Уже в этом году специально для первых лиц страны - президента и премьера - будет создана отдельная авиакомпания. Решение правительства об этом опубликовано на сайте правительства 6 января. Новой структуре, которая предположительно будет называться "Первый летный отряд", отойдет большая часть - порядка 30 - самолетов ГТК "Россия". Без "президентских заказов" авиакомпания "Россия" не выживет, поэтому все ее оставшееся имущество вместе с брендом "Россия" будет объединено с авиакомпанией "Пулково". При этом "Пулково" прекратит свое существование.

С инициативой объединения двух государственных авиакомпаний - ГТК "Россия" и "Пулково" - выступило Управление делами президента. В январе 2003 года в Управлении делами президента заявили, что с целью повышения эффективности работы "России" (в 2003 году кредиторская задолженность компании составляла 900 млн. рублей) ее необходимо реформировать.

Сейчас процесс слияния "России" и "Пулково" вышел на финишную прямую. От столичного тандема "улетят" первые лица страны. Их перевозками займется новая структура, которая будет находиться в ведении Управления делами президента.

"Эта компания будет создана в 2005 году, говорить о ее названии пока рано, - заявил "Известиям" пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков. - К ней отойдут приблизительно 30 воздушных судов, на которых будут летать первые лица государства". Из них пять - президентских: Ил-96-300, Ил-62, Ту-154, Як-40 и вертолет Ми-8. В разное время они были оборудованы необходимыми системами безопасности и связи. По некоторой информации, из возможных вариантов названий новой авиакомпании наиболее вероятное - "Первый летный отряд".

Тандем, состоящий из остатков "России" (около 10 самолетов) и пулковского приданого (более 40 воздушных судов), перейдет в ведение Федерального агентства воздушного транспорта под брендом "Россия". Питерская прибавка могла быть намного солиднее, но правительство решило выделить из "Пулково" "предприятие, осуществляющее аэропортовую деятельность, с передачей ему имущества аэропортово-производственного комплекса". Питерский аэропорт также будет находиться в ведении Федерального агентства воздушного транспорта.

Правительство рассматривало несколько вариантов объединения. Руководство "Пулково" настаивало, чтобы "Россию" присоединили к более сильной (по объему перевозок и парку самолетов) питерской компании. Его оппонентом выступило Управление делами президента, заявившее о необходимости присоединения "Пулково" к "России", а не наоборот. Победу одержало Управление делами: к "России" отойдут питерские самолеты, а авиакомпания "Пулково" прекратит свое существование. Правда, новый альянс окажется бездомным и будет вынужден арендовать площадки у аэропорта "Внуково".

Даже без аэропорта "Россия" получила в виде "Пулково" богатую "невесту". В парке питерцев 42 самолета Ту-154, Ил-86 и Ту-134. "Пулково" ежедневно выполняет около 100 рейсов из Санкт-Петербурга по стране, а также летает в более чем 80 городов мира. А у "России" без правительственного парка останется всего порядка 10 бортов.

Альянс "России" и "Пулково" станет реальным конкурентом "Аэрофлоту". В России уже предпринимались попытки создания компании, способной конкурировать с национальным перевозчиком. Поглощение столичных "Внуковских авиалиний" провинциальной "Сибирью" создало перевозчика, равнозначного "Аэрофлоту" на внутреннем рынке. Международные же рейсы по-прежнему являются вотчиной главной авиакомпании страны. Но альянсу "Пулково" с ГТК "Россия" будет под силу посоперничать с "Аэрофлотом" - и особенно на европейских направлениях.

На внутреннем рынке новая компания, по мнению экспертов, потеснит со второго места "Сибирь". Однако "сибиряков" такие предсказания не пугают. В "Аэрофлоте" также не чувствуют угрозы со стороны новой компании своим позициям. Однако если версии о возможном присоединении к альянсу новых членов окажутся верными, то первенство "Аэрофлота" также окажется под вопросом.

/Финансовые Известия/