EADS создаст первое СП в России
Партнерами станут 'Иркут' и ОАК
Ведомости, 17 марта 2006 г.
Европейский авиаконцерн EADS готовится создать первое СП в России. Предприятие займется конвертацией пассажирских лайнеров A-320 в грузовые версии в подмосковных Луховицах. Его оборот может составить до $200 млн в год, если предприятие выдержит конкуренцию с Boeing, грузовики которого пока пользуются большей популярностью.
EADS владеет 80% акций Airbus и 10% акций российского 'Иркута'. Основные акционеры EADS - германская DaimlerChrysler (30,2%), французские Legardere Group и SOGEPA (по 15,1%), итальянская SEPI (5,5%). Выручка за 2005 г. - 34,2 млрд евро, EBIT - 2,85 млрд евро. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) по указу президента должна быть создана до конца года и получить госдоли в 11 крупнейших авиастроительных и лизинговых компаниях, включая РСК 'МиГ'. Ее стратегию развития сейчас готовит НП 'ОАК'.
Возить грузы на отработавших пассажирских лайнерах экономные авиаторы придумали почти полвека назад. Чтобы сделать из пассажирского самолета грузовой, нужно убрать кресла, укрепить пол и поменять двери лайнера. Пока этот рынок небольшой. Ежегодно конвертируется несколько десятков лайнеров. Лидер на этом рынке - Boeing. Перекомпоновкой его лайнеров занимаются около десятка компаний в США, Израиле, Китае, Сингапуре, Корее. У Airbus только одно такое производство - на авиазаводе EADS в Дрездене, который ежегодно конвертирует около 15 подержанных А-300 и А-310. У Airbus нет пока значительного количества подержанных самолетов, отмечают представители Airbus. Впрочем, скоро к дрезденской площадке может добавиться еще одна - в России.
Рамочное соглашение о создании СП может быть подписано уже в мае, на Берлинском авиасалоне ILA-2006, рассказали 'Ведомостям' два близких к переговорам источника. Документ подпишут EADS и 'Иркут'. Затем партнером концерна по предприятию станет ОАК, уточняет один из собеседников 'Ведомостей'. Доли партнеров в предприятии и его бизнес-план будут определены к середине года, а СП создадут к концу года, добавляет он. Производство должно начаться в 2009 г.
Глава российского представительства EADS Вадим Власов и президент НП 'ОАК' Валерий Безверхний подтвердили, что вопрос о создании предприятия изучается, но от дальнейших комментариев отказались. Знакомые с ходом переговоров источники уточняют, что СП планируется создать на паритетных началах. Долю европейцев поделят Airbus и авиазавод EADS в Дрездене - Elbe Flugzeug Werke. Российскими партнерами станут 'Иркут' и МиГ. 'Иркут' займется производством новых деталей для грузовых А-320, МиГ - разработкой техдокументации для СП и собственно перекомпоновкой лайнеров на своем авиазаводе в подмосковных Луховицах, добавляют собеседники. Подтверждает эту информацию и топ-менеджер МиГа.
Мощности и обороты подмосковного предприятия EADS должны превысить показатели дрезденской площадки, уточняют знакомые с ходом переговоров источники. По плану только моделей А-320 и А-321 СП будет конвертировать не менее 25 в год, получая до $200 млн выручки. Конвертация каждого А-320 стоит минимум $4 млн без учета послепродажного обслуживания, уточняет один из них. Следующей моделью может стать более крупный А-330, конвертация которого будет приносить вдвое больше. А клиентами СП должны стать не только российские, но и зарубежные перевозчики.
Пока российские перевозчики предпочитают грузовые лайнеры Boeing. Самые популярные среди них модели - грузовые B-747 и B-767, и здесь Boeing пока вне конкуренции, констатирует президент авиакомпании 'Волга-Днепр' Алексей Исайкин. А-320 - меньшей размерности, этот сегмент пока не перенасыщен, и здесь новое СП Airbus может работать вполне удачно, добавляет он. 'Волга-Днепр' сама планирует запустить проект по конвертации В-747 на ульяновском заводе 'Авиастар'. Но Boeing акционером в новом производстве становиться не планирует, говорил еще месяц назад 'Ведомостям' вице-президент Boeing Крейг Джонс. В Boeing комментировать планы конкурентов отказались.