Цитата:
..30 мая 1943г. в районе Ладожского озера развернулись бои с участием истребителей Ла-5 32ГвИАП с Хе-111 KG 53 и прикрывавшими их Bf109G-2 II/JG54. Немцам истребителям после этого боя было засчитано 13 сбитых, нашим - 18. Проверка же по документам каждой из сторон показывает, что в действительности и 32 ГвИАП и немцы потеряли лишь 3 по сбитых: 3 Ла-5 и 2 Хе-111 и 1 Bf109G-2, иными словами реальные результаты немецких летчиков-истребителей были завышены в 4,3 раза, а советских - в 6 раз.
... Факты однако показывают, что свои обязанности по потверждению воздушных побед советские наземные войска выполняли в высшей степени безответственно. Например, после воздушного боя, произошедшего 19.04.1943 в районе заполярного аэродрома Ваенга-2, от расположенных близ Мурманска постов ВНОС, а также от 72й и 542й зенитно-артелерийских бригад 190го ЗАП были получены подтверждения докладов летчиков 2 ГВИАП 6 ИАБр ВВС Северного флота о сбитии 4х немецких машин.
На землю действительно упали 4 машины, только немецкой была одна из них - Bf109G-2 обер-фельдфебеля Р. Мюллера из II/JG5, а 3 других - Аэрокобра и 2 харикейна. А вносовцы и зенитчики, увидев падение 4х самолетов, не стали уточнять чьи они, и доложили по телефону обо всех 4х как о немецких! Ведь издалека определить тип падающего самолета было трудно - тем паче, что в наблюдатели ВНОС обычно направляли красноармейцев, годных разве что к нестроевой службе..
"... Это не посты ВНОС, а несчастье, сетовал еще в 1937 г. известный тогда летчик Денисов - летит одномоторный У-2, говорят летит 3х моторный, хвостом вперед и т.д."
А между тем запись "Подтверждено постами ВНОС" в ежедневных оперативных сводках действовавших в Заполярье советских авиасоединениях появлялась именно на основании этих телефонных докладов, сделанных постами сразу после боя! (В дальнейшем пост высылал к месту падения самолета поисковую группу, но рапорт ее командира авиаторам уже не направлялся, а оседал в штабе мурманского райноа ПВО)