Вчера вывалился из Роузи О'Грэйдис и стал тормозить тачку.
Остановился дядька лет 60 на пятёрке. Договорились. Поехали. Ехать долго и стали разговаривать за жильё. За Южное Бутово. За самолёты, выполняющие третий разворот при заходе в Домодедово прямо над Бутово. Дядечка оговорился что до 1982 года работал на Московском авиазаводе, где строили Су-27 (тогда он ещё был с заводским индексом Т-10)…
Вот его история (был не самый трезвый, поэтому то что помню)
Первый Т-10 был размерами с МиГ-29. Меньше чем серийный Су-27. Он даже не летал. Самолёт строили ударными темпами к какому-то празднику. Крайние два месяца рабочие уходили домой раз в два три дня чтобы помыться и поесть домашнего. Самолёт наспех собрали. Приняли и повезли в Жуковский на гонку и показ. В Жуковском его привязали к земле на растяжках и запустили двигатели. Самолёт сильно вибрировал на форсажных режимах и вдруг загорелся. Тушили его пять или шесть машин с пенообразователями и всё равно он сгорел практически полностью, так и не взлетев ни разу. Полетели шапки, погоны и головы. Причина выяснилась. Там был какой-то лючок к трубопроводу топливной системы. Узкий. С ключом туда подлезть невозможно было. На трубопровод установили самозатягивающуюся гайку, которую наживили руками и закрепили контровкой. Положено было контровку опломбировать, но с пломбиром туда не смогли подлезть и отправили самолёт в Жуковский так. Вот эта самозатягивающаяся гайка и раскрутилась. Всё пошло в двигатель и самолёт сгорел. Самолёт оценили в 6 миллионов рублей. Начальник смены заплатил штраф 3000, начальник участка 2500 а трое рабочих по тысяче рублей. Дело на том замяли. Через пару месяцев собрали второй. Уже в нынешних габаритах. То есть практически другой самолёт. Илюшина за лётное происшествие на Су-17 попросили уйти на штабную работу и первым поднял Т-10 лётчик Соловьёв. Через две недели этот Т-10 разбился. Соловьёв погиб. Всех лишили премии. Говорит когда доставали Соловьёва из кабины (борт упал в болото и кабина не разрушилась) он сидел пристёгнутый и как живой, но ни одной целой косточки не было. Как мешок был весь. Хоронили в закрытом гробу. Потом разбилось ещё пять самолётов серии Т-10 и все думали что этому самолёту не жить, но каким то чудом под давлением Илюшина Су-27 всё-таки приняли. Говорят первые серии были очень недружественными к пилоту. Непредсказуемыми в поведении и был ряд катастроф. Говорил что на самых первых Т-10 носовая стойка шасси убиралась с поворотом на 90 градусов и лежала в нише плашмя. На приёмке самолёта его один раз там закрыло. Гоняли шасси. Аппаратура была отключена. Он стоял на колесе и монтировал осциллографы в боковой полости ниши шасси, когда вдруг всё включилось и стойка пошла на уборку. Благо он только начал монтаж и ему хватило места втиснуться в боковую полость, туда, куда должны были пойти измерительные приборы. Все думали что задавило его насмерть. Места там только для стойки шасси и колеса. Подал голос. Жив. Цел. Час доставали его оттуда. Аппаратура отказала и качали гидравлику маленькой ручной гидро-домкратной помпой. Сказал что в 1982 году ушел с завода, а когда несколько лет спуся увидел статью в журнале о новом Советском супер истребителе и опознал в нём Т-10, сильно удивился. Никто на заводе не верил, что в серию пойдёт. Трудно и дорого он давался.
Тут мы доехали до места и я вышел…
Есть у кого ещё что-нибудь о реальной истории создания нашей гордости?