В России нарастает нервозность в отношении перспектив военно-технического сотрудничества с КНР. Москва недовольна тем, что китайская сторона не торопится с размещением новых заказов на российскую технику и подтверждением уже подписанных контрактов. Беспокойство усиливается по мере снятия странами Европы ограничений на торговлю оружием с Пекином и экспорт в КНР технологий. Особенно остро вопрос стоит по самолетам "Сухого".
"Головная боль" российской стороны - Комсомольск-на-Амуре, где расположен крупнейший отечественный завод-производитель самолетов фронтовой авиации. В отсутствие крупных заказов со стороны Минобороны РФ КнААПО в последнее десятилетие существовало на средства, выручаемые от ВТС со странами Юго-Восточной Азии - Китаем, Вьетнамом и Индонезией.
КНР пока не формализовала давно ожидаемое соглашение по очередной партии двухместных многоцелевых истребителей семейства Су-30МК. Кроме того, в официальном порядке Пекин еще не обращался к Москве по поводу продолжения работ в рамках лицензионной сборки одноместных истребителей завоевания превосходства в воздухе Су-27СК.
Если по этим двум темам Китай продолжит хранить молчание, то КнААПО придется принимать меры по сокращению темпов производства и уменьшению численности работающих. Действительно, даже если Индонезия и Вьетнам продолжат закупки Су-30МКК и Су-27СК, заказы этих стран не смогут обеспечить достаточную загрузку завода-гиганта. Заказы российского МО, хотя и демонстрирующие положительную динамику в последние несколько лет, пока еще малы для устойчивого функционирования предприятия.
На выставке "Эйршоу Чайна - 2004" заместитель генерального конструктора "ОКБ Сухого" Алексей Кнышев сказал "ВПК", что за судьбу КнААПО в ближнесредней перспективе можно будет не беспокоиться, если МО РФ наконец-то разместит более или менее крупный заказ на новые истребители, "хотя бы 50-60 машин". Такой вариант уже некоторое время прорабатывается. Нашим военным нужны самолеты семейства Су-27 в новом техническом облике Су-35 (одноместный многоцелевой истребитель поколения "4++") и палубные Су-27КУБ для оснащения частей морской авиации, в том числе осуществляющих полеты с прошедшего ремонт авианосца "Адмирал Кузнецов".
А НАШИ МАШИНЫ ЛУЧШЕ...
В настоящее время КнААПО завершает поставку в Китай партии из 24 самолетов Су-30МК2. Ожидается, что они будут приняты на вооружение частей морской авиации весной следующего года, после завершения приемо-сдаточных испытаний на территории заказчика.
Су-30МК2 - продолжение линии созданного для Китая многоцелевого самолета Су-30МКК. Он оснащается БРЛС Н-001, улучшенной путем использования технологий "обводного канала" для обеспечения применения по морским целям ПКР типа Х-31А и другого управляемого оружия.
У китайских морских летчиков имеется тяжелый всепогодный двухместный сверхзвуковой ударный самолет FBC-1 "Летающий леопард" (другое обозначение - JH-7) разработки и производства группы Xian из состава корпорации AVIC I. Принятый на вооружение в середине 1990-х, он оснащен дистанционной системой управления, "стеклянной" кабиной и другими атрибутами современных ЛА. Однако его боевые возможности не сопоставимы с "суховской" машиной.
Максимальный взлетный вес Су-30МК2 - 38 тонн против 28 у "Леопарда". Установленные на китайском самолете английские двигатели Rolls-Royce Spey Mk202 (тем более местные копии WS9) значительно уступают российским АЛ-31Ф по удельной тяге и расходу топлива. Это дает "сушке" значительное преимущество по весу боевой нагрузки и радиусу действия.
Разница в возможностях российских и китайских самолетов еще более усилится с установкой на Су-30МКК/МК2 новейших ракет и сенсорного оборудования. Среди них - подвесной оптико-электронный контейнер УОМЗ "Сапсан-Э", в котором расположены тепловизионные, телевизионные и лазерные системы обнаружения и целеуказания.
В текущем году проведен цикл испытаний новой модели - Су-30МК3 с новой многорежимной БРЛС "Жук-МСЭ" разработки "Фазотрон-НИИР". Она представляет собой шаг вперед по отношению к Н-001. Так, вместо антенны Кассегрейна используется щелевая антенная решетка. Дальность и избирательная способность радара улучшены благодаря современным технологиям цифровой обработки данных.
ЛИЦЕНЗИОННАЯ СБОРКА
Пекин пока не обратился к Москве с просьбой о внесении изменений в лицензионный контракт, предусматривающий сборку на предприятиях AVIC I 200 истребителей Су-27СК. Однако различного рода поправки в первоначальное соглашение обсуждаются уже давно. Китайцев тревожит то обстоятельство, что другим покупателям российского оружия предлагается авиационная техника и средства поражения, превосходящие по своему техническому уровню те, что продаются КНР. Следует иметь в виду, что главная цель, преследуемая Китаем при закупках иностранной техники, - не оснащение Народно-освободительной армии импортным вооружением, а освоение в массовом производстве их копий и налаживание выпуска аналогичных по технологическому уровню изделий на предприятиях собственной авиационной промышленности, где трудятся более полумиллиона человек.
Ситуация здесь не столь простая, как она иногда представляется в российских СМИ. ОПК Китая - порождение коммунистического режима. Он отличается большой инертностью и ориентацией на массовое производство. Вследствие целого комплекса причин авиапрому КНР выгоднее тиражировать находящиеся в производстве изделия, чем осваивать новые, более современные, что требует известных затрат времени и ресурсов. А унификация по парку эксплуатируемой техники - важное требование НОАК, принимая во внимание ее численный состав. Это - одна из причин, по которой в Пекине не спешат с изменениями в лицензионное соглашение.
К настоящему времени КнААПО и его смежники практически завершили поставки в Китай первых 105 комплектов Су-27СК для последующей сборки на AVIC I. Уже порядка 60-70 машин готовы. С учетом установившегося темпа работ (10-15 самолетов ежегодно) мощности AVIC I загружены еще на 2-3 года вперед. То есть у китайцев нет резонов для немедленного пересмотра условий соглашения.
Но они есть у российских партнеров. КнААПО хочет как можно скорее прояснить ситуацию со второй партией. Действительно, мощности в Комсомольске-на-Амуре сейчас освобождаются, и их нечем занять. Уже отмечалось, что крупных заказов у КнААПО нет как со стороны МО РФ, так и зарубежных заказчиков. Запускать же на свой страх и риск производство Су-27СК в первоначальном варианте там опасаются, понимая, что в данном техническом облике Су-27СК не в полной мере отвечает современным требованиям. И тем более не будет соответствовать перспективным, которые появятся в 2010-2015 гг., когда из цехов AVIC I будут выходить собранные машины.
КнААПО хочет получить полную ясность в отношении оставшихся 95 комплектов до конца года, так, чтобы своевременно запустить их в производство, не допустить "провала" в загрузке предприятия. Если же решение задержится, то завод и его комплектаторы будут вынуждены в условиях отсутствия других заказов на Су-27СК отказаться от строительства самолетов данной модели. Возобновление ее выпуска может оказаться экономически невыгодным.
ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ
Логичным решением может стать переход к новому стандарту Су-27, например, Су-27СМ. Первая пятерка этих машин поступила в ВВС России в конце 2003 г. и еще семь проходят переоборудование на КнААПО. Китаю предлагается экспортный вариант данной модернизации под обозначением Су-27СКМ. Опытный самолет "ОКБ Сухого", созданный в рамках программа Су-27СМ, был уже представлен на выставке в Чжухае.
Его основные отличия от исходной модели: аппаратура дозаправки в воздухе, "стеклянная" кабина на многофункциональных жидкокристаллических индикаторах, точная навигационная система, построенная на лазерных гироскопах и приемнике сигналов ГЛОНАСС/NAVSTAR. Су-27СМ имеет доработанную систему управления оружием, обеспечивающую применение основных типов управляемых и неуправляемых средств поражения, которые есть в арсеналах фронтовой авиации ВВС России.
Цель модернизации самолетов строя в вариант Су-27СМ - увеличение календарных сроков эксплуатации машин, поступивших на вооружение ВВС России порядка 20 лет назад, расширение возможностей при атаке воздушных целей путем введения современной ракеты Р-77 и придание самолету, изначально задуманному как перехватчик, новых функций, в частности, по высокоточному поражению наземных целей.
Выбранное направление модернизации Су-27 оправданно, если его рассматривать с позиций ВВС России. В составе нашей фронтовой авиации не хватает современных многоцелевых самолетов, тогда как имеется достаточное количество специализированных ЛА. В китайских ВВС - свои расклады. В последние несколько лет они получили сравнительно много тяжелых многоцелевых самолетов Су-30МКК, Су-30МК2, FBC-1 и F-8 II/IIM. На поток ставятся легкие многоцелевые истребители нового поколения J-10 Xiao-Long ("Энергичный дракон") и FC-1/JF-17 Thunder ("Гром").
Поэтому вряд ли стоит ждать от китайцев повышенного интереса к машине, которая создана без учета национальной специфики. В ВВС НОАК Су-27 еще долгое время будет занимать место лучшего самолета завоевания превосходства в воздухе. Наверное, на поддержание такого статуса (а не на многофункциональность) и окажется нацелена новая китайская спецификация на Су-27СК.
/Военно-промышленный курьер/