Shturman
25.04.2003, 18:32
Фундаментальные и прикладные проблемы стеле-технологии были вынесены на обсуждение на заседании президиума Российской академии наук. С научным сообщением на нем выступили член-корреспондент РАН Андрей Лагарьков (Объединенный институт высоких температур РАН) и генеральный директор
Технологии "стелс" в широком понимании этого слова означают комплекс мероприятий, предназначенных для уменьшения уровня сигналов, приходящих от какого-либо военного объекта на систему, пытающуюся его обнаружить.
На заседании было представлено научно-техническое направление, связанное с уменьшением радиолокационной заметности самолетов, Оно является важнейшим для уменьшения возможных потерь авиации в случае боевых столкновений. Выделено четыре главных составляющих, от которых зависит создание самолетов с малой эффективной поверхностью рассеяния электромагнитных волн в микроволновом диапазоне.
Для создания адекватной электродинамической модели самолета требуется сочетание большого числа разнообразных вычислительных методов, теории дифракции и прикладной математики. Основной задачей здесь является уже не решение фундаментальных вопросов, а интеграция специализированных программных продуктов.
Уже сейчас современные численные методы теории дифракции, развитые применительно к этим задачам, позволяют прогнозировать с высокой достоверностью, достаточной для решения практических задач, эффективную поверхность рассеяния самолета при любых используемых материалах.
Современный подход к созданию радиопоглощающих материалов, предназначенных для работы на самолете, обладать определенными радиофизическими свойствами (так называемыми диэлектрическими и магнитными проницаемостями) в зависимости от места нанесения на обшивку машины. Толщины покрытий, число слоев структуры должны изменяться непрерывно по сложному закону, определяемому на основании компьютерного моделирования рассеяния электромагнитной волны на поверхности самолета,
В создании управляемых структур, материалов и их нанесении на поверхность используются такие технологии, как плазменная, лакокрасочная, дуговая, плазменно-вакуумная. А также нанотехнологии. Особое место занимает технология создания ферромагнитных композитных материалов и так называемых искусственных магнетиков.
При создании таких материалов возникают фундаментальные проблемы, часть из которых не решена. Соответственно, их решение позволит значительно продвинуться в создании "интеллектуальной обшивки" самолета далекого будущего. Вместе с тем, можно считать, что уже созданные технологии удовлетворяют требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения.
Достижение малой радиолокационной заметности самолета требует проведения исследований еще на этапе конструирования авиационных комплексов. Среди решенных задач - организация плавных переходов от крыла к фюзеляжу, что наиболее полно реализуется в интегральной схеме самолета, размещение вооружения во внутренних отсеках фюзеляжа, выбор углов стреловидности крыла и оперения.
На сегодняшний день решены важные технологические проблемы, среди которых - сокращение количества стыковочных мест, создание крупногабаритных деталей, обеспечение высокой точности изготовления, базирующейся на разработке электронной модели самолета и широком использовании информационных технологий.
Организовано снижение демаскирующих признаков летательного аппарата, обусловленных работой систем бортового оборудования. Разработаны методики оценки и контроля эффективности поверхности рассеяния в производственных, наземных и летных условиях.
Результатом проведенных исследований стала разработанная в творческом сотрудничестве промышленности и РАН комплексная технология обеспечения низкого уровня заметности. Она проверена при изготовлении и летных испытаниях самолетов Су-47 и Су-27М. И вполне конкурентоспособна на мировом рынке вооружений, что дает основания для рассмотрения вопроса об экспорте этой технологии.
Источник: газета "Индустрия-Инженерная газета
Технологии "стелс" в широком понимании этого слова означают комплекс мероприятий, предназначенных для уменьшения уровня сигналов, приходящих от какого-либо военного объекта на систему, пытающуюся его обнаружить.
На заседании было представлено научно-техническое направление, связанное с уменьшением радиолокационной заметности самолетов, Оно является важнейшим для уменьшения возможных потерь авиации в случае боевых столкновений. Выделено четыре главных составляющих, от которых зависит создание самолетов с малой эффективной поверхностью рассеяния электромагнитных волн в микроволновом диапазоне.
Для создания адекватной электродинамической модели самолета требуется сочетание большого числа разнообразных вычислительных методов, теории дифракции и прикладной математики. Основной задачей здесь является уже не решение фундаментальных вопросов, а интеграция специализированных программных продуктов.
Уже сейчас современные численные методы теории дифракции, развитые применительно к этим задачам, позволяют прогнозировать с высокой достоверностью, достаточной для решения практических задач, эффективную поверхность рассеяния самолета при любых используемых материалах.
Современный подход к созданию радиопоглощающих материалов, предназначенных для работы на самолете, обладать определенными радиофизическими свойствами (так называемыми диэлектрическими и магнитными проницаемостями) в зависимости от места нанесения на обшивку машины. Толщины покрытий, число слоев структуры должны изменяться непрерывно по сложному закону, определяемому на основании компьютерного моделирования рассеяния электромагнитной волны на поверхности самолета,
В создании управляемых структур, материалов и их нанесении на поверхность используются такие технологии, как плазменная, лакокрасочная, дуговая, плазменно-вакуумная. А также нанотехнологии. Особое место занимает технология создания ферромагнитных композитных материалов и так называемых искусственных магнетиков.
При создании таких материалов возникают фундаментальные проблемы, часть из которых не решена. Соответственно, их решение позволит значительно продвинуться в создании "интеллектуальной обшивки" самолета далекого будущего. Вместе с тем, можно считать, что уже созданные технологии удовлетворяют требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения.
Достижение малой радиолокационной заметности самолета требует проведения исследований еще на этапе конструирования авиационных комплексов. Среди решенных задач - организация плавных переходов от крыла к фюзеляжу, что наиболее полно реализуется в интегральной схеме самолета, размещение вооружения во внутренних отсеках фюзеляжа, выбор углов стреловидности крыла и оперения.
На сегодняшний день решены важные технологические проблемы, среди которых - сокращение количества стыковочных мест, создание крупногабаритных деталей, обеспечение высокой точности изготовления, базирующейся на разработке электронной модели самолета и широком использовании информационных технологий.
Организовано снижение демаскирующих признаков летательного аппарата, обусловленных работой систем бортового оборудования. Разработаны методики оценки и контроля эффективности поверхности рассеяния в производственных, наземных и летных условиях.
Результатом проведенных исследований стала разработанная в творческом сотрудничестве промышленности и РАН комплексная технология обеспечения низкого уровня заметности. Она проверена при изготовлении и летных испытаниях самолетов Су-47 и Су-27М. И вполне конкурентоспособна на мировом рынке вооружений, что дает основания для рассмотрения вопроса об экспорте этой технологии.
Источник: газета "Индустрия-Инженерная газета