"Жюль Верн" улетел, но обещал вернуться
Европа лидирует в гонке космических транспортников
2008-03-12 / Виктор Михайлов - журналист.
Полеты в околоземное пространство пусть и опосредованно, но практически всегда связаны с вопросами национальной безопасности – военной, экономической, научно-технической.
Успешный запуск с французского космодрома Куру в Латинской Америке первого европейского космического корабля еще раз подтверждает, что Европа намерена потеснить США и Россию в космосе. Мечтавший о космических полетах, знакомый практически каждому, писатель-фантаст Жюль Верн все же отправился в космическое путешествие. Но не из пушки на Луну, а ракетой к Международной космической станции (МКС).
Первый европейский автоматический транспортный космический корабль ATV (Automated Transfer Vehicle), названный в честь знаменитого француза, стартовал утром 9 марта из Гвианского космического центра в Латинской Америке. Кроме традиционной научной аппаратуры на борту корабля находятся репродукции двух рукописей Жюля Верна и нарисованной им карты звездного неба, а также одно из первых изданий книги «С Земли на Луну», вышедшее в свет еще в XIX веке. Несмотря на то что прошедший запуск ATV стал первым, специалисты Европейского космического агентства (ЕКА) были полностью уверены в его успехе.
Уверенности европейцам прибавлял список участников кооперации по разработке и созданию корабля. В нее были привлечены предприятия из 10 стран Европы во главе с EADS, компании из США и российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия», построившая для грузового корабля стыковочный механизм, системы дозаправки и контроля оборудования.
Старт европейского космического «грузовика» должен был состояться еще в 2005 году, но из-за технических проблем затянулся. На сроки запуска также повлияла гибель американского шаттла «Колумбия» в 2003 году. Вызванный этим перерыв в полетах космических «челноков» отодвинул сроки завершения строительства МКС на несколько лет. Наконец, необходимости запуска к станции такого большого грузового корабля, внутри которого запросто мог бы поместиться двухэтажный автобус, все эти годы просто не было. С 2003 года на станции постоянно находится экипаж из двух-трех космонавтов. Их запросы удовлетворялись российскими грузовыми кораблями «Прогресс».
Однако в 2009 году экипаж МКС планируется увеличить до шести человек. В этой связи участниками программы строительства МКС было принято решение отправить на орбиту заждавшийся на Земле «Жюль Верн» – самый тяжелый из созданных на сегодняшний день беспилотных грузовых кораблей.
«У нас есть свой сегмент на станции, своя лаборатория. Но мы не только имеем право использовать станцию, но и обязаны расплатиться за доставку европейской научной лаборатории «Колумбус» на орбиту и полеты на МКС европейских астронавтов. В качестве своего вклада ЕКА может предложить услуги по транспортировке сухих грузов, топлива, коррекции орбиты станции и уборки мусора со станции на своем космическом корабле», – сказал корреспонденту «НГ» глава представительства Европейского космического агентства в России Кристиан Файхтингер.
«Жюль Верн» способен доставить на космическую станцию 10 тонн различных грузов: топливо для МКС, научную аппаратуру, пищу, воду и воздух для экипажа. Для сравнения, вес российского грузового корабля «Прогресс» около 7,5 тонны, а полезного груза на станцию он доставляет около 2,5 тонны.
Жизненные циклы у европейского и российского корабля очень похожи. После запуска оба стыкуются к российскому сегменту станции, время от времени повышают высоту ее орбиты, при необходимости уводят МКС от столкновения с космическим мусором, а после отстыковки затапливаются на так называемом «кладбище космических кораблей» в Тихом океане. Срок изготовления кораблей тоже примерно одинаков – около двух лет. На этом вся схожесть «Жюль Верна» и «Прогресса» заканчивается, и начинаются различия.
«Жюль Верн» – современный корабль, отвечающий всем требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня, в то время как «Прогресс» создан 30 лет назад и до сих пор имеет аналоговую бортовую аппаратуру. ATV по грузоподъемности способен заменить три-четыре российских корабля. Доставка на орбиту килограмма груза (главный критерий при оценке беспилотной космической техники) обходится с его помощью в 22 тыс. долл. против 25 тыс. «Прогрессом».
Таким образом, помогая ЕКА в создании космического «грузовика», РКК «Энергия» своими руками слепила конкурента, который в ближайшем будущем может переключить на себя снабжение МКС. Пусть сейчас и планируется, что он будет летать всего раз в два года, а не 3–5 раз в год, как российские корабли.
Европейцы также могут переделать беспилотный «Жюль Верн» в пилотируемый корабль, получив возможность самостоятельно лететь в космос, а не покупать места в американских шаттлах или российских «Союзах», как это происходит сейчас. Косвенно возможность превращения ATV в пилотируемый корабль подтверждает официальное заявление Роскосмоса, что «ATV является многофункциональным кораблем и обладает полностью автоматизированными возможностями беспилотного корабля, отвечая при этом требованиям по безопасности пилотируемого корабля».
Превращение беспилотного корабля в пилотируемый будет менее затратным, чем создание нового корабля, а сама модификация не выглядит фантастичной. Ведь сделали же когда-то в СССР из пилотируемого «Союза» беспилотный грузовой корабль «Прогресс». Почему нельзя пойти по обратному пути? Это значит, что пилотируемый корабль у Европы может появиться раньше, чем США создадут свой «Орион», на котором они мечтают вернуться на Луну, или будет построен российский корабль нового поколения с техническим названием «Русь», разрабатываемый РКК «Энергия».
Первоначально новый российский корабль должен был создаваться в кооперации с Европой. Руководители Роскосмоса и ЕКА провели несколько встреч летом и осенью прошлого года, но пришедший на смену «Клиперу» проект корабля с несущим корпусом не понравился европейцам. Правда, они не захотели быть на вторых ролях, так как по настоянию российской стороны основные компоненты и общая сборка корабля должны были проходить в нашей стране. В итоге переговоры зашли в тупик.
Теперь России предстоит в одиночку разрабатывать и строить перспективный корабль на морально и физически устаревшей научно-производственной базе, а на пятки уже наступают новые космические державы. Япония намерена через год запустить свой первый космический корабль HTV, ее догоняет Индия. Китай официально объявил, что намерен в конце 2008 года вывести первого «тайконавта» в открытый космос. России остается утешаться тем, что мы прошли этот этап еще в 1965 году.