-
Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Хотели делать статью по сабжу, да видать, не судьба.
Поэтому просто почитайте, кому интересно. Орфография оригинала сохранена, только орф.ошибки и опечатки поправлены. Может, у кого какие комменты найдутся.
БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ ШТАБА 866 ИАП
Ниш, 7.11.1944 года, 16.00.
7.11.44 г. 12.50 группа 12 самолетов типа ЛАЙТИНГ производили штурмовку частей стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта, двигавшихся по дороге от НИШ на запад в районе ЧАМУРЛИЯ.
4 самолета в строю растянутого пеленга производили атаки по одному с Н - 400 м с выводом на Н - 50 м. Две четверки ЛАЙТИНГ в строю пеленга ходили на Н - 1500 м. После первых атак по самолетам открыла огонь ЗА из состава ПВО аэродрома НИШ, огнем ЗА был сбит 1 самолет ЛАЙТИНГ, который упал 1 км севернее аэродрома.
В 13.00 взлетела по-зрячему дежурная пара Як-9 866 ИАП, ведущий л-т КРИВОНОГИХ и ведомый мл.л-т ШИПУЛЯ. В 13.05 взлетело 6 Як-9, командир АЭ к-н БОНДАРЬ, командиры звеньев ст.л-т СУРНЕВ, ст.л-т ЖЕЛЕЗНОВ, ст.л-т ПОЦИБА, летчики л-т ЖЕСТОВСКИЙ и мл.л-т СЕРДЮК.
В 13.10 взлетела пара Як-3, ведущий к-н КОЛДУНОВ и ведомый л-т КРАСЮКОВ.
Первая пара, взлетев, пошла с правым разворотом на сближение с штурмующими 4-мя самолетами ЛАЙТИНГ. 2 самолета ЛАЙТИНГ перешли в атаку на пару КРИВОНОГИХ. Мл.л-т ШИПУЛЯ произвел атаку по самолету ЛАЙТИНГ, заходившему на повторную атаку наземных войск, с первой же атаки зажег его, последний с углом в 40 градусов врезался в землю в районе 500 м севернее аэродрома НИШ, где и сгорел. Л-т КРИВОНОГИХ, отбиваясь от атаки 2-х самолетов ЛАЙТИНГ, с вертикального маневра зажег одного из них, который горящий упал 8-10 км севернее аэродрома НИШ, на горе в лесном массиве.
При последующей атаке л-т КРИВОНОГИХ зашел в хвост следующему самолету ЛАЙТИНГ, по которому ЗА открыла заградительный огонь. Попав в разрывы снарядов ЗА, самолет л-та КРИВОНОГИХ задымился, сделал переворот и с углом 80-85 градусов врезался в землю 3 км северо-восточнее аэродрома.
Взлетевшие командир АЭ к-н БОНДАРЬ и командиры звеньев ст.л-т СУРНЕВ и ст.л-т ЖЕЛЕЗНОВ, определив, что это самолеты американские типа ЛАЙТИНГ, в воздушный бой с ними старались не вступать. Атакуемые одиночными и парами самолетов ЛАЙТИНГ, маневрировали по вертикали и горизонтали, стремясь не давать им вести огонь. Ст.л-т СУРНЕВ покачиванием самолета дал знать, что это не противник, после чего самолеты ЛАЙТИНГ отвалили и атаки прекратили.
Летчик мл.л-т СЕРДЮК, взлетев один, сразу же был атакован самолетом ЛАЙТИНГ. Выйдя из-под атаки, он увидел, что один самолет ЛАЙТИНГ атакует самолет Як-9, в свою очередь атаковал этот самолет, который сразу же загорелся и упал 1 км северо-западнее аэродрома.
При последующей атаке мл.л-т СЕРДЮК атаковал еще один ЛАЙТИНГ, дал по нему две очереди из пушки и пулемета, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.
В районе 2 км севернее НИШ л-т ЖЕСТОВСКИЙ вел бой с парой ЛАЙТИНГ, атаковал одного из них сверху-сзади и пушечно-пулеметным огнем подбил его, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.
Второй самолет ЛАЙТИНГ сзади атаковал л-та ЖЕСТОВСКОГО и поджег его самолет. Л-т ЖЕСТОВСКИЙ получил пулевое ранение в правую ногу, правый бок и палец правой руки, выбросился с парашютом и приземлился в районе д. КАМЕНИЦА, что 8 км севернее НИШ, самолет сгорел.
Ст.л-т ПОЦИБА после взлета набрал высоту 2000 м и пристроился к группе из 12-ти ЛАЙТИНГ, которые подходили к аэродрому с курсом 100 градусов. Покачиванием дал знать что это свой самолет и стал указывать на свой аэродром. Самолеты ЛАЙТИНГ огонь не вели, развернулись и ушли с курсом 240 градусов. В это время подходили с запада еще до 60 самолетов ЛАЙТИНГ, которые встретились с 1-й группой, развернулись и пошли с курсом по направлению на запад.
Л-т КРАСЮКОВ, вылетев и опознав американские самолеты, в бой не вступил. Наблюдал <как> в районе 1 км севернее аэродрома самолет Як-9 горящим упал на землю.
В воздушном бою самолетами ЛАЙТИНГ сбито 2 самолета Як-9. Летчик мл.л-т ШИПУЛЯ погиб, л-т ЖЕСТОВСКИЙ спасся на парашюте. Л-т КРИВОНОГИХ, сбитый нашей ЗА, погиб.
В этом бою, по наблюдениям с земли, огнем ЗА и нашими истребителями сбито 5 самолетов ЛАЙТИНГ.
ВЫВОД: Пролетающая группа самолетов ЛАЙТИНГ, очевидно, ошибочно атаковали колонну наших войск в связи с потерей детальной ориентировки, приняв этот район как территорию противника.
В воздушном бою самолетов Як-9 с самолетами ЛАЙТИНГ последние показали хорошую горизонтальную маневренность и при ведении воздушного боя на виражах преимущество осталось за самолетами ЛАЙТИНГ, которые легко заходили в хвост самолетам Як-9, имеющим значительно больший радиус виража, чем самолеты ЛАЙТИНГ.
На вертикальном маневре Як-9 имел преимуществыо над самолетами ЛАЙТИНГ.
/ЦАМО РФ, ф.866 иап, оп.223502, д.3/
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Вообще довольно странно, что p-38 имел лучшую горизонтальную маневренность (если основываться на данном отчете), по всем источникам единственное, в чем он превосходит Як-9 из ЛТХ - скорость, а по виражу, скороподъемности и набору высоты в боевом развороте на малых высотах должен уступать. Кстати какие именно Як-9 были в 866 ИАП - Як-9М, Як-9Т, Як-9У или другие? Сбивал ли Колдунов лично р-38? Есть ли у Вас какие-либо еще материалы о столкновениях ВВС РККА и USAF в ВОВ?
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Voskhod
Вообще довольно странно, что p-38 имел лучшую горизонтальную маневренность (если основываться на данном отчете), по всем источникам единственное, в чем он превосходит Як-9 из ЛТХ - скорость, а по виражу, скороподъемности и набору высоты в боевом развороте на малых высотах должен уступать. Кстати какие именно Як-9 были в 866 ИАП - Як-9М, Як-9Т, Як-9У или другие? Сбивал ли Колдунов лично р-38? Есть ли у Вас какие-либо еще материалы о столкновениях ВВС РККА и USAF в ВОВ?
Я не спец, но там у Р38 вроде какой-то предкрылок (что ли) хитрый был, который позволял существенно уменьшить радиус первого виража...
Як-9 у полка были 2-х типов: Д и Т с 37-мм пушкой.
Насчет Колдунова - он НИЧЕГО не сделал... Во всех публикациях - сплошной Колдунов: и "лайтнинг" он сбил, и все амерам "разобъяснил", понимаешь... А все другие сделали. А Колдунов так - взлетел, полетал чутка, и сел.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
"18 марта 359FG снова была разделена на группы «А» и «В» для сопровождения В-17 в налете на Берлин. В составе группы «А» находилось 18 Р-51 из 369FS под командованием Capt Ralph Cox, «В» - 34 Р-51 из 368 и 370 FGs под командованием Capt Wetmore.
Группа «А» покинула «Крепости» над оз. Dummer и направилась для зачистки на северо-востоке Берлина, а группа «В» осталась с бомбардировщиками…
…ны высоте 18000ф группа «А» попала под сильный огонь батарей ПВО аэродрома Темпельхоф, из-за чего «Желтое звено» отделилась от остальной 369FS. Кап. Кокс вел «красное», «белое» и «зеленое» звенья на север к Штеттину, далее по Одеру до Кенигсберга. На высоте 10000ф Кокс обнаружил два неопознанные самолета, направлявшихся на юго-восток, и Кокс направил свои Р-51 за ними. Самолеты были перехвачены над аэродромом Zackerick возле Кюстрина и были идентифицированы как «русские Яки».
Сразу после этого над этим же аэродромом были обнаружены четыре других истребителя, но уже с двигателями воздушного охлаждения. Было решено, что это Фоке-Вульфы атаковавшие аэродром. 369FS начала пикировать, Lt Robert J Guggemos пристроился к самолету, который он опознал как Fw190, и открыл стрельбу с 500 ярдов, ни разу не добившись попадания. После сближения, оба самолета вошли в дымку, а когда вокруг прояснилось, Guggemos разглядел впереди себя Як. Guggemos попытался выйти из боя, но пилот Яка повел себя агрессивно, сел на хвост и открыл стрельбу. Ведомый Guggemos-а поразил Як в корень крыла и Як разрушился в воздухе. Американцы поднялись на высоту 12000ф и наблюдали, как небо под ними наполнилось дымами горящих самолетов.
В это время кап. Кокс возглавлял атаку на четверку истребителей, опознанных как Fw190. Кокс атаковал лидера звена и разрядил длинную очередь с упреждением на ракурсах от 90 до 40 градусов, после которой истребитель загорелся и упал. Затем он быстро сбил еще два истребителя, после чего ему сообщили, что он атаковал русских. Ведущий «красного звена» в тот же момент сбил еще один самолет…
… «Желтое звено» в том же самом районе… Lt Bryce H Thomson («Желтый - третий») тоже заметил самолет, показавшийся ему Bf109, однако приблизившись он понял, что это был совсем не немецкий самолет. Затем Томсон увидел, что в вираже его самолет был обстрелян. На вираже после разворота на 360 градусов ему удалось зайти в хвост атаковавшего его самолету, который он идентифицировал как Як-9. Затем он взмыл вверх сзади Яка, покачал крыльями Мустанга, указав на звезды ОЗ и затем повиражил перед русским летчиком. Русский посомневался, но затем развернулся назад…
Тем временем бой над аэродромом продолжался, и Burtner повел «красное звено» на штурмовку, во время который он поджег пару Як-9, выруливавших для взлета. Lt Robert W McIntosh тоже обстрелял истребитель на посадке, а его фотопулемет зафиксировал попадания пулеметных очередей между садившимся и взлетавшим истребителями. Один из этих самолетов перевернулся.
Capt Wetmore, управлявший боем по радио, направился вместе с группой «В» к месту боя. Он обнаружил десяток самолетов, но заметил звезды на их фюзеляжах. Резко отвернув, он едва не сбил Ла-5. Пока продолжался бой над аэродромом Zackerick, Maj Cranfill из 368FS сбил еще два Як-9. Теперь ПВО аэродрома открыло сильный огонь и Кокс приказал своим летчикам выходить из боя. 359FG возвратилась домой без потерь.
…Единственным летчиком осужденным военным судом оказался лейт Боб Макинтош, чья пленка фотопулемета зафиксировала инцидент, остальные пленки «были испорчены(потеряны?) в проявочном бачке»."
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
В этот день 95th Fighter squadron from 82nd Fighter Group потеряла двух пилотов:
2nd Lt. Philip Brewer, KIA, L-1 #44-24035, MARC #9694, plane name "My Fantasy".
2nd Lt. Eldon E. Coulson, KIA, J-15 #43-28662, MARC #9696
Кроме этого 96th Fighter squadron этой же группы потерял в этот день еще один самолет #44-24392
Группа базировалась в Италии.
Пока больше информации о потерях P-38 в этот день не нашел.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Вот полный список потерь за 7 ноября 1944 года. Как видим, в этот день американцы потеряли всего три выше приведенных P-38 из 82-ой истрибительной группы. Ниш - это вроде в Югославии, а 82-ая группа как раз могла там действовать из Италии.
Первая цифра - Missing Air Crew Reports (номер рапорта о потери), вторая - дата, третья -тип, четвертая - серийный номер самолета, пятая -номер группы, шестая - эскадрильи.
10068 11/7/1944 P-51 43-12140 23
10076 11/7/1944 P-51 43-24962 23
10092 11/7/1944 P-40 43-22779 23
10093 11/7/1944 P-51 42-103421 23
10270 11/7/1944 P-47 42-28844 368
11655 11/7/1944 B-24 44-41345 5
11911 11/7/1944 C-47 43-48449 27
9666 11/7/1944 B-17 44-6430 99 347
9667 11/7/1944 B-17 44-6263 301 353
9668 11/7/1944 B-17 44-6408 99 346
9694 11/7/1944 P-38 44-24035 82
9695 11/7/1944 P-38 44-24392 82
9696 11/7/1944 P-38 43-28662 82
9704 11/7/1944 P-47 42-28311 79
9713 11/7/1944 AC NOT LOST 451
9925 11/7/1944 B-26 44-67861
9980 11/7/1944 P-47 42-27197 350
Очень интересная ситуация с 2nd Lt. Eldon E. Coulson на его счету P-51 сбитый им 29 октября 1944 года, указанно, что мустанг (Axis), т.е. вражеский.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Наверно, если и имел место бой, то обе стороны попытались это дело замять (ИМХО)...
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Более того, третий сбитый билот это Capt. Charles King, проходит как <b>Evader</b> - Downed behind enemy lines but escaped capture - usually with the help of the local resistance movement, and returned to ALLIED control.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
2 Polar: я насчитал 9 сбитых ;) Вот интересно, филд известен, дата тоже, и сколько наши плдтверждают потерь?
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Shodan
Вот полный список потерь за 7 ноября 1944 года. Как видим, в этот день американцы потеряли всего три выше приведенных P-38 из 82-ой истрибительной группы. Ниш - это вроде в Югославии, а 82-ая группа как раз могла там действовать из Италии.
Ну что же, 5 сбитых на 3 потери - весьма высокий процент подтверждаемости. Всегда бы так, да с немцами... :) Я думаю, скорее всего реально сбила "лайтнинги" как раз первая пара Як-9 (которая погибла, Кривоногих-Шипуля), во всяком случае, один из них, т.к. бой сначала шел над аэродромом, а потом уже оттянулся в сторону... Ну и сбитый ЗА тоже весьма правдоподобен.
Еще 897 иап поднимал самолеты на перехват, но боя с американцами не вел.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от SkyGuard
2 Polar: я насчитал 9 сбитых ;) Вот интересно, филд известен, дата тоже, и сколько наши плдтверждают потерь?
6 Як-3.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Shodan
Очень интересная ситуация с 2nd Lt. Eldon E. Coulson на его счету P-51 сбитый им 29 октября 1944 года, указанно, что мустанг (Axis), т.е. вражеский.
Немцы восстанавливали подлежащие ремонту самалёты, вполне возможно что они подняли один из севших и подлежащих ремонту.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Polar
6 Як-3.
А лавки?
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Привет!
Цитата:
Сообщение от Bykov
Ну что же, 5 сбитых на 3 потери - весьма высокий процент подтверждаемости. Всегда бы так, да с немцами... :) Я думаю, скорее всего реально сбила "лайтнинги" как раз первая пара Як-9 (которая погибла, Кривоногих-Шипуля), во всяком случае, один из них, т.к. бой сначала шел над аэродромом, а потом уже оттянулся в сторону... Ну и сбитый ЗА тоже весьма правдоподобен.
Еще 897 иап поднимал самолеты на перехват, но боя с американцами не вел.
Есть нестыковка - 4 Лайтнинга должны были упасть близко от аэродрома.
"После первых атак по самолетам открыла огонь ЗА из состава ПВО аэродрома НИШ, огнем ЗА был сбит 1 самолет ЛАЙТИНГ, который упал 1 км севернее аэродрома."
"Мл.л-т ШИПУЛЯ произвел атаку по самолету ЛАЙТИНГ, заходившему на повторную атаку наземных войск, с первой же атаки зажег его, последний с углом в 40 градусов врезался в землю в районе 500 м севернее аэродрома НИШ, где и сгорел. Л-т КРИВОНОГИХ, отбиваясь от атаки 2-х самолетов ЛАЙТИНГ, с вертикального маневра зажег одного из них, который горящий упал 8-10 км севернее аэродрома НИШ, на горе в лесном массиве."
"Летчик мл.л-т СЕРДЮК, взлетев один, сразу же был атакован самолетом ЛАЙТИНГ. Выйдя из-под атаки, он увидел, что один самолет ЛАЙТИНГ атакует самолет Як-9, в свою очередь атаковал этот самолет, который сразу же загорелся и упал 1 км северо-западнее аэродрома."
Вроде все можно было бы подтвердить, какой же из них недостоверен?
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Максимка
Л-т КРИВОНОГИХ, отбиваясь от атаки 2-х самолетов ЛАЙТИНГ, с вертикального маневра зажег одного из них, который горящий упал 8-10 км севернее аэродрома НИШ, на горе в лесном массиве."
Если выбирать один наиболее сомнительный, я бы поставил на этот. Югославия - горная страна, лес в горах, возможно, труднопроходимый. Быть может, до места падения этого не добрались... Также вполне вероятно, что за сбитый Р-38 приняли в итоге падающий Як Жестовского - далеко, самоль фиг разглядишь, а место падения совпадает полностью... Тут еще такая заковыка: бой Кривоногих описывали явно по наблюдениям с земли, а остальные - со слов пилотов... В общем, та еще каша.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Polar
В это время кап. Кокс возглавлял атаку на четверку истребителей, опознанных как Fw190. Кокс атаковал лидера звена и разрядил длинную очередь с упреждением на ракурсах от 90 до 40 градусов, после которой истребитель загорелся и упал. Затем он быстро сбил еще два истребителя, после чего ему сообщили, что он атаковал русских. Ведущий «красного звена» в тот же момент сбил еще один самолет…
Всю 4 ку сбили. Можно подробнее , если есть инфа, с нашей стороны этот инцедент описан где нибудь?
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от SkyGuard
Всю 4 ку сбили. Можно подробнее , если есть инфа, с нашей стороны этот инцедент описан где нибудь?
Это надо искать в архиве АИФ.
Было письмо от нас - им с претензией по поводу сбития 6 Як-3.
О лавках там ни слова.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Bykov
Я не спец, но там у Р38 вроде какой-то предкрылок (что ли) хитрый был, который позволял существенно уменьшить радиус первого виража...
Як-9 у полка были 2-х типов: Д и Т с 37-мм пушкой.
Насчет Колдунова - он НИЧЕГО не сделал... Во всех публикациях - сплошной Колдунов: и "лайтнинг" он сбил, и все амерам "разобъяснил", понимаешь... А все другие сделали. А Колдунов так - взлетел, полетал чутка, и сел.
На сколько я помню предкрылок не было. Были закрылки дла маневренного боя и вращающиеся в разные стороны винты которые компенсировали момент от их вращения в результате чего радиус виража получался меньше.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Bykov
Я не спец, но там у Р38 вроде какой-то предкрылок (что ли) хитрый был, который позволял существенно уменьшить радиус первого виража...
Як-9 у полка были 2-х типов: Д и Т с 37-мм пушкой.
Насчет Колдунова - он НИЧЕГО не сделал... Во всех публикациях - сплошной Колдунов: и "лайтнинг" он сбил, и все амерам "разобъяснил", понимаешь... А все другие сделали. А Колдунов так - взлетел, полетал чутка, и сел.
Точно, были закрылки (flaps), предкрылков не было (вроде), но они ИМХО должны только в форсированном вираже быть полезны, а на время установившегося не должны сильно влиять. А какие Як-9 Д или Т участвовали в этом бою? А по Колдунову странно - дежурная пара и остальные на Як-9 - он на Як-3 и в целом такой мега-ас, а в бой не вступил, никого не сбил...
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Резюмируя результаты боя:
Американцы признали потерю трех P-38: один от зенитного огня и два в воздушном бою; еще пять Р-38 были повреждены зенитным огнем.
Американцы заявили: Два Яка сбитыми, два Яка возможно сбитыми и один Як поврежденым. (2-2-1)
Наши призанали потерю трех Як-9: два сбиты в воздушном бою, один нашим же зенитным огнем.
Наши заявили: Пять P-38 сбитыми.
Интересен вопрос о местах падения P-38, я уверен, что американцы попросили передать им тела погибших пилотов, значит места падения должны были быть обследованны.
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Polar
Это надо искать в архиве АИФ.
Было письмо от нас - им с претензией по поводу сбития 6 Як-3.
О лавках там ни слова.
Сорри, а что такое АИФ?
Я к чему вообще спрашиваю, в конце войны потеря за один день 6 самолетов да еще от "френдли файр" дело ИМХО достаточно серьезное, и если есть в архиве описание боя 866 ИАП, то должно быть и описание этого. Очень интересно сравнить описание боя с противоположных сторон.
З.Ы. а у амеров есть описание боя с 866 ИАП?
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от SkyGuard
Сорри, а что такое АИФ?
http://vif2ne.ru/nvi/forum/
Цитата:
Сообщение от SkyGuard
З.Ы. а у амеров есть описание боя с 866 ИАП?
http://www.82ndfightergroup.com/mr110744.htm
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Voskhod
по всем источникам единственное, в чем он превосходит Як-9 из ЛТХ - скорость, а по виражу, скороподъемности и набору высоты в боевом развороте на малых высотах должен уступать.
Идея что P-38J должен уступать Як-9 М-105ПФ в установившемся наборе высоте мне представляеться слегка оптимистичной, скорее это Як-9 несколько уступает P-38J:
http://badger.front.ru/allftrs.htm
Смотрите колонку Time to climb 20 000 ft, min
P-38J взят с заправкой 300 галлонов, а не 410 полной вместимости внутренних баков, но и Як-9 44 года - это всё же Як-9Д, у которого далеко не 5,1 минуты время набора 5000 метров
-
Ответ: Воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38) 11 ноября 1944 г.
Цитата:
Сообщение от Voskhod
Точно, были закрылки (flaps), предкрылков не было (вроде), но они ИМХО должны только в форсированном вираже быть полезны, а на время установившегося не должны сильно влиять.
Если играете во что-то из игр где есть анимация закрылков и P-38 (Ил-2, Aces High, Target Rabaul и так далее) - посмотрите как выдивгаються закрылки у P-38, он не просто смещаються вниз, увеличивая кривизну профиля, но и выдвигаються назад, за заднюю кромку крыла, фактически увеличивая площадь крыла, это называеться закрылки Фаулера (Fowler). Второй момент - это противовращающиеся винты, которые взаимно компенсируя момент друг от друга позволяют безопасно маневрировать на околпосадочных скоростях на полной мощности двигателей, на которых проявляеться увеличение подъемной силы крыла от обдува его потоком от собственных винтов. Что в сумме и позволяет P-38 маневрировать на малых скоростях с довольно малым для самолёта с такой высокой удельной нагрузкой на крыло временем и радиусом виража. На более высоких скоростях, на которые скажем приходиться наименьшее время виража для Яков, маневренность P-38 уже хуже вследствии уменьшения влияния обдува собственным потоком и невозможности полного отколнения закрылок.
Соответственно являеясь эффективным оборнительным маневром(в первую очередь из-за уменьшения радиуса виража), данная особенность P-38 вряд ли может быть эффективно использована в атаке против грамотного противника, поскольку связана со снижением скорости до минимальной.