-
"Сатурн" заключил контракт на разработку двигателей для индийских беспилотников
ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ВАРИАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ С НПО "САТУРН"
На прошедшей неделе в московском филиале НПО "Сатурн" состоялась пресс-конференция на тему "Экспортный потенциал НПО "Сатурн" - рынок Китая". "Сатурн" рассматривает Китай как одного из самых перспективных заказчиков для своих двигателей, заявил коммерческий директор НПО Василий Данилов.
С 31 октября по 5 ноября в китайском городе Чжухай пройдет 6-й Международный аэрокосмический салон и выставка оборудования для аэропортов Airshow China-2006, где будет представлена продукция ведущих мировых производителей самолетов и авиационного оборудования. ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" будет в ней участвовать.
"Сатурн" - ведущая двигателестроительная корпорация, специализирующаяся на разработке, производстве и сервисном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, судов и кораблей, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. В сотрудничестве с КНР компания наибольшие надежды возлагает на двигатели АЛ-31Ф, АЛ-55 и ТРДД-55МТ. И, по мнению Василия Данилова, эти надежды имеют под собой серьезные основания: Китай обладает большим парком самолетов, оснащенных такими двигателями, некоторые из них нуждаются в ремонте и модернизации. Так что привлечение специалистов "Сатурна" для работ по модернизации двигателей выглядит вполне логичным.
Российское предприятие предложит КНР и свою новейшую разработку - двигатель АЛ-55, который может быть адаптирован для ряда самолетов китайского производства. По словам коммерческого директора НПО, уже есть контракты на поставку таких двигателей для ВВС Индии, с Китаем же пока - только предварительные договоренности. Еще одним аспектом возможного сотрудничества может стать поставка двигателей класса тяги 500 кг для китайских беспилотных самолетов. Может, говорит Василий Данилов, если Россия в самое ближайшее время разрешит проблемы с выполнением контракта по поставке в Китай самолетов Ил-76 и Ил-78. В противном случае это отразится на судьбе всех остальных договоренностей с китайской стороной.
Напомним, контракт на поставку 34 транспортно-десантных самолетов Ил-76МД и 4 самолетов-заправщиков Ил-78 был подписан в сентябре 2005 г. в Сочи в рамках 12-го заседания российско-китайской Смешанной межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. В начале этого года Пекин уведомил Москву о вступлении контракта в силу. Но по ряду серьезных причин российская сторона до сих пор не может начать выполнение обязательств. Китай приостановил все переговоры по новым соглашениям до тех пор, как "Рособоронэкспорт" официально объявит о вступлении в действие контракта, утверждает коммерческий директор НПО.
Василий Данилов так объяснил журналистам сложившуюся ситуацию: Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова (ТАПОиЧ), выпускающее Ил-76, не способно за столь короткие сроки выполнить такой объем работ. Реально этот завод может обеспечить поставку только 16 машин, по которым имеется задел, а с 17-го, по словам Василия Данилова, "у них начнутся проблемы, как минимум - штрафные санкции". Переносить сроки реализации договора китайская сторона не намерена. В поисках выхода из создавшейся ситуации Россия решила организовать окончательную сборку оставшихся 22 самолетов на заводе "Авиастар-СП" в Ульяновске. Планируется, что производство крыла обеспечит ВАСО, а шасси - самарский завод. Около 200 двигателей для 38 самолетов поставит "Сатурн" в кооперации с партнерами. Координирует проект компания "Ильюшин".
"Это очень интересный для нас проект сам по себе, - продолжал Василий Данилов, - а с учетом последующей поставки запчастей он приобретает особое значение. Мы сразу же приступили к его реализации и вместе со смежниками вложили в проект 800 млн. руб., из которых 400 млн. - непосредственно инвестиции НПО "Сатурн". Общая стоимость контракта - 3 млрд. долларов".
Таким образом, объем финансирования работ определен, но пока нет официального документа российской стороны. Но, предупредил Василий Данилов, задержка с исполнением контракта приведет к удорожанию стоимости самолетов. Так, за прошедший год в России существенно подорожали материалы: титан, алюминий, никель - и энергоносители. Естественно, выполнение контракта в ценах 2005 г. стало невозможным. В частности, двигатель Д-30КП2 подорожал примерно на 20%. Сроки же, определенные для "Сатурна", еще более жесткие, чем для ТАПОиЧ. Ситуация настолько серьезная, что к ее решению подключился президент России, признал коммерческий директор НПО. И все же, подводя итоги этой темы, Василий Данилов заверил, что, несмотря на трудности, все обязательства по этому контракту будут выполнены.
Отвечая на вопросы журналистов, коммерческий директор НПО сообщил, что проведены расчеты по возможной привязке двигателя АЛ-55 к истребителям производства КНР типа K-8 и L-15, а это позволит значительно повысить их маневренные характеристики и качество подготовки летного состава ВВС НОАК. Как рассказал Василий Данилов, по линии "Рособоронэкспорта" консультативные переговоры по самолету L-15 ведутся с его разработчиком - компанией "Хунду", входящей в китайскую авиастроительную корпорацию "Авик-2". Рыбинские специалисты получили из "Хунду" предварительное техническое задание и, оценив свои возможности, дали положительный ответ. Теперь "Сатурн" ожидает официального ТТЗ от китайской стороны.
Самолет K-8 по классу аналогичен L-15, но на государственном уровне пока не решено окончательно, какая из двух машин будет выбрана в качестве УТС для китайских летчиков. По данным Василия Данилова, китайские военные заинтересованы в двигателе с тягой 2500-2800 кг. В то же время в рамках индийского контракта "Сатурн" разрабатывает для УТС HJT-36 модификацию АЛ-55 тягой 1760 кг. Этот двигатель в настоящее время проходит стендовые испытания. В следующем году начнутся его летные испытания, а с 2008 г. - поставки заказчику. Параллельно ведутся переговоры о разработке более мощной модификации АЛ-55 для двухмоторного индийского УТС HJT-39. Его планируется оснащать двигателем тех же габаритов, но тягой 2000 кг. Возможность создания модификаций АЛ-55 различной тяги обеспечивается выбранной стратегией разработки этого двигателя. НПО "Сатурн" поставило задачу создания унифицированного газогенератора, на базе которого теперь можно создавать моторы мощностью 1760-5000 кг с бесфорсажным и форсажным режимом.
Как стало известно на пресс-конференции, в начале этого года "Сатурн" заключил контракт на разработку малоразмерных двигателей для индийских беспилотных летательных аппаратов. Контракт вступит в силу в конце года, объявил Василий Данилов, и до сентября 2007 г. "Сатурн" должен провести ОКР по адаптации разработанного на предприятии двигателя ТРДД-50МТ под индийские БЛА. Сегодня все разрабатываемые в России беспилотные комплексы используют малоразмерные двигатели "Сатурна". В текущем году портфель заказов предприятия по данному направлению составляет 80 единиц, на следующий год - около 200. Заказы в интересах Министерства обороны РФ составляют 30%, для инозаказчиков - 70%. НПО ведет также переговоры и с КНР о возможности оснащения китайских БЛА малоразмерными двигателями своего производства.
Помимо авиационных двигателей, "Сатурн" предлагает китайским партнерам наземную и морскую газотурбинную технику. Это энергетические установки мощностью от 2,5 до 110 МВт для выработки электрической и тепловой энергии, и морские газотурбинные двигатели, и агрегаты на их основе, которые могут устанавливаться на катера и корабли водоизмещением от 60 до 14 000 тонн. А также на любые морские и приморские объекты общепромышленного назначения - плавучие электростанции, буровые платформы, быстроходные грузовые и пассажирские суда, корабли береговой охраны.
Российская сторона, как подчеркнул Василий Данилов, максимально учитывает в своей деятельности интересы иностранного заказчика. Сотрудничество может быть реализовано как в виде финансового участия партнера с передачей ему соответствующих прав путем создания совместных предприятий на территории РФ или заказчика, так и в любых других формах, удобных партнеру. Кроме этого, заключил коммерческий директор "Сатурна", российская сторона имеет опыт и возможность обеспечения сервисного обслуживания, гарантийного и постгарантийного, парка двигателей группами специалистов, скомплектованными по системам двигателя; оказания технической помощи при установке новых систем и оборудования; проведения восстановительных работ; обучения специалистов по техническому обслуживанию двигателя; оперативного обеспечения запчастями, агрегатами и материалами для ремонта.
Светлана КУСКОВА
ВПК №41 (157)
25 - 31 октября 2006 года
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума