-
2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
если есть возможность :) а то я тут в Форуме мало кого знаю, кто имхо уж точно разбирается в таких вопросах и не пошлет меня :rolleyes:
тут зашел спор, есть два мнения:
- динамическое торможение - когда вектор тяги направлен в противоположную сторону вектору скорости
- суть динамического торможения в том, что вместо использования воздушных тормозов, закрылок и пр. - самолет разворачивается таким ракурсом, что тормозит всей своей площадью
какое вернее. и как вообще дается определение по-науке?
и еще. может ли быть угол атаки > 90 градусов. и какая максимальная величина может быть вообще?
мне сказали, что угол атаки меряется +/- 180 градусов, а в некоторых слуаях 0-360 это как :confused: я всегда считал, что угол атаки - это угол между продольной осью самолета и набегающим потоком и определяет подъемную силу, поэтому отсчитывать его, если он превышает критическую величину имхо бессмысленно... а если угол атаки - 180 градусов, получается, самолет летит задом на перед? так ведь тогда крыло имхо вообще не работает...
еще вопрос. вот выдержка:
фигура высшего пилотажа, которую способны выполнять только машины семейства Су-27. Заключается она в резком задирании носа (до запрокидывания назад) при сохраненнии прежнего направления полёта, т.е. в выходе на углы атаки >90° (для Су-27 - 110°, для Су-37 - до 180°, т.е. Су-37 может при этом лететь хвостом вперёд) и последующем возврашении в нормальный полёт практически без потери высоты.
что же получается - Су-37 может летать задом наперед?
А это самое ПГО, насколько оно способствует увеличению значения критического угла? и насколько вообще маневренность того же Су-37 обусловлена наличием ПГО??
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Ну, по-моему тут дофига народу, кто "в теме", но коли вопрос ко мне, попробую ответить:
1. Определения "динамического торможения" не знаю, нигде не встречал. Попробую выдать отсебятину: я бы назвал "динамическим торможением" такое торможение ЛА, при котором сопротивление увеличивается за счёт его индуктивной составляющей при искривлении траектории полёта, т.е. при соответствующей переориентации ЛА в набегающем потоке. Т.е. сюда не относится изменение конфигурации (щитки и пр.) или торможение в ГП. А вот форсированный вираж - вполне, ИМХО, сойдёт за динамическое торможение. Соответственно, из предложенных тобой формулировок, я бы предпочёл вторую. Ибо:
2. На "Кобре" роль "обратной" тяги силовой установки (при УА >90°) пренебрежимо мала.
3. УА вместе с углом скольжения (УС) полностью описывают ориентацию ЛА в потоке (правда иногда сюда ещё приплетают т.н. скоростной угол крена, но это уже дебри...), соответственно рассматривать диапазоны изменения этих 2-х углов нужно в совокупности. Чаще всего УА отсчитывается от -180° до +180°, а УС от -90° до +90°.
4. Су-37 мог летать во всём диапазоне УА. Но токо не всегда с сохранением прежней высоты. :)
5. ПГО - это отдельная больная тема, я знаю очень хороших инженеров по ДП, которые при всём своём желании не могут объяснить необходимость его присутствия на самолёте. Ну не нуно оно, хоть ты тресни. :) Т.к. на любое, казалось бы, рациональное обоснование находится ответ - как можно было бы того же эффекта добиться без ПГО.
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
А я всегда думал, что неоспоримое преимущество ПГО - то, что при даче рулей на кабрирование оно увеличивает подъемную силу, в то время как хвостовые рули ее уменьшает. К тому же, насколько я знаю, наличие на самолете одновременно ПГО и хвостового оперения позволяет реализовать маневры самолета без изменения положения в пространстве его продольной оси.
ЗЫ: Возможно, на Су ПГО выполняет еще функции "макротурбулизатора" и этим улучшает несущие свойства крыла.
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от Freddie
ЗЫ: Возможно, на Су ПГО выполняет еще функции "макротурбулизатора" и этим улучшает несущие свойства крыла.
Вот ето интересное слово макротубулизатор, это что-то вроде наплыва крыла :confused:
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от Vitalka
Вот ето интересное слово макротубулизатор, это что-то вроде наплыва крыла :confused:
Угум... именно это и имелось в виду. "Макро" сказал потому, что например на YF-17 (предшественнике F-18) для подобной цели обошлись маленькими "ножичками" на обтекателе РЛС.
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от Freddie
А я всегда думал, что неоспоримое преимущество ПГО - то, что при даче рулей на кабрирование оно увеличивает подъемную силу, в то время как хвостовые рули ее уменьшает.
Если речь идёт именно о самом переходном процессе с одного УА на другой - то, наверное, соглашусь. Однако, он довольно скоротечен, и никакого выйгрыша (при маневрировании), по сути, не даёт (а особенно с учётом тех сложностей, которые влечёт за собой установка ПГО на самолёт: разработка, производство, испытания, масса, надёжность, деньги). Если же речь о "потерях на балансировку", то, как известно, у статически неустойчивой схемы всё слегка наоборот, и поэтому вредное влияние ГО переходит в этом смысле в полезное. :)
Цитата:
Сообщение от Freddie
К тому же, насколько я знаю, наличие на самолете одновременно ПГО и хвостового оперения позволяет реализовать маневры самолета без изменения положения в пространстве его продольной оси.
НУПС (непосредственное управление подъёмной силой) легко реализуется введением соответствующих алгоритмов в канал управления флаперонами. Зачем здесь ПГО? ;) А кроме того, нафига НУПС истребителю? Это как корове пятое колесо.
Цитата:
Сообщение от Freddie
ЗЫ: Возможно, на Су ПГО выполняет еще функции "макротурбулизатора" и этим улучшает несущие свойства крыла.
С этой функцией прекрасно справляется наплыв. ПГО лишь усложняет картину обтекания: больше вреда, чем пользы.
Вот примерно в таком ключе мне и приходилось выслушивать ответы одного моего знакомого инженера. :) Какие ещё будут идеи? Попробую их тоже развеять. :)
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Идея простая - Симонову так нравится.... :)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Возможно, ПГО снижает эффект флюгера на заднем ГО, т.е. снижает устойчивость по потоку (прально?). А сие может быть полезно при ветре.
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Идея простая - Симонову так нравится....
Ну ведь должно быть логическое объяснение...
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Самое верное - чтоб наш невероятный союзник думал "Ну должно же быть логическое объяснение!" и потратил на поиски этого объяснения как можно больше денег %)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Снова перешли к старой и больной теме, и всё те же лица :)
Всем привет и доброго здравия :)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от An.Petrovich
1. Определения "динамического торможения" не знаю, нигде не встречал. Попробую выдать отсебятину: я бы назвал "динамическим торможением" такое торможение ЛА, при котором сопротивление увеличивается за счёт его индуктивной составляющей при искривлении траектории полёта, т.е. при соответствующей переориентации ЛА в набегающем потоке.
спасибо, объяснил :)
Вообще-то, если серьезно, все понятно. Я-то судил с обывательсой точки зрения и думал, что если торможение "динамическое" - значит можно динамически менять силу торможения, что имхо возможно только реверсированием тяги, а вот что существует эта самая "индуктивная составляющая" я как-то не подумал :D
Цитата:
2. На "Кобре" роль "обратной" тяги силовой установки (при УА >90°) пренебрежимо мала.
а я почему-то считал, что кобра применяется, чтоб быстро "заглянуть за спину", а не для того, чтоб сбросить скорость...
Цитата:
4. Су-37 мог летать во всём диапазоне УА. Но токо не всегда с сохранением прежней высоты. :)
интресно. что же это получается: если самолет летит с углом атаки - 180 градусов, значит, крыло не создает подъемной силы? тогда он не летит, а медленно падает только из-за того, что "опирается" на тягу двигателей??
Цитата:
5. ПГО - это отдельная больная тема, я знаю очень хороших инженеров по ДП, которые при всём своём желании не могут объяснить необходимость его присутствия на самолёте. Ну не нуно оно, хоть ты тресни. :) Т.к. на любое, казалось бы, рациональное обоснование находится ответ - как можно было бы того же эффекта добиться без ПГО.
а я где-то читал, что аппарат с ПГО легче пилторовать в условиях сильной турбулентности и на малых скоростях. но вот, что самолет с ПГО резвее кувыркается через голову, мне было как-то сомнительно :)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
В свое время встречалась информация, что ПГО обеспечивает лучшую управляемость ЛА и чуткое реагирование машины при движении в режиме следования рельефу местности.
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
А особенно это актуально для Су-33? :D
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от Archer
спасибо, объяснил :)
а я почему-то считал, что кобра применяется, чтоб быстро "заглянуть за спину", а не для того, чтоб сбросить скорость...
Кстати, другое название "кобры" - как раз "динамическое торможение" :)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от Han
А особенно это актуально для Су-33? :D
А что, ПГО есть только на Су-33?
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Что касаемо изменение подъемной силы без изменения продольного положения оси ЛА при помощи ПГО, то эта концепция имела место в 65-75 годы, как сказал Петрович сейчас это реализовывается за счет развитой механики крыла. :cool: Посмотрим когда ПГО появляется на ЛА в начале 80-ых экспериментально в конце 80-ых штатно. Тогда и не было возможности воплотить в железе управление вектором тяги! А ПГО давало неплохой прирост эффективности для ГО, для ЛА с неустойчивой схемой планера (Су27 -35). Пусть даже у ПГО не такая площадь по сравнению с ГО, но из за разности рычагов относительно ЦТ все не так уж и плохо, а даже хорошо тем более запас по управляемости ни когда не помешает. :cool: Ну а сейчас при воплощении изменяемого вектора тяги в ПГО особой надобности нет, да наверное и в ГО!!! :D
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от FAB999
Ну а сейчас при воплощении изменяемого вектора тяги в ПГО особой надобности нет, да наверное и в ГО!!! :D
Да даже и изменяемого вектора не обязательно. Посмотрите на Б-2. :D
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Во-во.
Что ПГО на фиг не нужно, что УВТ. :D (кроме шуток)
2 1_Pavel_1:
Цитата:
Сообщение от 1_Pavel_1
Идея простая - Симонову так нравится.... :)
Твоё объяснение, наверное, ближе всего к истине. :) ПГО означает "новый" самолёт (хотя корабелка - действительно новый самолёт), а это PR, деньги на новые разработки, рабочие места и пр. Сюда же можно отнести путаницу в индексах самолётов ОКБ Сухого: больше индексов (хороших и разных) - больше пыли в глаза государственным мужам. :)
2 orthodox & Optimist:
По поводу снижения устойчивости / улучшения управляемости: это легко достигается изменением центровки (передвижкой оборудования) или смещением крыла (тоже иногда случается). Зачем же огород городить с дополнительным органом управления?
(Отдельно Боре: ветер тут точно ни причем, "эффект флюгера по потоку" (а говоря правильными словами: продольная/боковая статическая устойчивость) определяет устойчивость самолёта относительно набегающего потока воздуха, куда уже входит ветровая компонента)
2 Archer:
Цитата:
Сообщение от Archer
а я почему-то считал, что кобра применяется, чтоб быстро "заглянуть за спину", а не для того, чтоб сбросить скорость...
Интересный взгляд на тактику БВБ... ;)
Применимость "Кобры" (и прочих режимов сверхманевренности) в реальных боевых условиях - это тоже отдельная больная тема для многих специалистов (копий переломано дофига). Но то, что не для "заглянуть за спину" - это уж точно.
Цитата:
Сообщение от Archer
интресно. что же это получается: если самолет летит с углом атаки - 180 градусов, значит, крыло не создает подъемной силы? тогда он не летит, а медленно падает только из-за того, что "опирается" на тягу двигателей??
Только, наверное, не 180°, а 90°?..
Тогда примерно так, как ты описал.
Цитата:
Сообщение от Archer
а я где-то читал, что аппарат с ПГО легче пилторовать в условиях сильной турбулентности и на малых скоростях.
Ан-2 достаточно легко пилотировать в условиях сильной турбулентности и на малых скоростях. :) Токо ПГО у него не наблюдается... В отношении малых скоростей и устойчивости к ветровым возмущениям действуют немного другие критерии.
2 FAB999:
Цитата:
Сообщение от FAB999
А ПГО давало неплохой прирост эффективности для ГО, для ЛА с неустойчивой схемой планера (Су27 -35). Пусть даже у ПГО не такая площадь по сравнению с ГО, но из за разности рычагов относительно ЦТ все не так уж и плохо, а даже хорошо тем более запас по управляемости ни когда не помешает.
Никакого прироста эффективности для ГО ПГО не даёт (вне зависимости от статической устойчивости или неустойчивости планера). Плечо, на котором работает ГО больше, чем у ПГО, площадь ГО больше, короче: ГО по любому гораздо эффективнее ПГО. Исключение теоретически могут составлять закритические режимы полёта (когда ГО находится в а/д тени, или когда на больших УА ГО даже на упорах может быть уже не эффективно), но к семейству Су-27 & Co это относится с бааааальшой натяжкой (уж такая компоновка изюмистая). По этой же причине и УВТ ему на фиг не нужен. Он был нужен для переходного этапа развития концепции сверхманевренности - чтобы шагнуть в дверь, за которой ещё никто не был. А теперь там ужо всё известно, всё понятно... теперь можно и без УВТ обходится. Просто достаточно правильно подобрать настройки СДУ, и тогда обычные а/д органы управления обеспечат не худшую маневренность для скоростей >300км/ч. А при меньших скоростях - какой болван воевать будет?..
Так шта, возвращаясь к первой фразе этого постинга, я бы сказал не так:
Цитата:
Сообщение от FAB999
Ну а сейчас при воплощении изменяемого вектора тяги в ПГО особой надобности нет, да наверное и в ГО!!!
- а так: теперь и ПГО и УВТ могут идти на заслуженный отдых. :)
2 Серж:
И тебе привет! :)
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
С ПГО просто намного красивше смотрится :D
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Когдато говорили, что два двигателя на ЛА ненужно и глупо, потом так говорили об реактивных движках...
Насчет ПГО так может для планера 27 оно и не нужно, но УВТ - тут я An. Petrovich не согласен. УВТ может помочь эфективнее смесчать ЛА нпр. по оси и так далее. Тут не малую роль будет играть мощность двигателя.
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Ещё раз повторюсь: на скоростях >300км/ч УВТ не нужен!
Маневренность Су-37 (30) с УВТ и без на таких скоростях практически одинакова (включая режимы сверхманевренности). А вот надёжность двигателей с УВТ + ресурс + обслуживание + масса + стоимость + ... Ну, думаю, мысль понятна. ;)
А для меньших скоростей - кому оно надо?.. Разве что для пущей уверенности лётчика в безнаказанности своего "воздуходёргания". :D
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от An.Petrovich
...А для меньших скоростей - кому оно надо?.. Разве что для пущей уверенности лётчика в безнаказанности своего "воздуходёргания". :D
Во-вот, УВТ как раз и нужен для эффектного "воздуходёргания" на авиашоу :p Пусь дорого, зато красиво :D
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Петрович ну зря ты так про управление вектором тяги (УВТ), чем раньше довернулся на цель тем раньше применил оружие и про скорость ты зря например при выполнении полупетли в верхней точке скорость может доходить до 100-150 (конечно это не по правилам эксплуатации ЛА, но чего не бывает в запарке боя), а противник внизу так что же не сделать кувырок в его сторону и угостить супостата УР. Да и с чего ты взял что плече у ПГО меньше плеча ГО тем более на семействе 27-х, или относительно чего ты плече отмеряешь! И при каком таком режиме на 27-ом ГО попадает в зону затенения? При отсутствии УВТ ПГО просто необходим!!!
:cool:
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от FAB999
Петрович ну зря ты так про управление вектором тяги (УВТ), чем раньше довернулся на цель тем раньше применил оружие
Дык довернуть то надо не только сам ЛА, но и вектор скорости ЛА! :)
(См. ограничения по пускам УР, ну а из ВПУ ты фиг на таких режимах попадёшь)
А УВТ участвует именно в угловой (а не траекторной) динамике полёта, более того: траекторной динамике он даже слегка вредит. Т.к. силы, искривляющие траекторию полёта создаёт всё равно планер, а УВТ создаёт лишь управляющие моменты, отъедая перегрузку: и нормальную, и тангенсальную.
В этом смысле "подвисание" в в.т. полупетли - непростительная ошибка в бою, и УВТ тебя уже не спасёт: на цель (+/- пол-литра) ты самолёт то переориентируешь, но вот откуда ты перегрузку на такой скорости возьмёшь, чтобы "списать" УА и создать тем самым условия для пуска УР?
Цитата:
Сообщение от FAB999
Да и с чего ты взял что плече у ПГО меньше плеча ГО тем более на семействе 27-х, или относительно чего ты плече отмеряешь!
На плече относительно ЦМ, конечно! :)
Точных цифр я тебе не скажу, но при беглом взгляде на любую фотку Су-37 (сбоку или сверху) видно, что ПГО ближе к 0.25 САХ, чем ГО. А с учётом того, что ЦТ у него могет быть и впереди 0.25 САХ... В любом случае (даже если меня глазомер подводит), эффективность ПГО гораздо ниже эффективности ГО (уж поверь на слово :) - я видел продувки).
Цитата:
Сообщение от FAB999
И при каком таком режиме на 27-ом ГО попадает в зону затенения?
Я ж написал:
"Исключение теоретически могут составлять закритические режимы полёта (когда ГО находится в а/д тени, или ...) но к семейству Су-27 & Co это относится с бааааальшой натяжкой."
Цитата:
Сообщение от FAB999
При отсутствии УВТ ПГО просто необходим!!!
"Какие ващи доказательства?" ((с) Арнольд, "Красная Жара") :D
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Я не про эффективность ПГО перед ГО говорил :mad: , а про дополнительный прирост эффективности из за ПГО, во всей схеме ГО+ПГО! И причем здесь САХ, если мы говорим про центр масс (ЦМ) или центр тяжесть (ЦТ) вокруг которого и создаются все моменты в продольном канале (и не только). Ежели у нас 27-ой имеет не устойчивую схему планера то давай отмерим по САХ точку давления (ТД) или точку приложения подъемной силы и значит ЦТ будет находится за ТД, для данной схемы и по этому плече между ЦТ и ПГО больше чем между ГО и ЦТ! Ежели было бы наоборот то сделали ПГО таким как на экспериментальном Ф15! :cool:
На счет УВТ так и есть, а УР Р73 можно применять при перегрузке носителя до 6g (если не ошибаюсь :rolleyes: ), да и подвеска находится на оси в районе ЦТ и там перегрузка еще меньше! Так что все в норме стреляй себе из режима вертикального сканирования!
:cool:
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
>0ptimist>В свое время встречалась информация, что ПГО обеспечивает лучшую управляемость ЛА и чуткое реагирование машины при движении в режиме следования рельефу местности.
>>Han>А особенно это актуально для Су-33?
Ну да, при посадке на авианосец чуткое реагирование машины совсем ни к чему...
An.Petrovich
>По поводу снижения устойчивости / улучшения управляемости: это легко достигается изменением центровки (передвижкой оборудования) или смещением крыла (тоже иногда случается). Зачем же огород городить с дополнительным органом управления?
Если не ошибаюсь, ПГО позволяет изменять степень неустойчивости в определенных пределах во время полета. Никогда не слыхал, чтобы в полете занимались передвижкой оборудования туда-сюда :)
>Никакого прироста эффективности для ГО ПГО не даёт (вне зависимости от статической устойчивости или неустойчивости планера). Плечо, на котором работает ГО больше, чем у ПГО, площадь ГО больше, короче: ГО по любому гораздо эффективнее ПГО.
Ну а само по себе оно разве не имеет никакой эффективности? А что если совмещать или комбинировать моменты от ГО и ПГО? Наверняка в некоторых режимах полета это даст определенные преимущества.
>В этом смысле "подвисание" в в.т. полупетли - непростительная ошибка в бою, и УВТ тебя уже не спасёт: на цель (+/- пол-литра) ты самолёт то переориентируешь, но вот откуда ты перегрузку на такой скорости возьмёшь, чтобы "списать" УА и создать тем самым условия для пуска УР?
Т.е. Р-73 имеет ограничения для пуска по углу атаки носителя?
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от FAB999
причем здесь САХ, если мы говорим про центр масс (ЦМ) или центр тяжесть (ЦТ) вокруг которого и создаются все моменты в продольном канале (и не только). Ежели у нас 27-ой имеет не устойчивую схему планера то давай отмерим по САХ точку давления (ТД) или точку приложения подъемной силы и значит ЦТ будет находится за ТД, для данной схемы и по этому плече между ЦТ и ПГО больше чем между ГО и ЦТ!
Объясняю. :)
Во-1, САХ тут притом, что у классических компоновок ЦТ находится примерно в районе 25% САХ (плюс/минус пол-лаптя), ибо где-то в этом районе тусуется фокус самолёта по углу атаки.
Во-2, при рассмотрении вопросов статической устойчивости/неустойчивости ЛА обычно оперируют именно понятием этого самого фокуса, а не "точкой давления (ТД)" (кстати, правильно это называется центром давления - ЦД).
В-3, как я уже писал раньше, ПГО у Су-37 ближе к 0.25 САХ, чем ГО.
В-4, ПГО своим присутствием слегка сдвигает фокус вперёд, а ЦТ, в свою очередь, для обеспечения заданного запаса статической (не)устойчивости, едет вслед за фокусом, т.е. опять же в сторону ПГО.
Цитата:
Сообщение от FAB999
На счет УВТ так и есть, а УР Р73 можно применять при перегрузке носителя до 6g
Я не про ограничение по перегрузке говорил, а про ограничение по углу атаки.
Зачем тебе УВТ на тех скоростях, на которых самолёт реализует 6g? Что он тебе даст? А если говорить про малые скорости (<300...400км/ч) то на таких скоростях пуск УР невозможен во-1, из-за ограничения по Vпр, и во-2 из-за больших УА (это к приведённому тобой примеру о "развороте вокруг хвоста" в в.т. полупетли), ибо как сойдёт УР с пилона при таком обтекании крыла - одному Богу известно.
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от voice from .ua
Если не ошибаюсь, ПГО позволяет изменять степень неустойчивости в определенных пределах во время полета.
Это как??
Степень статической неустойчивости по УА однозначно определяется взаимным расположением фокуса по УА и ЦТ. Чё из предложенного бум двигать? :)
Цитата:
Сообщение от voice from .ua
Ну а само по себе оно разве не имеет никакой эффективности? А что если совмещать или комбинировать моменты от ГО и ПГО? Наверняка в некоторых режимах полета это даст определенные преимущества.
В каких, например?
Ребята, а если самолёту сделать цельноповоротные консоли, или поставить третий киль, то его характеристики устойчивости/управляемости несомненно изменятся. Вопрос токо - НАФИГА? :) Назовите хотя бы одну причину, по которой присутствие ПГО на Су-37 необходимо? Что оно ему такого даёт, чего было бы невозможно добиться другими, менее изысканными способами?
Цитата:
Сообщение от voice from .ua
Т.е. Р-73 имеет ограничения для пуска по углу атаки носителя?
Для тех диапазонов углов атаки, в которых летают все ВВС - мож и не имеет. А вот для УА более 60...70° при скоростях 100...400км/ч - не уверен (есть результаты испытаний?)
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
>Степень статической неустойчивости по УА однозначно определяется взаимным расположением фокуса по УА и ЦТ. Чё из предложенного бум двигать?
"Судьба варианта с ПГО сложилась более удачно - несущие поверхности, значительно выдвинутые вперед от фокуса самолета, позволили вновь снизить его статическую устойчивость, рост которой из-за смещения центровки вперед "подпортил" характеристики первых серийных Су-27".
Здесь рассказано как раз о том случае, о котором ты говорил, и этого действительно вполне можно было добиться перекомпановкой обрудования и т.п.
Но! Если имеем дело с "несущими поверхностями", значит, имеем дело с аэродинамикой - изменение степени статической устойчивости произошло из-за изменения аэродинамики. ПГО может изменять угол поворота в полете, что приводит к динамическому изменению аэродинамических характеристик. Значит, шото там определенно двигается :cool:
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от voice from .ua
>0ptimist>В свое время встречалась информация, что ПГО обеспечивает лучшую управляемость ЛА и чуткое реагирование машины при движении в режиме следования рельефу местности.
>>Han>А особенно это актуально для Су-33?
Ну да, при посадке на авианосец чуткое реагирование машины совсем ни к чему...
Хм, любопытно, как связано движение ЛА в режиме следования рельефу местности с посадкой на авианосец???
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
ИМХО. С ракетами Р-73 проблем особых не будет, хотя это не штатный режим пуска. Их спасет управляемый вектор тяги.
Наверно все помнят про систему "обратного старта" в которой Р-73 пускались в заднюю полусферу с углом атаки 180 градусов. ;)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
При "обратном старте" УА направлен "от" пилона, а тут с него сойти нужно без эксцессов. Разве что с концевых...
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от voice from .ua
Но! Если имеем дело с "несущими поверхностями", значит, имеем дело с аэродинамикой - изменение степени статической устойчивости произошло из-за изменения аэродинамики. ПГО может изменять угол поворота в полете, что приводит к динамическому изменению аэродинамических характеристик. Значит, шото там определенно двигается
Координата фокуса по УА, в диапазоне эксплуатационных углов атаки, есть величина практически постоянная (плюс/минус пол-стакана), которая очень мало зависит от положения управляющих поверхностей (механизация крыла не в счёт). Поэтому, при изменении угла поворота ПГО фокус, мож, и "плывет", но уж то, что алгоритмы управления ПГО имеют совсем другие цели, нежели подвигать туда-сюда фокус - эт точно!
И потом, для того, чтобы сдвинуть фокус вперёд - ПГО само по себе не нужно (а тем более не просто как несущая поверхность, а как отдельный орган управления). Этого вполне можно добиться передвижкой крыла (причём, довольно незначительной). Да и мало ли других способов... Ну а проще всего - сдвинуть центровку. Так что в приведённой тобой цитате автор явно притянул объяснение необходимости ПГО за уши... (особенно с учётом фразы про плохие характеристики первых серийных Су-27; значит потом таки центровку подправили?) от лукавого всё это... ;)
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Небольшой офф-топ... Уж очень у Петровича в этой теме речь
э-э-э... "изюмистая" - наслаждался, читая! %)
Вот такая микс-цитата из Петровича:
Цитата:
Сообщение от An.Petrovich
Попробую выдать отсебятину... (плюс/минус пол-стакана)... (но это уже дебри...) ...хоть ты тресни... Это как корове пятое колесо ...с бааааальшой натяжкой ..."воздуходёргания"... (плюс/минус пол-лаптя)... (уж такая компоновка изюмистая) ...какой болван воевать будет? ...отъедая перегрузку ...тусуется фокус... от лукавого всё это...
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
Петрович - не в обиду :) Решпект!
На музыку бы ещё наложить ;)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Dim LOL!
кстати, уважаемый Петрович, на полном серьёзе, расскажите пожалуйста ваше мнение про обратную стреловидность и её перспективы. Тут на сухом была недавно тема, но в ней народ либо как-то бессвязно либо шибко сложно выражался, а у вас это понятно получается, даже для простых программистов :)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от Dmut
Dim LOL!
кстати, уважаемый Петрович, на полном серьёзе, расскажите пожалуйста ваше мнение про обратную стреловидность и её перспективы. Тут на сухом была недавно тема, но в ней народ либо как-то бессвязно либо шибко сложно выражался, а у вас это понятно получается, даже для простых программистов :)
Кстати, да. Присоединяюсь. Хотелось бы услышать Ваше мнение. Особенно в свете того, что на С-37 ("Беркут") тоже есть ПГО.
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Эээээ... Парни!
Во-1, давайте ко мне - на "ты", ок? Я ещё не такой старый :D
Теперь шо касается обратной стреловидности... нууу... Блин... Пожалейте меня, а? Я уже давно забыл всё, чему меня в институте учили. Тут на форуме есть очень хорошие спецы: Roch, например (если ник не перепутал), у которых с теорией полный ажур. Зайдите в тему "Характеристики ЛА" - они там водятся. :)
Если хотите знать лично моё мнение, то кратко: а хрен его знает, товарищ майор!
Проблем, которые тянет за собой обратная стреловидность - дофига (типа дивергенции и пр.). Но и преимущества тоже есть вполне определенные: большие УА и всё такое. Я думаю, что её целесообразность определяется стоящими перед ЛА задачами. Что касается С-37, то это экспериментальный самолёт, для отработки технологий, не более. Получит ли тема обратной стреловидности продолжение (по результатам выполненных на нём работ) - я думаю, мы с вами увидим в ближайшем будущем. :)
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от An.Petrovich
Эээээ... Парни!
Во-1, давайте ко мне - на "ты", ок? Я ещё не такой старый :D
Ok, ok... Совсем забыл... "Нету у тебя бороды, нету!"... :)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
An. Petrovich>Координата фокуса по УА, в диапазоне эксплуатационных углов атаки, есть величина практически постоянная (плюс/минус пол-стакана), которая очень мало зависит от положения управляющих поверхностей (механизация крыла не в счёт). Поэтому, при изменении угла поворота ПГО фокус, мож, и "плывет", но уж то, что алгоритмы управления ПГО имеют совсем другие цели, нежели подвигать туда-сюда фокус - эт точно!
М-да, постоянная величина, (которая, мож, и "плывет"), мало зависящая от положения управляющих поверхностей, (но исключая механизацию крыла?), и непонятно какие алгоритмы управления ПГО, (но тем не менее для каких-то определенных целей, которые точно не состоят в том, чтобы двигать туда-сюда фокус)...
Не-а, чегой-то не убедил ты меня, Петрович... :rolleyes:
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Петрович, а почему ты решил что у 27-го классическая компоновка? Далее 25% САХ это скорее всего не ЦТ, а ЦД (про ЦД ты прав ТД это непосредственно на конкретной хорде! давно это усе было) и скорее всего ЦД колеблется в пределах 25-30% САХ (почему колеблется объяснять наверное не нужно или надо, с ростом УА аэродинамический фокус смещается к передней кромке и так до критических УА, на за критических происходит наоборот), а вот центр тяжести находится в пределах 40-45% САХ. Если бы он был ближе к ЦД то 27-ой не выполнял бы «Кобру» с УА порядка 120-130 градусов. Кстати смещение ЦД к задней кромке на за критическом (очень за критическом) УА и возвращает 27-ой в нормальное положение. Так вот ПГО и должно эффективно работать на около критических и за критических УА поскольку углы отклонения у него больше нежели у ГО, которое должно работать (замечательно работать) на до критических УА! :cool:
Ну а про движение ЦТ за ЦД это ты по моему загнул!? %)
Или что ты имел ввиду? :rolleyes:
По поводу 73-их они сойдут с направляющих замечательно на любых УА со скоростью набегающего потока 100-200 км/ч (кувырок в верх. точ. полупетли). :cool:
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Далее 25% САХ это скорее всего не ЦТ, а ЦД (про ЦД ты прав ТД это непосредственно на конкретной хорде! давно это усе было) и скорее всего ЦД колеблется в пределах 25-30% САХ (почему колеблется объяснять наверное не нужно или надо, с ростом УА аэродинамический фокус смещается к передней кромке и так до критических УА, на за критических происходит наоборот), а вот центр тяжести находится в пределах 40-45% САХ
На ДЗ скоростях хF = 0,32...0,42 при центровке хТ = 0,35...0,38 - mzCy = -0,07...+0,06. При расчетной центровке хТ = 0,35 самолет является практически ней-тральным к изменению угла атаки (рис. 3). На СЗ скоростях самолет статически ус-тойчив по углу атаки. я полагая цитата все ставит на свои места с центром тяжести :) Хотя и относится к Су-27ск
Цитата:
Если бы он был ближе к ЦД то 27-ой не выполнял бы «Кобру» с УА порядка 120-130 градусов
кобру он выполняет не из-за этого а из -за ложки на свое моментной диаграмме Мz(альфа) которая к тому же и имеетдругой вид в отличии от нормальных самолетов(вверх идет а не вниз)
Цитата:
По поводу 73-их они сойдут с направляющих замечательно на любых УА со скоростью набегающего потока 100-200 км/ч (кувырок в верх. точ. полупетли)
Дык проблема не в том чтобы сойти с направляющих , а в том чтобы попасть куда либо (кроме неба) . А тут проблема сильно увеличивается с падением скорости носителя. Обьяснение предельно простое. У ракеты крыло как известно небольшое(весьма:)) , а потому аэродинамическая сила ( точнее ее составляющая не дающая ракете упасть) берется откуда ? пральноиз тяги двигателя . А ведь ракету желательно еще и разогнать . Короче результаты моделированияч были такие
- альфа носителя 60 градусов дальность 3 км - вероятность попадания 1 %
- альфа носителя 60 градусов дальность 2 км - вероятность попадания 2 %
-альфа носителя 60 градусов дальность 1км - вероятность попадания 3%
Хотя конечно это результаты моделирования , по номограммам получалось что чем больше угол атаки тем хреновей ракете, при этом не учитывались скоростные ограничения пуска, а они тоже имеют место быть, при этом и пускается она в режиме "шлем"
Короче результат всего этого - " а нахрена ?" увы....
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
>Дык проблема не в том чтобы сойти с направляющих , а в том чтобы попасть куда либо (кроме неба) . А тут проблема сильно увеличивается с падением скорости носителя. Обьяснение предельно простое. У ракеты крыло как известно небольшое(весьма) , а потому аэродинамическая сила ( точнее ее составляющая не дающая ракете упасть) берется откуда ? пральноиз тяги двигателя .
Тяги какого двигателя? Самолета или ракеты? И потом, не следует забывать, что Р-73 оснащена двигателем с ОВТ, что позволит ей не упасть при скоростях, на которых оперение еще недостаточно эффективно.
>................ А тут проблема сильно увеличивается с падением скорости носителя. .............
..............
......
- альфа носителя 60 градусов дальность 3 км - вероятность попадания 1 %
- альфа носителя 60 градусов дальность 2 км - вероятность попадания 2 %
-альфа носителя 60 градусов дальность 1км - вероятность попадания 3%
Во-1, я так и не понял, на предмет чего производились исследования: уменьшения эффективности с падением скорости или с увеличением УА?
Во-2,а какова вероятность попадания при "штатных" условиях пуска?
В-3, для какой ракеты эти результаты? Может это результаты для р-27?
В-4, насколько можно доверять результатам этого моделирования? Например, тот же БВБ уже несколько раз "хоронили", и что из этого потом вышло?
Так что говорить "нахрена", думаю пока еще рано, увы ;)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от voice from .ua
Тяги какого двигателя? Самолета или ракеты?
Поразмыслив, я пришёл к выводу, что "составляющая аэродинамической силы, не дающая ракете упасть" - это сила тяги самой ракеты :)
ГЫ! Всю тему - в раздел "Характеристики ЛА" %)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от FAB999
Петрович, а почему ты решил что у 27-го классическая компоновка?
А какая?
Цитата:
Сообщение от FAB999
Далее 25% САХ это скорее всего не ЦТ, а ЦД
И не то и не другое - я про фокус говорил. Но, собсно, Military_upir ужо внёс ясность, хде у него чего. :)
Цитата:
Сообщение от FAB999
Так вот ПГО и должно эффективно работать на около критических и за критических УА поскольку углы отклонения у него больше нежели у ГО, которое должно работать (замечательно работать) на до критических УА!
Наибольшей эффективности ПГО на корабелке достигает при УА < 15°.
Удачи! :)
An.Petrovich, =103= ЦПВЛ
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Не сдается мой гордый «Варяг» :)
Я под классикой понимаю фюзеляж, две плоскости, хвостовое оперение! А у 27-го и фюзеляжа то нет!!! :cool:
15° по УА на крыле или самом ПГО? :confused:
Что касаемо цифр ЦД 32-42% ясно, ЦТ 35-38% тоже ясно, изменение момента коэффициента подъемной силы вокруг оси Z тоже понятно. А вот это: «самолет является практически ней-тральным к изменению угла атаки (рис. 3)» ,это мне не ясно!
И из за чего 27-ой делает «Кобру» то!? :confused:
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от Military_upir
...кобру он выполняет из -за ложки на своей моментной диаграмме Мz(альфа) которая к тому же и имеет другой вид в отличии от нормальных самолетов (вверх идет а не вниз)....
Military_upir, формально-то понятно, что есть особенность динамики, которую можно нарисовать на графике.
А ты вот содержательно, по рабочему поясни. На уровне физики 11 класса. %)
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
2 Андрей:
Цитата:
достаточно правильно подобрать настройки СДУ, и тогда обычные а/д органы управления обеспечат не худшую маневренность для скоростей >300км/ч.
Ну тут ты помоему немало ошибаешься:
УВТ влияет на управляемость самолета на больших Альфа по крену - тебели не знать про залипание Су-27 по крену на углах больших 26-28° - ты же сам мне об этом рассказывал.
Приборных 300км/ч на высоте 8000м - это уже 500км/ч воздушных, а это уже немало.
Цитата:
чтобы "списать" УА и создать тем самым условия для пуска УР
Что-то я нигде не видел в нете или где либо еще ограничений по УА в момент пуска для Р-73, зато видел во-первых величину 40° (Управляемый полет с этим УА для строевой Р-73) и видел кадры испытаний модификации Р-73 при пуске с начальным УА = 180° в направлении начальной ориентации ракеты.
И вообще - ограничения по пуску с концевых пилонов по взаимодействию носителя и УР в момент пуска исключены, возможны только по минимальной скорости пуска и начальному УА в момент пуска. Чего, опять повторюсь, ни в одном источнике для Р-73 я лично не видел.
Цитата:
ибо как сойдёт УР с пилона при таком обтекании крыла - одному Богу известно.
Это если УР неуправляема или плохо управляема в момент пуска, чего не касается Р-73.
Еще раз - ты видел своими глазами ограничения по условиям пуска Р-73 (Vмин, УА)?
Цитата:
А вот для УА более 60...70° при скоростях 100...400км/ч - не уверен (есть результаты испытаний?)
Ее модификацию пускали с отрицательных скоростей, при УА~180°. УВТ, в т.ч. и на УРС, чудеса творит однако ;)
2 Military_upir:
А где, кто и что моделировал, что дало такие результаты? Это раз.
Р-73 - ракета уже старая, порабы и новую делать... Это два.
А модель типа учитывает влияние ЛТЦ? Тогда это почти тоже самое, что и в ГП... Это три.
У Р-27 расчетная воздушная скорость пуска - до 100км/ч (судя по графикам отлета ракеты), не думаю, что у Р-73 эта величина намного меньше.
Теперь возьмем графики отлета и дальности пуска:
У Р-73 дальность пуска в 3 раза меньше, чем у Р-27Э, а отлет у Р-27Э при околонулевой скорости пуска варьируется в пределах 13-24км в зависимости от высоты. Делим на 3 (имеем право, и там и тут дальность, можно грубо экстраполировать). Получаем 4-8км. Умножаем на 0.8 (возьмем коэфициент потерь из-за большого сопротивления (УА) и отбора тяги (УВТ) в первые несколько секунд после пуска. Итого 3-7км.
Таким образом Д1=3-7км. Д2=1-2км. Для боя на виражах - ПРОСТО ЗА ГЛАЗА. А моделька та видимо всетаки учитывает ЛТЦ. Но це не ново - вероятность промаха современной ракеты с ТГСН при пуске с 4км в ЗПС по цели на "максимале" и применении ею ЛТЦ - 99% (см. методичку ;) ).
-
Ответ: 2 An. Petrovich. "Угол атаки": Разъясни, пожалуйста...
Цитата:
Сообщение от FAB999
А вот это: «самолет является практически ней-тральным к изменению угла атаки (рис. 3)» ,это мне не ясно!
И из за чего 27-ой делает «Кобру» то!? :confused:
А что непонятного? Сам термин "устойчивость по перегрузке (углу атаки)" что ли?
Кобру самолет делает при включенном режиме жесткой связи. На этом режиме это совсем другой самолет по характеристикам устойчивости и (соответственно) управляемости.