-
Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
http://mobime.ru/news/2006/07/14/a310_katastrofa.html
Десятки версий, выдвигаемых как профессиональными летчиками, так и дилетантами, по поводу причин катастрофы аэробуса А-310 в Иркутске, сходятся в одном - у самолета таинственным образом отказали и тормоза колес, и реверс двигателей.
Как пишет Babr.ru, у немногочисленных свидетелей, оставшихся в живых и наблюдавших за процессом посадки, осталось ощущение нормального полета и начала посадки, и затем - цепочки непонятных для рядового пассажира явлений, приведших в конечном итоге к катастрофе.
Между тем ряд специалистов по электронике начинает все увереннее говорить о том, что причиной катастрофы, унесшей сотни жизней, мог стать обычный мобильный телефон.
Как известно, использование мобильников не рекомендовано в помещениях, где работают критичные к радиоизлучению приборы и механизмы. На западе, например, требование выключать сотовые действует при посещении всех медицинских учреждений, научных центров, лабораторий, звукозаписывающих студий.
В самолетах запрет на мобильные тоже действует (особенно во время взлета и посадки). И хотя в США в последнее время некоторые компании начали предоставление услуг связи на борту, они основаны не на обычной сотовой связи, а на IP-телефонии.
В США, Европе, Израиле большинство пассажиров - люди ответственные. Они выключают мобильные телефоны, заходя в самолет, и включают его только на трапе. Иностранцы прекрасно понимают - или по крайней мере верят на слово – что сотовые телефоны влияют на системы навигации авиалийнера.
А в России стюарды даже не предупреждают людей о необходимости выключить телефоны. А может, даже если бы и предупреждали - смысла было бы немного. Трудно себе представить какую-нибудь гламурную московскую барышню, которая стала бы слушать стюарда после пяти часов вынужденного молчания, и ждать полной остановки самолета для того, чтобы потрепаться с подругой.
Действительно - с точки зрения большинства пассажиров, факт касания взлетно-посадочной полосы является полным завершением полета, после которого можно вставать, ходить по салону, одеваться и доставать вещи. Призывы стюардов хотя бы не вставать, как правило, игнорируются. Как показало 9 июля, совершенно напрасно...
Впрочем, в чем-то российские пассажиры, действительно, правы. В самолетах российского производства, работающих на российской же элементной базе, мобильные телефоны, как правило, можно включать без особых проблем. Но не в "Аэробусах" и "Боингах". Западные самолеты нашпигованы электроникой под завязку, электроникой управляется абсолютно все, пилот в них нужен только для взлета и посадки, да и то - он лишь подсказывает электронике то, что человек пока что делает лучше - то есть распознает особенности рельефа и команды с земли.
Воздействие мобильных телефонов на электронику самолета совершенно непредсказуемо. Думается, в 80-е годы, когда разрабатывался самолет А-310, конструкторы подумали обо всем, кроме защиты от внешнего высокочастотного излучения - по той простой причине, что мобильных телефонов тогда еще не существовало. Между тем даже не звонок, а просто включение телефона и поиск им сети может подействовать на электронику самолета примерно как чашка кофе, вылитая на ноутбук. А может и не подействовать. Все зависит от кучи случайных факторов - таких, как расстояния до критического узла, интерференции, набор команд, идущих в данный момент по проводам. Теоретически достаточно поменять пару байтов в командах узла управления самолета - и вместо включения реверса он будет выключен...
Картину, которая наблюдается в салоне любого современного самолета, думается, наблюдают все, кто в них летает. В момент касания взлетно-посадочной полосы пассажиры хлопают, копируя голливудский стандарт, а затем лезут за мобильными телефонами - отчитаться перед родственниками о благополучной посадке. Включая тем самым бомбу, способную их убить...
Прискорбно, однако, то, что так называемые "черные ящики" никаким образом не фиксируют побочное электромагнитное излучение, а регистрируют лишь реакцию приборов и элементов управления на него. Поэтому истинная причина катастрофы А-310 может оказаться так и невыясненной. А тысячи пассажиров аэробусов будут привычно включать мобильные телефоны в тот момент, когда самолет коснется взлетной полосы...
© Автор: Ольга Шагалова, Mobime.ru
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Я рыдалъ:
"...Между тем даже не звонок, а просто включение телефона и поиск им сети может подействовать на электронику самолета примерно как чашка кофе, вылитая на ноутбук..."
Маразм крепчал?
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Экранировано там всё по идее, кроме антенн. Вот на них-то (и соответствующую радиоэлектронную аппаратуру) излучение сотовых телефонов действует. А на другую аппаратуру, под многослойным металлом, - нет, ребята, это неостроумная сказка...
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от M@troskin
Я рыдалъ:
"...Между тем даже не звонок, а просто включение телефона и поиск им сети может подействовать на электронику самолета примерно как чашка кофе, вылитая на ноутбук..."
Маразм крепчал?
Нет. Не знаю как сейчас, а раньше в штатах был запрет на использование мобильников на борту.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
по-моему, тему обсасывали на avia.ru и пришли к тому, что объективных подтверждений вреда от мобил нет. разве что они, возможно, создают помехи при радиосвязи экипажа с землей...
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Дааа... если бы военные знали что мобила столь серьезное средство РЭБ.... то С-300 были бы не нужны. Сунуть мабилу и самот разбился.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
силы читать чушь уже нет...
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от ЦВК
А они нужны? ;) Как-то пригодились?
Странная логика. Вы шутите, надеюсь.
По теме - конечно, чушь собачья. Особенно про замену "пары байтов" и т.п. Вон малахов-клоун в своей передаче в день после катастрофы обсуждал возможное влияние "геоэнергетики гиблых мест". Как он выразился: "Сегодня вся страна скорбит о жертвах крушения самолета в Иркутске... и это - тема нашего сегодняшнего ШОУ" :eek: Так вот, это статейка из той же серии - напотребу публике, попугать домохозяек.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от M@troskin
у самолета таинственным образом отказали и тормоза колес, и реверс двигателей.
Тормоза и реверс - это разные сигналы. Трудно верится, что один сигнал мобильника смог изменить только эти два команды, которые подаются не одновременно, и не подействовал на другие системы самолёта. А ещё трудней верится в то, что ни на одном А-310 никогда до этого не включали мобильные телефоны при касании полосы.
А ещё не очень понятно различие воздействия высокочастотного излучения мобильника на отечественную и импортную элементные базы. Особенно учитывая то, что отечественные компоненты во многом скопированы с западных.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от ЦВК
А они нужны? ;) Как-то пригодились? Сбили кого-нибудь?
Наивно, даж не буду говорить почему, думаю в шутку сказал.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Если электроника выдерживает близкие разряды молний, то на мобильник вряд ли поведется. Хотя, я в динамиках своего компутера отчетливо слышу характерное "кваканье", когда сосед звонит по мобиле.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Да если бы мобилы так влияли на "железо" самолета, они бы мозги человеку сплавили в жидкий свинец после минуты разговора.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от ЦВК
К тому же, какая проблема начинить БЧ ЗУР мобильниками? :) При сближении с самолёом перед ним "распыляется" облако мобильников на парашютиках (для многоразового использования), которые на все лады пищат мелодию из "Бумера" и рычат виброзвонками. :uh-e: ИМХО, это похлеще Ктулху.
ЗЫ Вот такой вот мобильный ЗРК.
А вот это тянет на героя России! :D три пост! пока "друзья" не прочли!
А мне ганарар переподетЪ? идею то я подкинул :D
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от ЦВК
Во всякой шутке есть доля шутки. В таком виде, в котором имеются войска наши ПВО (в очередной раз переподчинённые ВВС. Типа "всё, что работает по воздуху, должно быть в ВВС"(с) и точка. :cool: ), много они не навоюют в случае войны.
Продолжая Вашу мысль, - нам не нужна армия (учитывая ее плачевное состояние), да и вообще, можно распродать страну на приусадебные участки соседям, ибо кризис ;)
Мне в общем-то понятен Ваш скепсис, но зачем вот так уж круто?
Однако, отклонились от темы.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от ЦВК
Это уже отВасятина, прошу заметить.
Ну я лишь довел Вашу мысль до крайности. Хотя она и сама по себе довольно экстремальна.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от Xolin
Ну я лишь довел Вашу мысль до крайности. Хотя она и сама по себе довольно экстремальна.
Глупа она, а вот насчет ("мобильной" ЗРК) мне как заместителю виртуальному МО РФ, стоит подумать :D
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Чукчи возрадовались*
А ЗРК хватает, в Белорусии :)
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от ЦВК
Не вижу ничего особо экстремального. Поскольку воздушному противнику будет где порезвиться в безопасности от 300-х ракет, даже если сами ЗРК останутся в целости.
ЗЫ Кстати, зацените картинку
http://tvzvezda.ru:82/?id=109381
Не ты ни я, не знаем реальное количество ЗРК в РФ, и какие места находяться под защитой.
Если было бы все так просто как тебе кажется, амеры бы не устояли перед таким лакомым сыром как РФ, и уже давно бы летали над головами.
Off
Однако даже со своими рапторами боятся когда поставляют, те же Су-30 или С-300 скажем в Китай. Так что мифы мол наша техника отжила свое, блеф. Не трогают, значит боятся, бояться, значит есть чего.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от ЦВК
- Говори за себя, чудилка (с). За меня не надо.
лол
Ты случаем не ВВП Путин? :D не? тогда не умничай (С)
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Сообщение от M@troskin
у самолета таинственным образом отказали и тормоза колес, и реверс двигателей.
Цитата:
Сообщение от Griphus
Тормоза и реверс - это разные сигналы. Трудно верится, что один сигнал мобильника смог изменить только эти два команды, которые подаются не одновременно, и не подействовал на другие системы самолёта. А ещё трудней верится в то, что ни на одном А-310 никогда до этого не включали мобильные телефоны при касании полосы.
А ещё не очень понятно различие воздействия высокочастотного излучения мобильника на отечественную и импортную элементные базы. Особенно учитывая то, что отечественные компоненты во многом скопированы с западных.
Ребята, не надо передергивать!!!
Я там под сообщением все копирайты и фамилию претендентки на Дюралевый Штопор оставил! Мне чужого не надо! :)
Да, и кстати, о вреде мобил...
Многие авиакомпании начали ставить на свои самолеты базовые станции для мобильной связи, связанные с базовой станцией на земле, как я понимаю, по специальному радиоканалу.
То есть всего лишь надо ДОПЛАТИТЬ к билету еще немножко денюжков - и тебе официЯльно разрешат пользоваться на борту самолета сотовой связью. Свой, обычной, родной мобилой.
И весь вред самолетной электронике от мобильников куда-то сразу девается?!?!?
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Какие к лешему наводки и помехи. Эриксон еще года 2 назад полностью сертифицировал микросоту устанавливаемую на борт авиа и водного транспорта. При этом естественно о выдаче юзерам спец телефонов и речи быть не может.
Я думаю вывод из выше сказанного ясен.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от Anstep
Какие к лешему наводки и помехи. Эриксон еще года 2 назад полностью сертифицировал микросоту устанавливаемую на борт авиа и водного транспорта.
А ведь журналистка была не так уж и неправа... При поиске сети телефон излучает с максимальной мощностью и в довольно широком диапазоне частот. Сота на борту как раз "меньшее из зол" - она повесит включенные мобильники на свой, достаточно узкий диапазон и, узрев соту в радиусе нескольких метров, они снизят мощность до минимума - то есть будут создавать гораздо меньше помех, и эти помехи будут лежать в гораздо более узком диапазоне.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
ты прав в части дальнейшей работы, но при включении и регистрации терминал будет жарить на все деньги. Да дело даже не в этом.
Коль есть факт сертификации для установки на борт, то включение терминала в ЛЮБОЙ фазе полета признано безопасным.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Мобилник привел к отказу реверса и тормозной системы...
БОЖЕ, какой бред...
блииииииииин...
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Ну, кстати, года четыре назад у меня мобильник вызывыл самопроизвольное скролирование в случае, когда переходил в активный режим рядом с "колесной" мышью майкрософта.
Когда рассказали - специально проверял. Водишь над мышью звонящим телефоном - скролит! %( Запрет на использование на взлете и посадке мобильных и ноутов видимо не просто так появился. Хотя утверждать, что это из-за фифы с телефоном все произошло тоже не стоит.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
запрет на аппаратуру в принципе только из-за того, стобы при эвакуации паксы не форточки закрывали и новостями делились, а эвакуировались при аварийной посадке.
P.S. а что говорит по этому вопросу всемогущий билл? смените модель телефона? :)
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Да скорее просто перестраховывались. Никто не знад на 100% о совместимости самолета и трубы. :)
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Цитата:
Сообщение от 101
Да скорее просто перестраховывались. Никто не знад на 100% о совместимости самолета и трубы. :)
Если беспокойство вызывало, чай проверяли наверное. В любом случае это не пропаганда держать мобилы включеными.
Выключайте и делайте как стерты говорят.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
однако, отрицать влияние мобильников на электронику тоже не следует. Вопрос в том, насколько защищено оборудование самолета от помех. На Арбузах ЭДСУ, и электроника непосредственно отвечает за все системы.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Да даже на комп обычный не влияет мобильник, хоть к процессору его подноси!!
Только на колонках звук слышен! Чем ближе к колонкам - тем громче :)
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
В любом случае, если подтвердится, что виной всему мог быть мобильный телефон, то с такой электроникой летать категорически нельзя.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
А если "подтвердится", лично у меня, возниконут глубокие сомнения, в правильности выводов расследования.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
не, не подтвердится.
тогдауж правдивее версия про инопланетян
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Наскока я помню из своей институтской жизни ;), Мобила (да и впринципе излучения) может быть критичной для аналоговых систем - теле, радио и т.п. Но, вот в цифровых системах это маловероятно, т.к. во-первых везде уже как сто лет ;), используются как минимум помехозащищенные коды или коды с коррекцией ошибок + в лоб данные никто не передает - существуют протоколы передачи данных, которые контролирую процесс. Даже древний протокол Х.25 предусматривает так называемую коррекцию ошибок (минимум повтор поврежденного пакета). Правда на это иногда забиваю когда это не критично, например, ГСМ, Спутниковое ТВ и пр.
Насколько я помню вся буза из-за мобил как раз таки связана со "старыми" (радио маяки и пр.) навигационными приборами и возникающими проблемами в рабиосвязи на участках когда идет интенсивная работа экипажа (взлет-посадка).
Так же, чтобы изменить значение какого нить регистра в процессоре или памяти нужен электромагнитный импульс значительной мощьности и особой частоты.
-
Ответ: Самолет А-310 разбился из-за мобильника?!
Насчет цифры - даже при передаче данных по-тупому в лоб по параллельной шине - если шлейф сделать через один провод с землей (как в UATA 66) - никакая мобила ничего ощутимого для данных сделать не сможет. А уж если провода перевить парами, заэкранировать и пустить данные с избыточным кодом - то пофиг даже молния (на расстоянии 5-6 км правда, если ближе, то уже не совсем). Пример - простейшая домашняя сетка - провода по воздуху. Кабель - экранированный UTP.
Основная проблема - это радиочастоты. Недаром у нас на космодроме во время пуска (особенно военного) делают запрет на определенные радиочастоты - требуют выключить оборудование, в том числе и GSM.