-
Ахтунг, в небе Покрышкин...
Собственно, давно меня интересует вопрос - а был ли мальчик? (с).
Только не надо начинать флейм и взаимные оскорбления. Хочется ответа, нет это одна из легенд или да, имело место, но не в таком виде.
Ну и безусловно, источники, друзья, источники!
Ибо сам искал, подтверждений не нашел, как тому, что было, так и тому, что легенда.
Единственное, что проскальзывает в воспоминаниях самого Покрышкина, так это то, что он об этом не пишет. На вопрос почему, отвечал, что мол сам не слышал и писать об этом не буду (за что ему, как человеку и как летчику отдельный респект).
Может ли кто-нибудь поставить точку для меня в этом вопросе?
Надоело мучиться от двойственных ощущений.
Еще раз прошу, не превращать тему в спор чьи летчики были лучше. Именно сюда и запостил, во избежание "массовости" темы в общем форуме.
Заранее благодарен всем откликнувшимся на мое просьбу.
Да, и еще раз повторю, "хочу поставить точку в этом вопросе ДЛЯ СЕБЯ".
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Хороший вопрос.Мне тоже приходил в голову.Точного ответа (с источниками) у меня нет, но, как известно, у немцев служба радиоперехвата была поставлена лучше, чем у наших - и они действительно лучше знали, с кем воюют и кого могут встретить в воздухе.ИМХО, вполне возможно, что они предупреждали своих, если удавалось перехватить позывной Покрышкина.Не в том смысле, что боялись - а просто, чтобы были в курсе, с кем могут столкнуться...
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Да служба радиоперехвата у немцев работала на высоте. Я помню где то читал что они пытались давать неправильные координаты для наших штурмовиков для атаки. Иногда даже указывали наши же позиции. Думаю что с таким же успехом могли и услышав позывной Покрышкина предупреждать своих. Только мне кажется целью предупреждения было наоборот собрать по больше самолетов и попытаться его сбить..
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от RB
Да служба радиоперехвата у немцев работала на высоте. Я помню где то читал что они пытались давать неправильные координаты для наших штурмовиков для атаки. Иногда даже указывали наши же позиции. Думаю что с таким же успехом могли и услышав позывной Покрышкина предупреждать своих. Только мне кажется целью предупреждения было наоборот собрать по больше самолетов и попытаться его сбить..
Согласен, читал, даже есть мнение, что выделялись специально группы из наиболее опытных летчиков "охотников" (Асов) для уничтожения противника. То, что радиоперехват у них был поставлен тоже верно, достоверно выглядит тот факт, что старались собирать информацию о наших лучших летчиках, как из доступных источников (газеты, листовки и т.д.) так и другими путями. Только вот про изъятие групповых фотографий у сбитых летчиков, я как-то не очень верю. Думаю, что наши летали даже без орденов и медалей (любая мелочь, упавшая в самолете могла привести к катастрофическим последствиям. Все тяги то были не прикрыты а так и шли по самолету. Так что, ничего лишнего с собой не брали, я думаю. Хотя, могу и ошибаться). Ну а то, что составляли фотоальбомы и списки, кто где служил и позывные, вполне вероятно.
Также вполне правдоподобно выглядит ситуация типа ... немцы узнают позывные и фамилию летчика, его звание и место службы (ИАП), отслеживают, когда он появляется в воздухе и дают в эфир ложные команды "... Я Петров дерусь в квадрате ... с N мессерами, Покрышкин (Сафонов, Кожедуб, Глинка, Фадеев как говорится, нужное подчеркнуть) помоги...". И, если "дичь" отзывается, то в нужном месте и на нужной высоте ее ждет уже группа "охотников". Еще раз говорю, выглядит вполне правдоподобно, но точных фактов или подтверждений этому у меня нет.
То, что немцы знали наших лучших летчиков по именам и позывным и высоко ценили их мастерство тоже факт. Но сейчас не об этом.
Тут, кстати, видел, что Хартман на допросах давал показания, что он избегал (именно избегал, т.е. сознательно уходил от встречи с Покрышкиным в воздухе, хотя и имел возможность вступить с ним в поединок) дважды встречи с Покрышкиным в небе Кубани. Опять информация неподтвержденная, а я такой не очень верю. Может кто просвятит в этом вопросе - имело сие место быть или нет. Ведь видел же кто-то или имел доступ к тем самым "протоколам допросов".
Также еще один интересный факт связанный с Покрышкиным, но опять не подтвержденный. Якобы у немцев было отдельное подразделение из летчиков-испытателей (своего рода суперохотники), которые летали на белых самолетах (специально) и были очень сильными пилотами. За всю войну данное подразделение не имело ни одной потери. Так вот на Кубани двум таким пилотам пришлось вступить в поединок с парой Покрышкина (ведомым, вроде бы был Голубев). Поединок закончился ничьей, но кобра Покрышкина была деформирована!!! от перегрузок полученных в этом поединке. Опять же факт не подтвержденный ничем, кроме журнальной статьи, где есть интервью с человеком, который никак не связан с авиацией (не воевал, не имел родственников в таких частях или что-либо подобное). Просто авиация его хобби. Попахивает "жаренной сенсацие", но... Может попутно и в этом вопросе кто поможет?
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Elf
То, что немцы знали наших лучших летчиков по именам и позывным и высоко ценили их мастерство тоже факт.
Об этом "факте" можно поподробнее, как это подтверждается документально?
P.S. Я спрашиваю без злой иронии, интересно почитать - где нем. пилоты отзываются о наших пилотах пофамильно!?
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от SERhiO
Об этом "факте" можно поподробнее, как это подтверждается документально?
P.S. Я спрашиваю без злой иронии, интересно почитать - где нем. пилоты отзываются о наших пилотах пофамильно!?
А нигде. Байки это все фронтовые, имо, точнее, даже послевоенные. Т.е. разведка у немцев работала, конечно, но до пилотов эти сведения не доводились - не считалось нужным. Протоколы допросов немецких пленных летчиков это совершенно четко показывают. Да и наши никого не знали, только туманные сказки типа "группы бриллиантовых асов Геринга" и т.п.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
С другой стороны сам А.Покрышкин писАл, что после сообщения , что за ним охотятся, по приказу свыше, сменил позывной на "сотку".
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Bykov
А нигде. Байки это все фронтовые, имо, точнее, даже послевоенные. Т.е. разведка у немцев работала, конечно, но до пилотов эти сведения не доводились - не считалось нужным. Протоколы допросов немецких пленных летчиков это совершенно четко показывают. Да и наши никого не знали, только туманные сказки типа "группы бриллиантовых асов Геринга" и т.п.
Поискал в рунете, ни одного протокола допроса не нашел, к сожалению.
А они вообще есть в общедоступном виде?
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от ra9sd
С другой стороны сам А.Покрышкин писАл, что после сообщения , что за ним охотятся, по приказу свыше, сменил позывной на "сотку".
И прекрасная немецкая разведка, со всеми её службами... пошла по ложному следу)))))))
Так наше командование в очередной раз утерло нос немецкому военному гению...)))))
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от SERhiO
Поискал в рунете, ни одного протокола допроса не нашел, к сожалению.
А они вообще есть в общедоступном виде?
К сожалению, нет, только в ЦАМО, да и то их любому желающему не выдают - надо разрешение от Архивной службы МО РФ. Так что поверьте уж на слово: я их видел довольно много, правда, в основном это были члены экипажей бомбардировщиков и разведчиков (пилоты истребителей в плен попадали крайне редко, потому как вообще немецкие истребители сбивались редко, но это уже оффтоп), но и истребители тоже были... Максимум, что обычно доводилось до пилотов люфтваффе - сколько советских авиадивизий им противостоит, какой матчастью они вооружены, и, возможно, каков средний уровень подготовки и опыта летного состава... Кстати, и у нас было точно так же.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от SERhiO
Об этом "факте" можно поподробнее, как это подтверждается документально?
P.S. Я спрашиваю без злой иронии, интересно почитать - где нем. пилоты отзываются о наших пилотах пофамильно!?
Безусловно, я хватил "лишку" и не уточнил. Как справедливо заметил уважаемый Bykov, такая информация не доводилась до младшего офицерского состава. Но думаю, что с уровня майора (средний и старший офицерский состав), об "отдельных пилотах" инофрмация была и, не удивлюсь, если была достаточно подробная (позывные, биография, фото и т.д.). Здесь нас Bykov может лучше просветить ибо имеет доступ к архивным документам.
Так что там в архивах по поводу сабжа, не встречали? Было нечто подобное или же это очередная "легенда"?!
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Elf
Безусловно, я хватил "лишку" и не уточнил. Как справедливо заметил уважаемый Bykov, такая информация не доводилась до младшего офицерского состава. Но думаю, что с уровня майора (средний и старший офицерский состав), об "отдельных пилотах" инофрмация была и, не удивлюсь, если была достаточно подробная (позывные, биография, фото и т.д.). Здесь нас Bykov может лучше просветить ибо имеет доступ к архивным документам.
Так что там в архивах по поводу сабжа, не встречали? Было нечто подобное или же это очередная "легенда"?!
По поводу как это было у немцев. По мемуарам Бабака выходит, что информацию о наших пилотах-асах немцы-таки собирали, но хранилось это где-то в штабе или еще где - короче, у тех, кто пленных допрашивал :) Пилоты же никого не знали, это факт... Этим летом ребята брали иинтервью у Гриславски (успели!), специально останавливались на вопросе - он сказал, что ничего такого не было... (Интервью скоро должно появиться на сайте Эйрфорс.ру)
У наших в документах частей встречаются разведсводки, в которых дается краткая характеристика (есссно, по нашим данным) немецких частей, противостоящих на данном участке фронта. К примеру, в документах 3-го ИАК попадались такие характеристики на 3-ю и 52-ю эскадры, причем достаточно по современным меркам квалифицированные, правда, количество самолетов всегда сильно завышено. Там называются (иногда с искажениями) фамилии командиров эскадр и групп, иногда - 2-3 фамилии наиболее выдающихся летчиков (очевидно, данные, полученные при допросах пленных). Я встречал имена Графа, Храбака ("Грабака")... Но, опять-таки, ниже, чем штаб дивизии это дело не шло - в полках пилоты не знали, против кого конкретно они воюют, ну разве что кроме опять же туманных рассказов замполитов об "отборной группе асов "Пиковый туз"" и т.п.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Bykov
По поводу как это было у немцев. По мемуарам Бабака выходит, что информацию о наших пилотах-асах немцы-таки собирали, но хранилось это где-то в штабе или еще где - короче, у тех, кто пленных допрашивал :) Пилоты же никого не знали, это факт... Этим летом ребята брали иинтервью у Гриславски (успели!), специально останавливались на вопросе - он сказал, что ничего такого не было... (Интервью скоро должно появиться на сайте Эйрфорс.ру)
У наших в документах частей встречаются разведсводки, в которых дается краткая характеристика (есссно, по нашим данным) немецких частей, противостоящих на данном участке фронта. К примеру, в документах 3-го ИАК попадались такие характеристики на 3-ю и 52-ю эскадры, причем достаточно по современным меркам квалифицированные, правда, количество самолетов всегда сильно завышено. Там называются (иногда с искажениями) фамилии командиров эскадр и групп, иногда - 2-3 фамилии наиболее выдающихся летчиков (очевидно, данные, полученные при допросах пленных). Я встречал имена Графа, Храбака ("Грабака")... Но, опять-таки, ниже, чем штаб дивизии это дело не шло - в полках пилоты не знали, против кого конкретно они воюют, ну разве что кроме опять же туманных рассказов замполитов об "отборной группе асов "Пиковый туз"" и т.п.
Спасибо, за информацию. В принципе, я так и предпологал, что "официально" нет резнона сообщать, что против вас будут летать такие-то и такие-то соединения. Незачем работать на врага и вести психологическую обратботку по его методе. Велась по "нашей" методе (сейчас не будем обсуждать правильно или нет). Но, также допускаю, что в "частных" беседах, нет-нет да и говорили нач. штабов или другие лица имеющие такую информацию своим "бывшим" однополчанам. Не в том плане, что вот мол на вашем участке фронта появился Герман Граф, держитесь теперь, нет. А в том плане, что имейте в виду, что против вас не "желторотики" летать будут и не второсортное соединение, а пилоты с хорошей квалификацией, так что вылеты и тактику строй соответственно, но помни я тебе об этом не говорил.
Опять таки, это мое личное мнение (даже, скорее, предположение).
Но самое главное, что там по сабжу, проскакивало что-либо в архивах или нет? Т.е. вопрос остается открытым имело место быть или "легенда"?
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Elf
Но самое главное, что там по сабжу, проскакивало что-либо в архивах или нет? Т.е. вопрос остается открытым имело место быть или "легенда"?
Дык в том-то и дело, что в наших архивах найти инфу, как оно там было у немцев, невозможно. Это надо в Кобленц или Фрайбург лезть, что затруднительно. Единственное, по чему можно сотавить представление - протоколы допросов пленных пилотов, по ним скаладывается впечатление, что ни фига немцы не знали конкретно, с кем воюют. А по нашим я написал выше.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Bykov
Дык в том-то и дело, что в наших архивах найти инфу, как оно там было у немцев, невозможно. Это надо в Кобленц или Фрайбург лезть, что затруднительно. Единственное, по чему можно сотавить представление - протоколы допросов пленных пилотов, по ним скаладывается впечатление, что ни фига немцы не знали конкретно, с кем воюют. А по нашим я написал выше.
Ну отдельнуе случаи были, правда не зафиксированые документально. Вот к примеру лётчики 5ГвИАП знали против кого летали. Недалеко от аэродрома был сбит немецкий пилот из JG52, фамилию умолчу :) и после допроса с применением сапогов в область лица, он ответил на все интересующие вопросы :) Переводчиком был пилот 5 ГвИАП тов. Баевский Георгий Артурович, так как хорошо знал язык. Но в документах это не отражено, только со слов очевидцев, коих я знаю 6 человек :)
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Bykov
Дык в том-то и дело, что в наших архивах найти инфу, как оно там было у немцев, невозможно. Это надо в Кобленц или Фрайбург лезть, что затруднительно. Единственное, по чему можно сотавить представление - протоколы допросов пленных пилотов, по ним скаладывается впечатление, что ни фига немцы не знали конкретно, с кем воюют. А по нашим я написал выше.
Хммм, забавно. Насколько мне известно, до "перестройки" архивы вермахта, как и люфтваффе, находились у нас в Москве, в "смутные вермена" в виде "доброй воли" были переданы на историческую родину. Отсюда вопрос, что копии не делали?! Т.е. вот так вот взяли и отдали все не задумываясь?! Интересно, почему никто за это не ответил, равно , как и за то, что сейчас уничтожаются архивные документы времен войны и др. временных периодов. Могу ошибаться, конечно, но, имхо, "там" где эти самые архивы находились и обрабатывались сидят далеко не глупые люди, и я не думаю, чтобы они вот так, враз, не сделав копий, отдали все имющиеся архивные материалы по "такому событию" в другой "стан". Отсюда вывод, либо их у нас не было вообще (что сомнительно, все-таки в Берлине и др. городах были те, кто знал, что делает), либо все-таки где-то есть "информация" (копии, если хотите). Все это сугубо мое личное мнение, не претендующее на истину.
Кстати, интересно мнение Bykov по данному вопросу. Все же человек непосредственно , что называется, в курсе текущего вопроса. Хотя это все и офф-топ, но весьма познавательный (интересно, что же сейчас творится в архивах).
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Птиц
Ну отдельнуе случаи были, правда не зафиксированые документально. Вот к примеру лётчики 5ГвИАП знали против кого летали. Недалеко от аэродрома был сбит немецкий пилот из JG52, фамилию умолчу :) и после допроса с применением сапогов в область лица, он ответил на все интересующие вопросы :) Переводчиком был пилот 5 ГвИАП тов. Баевский Георгий Артурович, так как хорошо знал язык. Но в документах это не отражено, только со слов очевидцев, коих я знаю 6 человек :)
А подробнее можно? На какие вопросы, и что ответил. :rolleyes:
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
А зачем непременно знать имена? Вполне достаточно и позывных...
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
А позывные менялись (наши, немецкие)? Если менялись то с какой частотой? И от чего это зависело?
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Elf
Хммм, забавно. Насколько мне известно, до "перестройки" архивы вермахта, как и люфтваффе, находились у нас в Москве, в "смутные вермена" в виде "доброй воли" были переданы на историческую родину. Отсюда вопрос, что копии не делали?!
Честно говоря, ничего об этом не слышал. Насколько я знаю, никто никому ничего не возвращал. 500-й фонд в ЦАМО (трофейных документов) как был, так и есть, но он закрытый и попать туда простому смертному шансов ноль :mad: А в архивах Германии хранятся документы, не вывезенные в СССР. Впрочем, точно я этой кухни не знаю. Слышал, что в 500-м фонде как раз и лежат "пропавшие" для остального мира документы 54-й и 52-й эскадр... Но... Когда-нибудь все, конечно, откроестя, но скорее всего - уже не в этой жизни :(
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Bykov
Честно говоря, ничего об этом не слышал. Насколько я знаю, никто никому ничего не возвращал. 500-й фонд в ЦАМО (трофейных документов) как был, так и есть, но он закрытый и попать туда простому смертному шансов ноль :mad: А в архивах Германии хранятся документы, не вывезенные в СССР. Впрочем, точно я этой кухни не знаю. Слышал, что в 500-м фонде как раз и лежат "пропавшие" для остального мира документы 54-й и 52-й эскадр... Но... Когда-нибудь все, конечно, откроестя, но скорее всего - уже не в этой жизни :(
Спасибо, будем искать. Но уже хорошо, что хоть что-то у нас осталось (пусть даже в виде копий. Вот найду инфу откуда узнал про передачу архивов и уничтожение документов (указывались протоколы и номера "приказов" на уничтожение документово. Так же как и на передачу оных) выложу здесь, если память не подведет.
Еще раз спасибо за информацию.
SERhiO Насчет позывных. Архивных документов я, конечно, предоставить не могу, не имею доступа в эти святилища, но, насколько мне известно, многие "эксперты" меняли свои позывные. Насколько часто, сказать не могу, но думаю, не раз и не два за 4 года. Т.е. , если они (люфтваффе, разведка) сами использовали то о чем я говорил выше, то разумно предположить, что враг тоже не дурак и нечто подобное делает, так что страховались. Насколько серьезно этот вопрос был поставлен опять таки мне не известно (т.е. смена позывных была инициативой кого-либо или же это было обязательное мероприятие с отрожением оного в нормативных документах).
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Maximus_G
А зачем непременно знать имена? Вполне достаточно и позывных...
А зачем знать имена, позывные вообще?
Для выполнения боевой задачи - не важно.
А что против нас воюют не дети - поняли еще в 41 году.
А граф или храф, хартман или терминатор - какая разница.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от SERhiO
А зачем знать имена, позывные вообще?
Для выполнения боевой задачи - не важно.
А что против нас воюют не дети - поняли еще в 41 году.
А граф или храф, хартман или терминатор - какая разница.
Т.е. если я, допустим, знаю, что вы плохо работаете корпусом и пропускаете левый хук, и знаю вашу излюбленную манеру боя - это "не важно для выполнения боевой задачи"?
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Maximus_G
Т.е. если я, допустим, знаю, что вы плохо работаете корпусом и пропускаете левый хук, и знаю вашу излюбленную манеру боя - это "не важно для выполнения боевой задачи"?
Хорошо Вы знаете мой позывной (SERhiO) теперь опишите мою манеру боя.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Maximus_G
Сравненние с боксом здесь некорректно. Хоккей имхо ближе.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от SERhiO
Хорошо Вы знаете мой позывной (SERhiO) теперь опишите мою манеру боя.
Разумеется, я не это имел в виду. Мысль в том, что если допустим я схватился с =FB=Viks, то мне совсем не важно, как его на самом деле зовут. Таким же образом и немцы, услышав что в небе сотый, могли бы использовать специальную тактику - устроить на него охоту, ударить всеми силами, или наоборот уйти от встречи с ним. Потому что уже знали, что его группа отличается особым умением, хитростью и упорством. А Покрышкин ли это или нет - дело десятое.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Elf
Также еще один интересный факт связанный с Покрышкиным, но опять не подтвержденный. Якобы у немцев было отдельное подразделение из летчиков-испытателей (своего рода суперохотники), которые летали на белых самолетах (специально) и были очень сильными пилотами. За всю войну данное подразделение не имело ни одной потери. Так вот на Кубани двум таким пилотам пришлось вступить в поединок с парой Покрышкина (ведомым, вроде бы был Голубев). Поединок закончился ничьей, но кобра Покрышкина была деформирована!!! от перегрузок полученных в этом поединке. Опять же факт не подтвержденный ничем, кроме журнальной статьи, где есть интервью с человеком, который никак не связан с авиацией (не воевал, не имел родственников в таких частях или что-либо подобное).
Воистину "телефон" был "испорчен" не по детски ;) .
Для начала - это был не Покрышкин, а Клубов, дело было не на Кубани, а над Донбасом, и вел он это поединок один - ведомый был сбит в первые секунды боя. Собственно его Клубов весь бой и спасал от расстрела, пока тот спускался на парашюте. И фактически, бой этот закончился со счетом 2:0 в пользу немцев, поскольку "кобра" Клубова была затем, насколько я знаю, списана.
Бой хорошо описан у Сухова в "Эскадрилья ведет бой".
Что касается "отдельного подразделение из летчиков-испытателей (своего рода суперохотников)" - задайте-ка это Polar-у -
он любит такие вопросы :cool:
Собственно по сабжу топика - есть у меня несколько любопытных воспоминаний, правда только с нашей стороны - если будет время отсканирую и выложу.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Байки-страшилки типа этой - "отдельного подразделение из летчиков-испытателей (своего рода суперохотников)" - это как раз следствие недостатка разведданных (или их недоведения до летного состава) и полной неинформированности наших пилотов о противостоящем им противнике, ИМХО.
Ведь давно уже известно, что немцы ничем таким не увлекались ( в отличие от наших, создававших всякие там "особые группы асов-охотников" и целые элитные "полки асов", которые, впрочем, чехвостились немцами ничуть не хуже обычных :()
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Pepper
Что касается "отдельного подразделение из летчиков-испытателей (своего рода суперохотников)" - задайте-ка это Polar-у - он любит такие вопросы :cool:
Это точно! :)
Ну, я знаю одно "элитное" подразделение - JV-44, но оно не с той целью создавалось :D
P.S. Влад, чертовски рад тебя снова видеть! Ты куда пропал?
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Григорий Масленников, начальник связи 55 ИАП/16 ГИАП
“…Не раз мне доводилось слышать по радио предупреждения немцев своим пилотам: ”Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!”
Николай Уманский, в 1943 году — личный водитель командующего 4-й ВА К. А. Вершинина,
“Был такой случай, когда К. А. Вершинин почти трое суток находился в конце апреля 1943 г. на РСКП (радиостанция командного пункта) у станицы Абинской, и в это время, примерно часов в 11 утра, Александр Иванович и его ведомый Г. Г. Голубев барражировали между Краснодаром (там был штаб фронта) и Абинской. Появилось восемь «мессершмиттов», нахально направившихся к нашим двум «аэрокобрам», и вот тут командующий армией совершенно спокой-но взял микрофон (что делал очень редко) и сказал: «Саша, держись, проучи этих спесивых стервятников»... В то же мгновение закрутилась «карусель», море огня. Пока подошло вызванное подкрепление, Александр Иванович и Георгий Гордеевич сбили троих фашистов, упавших на нашей территории. Один из летчиков, большой чин, остался жив, лежал в люцерне, которая в то время была уже полметра высотой, а косить было некому — война... Когда допрашивали этого летчика, он был страшно потрясен и все время лепетал, что его сбил «Покрышкин», видимо, считая это большой честью.
Командующий мог себе позволить такое открытое обращение, потому что любил и уважал этого человека... Я больше никогда подобного не слышал. Хотя на РСКП бывал часто и только с начальством.
…
..о воздушной схватке Александра Ивановича, которую я наблюдал своими глазами. Это было где-то в районе станицы Варениковской — погода была очень хорошая, и находились мы не на КП, а просто в этом районе боевых действий нашей авиации. В это время в воздухе появилось восемь «аэрокобр». Так как тогда еще «аэрокобр» было не так много в нашей армии, и мы все эти полки знали, то мы решили, что это Покрышкин, уж больно лидер этой восьмерки смело руководил ими. Как потом выяснилось, так оно и было. Александр Иванович имел задание со своей группой расчистить путь для штурмовиков, которые появились через 10 минут после разгрома немцев, шли они на Мысхако: 27 «илов» и, по-моему, столько же прикрывающих их «яков». 20 «мессершмиттов» шли разделаться с «илами», как об этом сообщил сбитый летчик. Он сказал также в нашем присутствии, что они не знали, что Покрышкин в воздухе, их бы не послали, а полетели бы асы, которые, впрочем, тоже не испытывают удовольствия от встреч с Покрышкиным…”
Анна Тимофеева-Егорова, летчик, ГСС, 805-й ШАП
“Со мной произошел следующий случай. В одном из первых своих боевых вылетов после заходов на штурмовку мой «Ил» отбился от строя... Практически весь боезапас был израсходован, немецкие истребители взяли меня в ”клещи”... Вдруг слышу в наушниках: «Горбатый» (так называли штурмовики Ил-2 из-за их характерного силуэта. — А. Т.-Е.), спокойно... Я тебя прикрою». Немцев словно ветром сдуло. Наша «аэрокобра» проводила меня до самого аэродрома, сделав над ним прощальный круг. После посадки мой командир сказал, что не стоять бы мне в этом строю, если бы не капитан из 16-го гвардейского полка Покрышкин...
Не однажды доводилось нам слышать по радио: «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!» Открытым текстом радировали предостережение немецкие посты наблюдения, и фашистские асы без промедления покидали жаркое кубанское небо...”
Юрий Гольдберг, летчик, 104-ый ГИАП
“..Сделав неимоверный маневр (после окончания войны я еще очень долго летал и пытался повторить маневр, который я сделал в том бою, но, увы, так и не смог), выйдя снизу на встречный курс, я с дистанции 100 метров открыл огонь. Самолет противника взорвался, начал рассыпаться на куски, а летчик вывалился словно куль и, открыв парашют, приземлился на аэродроме, который он должен был найти. Летчиком этим оказался немецкий ас гауптман Бруно Ворм, награжденный Железными крестами и сбивший до этого девять американских «летающих крепостей» и несколько английских истребителей. На советско-германском фронте он выполнял первый вылет, оказавшийся для него и последним. Когда он узнал, что его сбил молодой летчик, он до моего показа на руках атакующего маневра в это не верил, заявив: «Меня мог сбить только Покрышкин…”
Кстати, этот эпизод допроса Бруно Ворма, насколько я помню, вошел в док.фильм “В небе Покрышкин”
Хочу привести еще один эпизод, который на первый взгляд не имеет прямого отношения к авиации, поскольку он из мемуаров танкиста, но имхо самое оно, в свете того, что обсуждалось в этой ветке
Пенежко Григорий, летом 1941 командир разведроты 34 тд, 8-го мк.
«Записки советского офицера» http://militera.lib.ru/memo/russia/p..._gi/index.html
Пленный — обер-лейтенант, адъютант командира танкового полка, немолодой, уже седеющий немец — хорошо владеет русским языком, который он изучил к молодости, когда работал где-то в России инженером-механиком. Он стоит в стойке «смирно». Отвечает на вопросы дерзко, иногда с иронией.
— Скажите, — спрашивает его полковник:
— Известно ли вам, почему Германия воюет против России?
— Известно, — отвечает он.
— Почему?
— Фюрер приказал.
— Это не объяснение. Я хочу знать мотивы.
— Фюрер мотивы объявил, — говорит пленный. — Они должны быть вам известны. И вообще я недоумеваю, почему вы, русский полковник, не спросили меня первым делом, какого я полка и какой дивизии, а задаёте не относящиеся к делу политические вопросы. Я не политик, я рядовой германский офицер. За два месяца до войны я знал вас по карточке, знал, что вы Васильев, командир танковой дивизии, участвовали в финской и монгольской кампаниях, награждены высшим орденом. Я знаю всех ваших командиров полков. Знаю вашего начальника разведки. А кого вы знаете из немецких старших офицеров? Я вчера каждые два часа знал, где ваша дивизия, а вы не знали даже, что мы идём на перехват вас.
Он вдруг поворачивается ко мне и спрашивает:
— Какое сейчас время?
Недоумеваю, но всё же смотрю на часы, отвечаю:
— Ровно ноль тридцать.
— Вот видите, господин полковник, — говорит, немец, — разница в четыре минуты — на ваших часах ноль тридцать четыре, — он показывает кивком на ручные часы Васильева.
Васильев не шевелится, не убирает руки, лежащей на спинке стула. Часы — перед глазами пленного. Немец повышает голос:
— Разве так можно воевать? Вы уже проиграли войну.
Polar
загляни в приват.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Если честно все равно не верится что Немцы настолько боялись Покрышкина что после предупреждения драпали кто куда..Я конечно понимаю есть пилоты хорошие есть не очень но и характеры у людей разные - поэтому однозначно говорить что все Немецкие летчики поддавались панике при виде Покрышкина как то не серьезно. Наверняка были пилоты которые боялись а наверняка котом было все равно какой советский ас в прицеле . В книжке Attack of Soviet Aircobras упоминалoсь
Пример с Немецким летчиком с западного фронта тоже не убедительный взять хотя бы Раля с его поездкой с восточного фронта на западный. Будучи уже асом Покрышкину не раз удавалось избежать поражения уходя с поля боя иногда даже довольно не легко ему это было делать . Да и Покрышкин мужик крепкий без иллюзий никогда не исключал возможности что следующий бой мог быть его последним. Ну и в общеем он молодец как тактик никогда не сидел сложа руки, постоянно работал над новыми тактическими приемами и маневрами.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от RB
Если честно все равно не верится что Немцы настолько боялись Покрышкина что после предупреждения драпали кто куда..Я конечно понимаю есть пилоты хорошие есть не очень но и характеры у людей разные - поэтому однозначно говорить что все Немецкие летчики поддавались панике при виде Покрышкина как то не серьезно. Наверняка были пилоты которые боялись а наверняка котом было все равно какой советский ас в прицеле .
Бесусловно и второй эпизод в воспоминания Уманского именно об этом и говорит.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Это..вот..я думал что это наша "агитпропа", ну то есть возможно. А недавно посмотрел один буржуйский фильмец про асов 2 Мировой, так вот и там услышал о знаменитом "Ахтунг!Покрышкин." Так что вполне возможно что так и было.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
В воспоминаниях Лавриненкова есть эпизод, когда он пытался закосить под новичка столкнувшегося с рамой в первом боевом вылете, так при допросе немцы принесли большой альбом с фотографиями советских летчиков и быстро его опознали. Дело было в 1943.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от xQwerty
В воспоминаниях Лавриненкова есть эпизод, когда он пытался закосить под новичка столкнувшегося с рамой в первом боевом вылете, так при допросе немцы принесли большой альбом с фотографиями советских летчиков и быстро его опознали. Дело было в 1943.
Интересно откуда немцы такой расчудесный фотоальбом взяли. Наверно из газеты "Правда" передовицы с фотками вырезали ;)
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Возможно, к тому времени Лавриненков уже был ГСС афаик.
А у нас смогли бы опознать Графа, Хартмана и т.д. в лицо?
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от xQwerty
В воспоминаниях Лавриненкова есть эпизод, когда он пытался закосить под новичка столкнувшегося с рамой в первом боевом вылете, так при допросе немцы принесли большой альбом с фотографиями советских летчиков и быстро его опознали. Дело было в 1943.
В книге Бабака аналогичная ситуация описна. Но... ИМХО - просто псевдо-историческая панама.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от RB
Пример с Немецким летчиком с западного фронта тоже не убедительный взять хотя бы Раля с его поездкой с восточного фронта на западный. Будучи уже асом Покрышкину не раз удавалось избежать поражения уходя с поля боя иногда даже довольно не легко ему это было делать . Да и Покрышкин мужик крепкий без иллюзий никогда не исключал возможности что следующий бой мог быть его последним. Ну и в общеем он молодец как тактик никогда не сидел сложа руки, постоянно работал над новыми тактическими приемами и маневрами.
=====================================================
Блокнот так у него ничего, нормальные приемчики
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от RB
Если честно все равно не верится что Немцы настолько боялись Покрышкина что после предупреждения драпали кто куда..
Да, не в каком-то особом страхе там дело было. Подловили же они Фадеева...
Другое дело, что ну какой смысл был рисковать? Ну вылетел Покрышкин, ну сколько там он в воздухе продержится? Через часик пойдёт на посадку. Вот тут немцы и вернутся спокойненько... пока Речкалов не подлетит.:)
Покрышкин был очень "нестандартный", всё время что-либо изобретал, и не подставлялся как Фадеев. Немцы это прекрасно понимали. Наверняка они искали способ поймать и Покрышкина, и когда им это надоело, стали просто предупреждать своих пилотов, чтобы те не лезли на рожон, если не ясно с кем встретились.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Любитель
А как Фадеева подловили?
-"Борода", я - Покрышкин, подойди ближе, почему отрываешься?
- Сейчас подойду!
Это были последние слова Вадима, которые слышал его друг. Вскоре звено Покрышкина вступило в бой...
Пару Фадеева, далеко оторвавшуюся от своих, атаковали 12 "мессершмидтов". Как рассказал потом А.Труд, его сковали боем. Вадим был подбит и ушел домой...На аэродром он не вернулся
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
а вот на вопрос об информации о противнике отвечает Альфред Гриславски....
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
А.Д. Какую информацию доводили до немецких летчиков о противнике? Разведывательные, оперативные сводки? Было ли известно, какие части стоят перед вами, какие летчики? Какая информация доводилась?
А.Г. Мы не знали совсем ничего о них. Ничего.
""""""""""""""""""""""""""""""""""""
интервью здесь:
http://www.airforce.ru/history/ww2/grislawsky/index.htm
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Любитель
А как Фадеева подловили?
У Голубева, Покрышкинского ведомого,в книге "В паре с сотым" этот эпизод описан подробно (настолько подробно, что я как-то даже засомневался)
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от RB
Если честно все равно не верится что Немцы настолько боялись Покрышкина что после предупреждения драпали кто куда..
В "Познай себя в бою" описан эпизод, как немцы на Покрышкина навели трофейный "Як". Утверждать, что Як искал именно его, как Покрышкина, наверное нельзя, но то, что он нацеливался именно на самолёт, в котором в тот момент был Покрышкин можно однозначно. Покрышкин эту попытку раскусил вовремя. Фадеев погиб почти в том же месте и в тот же день.
5 мая 1943 года наши войска полностью овладели станицей Крымской и начали наступление на высоты западнее нее. Погода с утра сдерживала действия авиации. К середине дня облачность начала подниматься. Первой вылетела на патрулирование шестерка в составе моего звена и пары Фадеева. Такой состав группы наше командование определило, мотивируя плохой погодой. Сразу же взяли курс на станцию Аманат, чтобы выйти западнее Крымской. Это был вероятный маршрут подлета бомбардировщиков противника.
Идем к линии фронта. Пара Фадеева, летевшая левее, все больше отходит от моего звена восточнее. Это меня начинает беспокоить.
- "Борода", я - Покрышкин, подойди ближе, почему отрываешься?
- Сейчас подойду!
Но выполнить маневр уже не успел. Западнее Крымской, точно над моей парой, из облаков появился "Хейнкель-111". Он вышел так близко над нами, что и атаковать было нельзя. Делая горку, я бы выскочил впереди противника. Надо было отстать. Но летчики "хейнкеля", видать с перепугу, сыпанули бомбы. Они проскочили за хвостом моего самолета. А вражеский бомбардировщик сразу же нырнул обратно в облака.
В первые мгновения решил пробить облака и выше их подловить "хейнкеля". Но в эти секунды увидел между ярусами облачности группу Ю-87. Они перестраивались для бомбометания.
- "Юнкерсы", приготовиться к атаке! - дал команду. А сам зашел вдоль колонны и начал последовательно обстреливать Ю-87.
Обстановка в том бою сложилась не простая. После нескольких атак левее и правее оказались две пары Ме-109. Они попытались взять меня в "клещи". Рывком вверх и в сторону выскочил из-под их удара и закрутился с ними на виражах. Но низкая высота и нависшая над нами облачность не дали возможности перевести бой на вертикали. Выручил Степанов. Он вовремя пришел на помощь и "мессершмитты" нырнули в облака. Пара Речкалова атаковала удирающих Ю-87.
После боя, собрав группу в боевой порядок, мы продолжали патрулировать. К нам пристроился Андрей Труд. Узнав его по номеру самолета, запросил:
- Где Вадим?
- Он подбит и ушел домой.
- А почему ты его не сопровождал?
- Был скован "мессерами", не мог оторваться. Положение с Фадеевым встревожило меня. Расспросы пришлось отложить до приземления. Сбоку нас, на удалении до двух километров, появилась шестерка Ме-109. Они летели параллельно нашей группе и в бой не вступали. Мы поджидали вражеские бомбардировщики и не старались связываться с истребителями. В направлении Анапы, на фоне облаков, уже были видны силуэты тяжелых самолетов. Так мы и ходили с севера на юг и обратно недалеко от группы "мессершмиттов". Вдруг западнее нас выскочил Як-1 и пошел прямо на меня.
- "Як, "Як", я свой! - немедленно предупредил его, но тот атаковал в лоб и, стреляя, проскочил мимо. Хорошо было видно, как из выбрасывателя его пушки вылетали гильзы. Один прицельный снаряд угодил в крыло моего самолета. Тут сомнения, что на нашем самолете был фашист, у меня исчезли. Дал команду своим летчикам сбить "яка". Но он успел развернуться и ушел к группе "мессершмиттов". После этого "мессы" ринулись на нас. Мы тоже сделали доворот и пошли в лобовую. Поймав с упреждением в перекрестие прицела ведущего группы противника, я длинной очередью сбил его. Остальные сразу же ушли. Бомбардировщики так и не появились, очевидно, отменили налет.
Закончив патрулирование, пришли на аэродром.
- Фадеев сел? - спросил Чувашкина после посадки.
- Нет, не садился.
- Где Вадим и что с вами было? Докладывайте! - потребовал я у Труда.
Из его рассказа кое-что стало ясно. Оторвавшись от моего звена, пара Вадима вышла на Крымскую. Там наскочила на группу Ме-109. Завязался жаркий бой. Пара рассыпалась. В один из моментов боя Труд услышал Вадима:
- Я - Фадеев, иду домой...
По голосу чувствовалось, что Фадеев был ранен. А Труду никак не удавалось оторваться от двух "мессершмиттов".
Ждали мы сообщений о судьбе Фадеева несколько дней. Стало ясно, что Вадим погиб."
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
По поводу: "Ахтунг! В небе Покрышкин".
Мой дед прошёл всю войну от и до, и ещё после служил в Китае. Он не часто рассказывал о той войне. Но на праздники (после 100г) бывало откровенничал.
Перед самой войной мой дед поступил в лётное училище. Летчиком он так и не стал, прошёл всю войну в пехоте (причины и детали я не помню - да и не важно). Как он сам мне говорил: "И слава Богу, иначе скорее всего я бы с тобой уже не разговаривал". Так вот какое-то время после начала войны он служил (то ли в части, то ли на аэродроме) где летал Покрышкин). Так вот, эту фразу я первый раз услышал именно он него, вроде как он сам был свидетелем. Подвергать сомнению его рассказы у меня причин нет (зная моего деда), но на абсолютную достоверность тоже наверно не надо расчитывать. Уточнить детали или подробности, теперь уже не могу, к сожалению, так как он умер этой весной ...
Сейчас очень жалею, что слушая его рассказы, не было возможности записать все на видео или хотя бы на диктофон ...
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
[QUOTE=BALU]Да, не в каком-то особом страхе там дело было. Подловили же они Фадеева...
[QUOTE]
Страха перед Покрышкиным у немцев никогда не было.(Разве только у новичков) Проблема была в том, что немецкие эксперты понимали, что мастерство Покрышкина равно их мастерству, поэтому начинали опасаться ввязываться в бой.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Хартман
Страха перед Покрышкиным у немцев никогда не было
А что, немцы были дураками? или ничего не понимали в авиации? Только идиоты небудут бояться на войне, хоть Покрышкина хоть курсанта.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
по немецким меркам, Покрышкин был средним пилотом.
И никто, естественно, ничего в эфир не передавал про каког-то там Покрышкина.
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
Цитата:
Сообщение от Rhox
по немецким меркам, Покрышкин был средним пилотом.
И никто, естественно, ничего в эфир не передавал про каког-то там Покрышкина.
А по каким меркам?
Это где -нибудь описано документально?
К сожалению, подобных источников мне не приходилось встречать.
С уважением, Сергей
-
Ответ: Ахтунг, в небе Покрышкин...
А по меркам того, какую тактику он пропагандировал и сколько самолетов он сбил.
Конечно, для ВВС он был выдающимся человеком на фоне всеобщей управленческой серости,плохой подготовки и тактической безграмотности.
Но немцы вряд ли дрожали :).
революционная "покрышкинская" тактика для немцев или финнов была очевидной еще в 1940 году.