Выбор цели
Эксперт, 13 марта 2006 г.
России не нужно конкурировать с Airbus и Boeing в секторе магистральных авиалайнеров. Чтобы стать лидером в мировом авиастроении, наша страна должна бросить все усилия на создание нового поколения истребителей, региональных и транспортных самолетов.
Уже через пару месяцев крупнейший акционер корпорации 'Иркут' и гендиректор РСК МиГ Алексей Федоров станет во главе всего российского авиапрома. На расширенном заседании кабинета министров президент России Владимир Путин утвердил его назначение на пост заместителя председателя специально созданной правительственной комиссии по вопросам интеграции авиастроительного комплекса нашей страны. Формально эту комиссию возглавляет глава Минпромэнерго Виктор Христенко, но уже сейчас ясно, что все ключевые решения в области авиастроения министр будет принимать теперь только по согласованию со своим новым замом. И понятно почему. Новая должность Алексея Федорова означает, что именно он станет руководителем Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую войдут все разработчики и производители отечественных самолетов. Об этом на совещании у Путина прямо заявил премьер-министр Михаил Фрадков. По его словам, предстоящее назначение г-на Федорова на пост руководителя ОАК позволит значительно ускорить решение организационных вопросов формирования новой авиакорпорации. Судя по всему, это главная причина того, что других кандидатов на пост руководителя объединенной авиакорпорации ни президент, ни премьер всерьез даже не рассматривали. Дело в том, что с момента принятия политического решения об объединении авиапрома и до появления соответствующего президентского указа вместо отведенного Владимиром Путиным месяца прошел ровно год. Все это время чиновники потратили на обсуждение условий вхождения в ОАК частных авиастроительных предприятий - 'Иркута' и подконтрольных ему ОКБ имени Яковлева и ТАНТК имени Бериева. Но достичь компромисса им так и не удалось. В результате в тексте указа появилась ни к чему не обязывающая формулировка: 'Поручить правительству до 1 апреля 2007 года определить состав негосударственных акционеров новой компании и размер их долей в уставном капитале'. То есть вопрос вхождения частных авиастроительных предприятий в новую корпорацию по-прежнему оставался открытым.
Такая ситуация не устраивала ни власть, которая стремится устранить внутреннюю конкуренцию в авиапроме и прекратить дублирование разработок, ни руководителей частных компаний, которым нужны четкие правила игры и внятная отраслевая промполитика. С назначением Алексея Федорова главой ОАК эта проблема решается сама собой. В том, что крупнейший акционер 'Иркута' и его партнеры по бизнесу, в сумме владеющие контрольным пакетом акций этой компании, внесут их в уставный капитал ОАК, можно не сомневаться. Это означает, что указ президента об интеграции отечественного авиапрома будет исполнен в полной мере, в результате чего объединенная авиакорпорация уже с момента ее образования станет монополией. Но что будет производить новоиспеченный авиастроительный гигант? И какие задачи ставит перед ним наше правительство?