Хочу привести мнение С.Ф.Долгушина по поводу этого хорошо известного всем авиалюбителям и профессионалам интервью.
И приглашаю к его обсуждению Леона из Минска и лётчика Шацкого, проживающего там же, а так же всех кому оно интересно и кому есть что сказать по делу.
Началось всё с того, что харьковский инженер-авиаконструктор Александр Сердюков попросил меня о следующем:
А.Сердюков-В.Бардову для С.Ф.Долгушина и других пилотов и-16: «Интересно все, что так или иначе связано с И-16. На сколько я помню, начинал он именно на них + он кажеться из училища выпустился в 1940?Интересно как их готовили в училище: какая была программа подготовки»…
И вот что я узнал от Сергея Фёдоровича, за одно зачитав ему это интервью Сухорукова с Голодниковым:
Интервью Андрея Сухорукова с Николаем Герасимовичем Голодниковым
Голодников: «Лоб большой, двигатель близко к кабине, спереди он большой угол закрывает. Конечно, если по прямой идешь, то обзор был не очень, но мы по прямой на И-16 никогда не ходили, «змейка», крены вправо-влево, это постоянно. Когда приноровишься, то обзор нормальный. На наших самолетах в полку были сдвижные фонари, но перед боем мы их постоянно открывали:
- во-первых – на фонаре имелось большое количество перемычек и целлулоид фонарей был «темный», видно через него было плохо,
- во вторых - боялись, что фонарь заест. Если подобьют и выпрыгивать надо, то не сбросишь».
Сухоруков: «Так, что фонарь целлулоидный был? Это, что какой-то «самопал»? И что фонарь был без аварийного сброса»?
Голодников: «Нет, фонарь был заводской. Целлулоидный, не плексигласовый. Двигался на салазках «взад-вперед». На некоторых самолетах аварийный сброс фонаря был, на некоторых - не было».
Долгушин-Бардову (Dsci0023.wav, 00:00, http://slil.ru/23373540 ):
«Я разъясню тебе – что такое неподвижный фонарь:
- первый фонарь был неподвижный,
- а потом был подвижный.
Так вот, на модели (И-16 тип 4) с 22-м мотором фонарь не закрывался».
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 22.11.2006 в 13:58.
Re: Обсуждение инт.А.Сухорукова с Н.Г.Голодниковым
Сухоруков-Голодникову: «Какой был прицел»?
Голодников: «Прицелов было два. Первый такой длинный, оптический, не помню как назывался. Труба проходила сквозь козырек, а в ней перекрестье. На трубе был установлен второй, небольшой коллиматорный прицел.
Голодников: «У нас в полку огонь открывали с метров 50-70-ти, заклепки видно, там с любым прицелом не промахнешься. С 200 м мы никогда не стреляли, далеко».
Долгушин (Dsci0023.wav, 00:35, http://slil.ru/23373540 ):
«А прицел на И-16 с 22-м мотором и на первых 25-х (Оптический прицел ОП-1 «Альдис» - В.Б.) – это труба вот такого диаметра (показывает) – длинная вот такая. В него смотришь и управляешь самолётом».
Бардов: «А не стукаешься в полёте»?
Долгушин: «Стукаешься. Но он имел резиновую накладку (наглазник – В.Б.)».
Бардов: «Сейчас на оптические прицелы такие ставят. А приходилось глаз прикладывать вплотную»?
Долгушин: «Вплотную! А иначе не разглядишь ничево! Вот – воткнёшься и всё. И через него и горизонт видно и всё это дело, но вот такое вот пространство (показывает), потому что угол зрения то у него незначительный - узкий!
И на 25-м моторе тоже этот прицел был, а потом поставили колиматорный прицел».
Бардов: «А колиматорный (ПАК-1) – это светящийся»?
Долгушин: «Светящийся. В этот прицел всё было видно. Вот это – оптическая система»…
Бардов: «И была сетка с кольцами дальности»?
Долгушин: «С кольцами дальности. Оптическая система и передавалась на пластинку – вот такая вот пластинка впереди и всё высвечивалось вот сюда:кольца, ракурс определить и дальность до самолёта (противника – В.Б.). Рисунок там такой: 50м, 50м, 50м…- высвечивалось слева и справа. Поэтому в кольцо берёшь… При чём:
- вначале были неуправляемые эти кольца – более простые - просто расстояние определяли по ним,
- а потом – уже на послевоенных прицелах – ручкой управлять можно было дистанцией, т.е. обрамлять самолёт - по плоскостям определяешь дальность стрельбы и ручкой газа управляешь этими кольцами».
Бардов: «На ручке газа было смонтировано управление – на той, что сектором газа называют»?!
Долгушин: «Да – сектором газа и на нём управление всё – тросики и управление этим прицелом, но это уже после войны. И была встроена система, которая сама учитывает: упреждение, ветер, снос и всё это дело – более автоматические прицелы стали на истребителях.И поэтому, когда управляешь этим делом – вписал – то не надо выводить нос на упреждение и всё это дело – просто обрамляешь – сливается силуэт самолёта по плоскостям, а в прицеле всё это… Но в войну всего этого ещё небыло».
Re: Обсуждение инт.А.Сухорукова с Н.Г.Голодниковым
Бардов-Долгушину (Dsci0027.wav, 00:00, http://slil.ru/23373630 ):
«Т.е. с 25-м мотором И-16 у вас (в Качинской авиашколе и 122-м ИАПе – В.Б.) были только пулемётные (т.е. 5-10-го типов)»?
Долгушин: «Только пулемётные. И даже с вот этим прицелом (оптическим «Альдис» - В.Б.). Даже когда в часть прибыли – мы же начинали на И-16 с 25-ми моторами, потому, что на новых машинах лыж небыло. И летали на И-16 с 25-ми моторами – то же самое что и в школе, но только:
- в школе тормоза выключались,
- а тут – тормоза были.И вот с пушками (т.е. тип 17 с мотором М-25В – В.Б.) мы не видели».
Re: Обсуждение инт.А.Сухорукова с Н.Г.Голодниковым
Сухоруков-Голодникову: «РСы на И-16 были»?
Голодников: «Были. 57 и 82 мм. 57 мм - основные. Устанавливались по два на плоскость. Не очень точные, особенно 57 мм. Но по групповым целям работали хорошо. Если залпом по группе «бомберов» пустить, группа строй теряла, в разные стороны разлетались. Страшно».
ДОЛГУШИН: «Какие самолёты были у нас - тут вот («Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова») пишут:
«Подвесные баки и ракетное вооружение («PC») могло устанавливаться в зависимости от заказа на типах 18, 24, 27, 28».
А у нас были и ракетные машины. Но мы их ни разу не испытывали. Они у нас стояли на аэродроме, были в Новом Дворе, но в нашей эскадрилье их небыло».
Бардов: «Т.е. они стояли вроде как в резерве»?
ДОЛГУШИН: «Нет – кто-то же на них прилетел.
(Dsci0028.wav, 00:00, http://slil.ru/23373978 ): По моему они с РС-ми были:
- в управлении полка - у командира полка и заместителя
- или у кого нибудь из командиров соседних эскадрилей.
А вот БСов своих мы тогда ещё не знали».
Бардов: «Т.е. у них под крыльями были заводские крепления под направляющие для РС-ов»?
Долгушин: «Бомбодержатели и 4 штуки направляющих для РС-ов (то же, что потом и на МИГ-3 было, только на МИГ-3 их было не 4, а 6: 6 бомбодержателей и 6 направляющих для РС-ов – они же почти одинаковые).
Бардов: «Т.е. получается, что видимо они были у командира полка Николаева и его заместителя Уханёва, которому подбили мотор?
Так получается, что:
- на этом пулемётном И-16 с РС-ми ему мотор и подбили, он посадил её и она так и осталась на аэродроме «Новы Двур»,
- а Николаев на своём пулемётном И-16 с РС-ми улетел на аэродром 127-го ИАПа?!
Долгушин: «Да».
Голодниов (Dsci0031.wav, 00:00, http://slil.ru/23383472 ): "И-16 был очень манёвренный и выполнял любой пилотаж".
Бардов-Долгушину: "Так"?
Долгушин: "Так".
Сухоруков: «Николай Герасимович, это правда, что на И-16 можно было «сделать вираж вокруг телеграфного столба»?
Голодников: «Правда, по горизонтальной маневренности это был уникальный самолет».
Бардов: «Т.е. это в переносном смысле подразумевалось»?
Долгушин: «Ну конечно! Это только» (в переносном смысле – В.Б.)!
Бардов: «Т.е. подразумевалось, что в руках хорошего пилота на И-16 вираж получался с очень небольшим радиусом разворота»?
Долгушин: «Когда ты всё (интервью с Голодниковым – В.Б.) прочитаешь – если в нём не будет одного определения – я добавлю».
Бардов: "Понял. Идём дальше":
Сухоруков: «А по вертикальной (манёвренности каков был И-16 – В.Б.)?
Голодников: «От типа все зависело, от двигателя. У большинства, с М-25 - средне».
Сухоруков: «Говорят, на И-16 была на редкость неудобная кабина?
Голодников: «Как вам сказать, она была маленькая, но это потому, что И-16 был сам по себе маленьким самолетом, ее и расширить было нельзя.
Сухоруков: «Обзор был плохой?
Голодников: «Лоб большой, двигатель близко к кабине, спереди он большой угол закрывает. Конечно, если по прямой идешь, то обзор был не очень, но мы по прямой на И-16 никогда не ходили, «змейка», крены вправо-влево, это постоянно».
Долгушин: "Так".Голодников: «Когда приноровишься, то обзор нормальный. На наших самолетах в полку были сдвижные фонари, но перед боем мы их постоянно открывали. Во-первых – на фонаре имелось большое количество перемычек и целлулоид фонарей был «темный», видно через него было плохо, во вторых боялись, что фонарь заест. Если подобьют и выпрыгивать надо, то не сбросишь».
Сухоруков: «Так, что фонарь целлулоидный был? Это, что какой-то «самопал»? И, что фонарь был без аварийного сброса»?
Голодников: «Нет, фонарь был заводской. Целлулоидный, не плексигласовый. Двигался на салазках «взад-вперед». На некоторых самолетах аварийный сброс фонаря был, на некоторых - не было».
Долгушин (Dsci0031.wav, 02:15, http://slil.ru/23383472 ): "Я, например – не видел, чтобы был аварийный сброс фонаря. Небыло этого: и на И-16 и на Яках и на МиГах и на ЛаГГах небыло! И ввели только в 1944-м году»!
Сухоруков: «Что еще можете сказать о кабине»?
Голодников: «Ручка управления была нормальная, истребительная, т.е. ходила и «вперед-назад» и «вправо-влево» у самого основания. На ней гашетки управления огнем, удобные, можно было управлять одной рукой. Кроме гашеток на ручке ничего не было. «Чистая» ручка».
Голодников: «Специального отопления не было. От двигателя много тепла шло. Не мерзли, а вот лицо морозили. Для предотвращения обморожения лица были специальные маски из меха крота, но ими почти никогда не пользовались, они в бою мешали».
Долгушин (Dsci0032.wav, 00:20, http://slil.ru/23383472 ): "Некоторые ими пользовались. (Дело в том, что – В.Б.) не у всех одинаковое лицо:
- вот у меня (лицо) трудно обморозить,
- а у некоторых лицо более жирное и вот они лицо и морозили.
Поэтому некоторые ими (масками из меха крота – В.Б.) пользовались и только:
- когда «на потолок ходили – на высоту за 9000 м – там же –56,
- или в сильные морозы».
Вот я – никогда не ползовался».
Бардов: «Но в морозы то Вы летали! И прямо с голым лицом?! Там же скорость какая»!
Долгушин: «Да. Да нормально – выглядывать то за борт редко приходилось и только во время войны. А до войны – редко, когда».
Бардов: «Так вы прятались за козырьком – он спасал и его хватало чтобы лицо не морозить»?
Долгушин: «Да – за козырьком. Тепло шло от двигателя – там же небыло гермоизотяции между двигателем и кабиной! Поэтому горячий воздух идёт, попадает в кабину и поэтому тепло. Но лицо обдувает. Тут очки (показывает), а тут – надо было… Некоторые загораживались. Особенно, когда на посадку идёшь – надо высовываться. Потому что если так сидеть – из-за большого двигателя ни хрена не видно»!
Сухоруков: «Радиостанции на И-16 были»?
Голодников: «Радиостанция на И-16 были где-то начиная с 17-го типа. Отвратительные радиостанции! Дрянь! В них контуры были на такой основе, что-то вроде картона. Как только этот «картон» хоть чуть отсыревает, емкость контура изменяется и вся настройка «летит», ничего не слышно, треск один».
Долгушин (Dsci0032.wav, 02:22, http://slil.ru/23383472 ): "Это так и было всё время до 1944-го года».
Голодников: «Ларингофоны были такие большие, неудобные коробки, шею натирали.
Долгушин: (Dsci0032.wav, 02:33, http://slil.ru/23383472 ): "Вот такие вот (показывает и смеётся) ну, буквально вот такова вот размера!
Он вот такой вот - элипсовидный и толщиной примерно 2 см»!
Бардов: «А что Вы говорили на шею подкладывали под ларингофоны»?
Долгушин: «Ремни, которые держали (ларингофоны – В.Б.) и в которые провода вставлены крепились же к приёмнику и передатчику – ремень этот»…
Бардов: «Как удавка был, чтоли»?
Долгушин: «Удавка, самая настоящая! Ремень этот был сделан из замши, да ещё и грубой! И вот, когда крутишь (шеей – В.Б.) в бою и прилетаешь – то шея красная – прямо ремень!
Так мы:
- доставали материал такой – атлас,
- делали из него что-то вроде подворотничка
- и подкладывали и ларинги одевали на них.
Это было: и на И-16 первых, и на МиГ-3».
Бардов: «А радиостанций в «Лиде» и «Новом Дворе» ещё небыло»?
Долгушин: «Нет, небыло».
Бардов: «Ага – значит они позже появились? А когда они у вас появились, но толку с них небыло никакого, потому что треск сплошной шёл? Вы их использовали или просто выкидывали»?
Долгушин: «На МиГ-3, когда мы их получали в июне. Там было так: каждый самолёт имел приёмник, а самолёт командира ещё и передатчик. Поэтому командир звена мог связываться в двухстороннем порядке. Только:
- он может своим команду передать, а они – выполняют,
- а с землёй у него – двухсторонняя связь.
Но:
- эти ларинги шею стирали, аж до крови
- металлизации небыло и такой грохот в ушах, что вообще невозможно – голова «раскалывалась»!
Бардов: «И сколько вы мучались с ними, или»?…
Долгушин: «Так мы не мучались – просто к чёртовой матери выбрасывали всё из кабины, потому что невозможно было (это использовать – В.Б.):
- фонари снимали и оставляли в каптёрках
- и радиостанции».
Бардов: «И ещё и облегчали самолёт таким образом?! Ведь лётчики говорят что в самолёте каждая лишняя гайка»…
Долгушин: «Ну в какой-то мере – да. Но в принципе – лишние 30-50 кг – это не важно.
Сами приёмники на самолётах были хорошие. Вот например, я своих техников попросил – специалистов и они мне переоборудовали и сделали уформер – от уформера приёмник и передатчик крутились – работали. Уформер трещал, орал, жужжал и они всё это на улицу устанавливали и проводку делали в дом и приёмник прекрасно работал, снятый с нашего же самолёта.
А фонари сбрасываться начали только в 1943-м году! Хотя в 1942-м году можно было взять… Ведь от американцев (и англичан – В.Б.) машины когда пришли – у них же прекрасный сброс фонаря был – ручку потяни и всё – сбрасывется - на Харикейне, например»!
Бардов: «А у немцев, на Мессерах например»?
Долгушин: «Я не помню уже, хотя, летал я на Мессере. По моему был. Открывалась кабина у него (на бок – В.Б.) – это я помню, потому, что сам её:
- закрывал (тут тебе хоть техник помогает закрывать, причём техник с немцем помогали)
- и открывал уже сам.
Это я помню. А сбрасывался фонарь или нет – по моему сбрасывался».
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 10.11.2006 в 20:40.
Re: Обсуждение инт.А.Сухорукова с Н.Г.Голодниковым
Голодников: «Управление группой в воздухе осуществлялось маневром самолета (напр. Покачиванием крыльев), руками (жестикуляцией), пальцами, поворотом головы и т.д. Показываешь, допустим, два пальца, а потом взмах рукой вправо – означает «Пара вправо»».
Голодников: «Тут мимика многое играет особенности жестикуляции».
Долгушин (Dsci0032.wav, 08:32, http://slil.ru/23383472 ): «Ну:
- мимика - это относительное понятие! Мимика – это если ты рядом (летишь борт к борту – В.Б.),
- рукой – это уже дальше.
Мимика – ни черта не применялась! Мимикой можно только в любви объясняться! :-)
Это он врёт (смеётся)»! :-)
Сухоруков: «Бронеспинка и бронестекло были»?Н.Г. Бронестекла не было. Козырек из обычного плекса. В лобовой атаке двигателем прикрывались. Это было сильное качество И-16, он в лобовых атаках очень хорош был. Бронеспинка у И-16 была, с бронезаголовником. Надежная. Пули держала. Снаряды и крупнокалиберные пули, понятно, прошивали ее насквозь, но, она была не для них была предназначена".
Долгушин (Dsci0032.wav, 09:28, http://slil.ru/23383472 ): «Бронеспинку я не знаю - пробивали ли (снаряды и крупнокалиберные пули – В.Б.) или нет, потому что я не имею такого опыта. Но бронеспинка была немножко изогнутая по телу. Бронеспинка (была) с наголовником, прикрывала всё. Причём толщина была такая же как на МиГ-3, а на МиГ-3 по мне били в упор и с бронеспинкой ничево не могли сделать».
Бардов: «А они били бронебойными пулями»?
Долгушин: «Ну тем, что было на Мессершмитте – стандартными зарядами – это же было в бою. А я когда ударил с БС-а, по кабине немца – так 8 штук (пуль – В.Б.) вошло – пробоин было. Бронеспинка у немцев прямая была и разброс»...
Бардов: «Так, получается в ваши бронеспинки пули немцев рикошетить могли в какой-то мере, раз она слегка наклонная была»?
Долгушин: «Да, могли. Ну, ведь бронеспинка на МиГ-3 и на И-16 покрашена была – опудрена так и было видно, где пули попадали и скользили. На И-16 – не знаю, но на МиГ-3 (где такой же толщины была бронеспинка), я сам видел бронеспинку своего разбитого самолёта».
Голодников: «Радиокомпаса не было. Авиагоризонта то же не было. Был прибор «Пионер». Там были стрелка, она показывала «разворот-скольжение» и «шарик» - показывал крен «вправо-влево», по их взаимному расположению на шкалах и оценивалось положение самолета в воздухе. Надежный прибор. Были и другие приборы, приборная доска у И-16 была вполне полноценная».
Долгушин: «(Dsci0032.wav, 11:57, http://slil.ru/23383472 ): «Даже по тем временам авиагоризонт был бы не лишний»!
Сухоруков: «Про «механику» крыла, что нибудь можете сказать?
Голодников: «С 17-го типа на И-16 стояли щитки-закрылки, вручную выпускались. Но, в училище курсанты ими не пользовались, их жестко закрепляли. На фронте, на 28 и 29 типах, в этих щитках мы тоже особой надобности не испытывали. Тоже жестко закрепляли».
Бардов-Долгушину: «А эти щитки эти для увеличения площади крыла предназначены были? Это их закрылками называют»?
Долгушин: «(Dsci0032.wav, 12:27, http://slil.ru/23383472 ): «Да - для уменьшения посадочной скорости. Это не закрылки, а «посадочные щитки» их называют. Они у нас (жёстко – В.Б.) не закреплялись, но пользоваться ими (нужно – В.Б.) было очень осторожно. Когда садишься (на аэродром – В.Б.) и их выпустишь, (особенно полностью – на 55 градусов, а они достаточно здоровые – под фюзеляжем и под плоскостью) – хвост становился лёгким и сцепления костыля с грунтом почти небыло – поднимался хвост этими щитками! Потому на посадке было очень трудно справиться. (Поэтому – В.Б.) ими не пользовались практически, но я как командир звена, решил, что мне можно и (в результате сам – В.Б.) один разворот имел (при посадке – В.Б.) с этими щитками - не учёл немножко».
Бардов: «А при взлёте ими вообще не пользовались? Потому и называли «посадочные щитки»?
Долгушин: «Посадочные щитки – они и щас так называются. При взлёте ими совсем не пользовались – только на посадке. Только щас на самолётах их выпускают на какой-то угол, для того, чтобы увеличить подъёмную силу плоскости и уменьшить скорость отрыва».
Бардов: «А для чего тогда закрылки служат, что это такое и чем они отличаются от этих посадочных щитков»?
Долгушин: «Ну, это фактически одно и тоже. Предкрылки – это дело другое – они для того, чтобы на больших углах атаки сбивать с плоскости уплотнение (воздуха – В.Б.). При определённых больших углах атаки и перегрузке (предкрылки – В.Б.) они выскакивают на передней кромки плоскости и между ними и передней кромкой плоскости создавалось отверстие – щель 3-4 см».
Бардов: «Т.е. получалась как бы рамка такая»?
Долгушин: «Да-да. А воздух то не разъединяется! Сверху меньше скорость, а тут (показывает) – большая! И:
- через это отверстие – эту щель, воздух врывался,
- это уплотнение – «пограничный слой» (воздуха – В.Б.) сдувало,
- угол атаки увеличивался.
Без щитков плоскость бы «свернулась» - самолёт бы «свернулся», а (а когда предкрылки выскакивали – В.Б.) - плоскость работала нормально – (предкрылки – В.Б.) позволяли держаться – (предкрылки обеспечивали – В.Б.) устойчивость плоскости на больших углах атаки.
Но их только Лавочкин первый ввёл, а больше не у каво их небыло. А у немцев (на сколько я помню, но может я и ошибаюсь) помоему они были. На Ме-109G-2 по моему они были – я помню, что на пилотаже они у меня выскакивали».
Бардов: «А они автоматически сами выскакивали»?
Долгушин: «Они на больших углах атаки сами выскакивали вперёд впереди плоскости – чтобы увеличить угол атаки плоскости».
Голодников: «Шасси было механического выпуска, тросовое управление, вручную, лебедкой, без гидравлики. 43 оборота ручкой. Иногда, в спешке, особенно когда горючего мало, «не в ту сторону» закрутишь - тросы путаются. Поэтому каждый из нас в кабине плоскогубцы имел. Тросы перекусишь, колеса сами выпадают, потом «левая бочка, правая бочка», раз-другой крутанешь, шасси становятся на замки и нормально садишься».
Голодников: «Пользовались. Как выше 5000 м так по инструкции полагалось пользоваться кислородной маской. Оборудование было надежное. Подавался чистый кислород. Объем подачи можно регулировать вентилем, чувствуешь задыхаешься – прибавляешь. Была кислородная маска, потом сделали такой загубник, зубами зажимался. Хотя по сравнению с общим количеством вылетов, выше 5000 летали нечасто».
Голодников: «У нас в полку огонь открывали с метров 50-70-ти, заклепки видно, там с любым прицелом не промахнешься. С 200 м мы никогда не стреляли - далеко».
Долгушин (Dsci0034.wav, 00:38, http://slil.ru/23385266 ): «Ну, это он «соврал» - с 50-70 метров заклёпки не увидишь – только с 15-20 метров! Вот это я точно знаю»!
Голодников: «С 200 м мы никогда не стреляли - далеко».
Бардов-Долгушину: (Dsci0034.wav, 01:20, http://slil.ru/23385266 ): «А у вас интересно, как было»?
Долгушин (Dsci0034.wav, 01:23, http://slil.ru/23385266 ): «То же самое, но с 50 метров старались не стрелять – (старались стрелять – В.Б.) метров с 25, потому што не все умеют стрелять с прицелом. А с 25 метров – нос самолёта просто направь и всё – попадёшь! Правда и тебе будет – достанется. Но для этого (чтобы не досталось – В.Б.) есть способов много, чтобы (предотвратить – В.Б.) это дело (например – В.Б.):
- дёрнуть машину в сторону,
- моментально остановить,
- ударить
- и опять убрать машину (из сектора обстрела стрелков задней полусферы самолётов противника – В.Б.), чтобы (противник – В.Б.) не успел передвинуть свои (пулемёты контролирующие занднюю полусферу – В.Б.).
Например у немцев пулемёты на Хейнкелях-111 и на Юнкерсах передвигались быстро - (со скоростью – В.Б.) 16 градусов в секунду. Так вот, что нужно было:
- заходишь справа – бить по правому борту. Они всё направят на тебя – вся девятка,
- а ты как рванёшь, перескакиваешь влево и бьёшь! А они все свои пулемёты не успевают на тебя перевести – я быстрей! И всё»!
Бардов: «Кстати сейчас появились компьютерные программы-авиатренажёры - авиасимуляторы, доступные простым смертным, на которых Ваш метод (то, о чём Вы сейчас рассказали) сможет на себе попробывать любой пацан (но есть ньюанс – противник в этом случае будет компьютер и у него скорость реакции будет мгновенная)».
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 15.11.2006 в 12:30.
Про механику крыла, вооружение И-16 и мат как средство дост.цели
Сухоруков: «Про «механику» крыла, что нибудь можете сказать?Голодников: «С 17-го типа на И-16 стояли щитки-закрылки, вручную выпускались. Но, в училище курсанты ими не пользовались, их жестко закрепляли. На фронте, на 28 и 29 типах, в этих щитках мы тоже особой надобности не испытывали. Тоже жестко закрепляли».
Бардов-Долгушину: «А эти щитки эти для увеличения площади крыла предназначены были? Это их закрылками называют»?
Долгушин: «(Dsci0032.wav, 12:27, http://slil.ru/23383472 ): «Да - для уменьшения посадочной скорости. Это не закрылки, а «посадочные щитки» их называют. Они у нас (жёстко – В.Б.) не закреплялись, но пользоваться ими (нужно – В.Б.) было очень осторожно. Когда садишься (на аэродром – В.Б.) и их выпустишь, (особенно полностью – на 55 градусов, а они достаточно здоровые – под фюзеляжем и под плоскостью) – хвост становился лёгким и сцепления костыля с грунтом почти небыло – поднимался хвост этими щитками! Потому на посадке было очень трудно справиться. (Поэтому – В.Б.) ими не пользовались практически, но я как командир звена, решил, что мне можно и (в результате сам – В.Б.) один разворот имел (при посадке – В.Б.) с этими щитками - не учёл немножко».
Бардов: «А при взлёте ими вообще не пользовались? Потому и называли «посадочные щитки»?
Долгушин: «Посадочные щитки – они и щас так называются. При взлёте ими совсем не пользовались – только на посадке. Только щас на самолётах их выпускают на какой-то угол, для того, чтобы увеличить подъёмную силу плоскости и уменьшить скорость отрыва».
Бардов: «А для чего тогда закрылки служат, что это такое и чем они отличаются от этих посадочных щитков»?
Долгушин: «Ну, это фактически одно и тоже. Предкрылки – это дело другое – они для того, чтобы на больших углах атаки сбивать с плоскости уплотнение (воздуха – В.Б.). При определённых больших углах атаки и перегрузке (предкрылки – В.Б.) они выскакивают на передней кромки плоскости и между ними и передней кромкой плоскости создавалось отверстие – щель 3-4 см».
Бардов: «Т.е. получалась как бы рамка такая»?
Долгушин: «Да-да. А воздух то не разъединяется! Сверху меньше скорость, а тут (показывает) – большая! И:
- через это отверстие – эту щель, воздух врывался,
- это уплотнение – «пограничный слой» (воздуха – В.Б.) сдувало,
- угол атаки увеличивался.
Без щитков плоскость бы «свернулась» - самолёт бы «свернулся», а (а когда предкрылки выскакивали – В.Б.) - плоскость работала нормально – (предкрылки – В.Б.) позволяли держаться – (предкрылки обеспечивали – В.Б.) устойчивость плоскости на больших углах атаки.
Но их только Лавочкин первый ввёл, а больше не у каво их небыло. А у немцев (на сколько я помню, но может я и ошибаюсь) помоему они были. На Ме-109G-2 по моему они были – я помню, что на пилотаже они у меня выскакивали».
Бардов: «А они автоматически сами выскакивали»?
Долгушин: «Они на больших углах атаки сами выскакивали вперёд впереди плоскости – чтобы увеличить угол атаки плоскости».
Голодников: «Шасси было механического выпуска, тросовое управление, вручную, лебедкой, без гидравлики. 43 оборота ручкой. Иногда, в спешке, особенно когда горючего мало, «не в ту сторону» закрутишь - тросы путаются. Поэтому каждый из нас в кабине плоскогубцы имел. Тросы перекусишь, колеса сами выпадают, потом «левая бочка, правая бочка», раз-другой крутанешь, шасси становятся на замки и нормально садишься».
Голодников: «Пользовались. Как выше 5000 м так по инструкции полагалось пользоваться кислородной маской. Оборудование было надежное. Подавался чистый кислород. Объем подачи можно регулировать вентилем, чувствуешь задыхаешься – прибавляешь. Была кислородная маска, потом сделали такой загубник, зубами зажимался. Хотя по сравнению с общим количеством вылетов, выше 5000 летали нечасто».
Голодников: «У нас в полку огонь открывали с метров 50-70-ти, заклепки видно, там с любым прицелом не промахнешься. С 200 м мы никогда не стреляли - далеко».
Долгушин (Dsci0034.wav, 00:38, http://slil.ru/23385266 ): «Ну, это он «соврал» - с 50-70 метров заклёпки не увидишь – только с 15-20 метров! Вот это я точно знаю»!
Голодников: «С 200 м мы никогда не стреляли - далеко».
Бардов-Долгушину: (Dsci0034.wav, 01:20, http://slil.ru/23385266 ): «А у вас интересно, как было»?
Долгушин (Dsci0034.wav, 01:23, http://slil.ru/23385266 ): «То же самое, но с 50 метров старались не стрелять – (старались стрелять – В.Б.) метров с 25, потому што не все умеют стрелять с прицелом. А с 25 метров – нос самолёта просто направь и всё – попадёшь! Правда и тебе будет – достанется. Но для этого (чтобы не досталось – В.Б.) есть способов много, чтобы (предотвратить – В.Б.) это дело (например – В.Б.):
- дёрнуть машину в сторону,
- моментально остановить,
- ударить
- и опять убрать машину (из сектора обстрела стрелков задней полусферы самолётов противника – В.Б.), чтобы (противник – В.Б.) не успел передвинуть свои (пулемёты контролирующие занднюю полусферу – В.Б.).
Например у немцев пулемёты на Хейнкелях-111 и на Юнкерсах передвигались быстро - (со скоростью – В.Б.) 16 градусов в секунду. Так вот, что нужно было:
- заходишь справа – бить по правому борту. Они всё направят на тебя – вся девятка,
- а ты как рванёшь, перескакиваешь влево и бьёшь! А они все свои пулемёты не успевают на тебя перевести – я быстрей! И всё»!
Бардов: «Кстати сейчас появились компьютерные программы-авиатренажёры - авиасимуляторы, доступные простым смертным, на которых Ваш метод (то, о чём Вы сейчас рассказали) сможет на себе попробывать любой пацан (но есть ньюанс – противник в этом случае будет компьютер и у него скорость реакции будет мгновенная)».
Сухоруков: «РСы на И-16 были»?
Голодников: «Были. 57 и 82 мм. 57 мм - основные. Устанавливались по два на плоскость. Не очень точные, особенно 57 мм. Но по групповым целям работали хорошо. Если залпом по группе «бомберов» пустить, группа строй теряла, в разные стороны разлетались. Страшно.
Долгушин (Dsci0039.wav, 00:00): «(Голодников – В.Б.) сказал, что маленькие ракетки» (57-мм были – В.Б.).
Бардов: «А Вы говорите, что 57-мм-вые РС-ы Вы не видели»?!
Долгушин (Dsci0039.wav: 00:02, 06:56): «Не видел, а с 82-мм-выми я:
- видел как подвешивали их
- и даже летал с ними на И-16 в 1941-м году – командир полка как-то разрешил мне на своей машине слетать с ними, но я их не пускал,
- пускать - здесь (под Москвой – В.Б.) в 1941-м году научился на МиГ-3 и стрелял ими и 82-х и 130-мм-выми. А чево там пускать их, понимаешь – так же как из пулемёта и из пушки бить, так и их пускать»!
Бардов: «Это когда Вы рассказывали как с Макаровым и тем Ил-2, что сел на ваш аэродром в Клину столовую с личным составом немцев развалили»?
Долгушин (Dsci0039.wav: 07:15, 06:56): «Да-да – в Клину: ударили по столовой 130-мм-выми РС-ми (они по взрывной силе как 250-кг-мовые авиабомбы) и развалили. А били в упор, метров с 20»!
Бардов: «С 20-ти»?!
Долгушин (07:39): «Ну, конечно – в упор! Только нажал кнопку – видишь, что сошли уже – всё»!
Бардов: «Так вы так может даже и взрывную волну их ударную почувствовали»?
Долгушин: «Вообщето – почувствовали! А ведь часто чувствовали! Приходилось и через огонь проскакивать! Осколков только боялись. Особенно через огонь приходилось проскакивать когда били по автоцистерне с бензином: по ней ударишь - она взрывается – представляешь, какой столб?! А я иду на 15 метров! Ну проскочешь (этот столб огня – В.Б.) и всё. Били подчас метров с десяти, метров с семи – в упор! А что сделаешь?! Тут боишься – ведь (реактивный – В.Б.) снаряд свой! Жалко, если он не попадёт»!
Бардов: «И РС-ов то не так то и много было»!
Долгушин: «Не так то и много, но нам хватало. И поэтому били в упор: вот метров с 150-200 бьёшь, а ведь сам смотришь в прицел, а тут:
- нужно смотреть ещё и за высотою
- и в прицел нужно смотреть, понимаете ли!
Это опасное было дело! И конечно – когда метрах на 3-5-ти выводишь – куда деваться?! Тут не развернёшься, не успеешь ничево! Взорвалась цистерна с бензином – через пламя (летишь – В.Б.)! Особенно когда от Высоковска до Волоколамска вся дорога была забита машинами! А что мы делали на МиГах (когда наш командир был капитан Семёнов, но я как правило водил. Вот в книге «На взлёте» Семёнов написал, что Бедрин вёл. Не Бедрин – я вёл. Бедрин – это комиссар мой был. Я вёл.
Я (Семёнову – В.Б.) потом сказал:
- Зачем же ты написал так, понимаешь ли?!
- Ну, ладно, Сергей! Я тебе вон что написал!
Ну, посмеялись мы (и на том и закончили с этим вопросом и в книге всё так и осталось – В.Б.):
- в темноте взлетали,
- утром рано приходим к этой колонне,
- били сначала «голову» колонны – стопорили – затор делали,
- а потом «ходили» и выбивали главным образом цистерны с бензином. Как только заметим – огонь, не огонь, а всё равно били".
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 14.11.2006 в 00:12.
Re: Обсуждение инт.А.Сухорукова с Н.Г.Голодниковым
Долгушин (Dsci0039.wav,): "Машины не били и они там так и остались. Танки наши параллельно шли – колонну то некуда убирать – она вся стоИт! А танки наши идут. Полно снега. Где мешают они (машины – В.Б.) – они (танки – В.Б.) подойдут, сдвинут их и всё! Видели мы как танки (наши – В.Б.) сдвигают машины немецкие! А машины то исправные:
- ну может моторы вышли из строя – не успели слить воду немцы – конечно при таких морозах в 30 градусов вода конечно может мотор разорвать,
- а так – машина исправная – бери – езди, только прогрей мотор и езжай»!
Бардов: «А как они по вам действовали в плане зениток? Каково было на марше зенитное прикрытие немецкой колонны»?
Долгушин (Dsci0039.wav: 11:44): «Ну, там зениток почти што небыло – кое-где 20-мм-вые Эрликоны постреливали, а в основном – автоматы. А куда им эти автоматы, когда они все замотаны в бахилах»!
Бардов (Dsci0039.wav, 15:25): «А на танках у них небыло зенитных пулемётов»?
Долгушин: «Были! Эрликоны стояли на танках»!
Бардов: «И возможно – на гусеничных тягачах».
Долгушин: «Ну, подчас мы били не разбираясь, тягачь там, танк или ещё что-то подобное. Но по танкам из пушек и пулемётов не пойдёшь – главным образом били и них по машинам. А вот РС-ми были и по танкам. Но по танкам 82-мм-вый РС не брал, но попадая по гусеницам – разрывал их. Это потом уже»…
Бардов: «Но били не по одиночным целям, а по колоннам»?
Долгушин: «Нет – наоборот – поперёк били! Почему? Потому, что мы старались колонну задержать».
Бардов: «А я думал, что вы били вдоль колонны».
Долгушин: «Нет:
– они продвинулись немножко – километра 1,5-2 за ночь,
– а мы по «голове» колонны ударили, метров на 150 выбили машины и опять колонну застопорили,
– а дальше – выбиваем горючее - бензин. Без бензина никуда не поедешь.
Машины – чево их бить – они нужны и пригодятся нам. Они уже не влияют.А ведь снег кругом – не объедешь, не перегонишь. Надо передние машины растаскивать, а куда их оттащишь, куда их растащишь?! Чем? И колонна останавливалась. И это всё – от Волоколамска до Высоковска (это городк западнее Клина) почти как колонна была, так она там и осталась – мы замечали:
– немцы, убежали кто мог,
– валялось трупов,
– наши лыжники бегут на лыжах по лесу вдоль колонны слева и справа тоже туда и если попадались живые немцы – они их тоже хватали».
Бардов: «Зачищали, как это сейчас называют».
Долгушин: «Ну, конечно. Интересно было»!
Бардов: «Так вы сверху видели наших лыжников в зимнем обмундировании»?!
Долгушин: «Наших лыжников и всё. В зимнем:
– меховые полушубки на них, подчас белого дубления,
– в белых халатах, на лыжах и там автомат или винтовка – какое вооружение у них – мы же не знаем.
Или колонну вон, севернее озера под Солнечногорском поймали – там батальон вобщем шёл. У них строй был по 3 человека. И вот они вышли вдоль озера. Снег был метра полтора.
И мы возвращаясь (не по чему было стрелять – полный боекомплект и РС-ов, ПМ, БС и ШКАС) нарвались на эту колонну и начали бить».
Бардов: «А шли на малой высоте»?
Долгушин: «На малой высоте. Причём идёшь градусов 5 (с наклоном – В.Б.) и вот так носом (влево-вправо водишь – В.Б.). (Немцы – В.Б.) в снег разбежались и в снегу спрятались, но головы то видно».
Бардов: «Масхалатов то белых у нех небыло»?!
Долгушин: «Нету – в своих этих лохмотьях. И вот так (показывает) на МиГе носишься, бьёшь со всех пулемётов, вот так носом водишь и все пули, особенно трассирующие видно как втыкаются. И даже если в снег немец спрячется – всё равно пуля достанет – куда он убежит?! Потому что снегу полтора метра! Куда ты тут убежишь? Никуда! Валяются на снегу».
Бардов: «Так что вы просто летели вдоль этой колонны и носом влево-вправо шевелили».
Долгушин: «Они даже и не стреляли по нам. И вот в метре над ним проходишь, посмотришь впереди – какой ужас у него на лице, понимаете ли! Ну – смерть ходит»!
Бардов: «Да-да-да – летающая смерть»!
Долгушин: «Потом (был – В.Б.) второй вылет (в другое место – В.Б.), а на обратном пути я ребятам сказал: «Вернёмся, посмотрим на эту свою работу». Как мы улетали – была завалена эта тропа (трупами – В.Б.) – так все и лежали».
Бардов: «Положили всю колонну»?!
Долгушин: «Ну, впечатление такое, что всю колонну! Подсчитали так:
- кто говорит – 250,
- кто – 220».
Бардов: «А вас сколько было»?
Долгушин: «Нас пятёрка была со мной. Весь боекомплект расстреляли! Но нам удобно – по нам не бьют. В другой ситуации нам никто не разрешил бы на такой высоте выводить. Тут бы сразу руководитель полёта: «Ты, что, мать твою, делаешь?! На такое высоте стрелять и выводить – проходить на метр над снегом»!
Бардов: «Так там удивительно как вы винтом им головы ещё не поотрубали»!
Долгушин: «Но, чтобы винтом зацепили кого-то - небыло такого».
Бардов: «А Вы знаете, я читал, что с пилотами Ил-2 (вот мы книгу даже Вам Драбкина «Я летал на Ил-2», например, подарили) были случаи: вернулся Ил-2 с задания, техник подходит к лётчику и говорит – у тебя в»…
Долгушин: «Радиаторе голова! Были случаи! Это я знаю – сам смотрел в 1941-м году у Ил-2! Голову не видел, а как рука валяется в радиаторе - это я сам видел»!
Бардов: «Так что не врали они там»?!
Долгушин: «Так что – не врали ребята! Вот тоже – штурмовики: подполковник, командир полка. Подойдём к линии фронта и он берёт вот так: развернётся и бросает все бомбы туда. Они туда летят и за ним тоже самое. Ну, это конечно не для печати»…
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 14.11.2006 в 00:25.
Re: Обсуждение инт.А.Сухорукова с Н.Г.Голодниковым
Долгушин (Dsci0039.wav, 12:00): «Вот жаль не сохранилась – кто-то спёр это дело – бросали мы листовки. На листовках ни каких уговоров, ничево (подобного – В.Б.) – фотография:
- сидит молодой немецкий офицер,
- жена у него красивая,
- двое красивых детей – мальчишке лет 7, а (девчёнке – В.Б.) – лет 5,
- стол у них накрыт и они празднуют сочельник.
Теперь дальше:
- где он – валяется убитый в таком вроде капюшона надвинутом, но лицо открыто. Тут рваные на нём утеплитель и разные бахилы и всё (такое – В.Б.),
- а где она – она опять на празднике стоит обнявшись с Гебельсом и ему улыбается!
Вот такие листовки были и мы их засовывали и в карманы брюк и за пазуху и потом:
- бьёшь (на входе в пикирование – В.Б.),
- а на выводе – достаёшь прямо пачки (они свёрнуты и засунуты в карманы) и за борт бросаешь им вот такие вот «новогодние подарки»!
Бардов: «И за борт её бросаешь в набежавшую волну… воздуха».
Долгушин: «Мы смеялись – действительно, как приготовили это дело наши?! Там фотография хоть и как газетный снимок»…
Бардов: «Но смонтировано хорошо»?
Долгушин: «Смонтировано хорошо. Не знаю, это фотоснимок или подделка, но впечатление было такое, что это была не подделка, потому что:
- у (того молодого немецкий офицера, который – В.Б.) валяется
- и (того, который – В.Б.) сидит вместе с семьёй,
лицо то одно и то же! Тут уже не подделаешь:
– вот он валяется,
– а вот он сидит (с семьёй – В.Б.)
– тут стол накрыт и всё это дело – жена – красавица молодая, детишки тут улыбаются
– и жена с Гебельсом в обнимку и улыбается ему,
- а он (тот молодой офицер - В.Б.) – валяется (убитый – В.Б.). И прямо его лицо – свободно узнаваемое и вроде бы тут подделки и нет! Но наши разведчики всё это дело сделали.
Это была единственная листовка, которую я бросал с удовольствием! Она действительно умно (сделанная была – В.Б.). И небольшой текст – несколько слов. И мы их с удовольствием засовывали везде – и тут и в карманах».
Re: Обсуждение инт.А.Сухорукова с Н.Г.Голодниковым
Сухоруков-Голодникову: «РСы на И-16 были»?
Голодников: «Были. 57 и 82 мм. 57 мм - основные. Устанавливались по два на плоскость. Не очень точные, особенно 57 мм. Но по групповым целям работали хорошо. Если залпом по группе «бомберов» пустить, группа строй теряла, в разные стороны разлетались. Страшно».
ДОЛГУШИН (Dsci0028.wav, 00:10): «Я тебе расскажу случай (произошедший – В.Б.) не со мной: Иван Иванович Клещёв на ЛаГГ-3 был севернее Ржева. И вот он пускает 2 РС-а по пятёрке, семёрке или девятке Ю-87:
- РС попадает в одного – тот взрывается,
- Ведомые шарахнулись – два столкнулись,
- И (Клещёв – В.Б.) подошёл и вторым РС-ом ещё одного сбил!И вот, таким образом за один заход он сбил 4 Ю-87»!
Бардов: «А я интересовался этим вопросом и даже спорил с лётчиками и историками. Они говорили, что т.к. точность была у РС-ов почти нулевая, толку с них по воздушным целям было мало и их следует рассматривать только как оружие по наземным целям – как бомбы. Я сказал им – извините, ребята – было во время войны применение РС-ов и по воздушным целям и бывало оно вполне успешное»!
Долгушин (01:16): «Было и по воздушным целям, особенно – по группе бить: вот на Яках в 1943-м году мы воевали в Спас-Демьянской операции: у нас на всех машинах висели по 2 82-мм (РС-а – В.Б.) – у штурмовиков достали и вместо бомб подвесили их».
Бардов: «На каждое крыло»…
Долгушин: «По одному. И вот подчас по группе бомбардировщиков бьёшь – я сейчас не помню, сбивали или нет, но то, что разлетались группы – (это точно – В.Б.)!
А вот в 1941-м году под Смоленском мы их на МиГ-3 здорово били вот этими 82-мм-выми, даже дистанционно! Особенно, когда идут они – три девятки, а то один раз – пять девяток идут! И вот по строю бить – разгоняешь их и потом сбиваешь! А они иногда падают. Это были хорошие (РС-ы – В.Б.)».
Бардов: «Так что не только по наземным целям»?
Долгушин: «Не только по наземным – и по воздушным целям. И мы на них не обижались. И если летишь…
Вот тут вот – КП надо было разрушить командиру корпуса на Московском канале. А это на глазах у Жукова! Если карту большую открыть – крупномасштабную - я даже могу назвать, где это».
(Dsci0028.wav, 00:10): «- … "товарищ командующий".
- Ну – молодцы (сказал Жуков после того как группа Долгушина выполнила это задание - В.Б.)"!
Что интересно – когда мы все карты эти отдали, он (командующий, генерал Жуков говорит – В.Б.) этому полковнику: «И дай им немножко. Дай им – что ж они, понимаешь, в сухомятку будут что ли обедать - кушать то»?!
Я говорю: «Товарищ командующий – нам лететь ещё»!
А он отвечает: «Да что я вас (лётчиков – В.Б.) – не знаю, чтоли?! Выпьете грам по 100-150 – что вас – возьмёт что ли?! Я вас по Халхинголу знаю»!
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 14.11.2006 в 02:30.
Re: Обсуждение инт.А.Сухорукова с Н.Г.Голодниковым
Сухоруков: «Вооружение какое было»?
Голодников: «Вооружение было самое разнообразное:
- На 28 и 29 типах стояло пушечное вооружение,
- на 10, 17 и 21-м типах - пулеметное.
Хотя, на части истребителей, «Березины» и ШВАК могли взаимно заменяться.
ШКАСы в плоскостях стояли, иногда по два в каждой, иногда по одному, это на старых типах, на 4-5-м:
- очень скорострельные пулеметы
- и не очень надежные, задержки были часто. К пыли был не стойкий,
- при длинной очереди давали приличный разброс. Но длинной очередью стреляли редко, а в основном короткими, там подбить, пристреляться.
Поражающая способность ШКАСов была невелика:
- по Bf-109E ШКАСы были не плохи - Bf-109E был недостаточно бронирован,
- а вот по «F» или бомбардировщикам – слабая».
Долгушин (Dsci0039.wav, 01:28): «Да, они слабы были».
Голодников: «Пушка ШВАК была очень мощной. Хотя пушечные И-16 были тяжелее обычных, но все равно были хорошИ».
Долгушин (Dsci0039.wav, 01:38): «Хорошие машины».
Голодников: «Иногда у ШВАК были задержки, но это по вине обслуживания. Как только научились обслуживать, стали работать очень надежно».
Долгушин (Dsci0039.wav, 01:48): «Да – главным было засорение в стволе: в стволе было отверстие и когда снаряд проходил – то через это отверстие сзади газы затвор отводили – перезаряжали. Тоже самое (было – В.Б.) и на ШВАКах. И часто бывало забьётся это отверстие и (затвор – В.Б.) не отходит назад! Но была перезарядка:
- на пушках – воздухом – пневматическая,
- а на пулемётах – ручки и (бортовое оружие – В.Б.) опять вступало в работу.
Но иногда (бортовое оружие – В.Б.) отказывало тогда, когда оно нужно и приходилось матюкаться в воздухе».
Бардов: «Так, говорят во время воздушного боя когда радио работало – сплошной мат в радиоэфире стоял. При чём что у наших – что у немцев».
Долгушин (Dsci0039.wav, 02:55): «Стоял, стоял!».
Бардов: «При чём что у наших – что у немцев».
Долгушин (Dsci0039.wav, 02:57): «Ну:
- у немцев – не знаю – я не слушал,
- а потом – немцы не умеют так ругаться, как русские!
Это я знаю и сам этим пользовался – чего «греха таить»!
Бардов: «Не до сантиментов в воздушном бою»?!
Долгушин (Dsci0039.wav, 03:16): «Не-ет! Даже пользовались на посадке, особенно молодёжь (когда учили молодёжь посадке – В.Б.):
- «Убирай ("газ" - В.Б.), мать твою»…
- или «Тяни»!, а он «не тянет»! А как матюкнёшься на него – он «приходит в себя», ха-ха-ха…».
Бардов: «Т.е. популярно и эффективно подсказывали молодым, что нужно сделать, чтобы не разбиться и приземлитсья живым».
Долгушин (Dsci0039.wav, 03:38): «Вот так вот. При освобождении Белоруссии в 1944-м году, смотришь – он (молодой пилот – В.Б.) сел, у него перешёл винт на большой шаг и всё!
Он несётся через аэродром, а винт то работает! Хоть обороты маленькие, но на большом шаге Ла-7 тянет!
Я ему кричу: «Выключи мотор»! Он его выключает. Приземлился, а тут у него метров 250 – лес – Беловежская пуща – лес густой, здоровый! А он сидит как (парализованный – В.Б.).
Я как матюкнулся: «Правую ногу! Правый тормоз! Правую ногу! Крути машину, мать твою, перемать»!
И тут (только – В.Б.) до него дошло. Он «дал правую ногу» и резко развернул машину. Ну:
- на одном колесе покрышка лопнула
- и он на диске развернулся
- и буквально в пяти метрах от такого вот (показывает) дуба, левая плоскость прошла,
- но машина цела, не повреждённая и сам цел.
Вот иногда и мат (выручал – В.Б.).
Я у него спросил:
- Ну а почему ж ты это?!… (когда Долгушин по человечески мол ему говорил – не реагировал – В.Б.)
- Я слышал (но на этого лётчика как бы «ступор напал» и он не соображал ничево). Но потом – говорит – когда я услышал «мать, перемать»!…
Вобщем, на этого лётчика как бы «ступор напал» и он не соображал ничево. А когда он услышал «пятиэтажный» мат – он пришёл в себя и выполнил…
Это вот – из своей жизни – из практики. Я не матершинник, но иногда приходилось пользоваться. А иногда мат доходчевей всего понимают - с матом получается более доходчиво, понимаете ли».
Бардов: «У меня когда я служил в СА был командир – младший сержант Артомошин. Интеллигентный парень с высшим образованием. В Луцке он сейчас живёт. И после армии мы списались с ним и он мне по какому-то поводу написал: «Хотел я подобрать слово помягше, но потом понял для этой ситуации матерное – самое подходящее»!
Голодников: «У пушки ШВАК были:
- мощные фугасные снаряды. Если рвался в двигательном отсеке - все коммуникации разворотит,
- были и бронебойные снаряды".
Долгушин (Dsci0039.wav, 06:29): «И зажигательный ещё был – их четыре было».
Голодников: «Мы снаряды в ленту вразнобой снаряжали:
- два фугасных – бронебойный
- или два бронебойных – фугасный,
в зависимости от типа цели:
- бронебойный снаряд - обычная стальная болванка, без трассера,
- фугасный - был с трассером».
Долгушин (Dsci0039.wav, 06:40): «С трассером».
Сухоруков: «Бомбы подвешивали»?
Голодников: «У нас редко. По две 50 кг на плоскость. У нас все, в основном, с РСами летали».
Долгушин (Dsci0043.wav, 01:13): «Да».
Голодников: «Никогда не комбинировали. Либо бомбы, либо Рсы».
Долгушин (Dsci0043.wav, 01:20): «Да».
Сухоруков: «С эксплуатацией двигателей проблемы были»?
Н.Г. Двигатели на И-16 стояли хорошие, очень надежные. Два-три цилиндра повредят и все равно домой придешь».
Долгушин (Dsci0043.wav, 01:34): «В этом отношении он прав».
Голодников: «А «63-й» двигатель это «моща»! Очень приемистый! И-16 вообще «ходил за газом, азгонялся до максимума моментально, с «63-м» в особенности. Хорошо работал на всех высотах».
Долгушин (Dsci0043.wav, 01:45): «Вот, целый месяц мы их гоняли, в том числе и я. И пока вот это отработали, моторы И-16 сразу же заменили. Не знаю, Сталину докладывали ли, но наверняка он знал про это дело – он всё знал»!
Бардов: «А что значит «ходил за газом»»?
Долгушин (Dsci0043.wav, 02:28): «Ну – даёшь газ и скорость сразу растёт –приёмистый двигатель. Поэтому – «за газом» - даёшь газ и он двигается».
Сухоруков: «Специальный форсированный режим был?
Голодников: «Нет. Просто «полный газ». Тут все от летчика зависело, как он двигатель эксплуатировать умеет. Как оценить умеет, как вовремя добавить газ".
Сухоруков: «Какова была высотность двигателя?Голодников: «6-7 тысяч, это был предел. Но, боев на таких высотах практически не вели. Мы старались пониже бой перевести, на 1-2 тысячи. Немцы, тоже особо на высоту не лезли, старались держаться 4-5 тысяч.».
Долгушин (Dsci0043.wav, 03:04): «Ниже. Особенно с МиГами они старались спуститься».
Голодников: «На этой высоте двигатель «мессера» лучшие характеристики показывал».
Долгушин (Dsci0043.wav, 03:34): «Конечно».
Сухоруков: «Каков был расход горючего»?
Голодников: «Горючее И-16 быстро вырабатывал, минут за 40-45, а в бою, так вообще за минут 25-30».
Долгушин (Dsci0043.wav, 03:44): «Ну, это он бреш...»!
Бардов: «А реально»?
Долгушин: «Час. Мне на И-16 не пришлось по настоящему драться. В 1941 году полк, который был трёхэскадрильный, сделали двухэскадрильным (а я был командиром 2-й эскадрильи), то третья эскадрилья перешла ко мне, а она (была – В.Б.) на И-16.
Лётчикина там на И-16 сильные были.
Так вот И вот, я анализируя сбитые самолёты: - моей (2-й),
- этой (3-й)
- и первой эскадрильи,
(пришёл к выводу – В.Б.), что у них (у 3-й эскадрильи на И-16) самолётов сбитых было почти столько же, сколько и у нас».
"-vik-s-": «Ну по скороподъемности и нагрузке на мощность например».
В.Кондратьев: «То, что "чайка" и "ишак", имея меньшую нагрузку на мощность, проигрывали "Харрикейну" в скорости, говорит об их фиговой аэродинамике. А скороподъемность, если сравнивать "Харрикейн" с 20-м "Мэрлином" и поздние модели "ишаков", была примерно одинакова».
Бардов-Долгушину: «Это ответ тем, кто называет И-16 (в том числе огульно причисляя сюда и И-16 с новыми моторами М-62 и М-63) старьём, устаревшими самолётами и т.п.».
Долгушин: «Во всяком случае, драться на нём можно было.
И вот, когда я сел на «Харикейн» - я его проклинал, и думал:
«Дай ты мне И-16 – я буду драться на нём с удовольствием!
А эта сволочь (Харрикейн - В.Б.) – мотор «Ролс-Ройс» - ройсь, ройсь, а потом – копайсь! Это ж не самолёт был, а понимаете ли»…
Бардов: «Птеродактиль»?!
Долгушин (05:22): «Вообще, понимаешь (ли)!…
Хотя считается, что Харикейны (чуть не сказал – Рим спасли – как те гуси – В.Б.) - Лондон спасли! Не знаю, как они его спасли!
На нём (Харрикейне - В.Б.) же нельзя... даже ни Юнкерс, не Хейнкель не догонишь, не говоря уже (о вражеских истребителях – В.Б.)»!
Сухоруков: «Винт изменяемого шага на И-16 был»?
Голодников: «На 29 и 28 типах. Но, как-то к нему скептически относились.».
Бардов-Долгушину (Dsci0043.wav, 05:50): «А у вас, кстати, шаг винта менялся»?
Долгушин: «Был – Винт Изменяемого Шага – ВИШ».
Голодников: «Управлялся он тягами, вручную, специальным рычагом. ВИШ был хорош для более тяжелых машин, у И-16, то ли в силу убежденности личного состава, то ли еще почему, его возможностями практически не пользовались. Перед вступлением в бой винт облегчали и дальше работали только газом - вот и все использование».
Долгушин (Dsci0043.wav, 06:25): «Нет – пользовались. Так (полностью – В.Б.) - 2200 у нево:
- взлетали и пилотировали (на пилотаже) - на малом шагу и для боя «втыкали ево» - «суёшь ево» - ставишь на малый шаг – 1650 поставишь – и скорость больше и мотор работает и расход горючего меньше,
- а так - когда обыкновенно по марштуру ходили – когда идёшь – ставишь его - ну на на средний шаг 1300-1400 оборотов и «топаешь» себе - где-то 1900 держишь. И он (мотор и самолёт – В.Б.) «идёт себе» - работает хорошо - прекрасно, горючего меньше идёт - тратишь меньше, а скорость такая же».
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 15.11.2006 в 18:43.
Re: Обсуждение инт.А.Сухорукова с Н.Г.Голодниковым
Бардов: «Экономишь»?!
Долгушин (07:20): «Да. Обороты меньше держишь, потому что шаг винта подбираешь под скорость».
Бардов: «Экономичный режим»?!
Долгушин (07:27): «Экономичный режим, и всё».
Бардов: «И особых проблем это переключение на малый шаг во время боя не вызывало»?
Долгушин: «Нет:
- на «Чайках» - на И-153 – было просто зубчатое колёсико и надо было это колёсико крутить,
- а на И-16 просто ручка была рядом с сектором газа и (с помощью её – В.Б.) ставишь ево (мотор – В.Б.) на малый шаг.
Причём:
- ставишь её если полностью – тяжело мотору – так (полностью – В.Б.) - 2200 у нево,
- а вот поставишь его на 1800 - и всё.
Но:
- идёшь обыкновенно по маршруту – где-то 1900 держишь,
- а на этом – 1650 поставишь – и скорость больше и мотор работает и расход горючего меньше – и всё»!
Бардов-Долгушину (09:00): «Вот Голодников и говорит: «Перед вступлением в бой винт облегчали и дальше работали только газом - вот и все использование».
Долгушин (09:06): «И всё! В бою не приходилось это дело, хотя я на И-16-м мало «дрался». Вот когда я «дрался»: в 1941-м году полк (в котором служил Долгушин – В.Б.), который был трёхэскадрильный, сделали двухэскадрильным (а я был командиром 2-й эскадрильи). Третья эскадрилья (а (была – В.Б.) она на И-16) перешла ко мне».
Бардов (10:27): «А те, что Вам передали И-16 пушечные были»?
Долгушин (10:31): «Пушечные – такие же как и у нас были – как и мой И-16».
Бардов (10:27): «А направляющие под РС-ы были уже на них»?
Долгушин: «Были! Это такие же, на которых»…
Бардов: «Как у Николаева и Уханёва, только с пушками»?
Долгушин (10:55): «Ну да. Пушечные. Такие же, на которых 22-го июня я был. (09:22): Лётчики и машины перешли (в распоряжение Долгушина – В.Б.) и вот я иногда сяду на И-16 и лечу на нём (они же у меня) с ребятами на И-16. Вот и приходилось «драться» здесь вот. Но им нечево было делать, потому что когда с ними стал «драться» - у нево же было побольше любого сбитых самолётов! Они слышали. Когда дерёшься с ними – били. Ну, я помоему 1 самолёт сбил на И-16, кроме того, что два сбил в первый день (войны над Гродно – В.Б.). Потому что больше дрался на МиГе. А это – так – любительские (вылеты были – В.Б.). Вон, как я на Мессершмитте вылетел – просто изучил его с немцами…
(11:05): А так – много я на нём не дрался. На спарке в последний раз в 1942-м году летал: у меня один лётчик на Харрикейнах никак строй не держал! Так Окуленко попросил спарку И-16 (ну, на чём провести ево) – других то нету спарок! УТИ-4. Он (лётчик на Харрикейнах никак строй не держал?! – В.Б.) говорит: «Я когда-то летал».
- Ты ж в войну только летал! А когда на спарке летал?! (спросил Окуленко?! – В.Б.)
- Товарищ подполковник! Ну, что Вы – боитесь, что я ево расколю чтоли – я говорю.
- Ну тебя к чёрту! Лети – он говорит.
Он верил в меня! Ну – просто, умел летать. Откровенно говорю, не хвалюсь, понимаете ли»...
Бардов: «Сергей Фёдорович! Да не смешите Вы меня – уж кто бы сомневался что Вы во время войны то летать не умели! Уж не я по крайней мере»!
Долгушин: «На Харрикейн я просто сел и полетел. На Кобре – тоже самое. Причём на Кобре первый вылет – ночью садился! Под г. Баку"... (о чём можно почитать в соведней ветке, чтобы не отклоняться от основной темы - В.Б.).
Сухоруков-Голодникову: «И-16 «мессершмиту» сильно уступал»?
Голодников: «Все основные типы И-16 (10-й, 17-й и 21-й) по своим ТТХ уступали Bf-109E, но не очень сильно, старые типы – 4,5 - конечно сильнее».
Бардов-Долгушину: «Ну, это понятно, но к началу войны у вас этих типов уже небыло».
Долгушин (Dsci0044.wav, 00:26, http://slil.ru/23429094 ): «Да. Небыло. Их «подняли» (в воздух – В.Б.) в 1941-м году под Москвою. Их много было за Волгой. Так вот, лётчики были «безлошадные» - вот их и на И-5 и на R-Z и на И-16 даже с 22-м мотором» (посадили – В.Б.).
Бардов: «Да-да-да – у которых в качестве смазки изсользовалось касторовое масло»?!
Долгушин: «Касторовое! Мы смеялись про нево: «У детей отняли касторку»!
Голодников: «А вот И-16 28 и 29 типов Bf-109E превосходили. Скорость у них с «мессером» была одинаковая, зато по маневренности, в т.ч. и по вертикальной «Е» «ишаку» уступал».
Сухоруков: «Странно. В любом справочнике сказано, что:
- скорость И-16 28-29 типов на 3000 м в среднем 440-460 км/час,
- а у Bf-109E – 570 км/час,
а вы говорите одинаковая»?
Долгушин (Dsci0044.wav, 01:50): «570?! Да небыло - небыло всего этого!».
Сухоруков: «А уж «превосходство И-16 в вертикальном маневре», это вообще что-то новенькое».
Голодников: «На максимальной скорости в маневренном бою редко кто летает»…
Долгушин (Dsci0044.wav, 02:08 ): «Канешно»!
Голодников: «Точнее - редко у кого получается».
Долгушин (Dsci0044.wav, 02:10) : «Канешно»!
Бардов: «Редко у кого получается летать в манёвренном воздушном бою на максимальной скорости»!
Долгушин (Dsci0044.wav, 02:13) : «Канешно»!
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 20.11.2006 в 13:49.