-
Обсуждение с пилотами И-16 книги Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликар
Сначала я сделал ксерокопию рисунка И-16 («За сталина!» на стр. 275 из «Энциклопедии военной техники» - «Самолёты Второй Мировой», издательства АСТ, г. Москва - вероятно Александра Коваленко: http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl...0&page=saf-i16 ) и показал Сергею Фёдоровичу.
Долгушин (Dsci0022.wav, 00:33, http://slil.ru/23373695 ): – не похож
(на И-16, с которыми Долгушину приходилось дело иметь – В.Б.). Почему:
- тут (показывает на фюзеляж правее мотора – В.Б.) всё нормально, вот до этого (показывает),
- нос»!…
Бардов: «Нос не такой»?!
Долгушин: «Ну, тут то закругление было (показывает)!
Бардов: «Ага – т.е. небыло как нарисовано тут – под прямым углом?!
Долгушин: «А тут – впечатление такое, что тут какое-то кольцо! Нет – этого небыло! Просто капот общий… Вернее – было так называемое «Кольцо НАКА» (цилиндрический капот NACA), а тут на рисунке такое впечатление, что мотор кончается и тут ещё продолжается»…
Бардов: «Это кок винта выступает».
Долгушин: «Это кок винта?! Кок винта – вот он (показывает), а это – капот двигателя! Вот двигатель кончается, а это что такое – сам чётр не поймет»!
Затем я зачитал С.Ф.Долгушину распечатку данной публикации:
Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарповаhttp://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru60&page=i-16
==И-16 тип 4 с мотором М-22. Первый серийный И-16, основное отличие — цилиндрический капот NACA. Понятие цилиндрический достаточно условно, ибо обрез задней кромки огибал контур фюзеляжа с постоянной выходной щелью, поэтому капот имел небольшую конусность.==
И вот какие ответы получил от него:
Бардов-Долгушину (Dsci0024.wav, 00:00, http://slil.ru/23372444 ):
«Значит, в Качинской авиашколе на И-16 с 22-ми моторами (т.е. на типе 4) вы учились рулёжке»?
Долгушин: «Даже не рулёжке – управлять газом в кабине и (правильно выполнять – В.Б.) разбег. Плоскости у И-16 чтоб не взлететь, полностью ободраны (одни нервюры и лолнжероны - самолёт не поднимется), тормозов нет, а хвостовое оперение нормальное. Вот что собой представляла эта тренеровка:
- даёшь полный газ и бежишь,
- потом хвост поднимаешь,
- и когда разгонишься до скорости более 100 км/ч – газ убираешь и управляешь, чтобы не развернуться.
А если и развернулся, сломаешь – это списанный самолёт – ну и аллах с ним – заменят на другой и плоскости и всё что нужно.
Вот так и тренеровались держать машину и на разбеге, на взлёте и на пробеге после посадки:
- (на И-16 с 22-ми моторами, т.е. на типе 4 с ободранными плоскостями – В.Б.),
- а потом – на УТИ-4 и всё это»…
Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова
И-16 тип 15 с мотором М-25А - 25В (УТИ-4). Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения. Ручное управление самолетом и мотором двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси установлены в задней кабине. В связи с отсутствием вооружения, на центроплане отсутствуют люки его обслуживания.
Долгушин (Dsci0025.wav, 00:00, http://slil.ru/23372591 ):
«Ну, я может быть путаю, но по моему было оружие. УТИ-4 – такая же машина. Конечно пушек небыло, а пулемёты так же стояли два на моторе. Но стрелять можно было только с передней кабины.
Потому что стрелять из пулемёта надо тоже же учить на спарке!
Но спарку можно поднять (кабину не обязательно заполнять сзади – она не нужна) и как боевую машину использовать».
Бардов: «Вполне могла использоваться»?
Долгушин: «Да – 2 пулемёта».
-
Обсуждение с пилотами И-16 книги Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликар
Долгушин (Dsci0023.wav, 00:35, http://slil.ru/23373540 ):
«А прицел на И-16 с 22-м мотором и на первых 25-х (Оптический прицел ОП-1 «Альдис» - В.Б.) – это труба вот такого диаметра (показывает) – длинная вот такая. В него смотришь и управляешь самолётом».
Бардов: «А не стукаешься в полёте»?
Долгушин: «Стукаешься. Но он имел резиновую накладку (наглазник – В.Б.)».
Бардов: «Сейчас на оптические прицелы такие ставят. А приходилось глаз прикладывать вплотную»?
Долгушин: «Вплотную! А иначе не разглядишь ничево! Вот – воткнёшься и всё. И через него и горизонт видно и всё это дело, но вот такое вот пространство (показывает), потому что угол зрения то у него незначительный - узкий! И на 25-м моторе тоже этот прицел был, а потом поставили колиматорный прицел».
Бардов: «А колиматорный (ПАК-1) – это светящийся»?
Долгушин: «Светящийся. В этот прицел всё было видно. Вот это – оптическая система»…
Бардов: «И была сетка с кольцами дальности»?
Долгушин: «С кольцами дальности. Оптическая система и передавалась на пластинку – вот такая вот пластинка впереди и всё высвечивалось вот сюда:кольца, ракурс определить и дальность до самолёта (противника – В.Б.). Рисунок там такой: 50м, 50м, 50м…- высвечивалось слева и справа. Поэтому в кольцо берёшь… При чём:
- вначале были неуправляемые эти кольца – более простые - просто расстояние определяли по ним,
- а потом – уже на послевоенных прицелах – ручкой управлять можно было дистанцией, т.е. обрамлять самолёт - по плоскостям определяешь дальность стрельбы и ручкой газа управляешь этими кольцами».
Бардов: «На ручке газа было смонтировано управление – на той, что сектором газа называют»?!
Долгушин: «Да – сектором газа и на нём управление всё – тросики и управление этим прицелом, но это уже после войны. И была встроена система, которая сама учитывает: упреждение, ветер, снос и всё это дело – более автоматические прицелы стали на истребителях.И поэтому, когда управляешь этим делом – вписал – то не надо выводить нос на упреждение и всё это дело – просто обрамляешь – сливается силуэт самолёта по плоскостям, а в прицеле всё это… Но в войну всего этого ещё небыло».
Бардов-Долгушину (Dsci0027.wav, 00:00, http://slil.ru/23373630 ):
«Т.е. с 25-м мотором И-16 у вас (в Качинской авиашколе и 122-м ИАПе – В.Б.) были только пулемётные (т.е. 5-10-го типов)»?
Долгушин: «Только пулемётные. И даже с вот этим прицелом (оптическим «Альдис» - В.Б.). Даже когда в часть прибыли – мы же начинали на И-16 с 25-ми моторами, потому, что на новых машинах лыж небыло. И летали на И-16 с 25-ми моторами – то же самое что и в школе, но только:
- в школе тормоза выключались,
- а тут – тормоза были.
И вот с пушками (т.е. тип 17 с мотором М-25В – В.Б.) мы не видели».
-
Обсуждение с пилотами И-16 книги Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликар
И-16 тип 24 с мотором М-63. - дальнейшая модификация типа 18, в соответствии с нормами прочности 1937 года:...
4. Костыль на типе 24 обрел небольшое колесо и масляно-пневматическую амортизацию.
Бардов-Долгушину (Dsci0026.wav, 00:00, http://slil.ru/23373744 ):
«Это на новых И-16 (24-го типа) – тех, что вы получили уже в 122-м полку, уже было это колёсико вместо костыля с сошником»?
Долгушин: «Да-да – это уже в полку, в 1940 г. На некоторых машинах и сошники были. А что такое сошник? На костыле пластинки – вертикальная и горизонтальная. И вертикальная пластинка врезалась в грунт, а костыль легко управлялся от педалей. И за счёт костыля и держалась машина – можно было её «держать». Как только сядешь – начинаешь вон что делать – в первые полёты у курсантов на спарке буквально ноги с педалей слетали! Потому, что машину начинает елозить по горизонту влево-вправо – надо держать»!
Бардов: «Получается – И-16 танцевать начинает»?
Долгушин: «Самым настоящим образом! А когда летали то в школе – тормоза не включали – вот этот вот костыль и помагал (машину держать».
Бардов: «А почему тормоза не включали»?!
Долгушин: «А зачем курсанту? Хватает и так – грунтовой же аэродром. Костыль врежется и им управлять легко - если «дал левой ноги» – костыль моментально занесёт и у тебя уйдёт хвост - легко управлять вот этим. И за счёт этого можно было держать самолёт. Но пока машина успокоится – приходилось часто работать»!
Бардов: «И пока научишься».
Долгушин: «Да. Сошник - эту вертикальную плашку - делали глубоким из стали, примерно сантиметровой толщины и примерно сантиметра 4 глубиной. И он буквально за месяц стирался полностью»!
Бардов: «Как солдатские подковы за неделю»!
Долгушин: «Да-да. И его –- меняли и наваривали другой. И с 25-м мотором машина была более сложная, чем (более поздние модели - с мотором М-62 и М-63 – В.Б.)».
-
Обсуждение с пилотами И-16 книги Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликар
ДОЛГУШИН: «Какие самолёты были у нас - тут вот («Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова») пишут:
«Подвесные баки и ракетное вооружение («PC») могло устанавливаться в зависимости от заказа на типах 18, 24, 27, 28».
А у нас были и ракетные машины! Но мы их ни разу не испытывали. Они у нас стояли на аэродроме, были в Новом Дворе, но в нашей эскадрилье их небыло».
Бардов: «Т.е. они стояли вроде как в резерве»?
ДОЛГУШИН: «Нет – кто-то же на них прилетел.
(Dsci0028.wav, 00:00): По моему они с РС-ми были:
- в управлении полка - у командира полка и заместителя
- или у кого нибудь из командиров соседних эскадрилей.
А вот БСов своих мы тогда ещё не знали».
Бардов: «Т.е. у них под крыльями были заводские крепления под направляющие для РС-ов»?
Долгушин: «Бомбодержатели и 4 штуки направляющих для РС-ов (то же, что потом и на МИГ-3 было, только на МИГ-3 их было не 4, а 6: 6 бомбодержателей и 6 направляющих для РС-ов – они же почти одинаковые!).
Бардов: «Т.е. получается, что видимо они были у командира полка Николаева и его заместителя Уханёва, которому подбили мотор? Так получается, что:
- на этом пулемётном И-16 с РС-ми ему мотор и подбили, он посадил её и она так и осталась на аэродроме «Новы Двур»,
- а Николаев на своём пулемётном И-16 с РС-ми улетел на аэродром 127-го ИАПа?!
Долгушин: «Да».
«Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова»:
И-16 тип 24 с мотором М-63: дальнейшая модификация типа 18, в соответствии с нормами прочности 1937 года.
7. Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера «РИ». Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа.
Долгушин: (Dsci0029.wav, 00:00)
«Ручка в кабине, но чтобы раскрутить, вставлялась она в моторный отсек впереди центроплана (это я хорошо помню) с левой стороны – я раскрутил, оббежал плоскость и в кабину.
(Dsci0030.wav, 00:00) «(Если бы «Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа» – В.Б.) Это сколько нужно было бы оббегать:
- впереди винта,
- левую плоскость и всё!
Вот потому я и запомнил это дело, потому что это было – 22-го июня 1941 г. раза 3-4 я сам запускал вот этой ручкой»!
Бардов: «А вот кстати, в полдень 22-го июня, когда Вы не смогли сесть на аэродроме 127-го ИАПа и прилетели с севшим аккумулятором и сели на аэродроме «Лида», а потом решили лететь назад на аэродром 127-го ИАПа к своим – вы заменили в Лиде севшие аккумуляторы? И что называли эклипсом»?
Долгушин: «Нет. Так же ручкой запустили. Обыкновенно техник раскручивал или моторист, а тут ты один - ручка в кабине у тебя и всё – самому пришлось. Но я раскрутил её так!… От аккумулятора он примерно 1800 оборотов делал, а мы теряли время немножко – он останавливался и поэтому мы раскручивали его примерно до 2200 оборотов – ну, чтобы вскочить и чтобы побольше он покрутил. А что такое «система запуска эклипс»: это такого вот (показывает) диаметра и такой толщины бронзовое тяжёлое колесо – маховик самый настоящий! И когда:
- раскрутишь
- и включишь рычажок для запуска,
- соединяешь вал двигателя с этой болванкой,
- а на валу с болванкой зазубрины (зубчатое соединение – В.Б.) – вот они цепляются друг за друга, соединяются и («болванка») начинает крутить мотор.
В мирное время ими не пользовались, а в полевых условиях он выручал: аккумулятора нету – раскрути ручкой и запускай»!
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума