В первую очередь кто такой Мартин Кайдин читать здесь:
http://www.bermuda-triangle.org/Theo...in_caidin.html
Теперь собственно отрывок из книги по сабджу:
"Каждый кто говорит об истребителях всегда ссылается на поединок где тот или иной истребитель был лучший в вираже.
Любой пилот ученик знает что радиус виража это функция скорости. Самолет с наилегчайшей нагрузкой на крыло имеет наименьшую скорость сваливания и может развернуться в вираже лучше (короче). Радиус виража зависит от разнообразных факторов включая загрузку самолета которую он может нести. Самолет с пилотом легкого веса, с практически пустыми пулеметами и малым количеством топлива в баках может войти в сваливание на 20 миль в час медленнее (обычной скорости сваливания) чем такой же самолет с более тяжелым пилотом, полными баками а полностью заряженными пулеметами. Ме 109 и Фокефульф 190 с установленными на них тяжелыми пушками для атаки бомбардировщиков довольно ощутимо отличались от тех же моделей самолетов с более легким вооружением. Чтобы выполнить вираж по надкрадчайшему пути или с наименьшим радиусом разворота самолет просто должен сбросить скорость намного больше чем остальные (самолеты в поединке) . Другими словами чем ближе скорость сваливания тем "туже" радиус разворота. Затем если пилот решил открыть огонь самолет теряет еще от 10 до 20 миль в час и в худшем случае может просто свалится в штопор.
Грубо говоря все основные истребители второй мировой во время поединка входили в сваливание в районе 20 миль в час друг от друга - то есть это была крайняя граница скоростей если мы говорим о надкрадчайшем радиусе разворота. Некоторые самолеты имели преимущество в мощности двигателя, предкрылках крыла или в хороших маневренных закрылках .
Хороший пилот в облегченном Ме 109 мог "подвесить" свой самолет на винт умело используя предкрылки и навыками разворота в районе скорости сваливания и тем самым быть быть "ужасом небес" для своего противника. Тем не менее не все Немецкие пилоты могли обладать таким исключительным мастерством...
Самолет с большей мощностью двигателя мог лететь выше других и иметь преимущество над более маневренным самолетом внизу.
Такие истребители как P-38, P-51, Me-109 имели эффективную систему закрылок (маневренные закрылки)которая давала им преимущество для уменьшения скорости сваливания.Специальная система маневренных закрылок как в
P-38 "the Fowlers" выпускалась на 8 градусов вниз/верх была очень эффективная. А вот на таких самолетах как P-40 система закрылок имела такие недостатки которые не позволяли летчикам ее использовать и если они ее использовали то очень редко .
------------------------------
Любой пилот который оказался во время поединка в самолете P-38 на границе сваливания над верхушками деревьев всегда помнил о замечательных характеристиках мощности двигателей Лайтнинга и его малых скоростях сваливания.( устойчивости на скоростях сваливания).Такой пилот пытался бы вытянуть любой одномоторный самолет противника на высоту 50 футов над землей и завязать бой (сбалансированные реактивный эффект (torque) и момент ассиметричнoго гребка снисходящей/восходящей лопастей (P-factor) замечательно противостояли всем разворачивающим моментам. Таким образом характеристики P-38 были замечательными несмотря на то комфорт в кабине ужасный.
Для многих пилотов летавших в свое время на Лайтненге P-38L набор высоты на P-51 был ужасным разочарованием так как P-38L мог забраться на высоту практически в два раза быстрее Мустангa..
"Fork-Tail Devill"
В книге вообщем много интересных моментов, если кому-нибудь понравилось то что я перевел позже попытаюсь перевести интереснейшее описания тренировочного поединка Спитфаера и Тандерболта и еще много другого..