 1945. These long-range patrol aircraft were in use from 1940 onwards, operating in the later stages of the war from Norwegian and German Baltic bases.
Хоммельвик - поселок и красивая бухта на берегу Тронхейм-фьорда. Есть у меня фотки оттуда с хейнкелями. 63.414194,10.793552 (гуглемапс)
Ага. Как то я в поисках мимо неё пролетел. А фотку можно увидеть?
Есть у меня подозрения, что Банак-морской и Билле-фьорд суть одно и то же (как Тромсё/Сёррейза). Расстояние между Банаком и Билле-фьордом не больше десятка км. Вряд ли так близко делали бы два. Также и Тронхейм-морской - скорее всего другое название Хоммельвика.
Хуже - между ними еще и сухопутный аэродром Кольвик был.
Билле-фьорд: аэродром расположен около Биллефьорда (Billefjord) в гавани Порсанерфьерда (Porsangerfjord), Северная Норвегия. На гуглекарте (http://maps.google.ru/maps?q=70.344413,25.080328&hl=ru&num=1&t=h&z=16).
Видео: http://www.youtube.com/watch?v=dSpVvZ6uZuY&feature=player_embedded#! (норвеги по крайней мере у себя на форумах утверждали, что это именно Билле-фьорд)
Еще:
Under ww2 10-15 recon & torpedo planes was located there. About 1000 soldiers worked 24/7 to maintance and have them ready for missions. Main purpose was to find and destroy convoys that was on way to aid russian forces in the east. It was well protected with 4 88mm ant air guns and 30 machin gun nests, 2500 mines was also spred around the base. Klubben had also a russian camp for prisonors of war, about 1500 men was hold there. The whole base was demolished in the fall 1944 when the german troops pulled out and went sout. Today the remains can easily be seen from the air, also easy to spot them from the car when passing by..
Kolvik расположен в 26 км севернее от Банака (Banak), Норвегия.
Банак, он же Лаксельв (Lakselv), Лаксельвен, Лаксельса - расположен на берегу фьорда Порсангер (Porsanger Fjord). Построен в 1938 году. Здания и сооружения были уничтожены во время отступления немцами в 1945 году.
А можно пример? Я что-то не помню, чтобы мне такой встречался. Есть Эльвенес и Эльвенес-фьорд совсем рядом с Киркенесом. Тогда это кто-то очень хитро обозвал Киркенес/Хебуктен. Есть еще один Эльвенес - он стоит чуть в глубине суши у Билле-фьорда.
В Хронике ВОВ на Севере нашел Эльвенес один раз - когда в октябре его заняли части морпехоты СФ.
Нет. Эльвенес, что рядом с Киркинесом - это другое уже. Он упоминается чаще в ходе Петсамо-Киркенесской операции. Там аэродрома точно нигде рядом не было.
Сходу пример не могу найти. Где то в воспоминаниях скорее присутствовало. Находил не так давно, но ввиду поиска местонахождения, как то не обратил особого внимания. Если найду - выложу ссылку.
Зато у себя нашел кусок какого то перевода:
Аэродром Elvenes располагался в 30 км юго-западнее от Bardufoss.
Нет. Разделялись они. Вот тут кстати можно по частям, располагавшихся на разных аэ посмотреть: http://www.nuav.net/ooblw.html
В этом списке на Тромсё базируются сплошь только гидросамолеты. http://www.ww2.dk/air/seefl/kflgr406.htm - см. 1./406 там Тромсё/Сёрейза
Ага. Как то я в поисках мимо неё пролетел. А фотку можно увидеть?
Уф, боюсь не найду быстро... Где-то это было у Торе Эггана тут - http://www.krigsbilder.net/coppermine/index.php?cat=30
Зато у себя нашел кусок какого то перевода:
Аэродром Elvenes располагался в 30 км юго-западнее от Bardufoss.
Так может быть это и есть второе название аэродрома Бардуфосс? В гугле на 30 км ЮЗ Бардуфосса никаких аэродромов нет. Как-то все это путает. В принципе, в книге Момбеека есть схема расположения якобы всех аэродромов в Норвегии, ХЗ, насколько правдивая.
В этом списке на Тромсё базируются сплошь только гидросамолеты. http://www.ww2.dk/air/seefl/kflgr406.htm - см. 1./406 там Тромсё/Сёрейза
Скорее всего предполагалось, что часть располагалась на двух аэродромах - Тремсё и Сёрейза.
У нас такое же было, что идет в донесении, типа часть такого то авиаполка расположена на аэродромах 1 и 2 в общем количестве столько то самолетов.
Уф, боюсь не найду быстро... Где-то это было у Торе Эггана тут - http://www.krigsbilder.net/coppermine/index.php?cat=30
Спасибо за ссылку - пороюсь. Уже много чего интересного нашел.
Так может быть это и есть второе название аэродрома Бардуфосс? В гугле на 30 км ЮЗ Бардуфосса никаких аэродромов нет. Как-то все это путает. В принципе, в книге Момбеека есть схема расположения якобы всех аэродромов в Норвегии, ХЗ, насколько правдивая.
Сейчас запросто может и следов не осталось - застроили поверх чем-нибудь, либо заросло.
Примерно он где то тут получается: гуглекарта (http://maps.google.ru/maps?q=68.871346,17.985048&hl=ru&num=1&t=h&gl=ru&z=14&lci=com.panoramio.all)
Для справки по Бардуфоссу:
Аэродром Бардуфосс (Bardufoss) расположен в северной Норвегии, южнее от Тромсе и северо-восточнее от Нарвика и является частью города Максельв (Maklselv).
Вот кстати и его снимок "из космоса":
http://www.luftfartshistorie.no/~luftfart/wiki/images/3/35/Bardufoss_tekst.jpg
В современном виде он находится вот тут: гуглекарта (http://maps.google.ru/maps?q=69.055988,18.594532&num=1&t=h&z=13)
Так же в Бардуфоссе располагалось и одноименное отделение конц.лагеря Грини:
Отделение в Бардуфоссе было создано в начале марта 1944 года, когда туда были переведены 400 заключённых. Примерно 300 из них прибыли из Грини, остальные из Фальстада. Переводы из Грини имели место и позднее. Таким образом, число заключённых в Бардуфосском лагере возросло до 800 человек. Лагерь действовал до конца войны, и к её окончанию в нём находилось около 550 заключённых. Его узникам приходилось работать в течение 12-13 часов в день при скудным питании. Их труд использовался для работ на местном аэродроме
(с) http://ru.wikipedia.org (http://ru.wikipedia.org/wiki/Грини_(концентрационный_лагерь))
Скорее всего предполагалось, что часть располагалась на двух аэродромах - Тремсё и Сёрейза.
Может и так, но у меня сложилось впечатление, что немцы любили давать такие двойные названия для одного аэродрома. Встречалось Киркенес/Хойбуктен, Ставангер/Сола.
Сейчас запросто может и следов не осталось - застроили поверх чем-нибудь, либо заросло.
Примерно он где то тут получается: гуглекарта (http://maps.google.ru/maps?q=68.871346,17.985048&hl=ru&num=1&t=h&gl=ru&z=14&lci=com.panoramio.all)
Для справки по Бардуфоссу:
Аэродром Бардуфосс (Bardufoss) расположен в северной Норвегии, южнее от Тромсе и северо-восточнее от Нарвика и является частью города Максельв (Maklselv).
Если все это так, то наши не могли летать на этот аэродром, да еще и часто. Макс. западная точка воздействия наших ВВС, какую я знаю - это Альта (налет на ТИРПИЦ, из десятка Илов долетели только два или один).
В принципе, в книге Момбеека есть схема расположения якобы всех аэродромов в Норвегии, ХЗ, насколько правдивая.
Не эта?
http://www.luftwaffe.no/SIG/Fliegerhorst/kart1.jpg
Может и так, но у меня сложилось впечатление, что немцы любили давать такие двойные названия для одного аэродрома. Встречалось Киркенес/Хойбуктен, Ставангер/Сола.
Обычное разделение, чтобы не было путаницы.
Ставангер - это город, рядом с ним было 3 аэродрома: Forus (http://en.wikipedia.org/wiki/Stavanger_Airport,_Forus), Sola, Sola-See.
с Киркенесом тоже самое: Hoybuktmoen и Soldatbukten-see.
Если все это так, то наши не могли летать на этот аэродром, да еще и часто. Макс. западная точка воздействия наших ВВС, какую я знаю - это Альта (налет на ТИРПИЦ, из десятка Илов долетели только два или один).
Да скорее всего я ошибся. Про "часто" точно ошибся.
Про максимальную точку вроде все же на Тромсё летали, но не уверен. Встречались упоминания в сомнительной литературе, но тут в подтверждение документы надо смотреть, которых у меня нет.
Не эта?
Нет, это схема из какого-то нем. документа. Была бы очень познавательной, если бы товарищ, ее выложивший, не пожадничал с разрешением. А так не разобрать, где аэродромы, где резервные площадки, а где коммандо динстштеллен.
У Момбеека все попроще:
http://s56.radikal.ru/i154/1206/03/aaa5df7d38f9.jpg
http://s60.radikal.ru/i167/1206/75/d15f04e9d751.jpg
Треугольники - аэродромы, использовавшиеся немцами.
Да скорее всего я ошибся. Про "часто" точно ошибся.
Про максимальную точку вроде все же на Тромсё летали, но не уверен. Встречались упоминания в сомнительной литературе, но тут в подтверждение документы надо смотреть, которых у меня нет.
До Тромсё летали только разведчики. Ударные самолеты там не появлялись, хотя намерения такие были.
1.6.42 6 ДБ-3 вылетали для бомбежки Тромсё, но по погодным условиям задачи не выполнили.
Хотя вот на след. день разведчик - ДБ все же сбросил 12 ФАБ-100 на аэродром.
В тот же день из 4 ДБ, летевших на Тромсё, 1 вернулся, 3 бомбили Хаммерфест.
25, 29 июня, 8 июля вылеты опять прерывались из=за погоды. 12 июля тройка ДБ наконец сбросила 18 соток якобы на Тромсё сквозь облака, но цели не наблюдала. Как показывает практика, бомбить они на самом деле могли какой угодно фьорд восточнее цели, т.к. в Тромсё никаких атак не зафиксировано. Скорее всего, услышанный НП Хасвик одиночный взрыв как раз указывает, где эти бомбы реально упали.
Т.о. в 1942 по Тромсё был только короткий отрезок активности в два летних месяца. Видимо, в остальное время погода была вообще неподходящая даже для попыток.
По остальным годам искать мне к сожалению некогда, но вряд ли там что могло быть. Разве пару раз в мае-июне 1944 г.
..Была бы очень познавательной, если бы товарищ, ее выложивший, не пожадничал с разрешением. ...
Это да, но лучшего не нашел.
У Момбеека все попроще:
А в какой книге кстати у него эти картинки?
До Тромсё летали только разведчики. Ударные самолеты там не появлялись, хотя намерения такие были.
1.6.42 6 ДБ-3 вылетали для бомбежки Тромсё, но по погодным условиям задачи не выполнили.
Хотя вот на след. день разведчик - ДБ все же сбросил 12 ФАБ-100 на аэродром.
В тот же день из 4 ДБ, летевших на Тромсё, 1 вернулся, 3 бомбили Хаммерфест.
25, 29 июня, 8 июля вылеты опять прерывались из=за погоды. 12 июля тройка ДБ наконец сбросила 18 соток якобы на Тромсё сквозь облака, но цели не наблюдала. Как показывает практика, бомбить они на самом деле могли какой угодно фьорд восточнее цели, т.к. в Тромсё никаких атак не зафиксировано. Скорее всего, услышанный НП Хасвик одиночный взрыв как раз указывает, где эти бомбы реально упали.
Т.о. в 1942 по Тромсё был только короткий отрезок активности в два летних месяца. Видимо, в остальное время погода была вообще неподходящая даже для попыток.
По остальным годам искать мне к сожалению некогда, но вряд ли там что могло быть. Разве пару раз в мае-июне 1944 г.
Это откуда эти данные?
Понять не могу зачем разведчику сбрасывать бомбы.
А в какой книге кстати у него эти картинки?
"Zur Geschichte Jagdgeschwader 5", 4 тома. Но карты во всех томах одинаковые.
Это откуда эти данные?
Понять не могу зачем разведчику сбрасывать бомбы.
А на севере сие обычная практика. Пешки-разведчики обязательно при возвращении кидали по несколько бомб на Киркенес, Хебуктен, Лиинахамари, Луостари.
Данные из Хроники ВОВ на Севере.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot