Вход

Просмотр полной версии : Проблемы F-35



V.Z.
18.01.2013, 11:52
Ирония. Молния. Самолет (http://lenta.ru/articles/2013/01/16/f35lightning/)

Алексей Михалёв, Lenta.ru

16 января 2013 года

Американскому перспективному истребителю пятого поколения F-35 Lightning II ("Молния-2") запретили летать в зонах, где наиболее часты грозы. Более того, самолету нельзя приближаться менее чем на 40 километров к таким участкам. В итоговом докладе за 2012 год Управление эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона заключило, что попадание в F-35 молнии может привести к взрыву топливных баков.

Lockheed Martin начала разработку F-35 в 2001 году в рамках программы Joint Strike Fighter для замены устаревших F-16 Fighting Falcon, A-10 Thunderbolt II, F/A-18 Hornet и AV-8B Harrier II. По планам Пентагона, Lightning II должен был стать более дешевой и технологически совершенной альтернативой истребителю пятого поколения F-22 Raptor, полеты которого приходилось несколько раз приостанавливать из-за сбоев в кислородной системе.

http://img.lenta.ru/articles/2013/01/16/f35lightning/pic003.jpg

Однако за годы разработки F-35 не только значительно подорожал (с 80-90 миллионов долларов до примерно 130 миллионов за единицу), но и по своей "надежности" стал уверенно догонять "Раптора". Согласно недавнему докладу Управления эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона (OT&E), в 2012 году на всех трех версиях F-35 нашли целый ворох недоработок и дефектов. Причем о многих из них было известно уже давно, но исправить их так и не удалось.

Самой опасной недоработкой "Молнии" по иронии судьбы стала боязнь одноименного природного явления. Сегодня большинство современных самолетов (как военных, так и гражданских) имеют защиту от электрических разрядов и способны летать в любую погоду. Для защиты от молний самолеты оснащаются электростатическими разрядниками, которые отводят электричество в воздух. Для защиты от электромагнитного излучения, вызываемого молниями, бортовая электроника самолетов экранируется.

F-35, как и все современные истребители, разрабатывался для выполнения задач при любых метеоусловиях и в любое время суток. Тем не менее, специалисты из OT&E выяснили, что бортовая система генерации инертных газов (OBIGGS, отвечает за наполнение высвобождающихся топливных баков воздушной смесью с преобладанием инертного азота и поддержание в них низкого уровня кислорода) может давать сбои в зонах повышенной грозовой активности из-за перемен атмосферного давления. При этом в топливные баки вместо инертной газовой смеси подается насыщенный кислородом (и, возможно, озоном) воздух, что приводит к риску взрыва топливных баков и двигателя при попадании в самолет молнии.

Как отмечается в докладе Пентагона, неполадки с OBIGGS обнаружились еще в 2009 году. Однако перепроектировать систему инертных газов решили только сейчас. В частности, специалисты OT&E потребовали исправить систему забора воздуха, чтобы при перепадах давления или резком снижении самолет не "глотал" насыщенную кислородом газовую смесь в топливные баки. Кроме того, OBIGGS должна уведомлять пилота о сбоях в наполнении топливных баков инертной смесью.

Новую систему OBIGGS планируется разработать для всех трех версий F-35. Испытания запланированы на начало 2013 года. Пока на опытных истребителях установлены старые системы инертных газов, самолетам запретили приближаться к грозоопасным районам и уж тем более в них залетать. Кроме того, на высоте менее шести километров скорость снижения F-35 не должна превышать 1,8 километра в минуту. Скорость пикирования может достигать 15 километров в минуту, но только если перед маневром самолет в течение по меньшей мере четырех минут находился на одной высоте и давление в топливных баках выравнялось.

Как отмечается, подобные ограничения исключают возможность применения F-35 в боевых условиях или для боевой подготовки пилотов. В дополнение к тому всем трем версиям истребителя снизили допуски на перегрузки при маневрах. Для F-35A действующая перегрузка при установившемся развороте не должна превышать 4,6g (вместо прежних 5,3g). На увеличение скорости с 0,8 до 1,2 числа Маха истребителю впредь понадобится на восемь секунд больше времени.

Для F-35B потолок допустимой перегрузки при установившемся развороте опустили с 5,0 до 4,5g, а время на разгон с 0,8 до 1,2 числа Маха - на 16 секунд. F-35C впредь сможет испытывать перегрузки в пределах 5,0g при установившемся развороте (ранее было 5,1g), однако время, необходимое для разгона самолета с 0,8 до 1,2 числа Маха, выросло на 43 секунды.

По итогам 2011 года эксперты OT&E указали на недоработку килевой части F-35. При форсаже задняя часть самолета нагревалась из-за выпускаемой двигателем реактивной струи. Кроме того, нагрузка на кили превышала расчетную. В 2012 году эксперты обнаружили схожие недоработки горизонтального хвостового оперения F-35. На больших скоростях и высотах оперение подвергается резкой смене температур, что приводит к отслоению покрытия и влечет за собой риск разрушения рулей высоты.

Среди обнаруженных недостатков F-35 в отчете также упоминаются чрезмерные колебания рулей направления и флаперонов при переходе от дозвуковой к сверхзвуковой скорости и обратно. Кроме того, для каждой из трех версий самолетов выделили факторы, снижающие надежность истребителя. Для F-35A ими, в частности, стали система регулирования мощности и температур, топливная система, шасси и система электропитания. С электрикой обнаружились неполадки и у двух других версий истребителя. Кроме того, у F-35B забраковали системы генерации кислорода и управления полетом, а также всевозможные технологические дверцы и работу шасси. F-35C также "отличился" некачественной системой управления двигателями и интегральной компоновкой (единой несущей поверхностью фюзеляжа и крыла).

В дополнение к описанным дефектам истребители F-35 оказались недостаточно устойчивыми к попаданию фугасно-зажигательных снарядов калибра 30 миллиметров и ракет от переносных зенитных комплексов (ПЗРК). Налет на отказ (время до критической неполадки) у самолетов также далек от желаемого. У F-35A он составил 5,95 часа (60 процентов от прогноза для опытных образцов), у F-35B - 4,16 часа (70 процентов от прогноза), а у F-35C - 6,71 часа (84 процента от прогноза).

При таких показателях неудивительно, что ни одна из версий F-35 не справилась с заявленным объемом испытаний на 2012 год. Как отмечается в докладе Пентагона, из 6497 запланированных испытаний самолеты прошли лишь 4711. Медленней всего с тестами справляется F-35B, который успел пройти чуть больше половины всех проверок (1075 из 1939). F-35A выполнил годовой испытательный план на 70 процентов, а F-35C - на 80. При этом F-35B и F-35C перевыполнили годовой план испытательных полетов на 53 и 10 процентов соответственно. F-35A совершил на 16 вылетов меньше плана.

В общей сложности по состоянию на ноябрь 2012 года самолеты F-35 налетали около 34 процентов от объема, необходимого для принятия истребителя на вооружение. Завершить разработку F-35A планируется в 2016 году, F-35C - в 2017 году, а F-35B - в 2018 году. Однако, учитывая обилие выявляемых ежегодно дефектов, эти сроки могут в очередной раз сдвинуться. Более того, из-за постоянного удорожания и сомнительной надежности истребитель теряет привлекательность в глазах участников программы Joint Strike Fighter. В начале января 2013 года Турция решила отложить покупку первых двух истребителей. Канада ранее показательно объявила о возобновлении своего истребительного тендера и готовности рассмотреть альтернативы F-35.

r27
18.01.2013, 17:29
а не может это быть дезой для Китая?

~Silvist~
18.01.2013, 17:38
а не может это быть дезой для Китая?да китаю по барабану что там с ф-35. они тихой сапой свое ваяют.

SAMAPADUS
18.01.2013, 20:48
Скорее всего, реальные проблемы и впереди паровоза по закрытию темы этого направления заработали СМИ. Скорее всего реально неудачная ветка развития...

V.Z.
21.01.2013, 14:12
Подразделение Пентагона, отвечающее за разработку перспективного истребителя Lightning II, приостановило полеты версии F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, сообщает Lenta.ru (http://www.lenta.ru/news/2013/01/21/f35b/) со ссылкой на Defense News.

Запрет действует с 18 января 2013 года. Причиной введения запрета на полеты стала неправильная работа топливной системы. Когда именно самолетам вновь разрешат подниматься в воздух, пока неизвестно.

Решение о вводе временного запрета на полеты F-35B было принято после сбоя топливной системы в ходе испытания истребителя на авиабазе «Эглин» во Флориде. Отказ системы произошел при попытке обычного (не укороченного) взлета в 10:00 по местному времени (0:00 мск.). Пилоты самолета пришлось прибегнуть к процедуре прерванного взлета; ни летчики, ни истребитель повреждений не получили.

По предварительным данным, сбой произошел на участке топливопровода, связанном с приводом выхлопной системы. По данным разработчиков, такие неполадки обнаружены только на истребителях с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, в то время как на самолетах обычного взлета F-35A и палубных F-35C ничего подобного замечено не было. Запрет на полеты распространяется на 25 истребителей F-35B, которым, тем не менее, разрешены наземные испытания.

harinalex
21.01.2013, 14:33
а каким самолетам рекомендуется залетать в грозовые зоны ?

imho , впечатление о "сырости и недоведенности" сабжа создается по причине весьма подробного освещения таких деталей . У нас такого нет . Может , к счастью ? А то бы тоже массу подробностей узнали :eek:.

Geier
21.01.2013, 15:05
ну да, вообще то всем самолетам рекомендуется грозы таки облетать, даже тяжелым и устойчивым грузовикам. Какая то статейка, попахивающая австралийским изданием

nonexistent
22.01.2013, 09:52
ну да, вообще то всем самолетам рекомендуется грозы таки облетать, даже тяжелым и устойчивым грузовикам. Какая то статейка, попахивающая австралийским изданием

да наверняка распиловка бобла
это не наше изобретение.