Государственной программой вооружения 2007—2015 гг. предусмотрена закупка вооружения и военной техники, которая имеет критическое значение для обеспечения стратегической безопасности и независимости страны. При этом заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны Сергей Иванов особо отметил: "Мы не должны допустить ситуации, когда будем, что называется, "палить" деньги впустую". Однако определить лучший образец вооружения и военной техники из предлагаемых разработчиками - уже сама по себе не простая задача. За включение своей продукции в гособоронзаказ между предприятиями ведется жесткая конкурентная борьба.
Еще во времена СССР начался конкурс по созданию нового ударного вертолета для армейской авиации. Фирмы ОАО "Камов" и ОАО "Московский вертолетный завод им.М.Л.Миля" предложили военным соответственно Ка-50 "Черная акула" и Ми-28 "Ночной охотник".
В 2004 году основным ударным вертолетом для российских ВВС был назван Ми-28Н "Ночной охотник". "Черной акуле" отвели роль вертолета для спецподразделений, "Аллигатора" вообще не вспоминают.
Между тем год назад американская фирма "Сикорский" объявила о своем возвращении к проекту вертолета с соосным несущим винтом. В конце 1960-х годов экспериментальный вертолет такой схемы достиг скорости 407 км/ч. Сейчас с применением новых технологических достижений предполагается достичь скорости 460 км/ч. Первый экземпляр вертолета будет готов к полетам уже в конце этого года. Через 2 года предполагается достичь рекордной скорости полета, используя именно соосный винт.
Каков же реальный потенциал камовских винтокрылых машин? Об этом и многом другом в интервью "Красной звезде" рассказали Герой России, заслуженный военный летчик России полковник запаса Алексей Новиков и Герой России, заместитель начальника отдела боевой подготовки, старший инспектор-летчик управления армейской авиации в Главном командовании ВВС полковник Александр Рудых. Они освоили вертолеты, среди которых и Ми-24, Ми-28, и Ка-50, Ка-52, занимались научными и практическими исследованиями в области создания перспективных ударных вертолетов.
- Алексей Иванович и Александр Витальевич, еще несколько лет назад ударный вертолет Ка-50 считался визитной карточкой будущего армейской авиации. Неожиданно для многих он ушел на вторые роли. Такой итог для "Черной акулы" - закономерность или случайность?
Новиков. Об окончательных итогах говорить рано, а вот странностей в ситуации с российскими ударными вертолетами, и в частности с Ка-50, очень много. 16 декабря 1976 года ЦК КПСС и Совет Министров приняли Постановление о разработке на конкурсной основе вертолетов, получивших в дальнейшем обозначение Ми-28 и Ка-50. Как и любая другая создаваемая авиационная техника, они прошли путь от эскизного проектирования до макетной комиссии, на которой фирмы демонстрировали прообразы будущих машин, различные варианты компоновок, рассказывали о своем видении специфических особенностей их боевого применения. В основе лежал опыт боевых действий, исследований и концепций дальнейшего развития армейской авиации с учетом ее взаимодействия на поле боя с другими войсками, их разведывательными, огневыми силами и средствами. Потом всю теорию воплощали в металле, проверяли на заводских испытаниях, а заказчик уточнял свои требования к вертолетам. Порой военные от каких-то возможностей боевой техники отказывались, а какие-то, наоборот, рекомендовали улучшить.
Итогом всей работы стали государственные испытания, по результатам которых Ка-50 приняли на вооружение и две "Черные акулы" передали Центру боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС) в Торжке. В г. Арсеньеве Приморского края подготовили производство, но из-за экономического кризиса 1990-х годов серийные закупки так и не начались. Не буду вдаваться в подробности, как и зачем две фирмы столкнули лбами. Ка-50 хоть и с минимальным перевесом, но удерживал позицию лидера.
Напомним, Ми-28А создавался для выполнения боевых задач днем, но в дальнейшем на первый план вышли требования ведения круглосуточных боевых действий в любых метеоусловиях. Его разработку прекратили и стали конструировать Ми-28Н "Ночной охотник", отвечающий требованиям современной войны.
Примерно такая же картина и у камовских машин. С принятием на вооружение Ка-50 дальнейшие работы по его усовершенствованию продолжались. Была создана модификация Ка-50Ш - круглосуточного, всепогодного. Разработан и прошел в полном объеме заводские испытания Ка-52. Этот ударный вертолет способен воевать во всех метеоусловиях дня и ночи, а также решать разведывательные и учебные задачи, обеспечивать управление другими винтокрылыми машинами на поле боя в качестве опорного разведывательно-боевого вертолета.
Налет на Ка-50 и Ка-52 - более 5.000 часов, обеспечен ресурс основных агрегатов. Машины нравятся летчикам, имеют прекрасные летные характеристики.
- В последнее время некоторые специалисты много говорили о недостатках Ка-50. Разве они не правы?
Новиков. В отличие от оппонентов, выступающих против камовских машин "с теоретических позиций", мы с Александром Витальевичем на Ми-28, Ка-50 летали и знакомы с исследовательской работой. Нам хорошо известны сильные и слабые стороны этих вертолетов. Вот почему для нас не составляет труда заметить общую закономерность в различных "объективных расследованиях" и заявлениях "специалистов". Она, что называется, видна невооруженным глазом.
Каждый летчик в своей жизни осваивает несколько типов самолетов или вертолетов, но среди всех машин для него существует основной тип летательного аппарата, который он знает в совершенстве. Так вот, пытаясь разобраться по существу проблемы, в качестве основных специалистов слушают летный состав, который лучше всего знает Ми-8, а не Ми-24 и к тому же не освоил Ка-50 или Ми-28. При этом не интересуются мнением представителей боевой подготовки ВВС, отвечающих перед Министерством обороны в том числе за состояние, перспективы развития и принятие на вооружение новой техники.
Рудых. Доводы против "Черной акулы" иначе, как словоблудием, не назовешь. Они не выдерживают никакой критики.
Противники Ка-50 почти всегда делают ставку на заявление, что один летчик не в состоянии выполнить боевые задачи на ударном вертолете. Ведь для этого требуется пилотировать машину, вести связь, искать, опознавать и уничтожать цели. Но, на мой взгляд, все не так и даже с точностью до наоборот. Если летчик говорит, что в одиночку воевать на одноместном вертолете невозможно, то он освоил только многоместные машины, где в экипаже очень сильно разделены функции. На них порой даже место четвертого разворота летчику подсказывает штурман.
Я высказываю свою личную точку зрения, готов ее отстаивать на любом уровне. Военный летчик в состоянии выполнять боевые задачи на "Черной акуле". Ка-50 освоит летчик средней квалификации.