Крупные авиационные события в нашей стране большая редкость. Обычно все ограничивается соревнованиями на точность приземления и на точность полета по маршруту, а также небольшими дружескими встречами в рамках деятельности ассоциации авиации общего назначения и СЛА. В этом году по случаю 100-летия авиации решили организовать что-то посерьезнее, с привлечением широкой публики. Это кое-кто осмеливался назвать "мини-Ошкошем", но конечно сравнение с Ошкошем неуместно (разве что в пересчете на масштаб нашего "мини-США"). В общем, праздник удался, и участникам и гостям вроде бы понравилось. Хотя первый блин как всегда оказался комом.
Это мероприятие происходило два дня на маленьком Беер-Шевском аэродроме, на котором недавно отремонтировали полосу и установили ночное освещение. Я был там в первый день. Прибыло, по моим подсчетам, примерно 60 аппаратов. В основном СЛА, остальные одномоторные легкие самолеты (кроме одного Islander, с которого прыгали парашютисты, и одного Piper Navajo Chieftain; на второй день мой инструктор по просьбе своего шефа пригнал турбовинтовой Piper Cheyenne III, на котором он делает санитарные рейсы за границу). СЛА были представлены в основном типами Maxair Super Drifter, ICP Savannah, Zenair CH 701, Euroala Jetfox 97, Fly Synthesis Storch, Fly Synthesis Texan, Tecnam P-92. Были также Rans S-6 Coyote, Tenney Kitfox, биплан Murphy Renegade Spirit. Авиация общего назначения разнообразием типов не отличалась: почти все Cessna-152/172, один Rockwell Commander 114, один Piper Super Cub, один Morane Sulnier Ralley, а также Zlin-143L моего клуба.
Программа выступлений не была очень продумана. Ультралайты поднялись в воздух и летали большой и не очень организованой толпой; пилотаж показывал один-единственный Pitts Special. Все дыры пришлось затыкать авиамоделистам: их было много, они привезли огромное количество моделей - от вертолетов до четырехмоторной копии Геркулеса C-130. Все это начинало носиться над полосой, как только она освобождалась от самолетов. Самым интересным номером был парный пилотаж на веротлетах.
Для публики была возможность покататься на самолете, планере или прыгнуть с парашютом. Я никогда раньше на планере не летал, поэтому воспользовался этой возможностью. Катали они на планере G-103 Twin II фирмы... кхе-кхе... Grob. Буксировщиком служил Piper Super Cub. Меня усадили в заднюю кабину, объяснили что в ней к чему - ручка, триммер, щитки, рычажок сброса фонаря (за него не тянуть!). Привязался, по радио дали добро, трос натянут. Фонарь закрыт, щитки убраны, начинаем разбег. Ручка на себя, оторвались, опустили нос немного - ждем отрыва буксировщика. Вот он взлетел, набираем высоту. На поворотах нос смотрит на конец внешнего крыла буксировщика. Инструктор все время работает ручкой и педалями. В планере можно свободно переговариваться и вести радиообмен без наушников, но шум воздуха все же сильнее, чем я ожидал. Отцеп на высоте примерно 600 м над землей. Разворот, теряем сотню метров, держим скорость 100 км/ч. Нашли термику (черт, как по русски-то говорят: термик или термика???), медленно ползем вверх. Рядом с нами птички кружатся (ну, в смысле вроде орлов). Набираем метров 500. Уходим от термики, инструктор дает управление мне. По тангажу планер очень послушный, стараюсь держать скорость 100. Осторожно пробую разворот. Реакция по крену гораздо медленнее, чем я привык. Как точно работать педалями здесь, я пока не знаю. Разворачиваюсь влево, потом вправо. Инструктор говорит лететь к облаку, которе возникло над нашей термикой. Обнаруживаю, что направление держать нелегко, нос все время водит то влево, то вправо. Приборов, на которые я так привык смотреть - горизонт, гирокомпас - тут нет. Промахиваюсь немного мимо облака, инструктор берет управление и находит термику. Тут по радио нам говорят, что мы уже слишком долго летаем. Начинаем снижение. По дороге инструктор показывает небольшое пикирование и горку. Входим в круг на высоте 180 м, третий разворот, четвертый. Расчет правильный, инструктор использует щитки, чтобы снизиться. Начинаем выравнивание. Я держусь за ручку и дублирую все действия инструктора. Торец полосы. Я бы подержал дольше, но инструктор не хочет улетать далеко от старта, поэтому мы касаемся полосы с ощутимым толчком, но никаких прыжков или виляний нет. Скорость быстро падает, инструктор плавно сруливает с полосы, планер останавливается и мягко опускает крыло в пыль. Откидываю фонарь, выбираюсь наружу. Непривычно низко - не нужно вылазить на крыло, а можно сразу поставить ногу на землю.
Вот и все. Домой вернулся счастливый и усталый. Смотрите снимки вот тут!