Привет всем!
Так как ответы, касающиеся этой темы, разбросаны то тут, то там по форуму, я думаю их надо собрать в одной ветке.
Здесь предлагаю обсуждать бои частей, имевших на вооружении Bf110, их победы и потери.
Вид для печати
Привет всем!
Так как ответы, касающиеся этой темы, разбросаны то тут, то там по форуму, я думаю их надо собрать в одной ветке.
Здесь предлагаю обсуждать бои частей, имевших на вооружении Bf110, их победы и потери.
Мне случай с 16 января ОЧЕНЬ напоминает 3 февраля...
Во время боевого вылета на штурмовку аэродрома Базары, 25 км южнее г.Торопец 3 февраля 1942г., в Bf110E-1 «S9+IC» (W.Nr.4057) Кальдрака неожиданно столкнулся с Bf110E-2 «S9+TC» (W.Nr.4044), пилотом которого был оберлейтенант Вольфганг Ортманн (кстати, бразилец по происхождению, как и Эгон Альбрехт – вот совпадение ), и упал на землю.
Рапорт о боевом вылете фельдфебеля Тамма (кстати, вышеупомяноутого), участвовавший в том вылете (кстати сравните с данными М.Зефирова в его книге про Асов Люфтов):
«Я летел третьим номером в звене гауптманна Кальдрака в налёте на аэродром Базары (квадрат 17683) 3 февраля 1942г. В это время на аэродром совершил вынужденную посадку легкий разведчик Р-5, который был подожжен в ходе второй атаки гауптманном Кальдраком. Затем он взял курс домой, и оберлейтенант Ортманн последовал за ним, держась немного позади ведущего. Неожиданно мой бортстрелок закричал: “Истребитель сзади!!!” Я осмотрелся и увидел МиГ-1 у меня на 6 часов в 100 метрах. Я немедленно заложил вираж. После 3 полных виражей МиГ -1 вышел вправо. Я закричал по радио: “Я атакован МиГ-1!!!” В результате ведущая пара развернулась и поспешила мне на помощь. Гауптманн Кальдрак быстро зашел в хвост русскому истребителю. Оберлейтенант Ортманн следовал за ним на очень небольшом расстоянии. Увидев опасность, МиГ начал совершать серию очень крутых виражей. Наконец, когда гауптманн Кальдрак вышел на позицию для стрельбы, я увидел, как самолёт оберлейтенанта Ортманна протаранил самолёт своего ведущего в районе кабины бортстрелка. Вспыхнуло пламя и оба «мессершмитта» разлетелись на части. Я не заметил, чтобы кто-то воспользовался парашютом. После это я ничего не видел кроме МиГ-1, который находился как-раз у меня в прицеле. После того, как я сбил его, меня атаковал ещё один МиГ-1, и я вышел из боя и вернулся на свой аэродром.»
5 февраля 1942 гауптманн Рудольф Кальдрак был посмертно награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту.
А вообще надо карту посмотреть внимательно....
05.02.42 - не из ZG 1, надо смотреть в ZG 26 или в разведчиках.
15.02.42 - не из ZG 1, надо смотреть в ZG 26 или в разведчиках.
16.02.42 - не из ZG 1, надо смотреть в ZG 26 или в разведчиках.
24-02-42, Lt. Karl Kastner, 6./ZG 1, Bf 110 E-2, S9+BP, 3539, Killed on combat mission., 10 Kms. west of Ustj (Устье, либо Усть-какой нибудь).
24-02-42, II./ZG 1, Bf 110 E-1, 40%, 4042, Emergency landing following combat damage.Near Schurawk (Шуравки или Журавки может быть).
01.03.42
01-03-42, Fw. Georg Schanz, Gefr. Hermann Müller - both MiA, 4./ZG 1, Bf 110 C-4, S9+AM, 3595, 100%, Did not return from combat mission. Subowo (Зубово)
01-03-42, II./ZG 1, Bf 110 E-1, 3822, 45%, Crash-landing following combat damage. Brjansk airfield.
05.03.42 - не из ZG 1, надо смотреть в ZG 26 или в разведчиках.
21.03.42 - не из ZG 1, надо смотреть в ZG 26 или в разведчиках.
23.03.42 - не из ZG 1, надо смотреть в ZG 26 или в разведчиках.
16.01.42 Fw. Tamm Stab II./ZG 1 Yak-7 bei Belew (Belev): no height - Film C. 2034 Anerk: Nr. -
Кстати сбит на малой высоте (т.е. возможно на взлёте)
17.01.42 - нет данных, возможно из ZG 26
20.02.42 - нет данных, возможно из ZG 26
11.03.42 - нет данных, возможно из ZG 26
По ZG 26:
Вот самые "сбиватели" в эскадре...
I./ZG 26 база в Kitzingen, I./ZG 26 базировалась в Dugino.
Johannes Kiel Hauptmann
Воздушные Победы: ~ 25 - 30.
Уничтожено на земле:
Самолёты - 64,
Танки - более 9,
Артиллерия - 20 зениток,
Корабли - 3 транспорта, 2 торпедных катера и подводная лодка,
Ж/Д составы - 16.
Награды:
Ehrenpokal (23 сентября 1941г.)
Deutschen Kreuz in Gold (9 февраля 1942г. за 10 воздушных побед)
Ritterkreuz (18 марта 1942г. за 20 воздушных побед)
16 февраля 1942, Киль в одном бою сбивает сразу 3 истребителя МиГ-3 (14-16 победы). Летал он тогда в составе 3./ZG 26.
Eduard Meyer, Leutnant
Воздушные Победы: 22
Уничтожено на земле:
Самолёты - 48;
Танки - 2.
Награды:
Ehrenpokal (9 сентяюря 1941г.)
Ritterkreuz (20 декабря 1941г. за 18 побед в воздушных боях)
Лейтенант Эдуард Майер и его бортстрелок унтероффицер Карл погибли 31 марта 1942г., когда во время воздушного боя их Bf 110E-2 (3U + PL Wrk.Nr 4515) столкнулся со сбитым советским истребителем в районе г.Велижа, Смоленской области.
Wilhelm Spiess
(1913-1942)
Major ZG26 +300 missions of combat, 20 victories (7 in England) Died in action (27/01/1942)
В составе Легиона Кондор участвовал в ГВ в Испании, где залужил Spanish Cross with Swords in Bronze.
The experiкncia earns in the conflict was of great value and it it was transferred, in 1939, to the I/ZG26 (Gruppe I of Zerstцrergeschwader 26) equipped with the twin-engine planes Messerschmitt Bf 110, where it was when the war exactly came out in September of that one year. Participating of missхes of support аs terrestrial troops, Lt. Spiess and its unit would fight with great success duran you the defensive Invasгo of the Polфnia and in missхes in the first attempts of aйreo attack against the Reich lead by the RAF between the end of 1939 and inнcio one of 1940. The Campaigns of the Blitzkrieg that had knocked down Holland, Denmark, Norway, Bйlgica and Franзa in the first semester of 1940, had consecrated tripulaзхes of Zerstцrers, and Spiess would be decorated with Crosses of Iron of 2Є and 1Є classrooms. However, in the Battle of England, the losses of the ZG26 had been very high, what it demonstrated to the vulnerability of the Messerschmitt Bf 110 front to rбpidos the Spitfires of the RAF. The spite of this fact, Spiess obtained to get one nъmero considerбvel of vitуrias and would be nominated, in August of 1940, Gruppekommandeur of the I/ZG26.
14 июня 1941,получил RK за 10 побед, повышен до майора и назначен комодором ZG 26.
However, its operaзхes of support nгo had ceased e, in 27 of January of 1942, Spiess left for plus one missгo of attack аs po-siзхes enemy in the locality of Suchinitchi. However, its aviгo was reached by the weighed antiaйrea artillery and came to fall, killing all tripulaзгo. Major Wilhelm Spiess had flied 300 more than missхes of combat, during which the mark of 20 aйreas vitуrias confirmed, being that alcanзou 10 had been in the Front Occidental person.
Посмертно награждён RK-EL (№85)
Postumamente, Spiess were, finally, decorated for Hitler with Leves of Oak de a Cruz of Knight in 05 of April of 1942, becoming 85є welded to be awarded with this would honor.
"Патрулирующий неподалеку ст.лейтенант Н.Ф.Бочаров из 21-го иап на ЛаГГ-3 смело ринулся навстречу противнику. Немецкие истребители первоначально решили выйти из боя, а затем круто развернулись и перешли в лобовую атаку. ... В ответ Бочаров открыл огонь из пушки, пулеметов и выпустил реактивные снаряды. Машину Кальдрака поразило прямым попаданием РСов - она взорвалась в воздухе. Осколки снарядов также попали в кабину и мотор ведомого Bf 110; немецкий самолет загорелся и врезался в землю. ... Бочаров совершил вынужденную посадку неподалеку от места боя. ... вскоре у деревни Семеновская обнаружились обломки двух "мессеров" (№№ 4044 и 4057) и смелого летчика наградили орденом Ленина."
Версия Д.Хазанова ("Неизвестная битва в небе Москвы", ч.2)
Огого!
Ничего личного, но откуда это Д.Хазанов взял?
Я ссылаюсь на вот этот документ.
А вообще: стодесятки ведь принимали в первые годы войны очень активное участие в боях.
Из интересных эпизодов:
- атаки ZG 26 на Ленинградском направлении по аэродромам.
- уже со всех сторон обмусоленные атаки SKG 210 в Белоруссии в 1941.
- Атаки SKG 210 на конницу генералда Белова зимой 1941.
- Бои ZG 2 & ZG 1 над Барвенковским котлом в мае 1942.
- Бомбёжки станции Котлубань 17 - 14 сентября 1942, район Сталинграда
- II./ZG 1 на кубани, где её неоднократно встречал Покрышкин и Ко.
- удары по аэродромам в марте-мае 1943 (помните эпизод с первым вылетом Кожедуба?)
- Курская битва...
и это я ещё север не затронул...
Точно не знаю, но в документах 21 иап и 4 сад ст.л-ту Бочарову на искомую дату засчитано 2 сбитых Ме-110 в р-не Старая Торопа.
А что, красивый эпизодец, возможно, так оно и было. У немцев как ни глянешь - то ЗА сбила, то свои, то сам упал... Недавно на АИФе эпизод со сбитием Лигница обсуждали, так они его тоже на ЗА относят, тогда как 100% Одинцов эрэсом фуганул.:D
А, может, пальнул из РСов, Ме дернулся и столкнулся с ведомым, облако взрыва, а с МиГа казалось, что это РС взорвались.
Все могет быть, точно теперь уже никто не скажет. Но если даже эти 2 мессера просто столкнулись при атаке Бочарова - это 100%-ная воздушная победа нашего летчика, причем двойная, а никакое не случайное столкновение при маневрировании в бою, как это представлено в рапорте немца.
Berserk, про 110-е вещайте публично, тема интересная. В конце концов ignore никто еще не отменял - нажми на кнопку и все дела;)
Может быть... Старая Торопа как раз к югу от Торопца...
А по потерям - есть ли в том же районе? Похоже, сам Бочаров был тоже сбит, если он сел на брюхо... Не он ли - победа фельдфебеля Тамма?
Очень интересный бой... Было бы неплохо разобраться...
По сути, "последний вылет Кальдрака" - это почти то же самое "по важности", как, например "последний вылет Киттеля" - они ведь оба были одними из лучших в своём роде... Киттель - в истребителях, Кальдрак - в цершторрерах (при этом он был на тот момент ведущим по кол-ву сбитых).
Спасибо, naryv
Ну так может продолжим...
Так сказать, в хронологическом порядке... :) Счас у нас "Битва за Москву" ... :)
2 Absent - про какой любимый полк вы говорили? Было бы очень интересно узнать о полке, который сбивал Bf110...
Кстати - давным давно читал в книге про "4 тарана Ковзана", был такой лётчик - капитан Мотуз (в Каче обучался кстати - приятно :))) ), у него очень интересные описания боёв в 1942 против Bf110 (скорее всего из ZG 26)... Если найду - выложу сдесь...
А так, по Москве 1941-1942:
Защищая Москву, Маслов, МиГ-3
Победа над Bf 110 (который мог быть из SKG 210) не подтверждается.Цитата:
27 октября летчик 171-го иап капитан (по другим данным батальонный комиссар) А.М.Винокуров доложил об уничтожении в одном бою двух Bf 109 и одного Bf 110, причем две победы подтверждаются немецкими документами.
На 29 нет.Цитата:
Так, 29 октября 423-й иап перебазировался с аэродрома Мясково в Волынцево (оба недалеко от Тулы). Группа Bf 110 застала МиГи над летным полем, вынудив наших летчиков принять неравный бой, в результате которого погибли младшие лейтенанты В.Довгий, А.Денисенко и Н.Заболотный. Считалось, что каждый из них успел одержать победу над врагом, однако немецкая сторона подтверждает гибель всего одной машины из группы II/SKG 210
Есть одна боевая на 28 октября, как раз из 4./SKG 210;
Bf 110 E-2, Lt. Horst Fischer, Uffz. Franz Maurer - both MiA, S9+AM, Did not return from combat mission. 10 Kms.south of of Serpuchow.
И одна на 31 октября, Stab./SKG 210,
Gefr. Josef Mayr, Gefr. Klaus Schulze. Bf 110 E-1, S9+DA, 3889, Shot down by Russian Flak. Both crewmen returned to unit 8 days later. Tula.
На 17 нет, есть на 18...Цитата:
16 октября возглавляемая лейтенантом Немятым шестерка МиГов восточнее Бородино уничтожила огнем РСов четыре автомашины и два танка, после чего приняла бой с семью немецкими самолетами. На следующий день, выходя из атаки наземных целей боевым разворотом, на высоте 1200 м ведущий оказался совсем рядом с вражеским Bf 110. Решив не упускать врага, летчик ударил крылом МиГа по хвостовому оперению «мессера», после чего оба самолета начали падать. Вблизи земли Немятый смог на некоторое время восстановить управление самолетом и произвел вынужденную посадку у Ново-Петровского.
18-10-41, 4./SKG 210, Lt. Adalbert Kuhlmann, Ofw. Hans Siebold - both KiA, Bf 110 C-6, S9+AM, 2254, Did not return from combat mission. 25 Kms. west-south-west of Moscow.
Так что тоже всё туманно... Может ли это быть путаница с датами, или на самом деле победы не подтверждаются?
Флейм и флуд я почистил.
2 ВАСИЛИЙ БАРДОВ потрудитесь, пожалуйста, не захламлять Форум повторениями одних и тех-же отрывков, такие действия называются флудом, и здесь не приветствуются.
Здесь всё ясно - типичная атака, подожгли - развернулись - ушли.Цитата:
I was flying I eat the third man in the Rotte of the Hptm. Kaldrack in the attack to the aerial field of Basary (17683) in 3/2/42. In the field a R-5 makes a forced landing and was set on fire during as the attack of the Hptm. Kaldrack,
То есть Бочаров атаковал сначала Тамма, после 3 полных виражей он (видимо, увидем что 2 других развернулись и идут к нему) пышел из виража направо и пошел навстречу Bf110.Цитата:
Hptm. Kaldrack then left followed of close for the Oblt. Ortmann. I followed a little behind. Suddenly my radio-operator informed: fighter behind! I looked at around and saw an airplane about 100 meters to the side and behind me and I identified it as a J-18. Because of this immediately I made a turn. After three circles of 360 degrees the fighter came in a half curve for the right. I spoke for the radio: I am in combat with a J-18! As result both the airplanes had approached immediately.
Самые непонятки вот здесь. По словам Тамма, Кальдрак начал опять кружиться с ЛаГГом. А по словам Хазанова, ЛаГГ стрелял в лобовой атаке.Цитата:
Hptm. Kaldrack bent inside of the trajectory of the J-18 with the Oblt. Ortmann following it very close. The J-18 made more closed circles.
Похоже, что тут было чуть-чуть иначе. Не Кальдрак был на 6 у ЛаГГа, а ЛаГГ у него. А за ЛаГГом шёл Тамм. Бочаров пускает РС, взрыв, Ортманн дёргается и таранит Кальдрака, а Тамм, находясь в выгодной позиции, стреляет по Бочарову.Цитата:
When Hptm. Kaldrack was located behind enemy, I saw that the airplane of the Oblt. Ortmann collided in the height of of the radio-operator. I saw then flames and parts of both the spread airplanes. I did not see any parachutes.
Но тут Тамма атакует ещё один истребитель (видимо тоже ЛаГГ), и он не может "добить" Бочарова и уходит домой.Цитата:
From then on I could not see more nothing, therefore I placed myself in a favorable position behind a J-18 and I knocked down it but I finished being attacked for backwards for another J-18 and in the combat that if followed I left the area of the fall.
Owl - есть ли какой-нибудь документ типа Таммовского описания боя, только с "нашей" стороны?
P.S.Фельдфебель Роберт Тамм погиб 31-05-42, когда его Bf 110 F-2/Trop, S9+GL, 4540, разбился на взлёте с аэродрома Лембург. На его счету было 5 побед.
Вообще этот новый Bf110F-2 погубил уйму людей. За 7 дней при перегоне из Германии на фронт разбилось 8 Ф-2/Ф-4(в каждом сидело по 3 человека - все погибли, в том числе командир 3./ZG 1). Там были проблемы с креплением двигателя, и когда на взлёте лётчик давал полные обороты - его срывало с креплений из-за вибрации.
Да... Всё равно - спасибо за инфу! Даже без дополнений многое прояснилось.
29 МАРТА.
29.03.43 Ltn. Wübbenhorst 10.(Nachtjagd)/ZG 1 MBR-2 6 km. nördl. Kertsch: no height 20.26 Film C. 2032/II Anerk: Nr. -
26 мая заявок на МБР нету...
2 Owl-99: Похоже, что обстоятельства этого, несомненно, очень интересного боя мы сможем выяснить только если узнаем что-нибудь типа рапорта о боевом вылете...
И, продолжая тему о боях "Осиной эскадры" в раойне Москвы:
Архипенко Федор Федорович
Цитата:
В конце 1941 мы... ...совершали вылеты на прикрытие конницы Белова в район Косторное — Курск...
Белов Павел Алексеевич :За нами МоскваЦитата:
Зимой 41 прикрывали конницу Белова. Вот тут я страшного насмотрелся. Немцы пустили Ме-110. Погода плохая. "Мессер" проходит над головами конников - конь в одну сторону, всадник в другую. Эту страшную картину я наблюдал собственными глазами.
Цитата:
О последней декаде декабря резко усилилась активность немецкой авиации. Даже в пасмурные дни самолеты группами и в одиночку висели над дорогами, бомбили и обстреливали из пулеметов колонны наших войск, обозы, автомашины. В светлое время просто невозможно было находиться на дорогах и вообще на открытых местах. Фашистские летчики гонялись за отдельными машинами, всадниками.
Цитата:
Немцы бомбили главным образом дороги, поэтому особенно велики были потери в артиллерийских подразделениях и в обозах. Мы потеряли большое количество упряжных лошадей, а это привело к тому, что артиллерия и пулеметные тачанки отставали от частей, которым приходилось наступать без огневой поддержки.
Клинская эпопеяЦитата:
Конница почти не имела защиты от атак с воздуха. Еще летом из штатов кавалерийских дивизий изъяли дивизионы зенитной артиллерии. Остались лишь взводы счетверенных пулеметов в полках. Но им очень редко приходилось вести огонь по противнику, так как немцы летали обычно на большой высоте. Погода благоприятствовала им. Но с 21 по 25 декабря низкая облачность и плохая видимость заставили их действовать чуть ли не на бреющих полетах. Теперь пришел черед наших пулеметчиков. За три дня расчеты счетверенных пулеметов сбили шесть фашистских самолетов. Однако спасти положение пулеметчики были, конечно, не в состоянии.
Цитата:
— Товарищ дежурный, — не спеша, коротко доложил он, — лейтенант Калабушкин. Прибыл из Лимок. Сел после воздушного боя вместе с напарником. Один самолет неисправен. Вылетим по готовности. Скоро.
Цитата:
Вместе с товарищем он был в разведке. Ходили в район Волоколамска — Яропольца. Возвращались по дороге на Клин, забитой беженцами, увидели Ме-110. Истребитель-бомбардировщик штурмовал дорогу...
Может ли кто-нибудь прояснить ситуацию с атаками на конников - были ли это Bf 110, или Штуки или ещё кто... Кто вообще кроме SKG 210 там мог быть... Есть ли другие упоминания об этих боях?Цитата:
Горючего у наших истребителей было в обрез, но они не оставили "мессершмитта" безнаказанным, завалили его возле самой дороги на глазах у людей. Дрался фашист отчаянно. Он положил машину в крутой вираж, и стрелок ожесточенно оборонялся, пока наконец, не умолк, получив хорошую порцию свинца.
Наши могли бы разделаться с ним без особой возни, но ведущий, человек осторожный, сказал: "Давай без горячки". И ведомый понял его как надо: нельзя, чтобы немец на глазах советских людей подбил или сбил советского летчика.
Может быть, дату победы Калабушкина, и точное место?
Даю список потерь на тот период... Есть ли параллели с нашими архивными победами (в смысле Истребителей)?
28-11-41
Oblt. Hermann Smend,Fw. Hubert Schulz, both crew wounded. Bf 110 E-2, 4./SKG 210, S9 + FM, 4525, damage 100%. Shot down on combat mission. 25 Kms. north-west of Krapiwna (Крапивна).
09-12-41
Oblt. Helmut Lolhöffel von Löwensprung, Uffz. Josef Haunstätter. Bf 110 E-1, 5./SKG 210, S9 + LN, 3447, damage 100%. Shot down on combat mission. Both crewmen returned to unit. Nokolskoje (Нокольское - или Никольское?).
16-12-41:
Ofw. Leopold Müllauer, Uffz. Franz Steuerer, both crew MiA. 4./SKG 210, Bf 110 E-2, S9 + BM, 4524, damage 100%. Did not return from combat mission. 5 Kms. south-west of Srednaja (Средняя?).
Uffz. Erhard Grothe, Uffz. Anton Stroka, 4./SKG 210. Bf 110 E-2, S9 + MM, 4498, damage 100%. Did not return from combat mission. 5 Kms. south-west of Srednaja (Средняя?).
Uffz. Siegfried Jahnke, Ofhnr. Manfred Hummel, Ogefr. Walther Schneider, 5./SKG 210. Bf 110 C-6, S9 + MN, 2152, damage 100%. Did not return from combat mission. 5 Kms. south-west of Chomntowo (Хомутово?).
23-12-41
Ofw. Ernst Scherer, Ofw. Martin Theilmann, both crew MiA. 6./SKG 210. Bf 110 E-2, S9 + DP, 4001, damage 100%. Crash-landed in no-mans land. Crew seen to leave aircraft and head south-west. Koselsk, south-east of Suchinitschi (Козельск, к югу от Сухиничей).
27-12-41
Oblt. Günther Tonne, pilot WiA, 6./SKG 210. Bf 110 E-2/Trop, S9 + CP, 4018. Damaged on combat mission. Trutky, south of Novosyl (Новосиль?).
С уважением, Евгений.
У И.Калабушкина индивидуальных побед над Ме-110 вообще нет. Есть 2 групповые (тройкой) - 16.11.41 и 04.12.41. Обе даты с приведенными потерями "не бьют".
28.11.41 Калабушкину засчитан сбитый Хе-111 в р-не Дмитрова, но тут все чисто, самолет был осмотрен и обфотографирован (1Т+КК из КГ28).
Огромное спасибо!
Я в смысле... Эти потерянные немцы я привёл, может быть они потерялись когда были сбиты во время б/в на атаку этого кавалерийского корпуса Белова. Есть ли в ноябре/декабре победы над Бф110?
То есть это не про лично Калабушкина. Про него "отдельно" просто я при "правке сообщения" чуть попутал :)
16.11.41 и 04.12.41 SKG 210 не теряла самолёты. Надо смотреть ZG 26. А вот этих списков у меня к сожалению нет...
Отчет штаба Военно-воздушных сил Брянского фронта штабу Военно-воздушных сил Красной Армии о боевых действиях авиации фронта
в августе-декабре 1941 г. (31 декабря 1941 г.1)
Ofw. Ernst Scherer, Ofw. Martin Theilmann, both MiA. 6./SKG 210.Цитата:
23.12.41 6 Ил-2 под командой старшего лейтенанта Сыченко, идя на выполнение боевого задания, увидели, что 7 МЕ-110 атаковывают наши наземные войска. Тов. Сыченко принял решение атаковать МЕ-110. Один МЕ-110 был сбит, остальные в панике разбежались. Атака МЕ-110 наших наземных войск была сорвана.
Bf 110 E-2, S9+DP, 4001. Crash-landed in no-mans land. Crew seen to leave aircraft and head south-west. Koselsk, south-east of Suchinitschi.
Я не вполне понимаю, где это смотреть/искать... Какой это хоть фронт у нас?
С октября 1942 по январь 1943 40-й иап находился в оперативном подчинении командования 4-го Гвардейского Кубанского Казачьего Кавкорпуса и, соответственно, его прикрывал... Но это, как я понимаю, не тот случай.
Это у нас ЕМНИП брянский фронт...
А на счёт инцидента 23.12.41 ничего нет? ИМХО очень похоже... Подтверждённая победа пилота ИЛ-2...
Посмотрел истребительные полки Брянского фронта (не уверен, что у меня полные данные), по сбитым Ме-110 в ноябре-декабре 1941 есть только 2 случая:
10.12.41 л-т Калинин из 165-го иап сбил 1 Ме-110, р-н не указан;
14.12.41 мл.л-т Мотуз и мл.л-т Рябин из 20-го иап парой сбили 1 Ме-110 в р-не Измайлово.
В принципе, 1-й случай может как-то соотвестствовать этой потере (расхождение в сутки - обычное дело), но слишком мало информации:
165 иап тогда входил в состав 11-й сад, ВВС 3 Армии. Надо смотреть сектор...Цитата:
09-12-41
Oblt. Helmut Lolhöffel von Löwensprung, Uffz. Josef Haunstätter. Bf 110 E-1, 5./SKG 210, S9 + LN, 3447, damage 100%. Shot down on combat mission. Both crewmen returned to unit. Nokolskoje (Нокольское - или Никольское?).
We were sent in MBR-2 after torpedo boats that attacked ports. They went to Kertch. We found them almost at their port. Still, we bombed them, but after bombs were gone we were intercepted by fighters. Don’t know whether we hit something or not, we had to fight for our lives. Pilots went to 10 m height, we shot at fighters, and they left. Germans did not like low altitudes. We started gaining altitude almost at our shore, I radioed to the ground that we were arriving, when they said that fighter is behind us. Then everything exploded around me, we fell into the water, and when I came to the surface I saw a Me-110, a two- keel plane. Its pilot strafed us and set off.
The event took place on 29 of may 1943 at 6 o'clock in the morning
Это не ZG 1, и не ZG 26 точно.
Январь - февраль 1943... Хмм.... МОЖЕТ быть 13./JG 5, но... Не уверен. ИМХО нет.
Надо смотреть места базирования разведчиков и вычислять.
Помнится, читал кусок мемуаров Норберта Ханнига, II./JG 54. Так там они прикравали именно Bf 110 разведчика. Под Ленинградом.
Посмотрел "Искру Победы" М.Морозова, там он дает БЧС 1-го ВФ люфтов на 01.01.1943... 110-тых маловатенько там, всего 11 штук... в Stab StG 1 - 8 и в 3 (F)/22 - 3, все... Правда, еще у немцев были на этом участке немного Do 17 и 217 - их наши часто со 110-тыми путали, но "дорннье" были в основном в 3 (F)/Nacht и, соответственно, летали по ночам...
Вот нашёл, может пригодиться:
18 августа 1941 г. в упорном воздушном бою на своей "Чайке" Абрамов сбил двухмоторный, восьмиточечный Ме-110 и повредил другую вражескую машину Эта схватка походила на поединок кочевника, вооруженного луком, с закованным в броню крестоносцем: стрелы отскакивали от панциря так же, как пули ШКАСов "Чайки" от 10-миллиметровой брони "сто десятого". Однако не зря говорилось в боевых наставлениях того времени: "Исход боя решается не столько качествами самолета, сколько умением их использовать". Прицельные очереди сзади — снизу, по моторам, с крутым, доступным лишь на биплане, боевым разворотом, чтобы не проскочить вперед под огонь шести стволов Ме-110, сделали свое дело. Самолет Абрамова в этом бою также получил тяжелые повреждения. Стоило немалой отваги и искусства посадить изуродованную, почти не слушавшуюся рулей машину на свой аэродром. [11]
http://militera.lib.ru/bio/bodrihin/01.html
Бодрихин складно ...описывает бои... Художественно.... Особенно "восмиточечный" мне понравился... Который тут же стал "шеститочечный"...
Этот Bf110 не из SKG 210.
Вчера уснуть долго не мог... Вдруг в голову мысль пришла - а не мог ли Бочаров быть не первым ЛаГГом, а ВТОРЫМ?Цитата:
По идее, осписание боя в журнале было, но я не выписывал - были другие задачи.
То есть (параллельно смотрите описание боя):
Один ЛаГГ атакует Тамма. Кальдрак возвращается к нему.
ЛаГГ отваливает, ему на 6 заходит Кальдрак, рядом Ортманн, за ними дальше - Тамм.
В этот момент второй ЛаГГ мог атаковать Кальдрака-Ортманна (например сзади-снизу или снизу-сбоку), и Тамм мог его не увидеть.
Дальше Бочаров пускает РСы, бах-бах-бабах... Ортманн-Кальдрак на куски, облако взрыва-обломки, первый ЛаГГ из-за них не видно..
Но тут как раз сам Бочаров уже перед Таммом, и получает очередь...
Первый ЛаГГ, развернувшись, атакует Тамма - и тот уходит на базу...
ИМХО нестыковок и противоречий нет...
Может быть у Н.Егорова что-нибудь есть?
Уже с "Москваой" закончить... А то руки чешутся узнать, что же за бои были над Котлубанью в сентябре 1942....
С уважением, Евгений.
Может быть у Н.Егорова что-нибудь есть?
Увы. По этому случаю ничего не могу сказать.
16.07.1941 г. драматический бой провела эскадрилья Су-2 майора П.О.Пейдуса из 135-го ббап (ВВС 21-й армии, Западный фронт). После атаки вражеских танков бомбардировщики на высоте 1600 м подверглись атаке пары Вf-109. Удачно взаимодействуя с другими штурманами, лейтенант М.А.Лашин метким огнем сбил один истребитель. Затем ведущий допустил ошибку - он увеличил скорость, и машина лейтенанта Полякова, оснащенная менее мощным мотором М-87Б, стала отставать. Вынырнувший из-за облаков Вf-110 зажег бензобак в левой плоскости, остановился мотор. Все же летчик сумел на планировании перетянуть через реку Сож и совершить вынужденную посадку южнее Пропойска в расположении своих войск. Даже после этого "сто десятый" не прекратил атаки и поджег Су-2 на земле. Тяжелое ранение получил Поляков и легкое Лашин.
От огня зениток и истребителей буквально не осталось живого места на машине старшего лейтенанта Н.И.Старорузского. Особенно сильно досталось кабине штурмана, но лейтенант Комаров, несмотря на 20 ран, остался жив.
Источники информации:
1. Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков. Су-2 на фронтах Великой Отечественной.
1941. Bf110 - Эмиль-1, -2 либо Дора-1,-2 (или на худой конец Сезарь-6). Вооружение - 4х7,92 + 2х20 вперёд, плюс 1х7,92 назад. А это 7...
2 Тора - спасибо за отрывок.
К сожалению, упоминания либо документы о победах Bf110 периода 1939-1941 либо утеряны, либо очень неполны.
Например I./ZG 1 в Польше, 1939. Так там на Западе историки друг-другу глотки рвут, доказывая по отрывкам документов о победах и потерях...
На самом деле у "нас" в этом плане всё получше.
И всё же пробелы есть... 1941.
Например, ZG 26 "Хорст Вессель", "официальная версия:
К 31 июля 1941 ZG 26 заявила 620 вражесуких самолётов, уничтоженных в ходе штурмовых атак и в воздушных боях.
К 19 августа 1941 ZG 26 совершила 2 атаки на Советский паэродром Низино, под Ленинградом, уничтожив 15 и оставив 30 догорать на земле, а также сбив в воздушных боях 3 самолёта противника. Таким образом, счёт эскадры составил 854 уничтоженных самолётов, из них 191 - в воздушных боях.
С 22 июня по 27 сентября 1941, ZG 26 "Хорст Вессель" одержала 96 воздушных побед, уничтожила на земле 741 самолёт, а также 148 танков, 166 артиллерийских позиций, 3.280 автомобилей, 49 поездов, 1 бронепоезд, 68 локомотивов и 1 мост.
В книге М.Зефирова "Штурмовая Авиация Люфтваффе" приводятся данные по SKG 210 (в биографии Г.Тонне).
Если не сложно, озвучте кто-нибудь...
Что то не стыкуеться:
к 19 августа 41г. ZG 26 уничтожила - 854 самолёта
а всего с 22 июня по 27 сентября 741+96=837 тобишь на 17 самолётов меньше??????? странно может это у них за плохое поведение и систематические пьянки самолёты вычитали.
Х.З. Это я из "Bf110 in action" взял :)
Ещё как может! :) Про командира полка Долгушина Клещёва Ивана Иваныча слышали что нибудь?
Сухоруков-Голодникову: «РСы на И-16 были»?
Голодников: «Были. 57 и 82 мм. 57 мм - основные. Устанавливались по два на плоскость. Не очень точные, особенно 57 мм. Но по групповым целям работали хорошо. Если залпом по группе «бомберов» пустить, группа строй теряла, в разные стороны разлетались. Страшно».
Сухоруков: «Взрыватели дистанционные устанавливали»?
Голодников: «В основном - да».
ДОЛГУШИН-БАРДОВУ (Dsci0028.wav, 00:10): «Я тебе расскажу случай (произошедший – В.Б.) не со мной:
Иван Иванович Клещёв на ЛаГГ-3 был севернее Ржева. И вот он пускает 2 РС-а по пятёрке, семёрке или девятке Ю-87:
- РС попадает в одного – тот взрывается,
- ведомые шарахнулись – два столкнулись,
- и (Клещёв – В.Б.) подошёл и вторым РС-ом ещё одного сбил!
И вот, таким образом за один заход он сбил 4 Ю-87»!
скорее всего непосредственное
Нет, скорее опосредованное
короче имеет:)
Не, не так. Человек же не спрашивает кто есть Хорст Вессель! Мне кажеться, он не в курсе, кто или что это.
Он про песню говорит.:thx:
Хорст-имя, Вессель-отчество. Известный пилот ZG 26 времен французской кампании.