???
Математика на уровне МГУ

Страница 1 из 4 1234 КрайняяКрайняя
Показано с 1 по 25 из 100

Тема: Вопросы к ветерану авиатехнику

  1. #1
    Механик
    Регистрация
    20.03.2005
    Адрес
    Харьков - Нижний Новгород
    Сообщений
    4,325

    Вопросы к ветерану авиатехнику

    Сегодня имел удовольствие кратко переговорить с Владимиром Григорьевичем Шульгиным, пилотом, воевавшим на По-2.
    http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?t=44854
    Оказывается, в 1936 - 1942 годах он был авиатехником (и даже старшим авиатехником), на И-15бис, И-16, Як-1. Служил он в разных местах. Войну встретил в Каунасе.
    Для вопросов по этой тематике (как к авиатехнику), я решил создать отдельно эту тему.
    Вопросы к нему, как к пилоту По-2, по прежнему принимаются в вышеуказанной теме.

  2. #2
    Зашедший Аватар для Chibis
    Регистрация
    13.05.2005
    Возраст
    70
    Сообщений
    336

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Вопрос по прицелу на истребителях.
    Как правильно определять дистанцию с его помощью.
    Что означали деления, а так-же внешний и внутренний круг.
    Расчитывали по радиусу или диаметру? Может формула какая была? Ведь наверняка ему приходилось изучать этот прицел.
    Вопрос пользовались ли расчетами в бою я не ставлю, ибо не пользовались из-за сложности этих самых расчетов. Но хотелось бы знать все-таки, как правильно им пользоваться.
    И по И-153.
    Что за прибор под номером 1, (см. приложение) и прибор ли это. И что за переключатель под вторым номером?
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	I-153.jpg 
Просмотров:	149 
Размер:	50.5 Кб 
ID:	67343  
    Крайний раз редактировалось Chibis; 19.01.2007 в 16:07.

  3. #3
    Долой хунту! Аватар для Myshlayevsky
    Регистрация
    20.10.2005
    Адрес
    Ив.-Фр.
    Возраст
    40
    Сообщений
    968

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Часто ли снимали обтекатели шасси на И-15бис, ставили их (в полевых условиях) на простые 15-ки?
    Часто ли от огня противника срывало капоты на интересуещих меня машинах?
    Насколько большие повреждения могли они (машины) выдержать?
    Были ли случаи подлома шасси - раздельно по типам 15 и 15бис, в каком месте ломалось.
    Ставили ли РС-ы?
    Лыжи использовали активно?
    Слабые места машины (не двигателя) - где что могло сломатся при грубой посадке - костыль, фюзель?
    Тяжко ли было выправлять капот после кувырка? сильно ли он повреждался?

    Следующее:
    Масло выбивало из-под капота?
    При капотировании киль шел в лес?
    Фото И-15-го или бис-а у него есть? Хотя это, пожалуй, и наглость.
    По мере возникновения вопросов продолжу.
    Крайний раз редактировалось Myshlayevsky; 22.01.2007 в 14:33.
    «Мы против власти олигархов!» —
    Три месяца твердил майдан.
    А кто сейчас об этом вспомнит,
    Тот провокатор и москаль.

  4. #4
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Интересно бы показать Шульгину следующие материалы:
    - интервью с Архипенко, Голодниковым и Долгушиным,
    - статью "Гвардии Король",
    - статью о Белогубе:
    - том, как и чем их полк занимался перед войной,
    - как полк встретил начало войны.
    И попросить Шульгина:
    - прокоментировать вышеуказанные воспоминания его коллег по поводу того, что в их полках было одинаково и в чём были отличия.
    Конкретные вопросы я щас прикину и составлю.
    Пока всё что я узнал из приведённого выше материала по Шульгину по началу войны - это "Война застала меня в Каунасе, куда я был командирован старшим техником. Наши самолеты противник уничтожил на земле в одночасье".
    И это всё что он нашёл нужным сказать по этому поводу?! :-()

  5. #5
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Итак, приступаем:

    1. На каких самолётах и в каком полку служил он в Каунасе - на И-153, 61-й штурмовой полк? Помнит ли он какие моторы были на этих И-153? Они (как и 127-й ИАП) получили новейшие модификации И-153 с моторами М-62?

    2. Слышал ли он что-нибудь о И.Е.Фёдорове (я где-то слышал, что Евграфыч в какой-то период тоже имел отношение к Великим Лукам: Шульгин: "В 1939 году я окончил Водьское авиатехническое училище и в звании воентехника 2-го ранга получил назначение в 42-й истребительный полк, который стоял в городе Великие Луки и находился в начальной стадии формирования. Командный состав полка почти полностью состоял из участников боев в Испании и на Халхин-Голе, многие из них имели редкие в ту пору ордена").

    3. Шульгин: "в начале 1940-го стали поступать «И-153» — «Чайка». Летом того же года полк перебазировался на аэродром Па-рубанок близ Вильнюса. Тогда эта акция называлась «подачей руки братской помощи народам Прибалтики».
    А приходилось ли ему и его однополчанам общаться с этим самым "народом Прибалтики" после этой самой "подачи руки" и как сам этот "народ Прибалтики" расценивал эту "подачу руки" (или с местными они вообще не общались? Ходили ли они по выходным на танцы в город, клубы и т.п.?). Как эту "подачу руки" он понимал тогда и сейчас?
    Вопросы эти пикантные и деликатные так что когда задавать их будешь - смотри по обстановке. Бывает наши ветераны болезненно реагируют на такие вопросы, либо уходят от вопроса. А бывает - отвечают честно.

    4. На каком удалении от границы находился их базовый аэродром и перелетали ли они в "летние лагеря" на полевой аэродром?
    Если да - на каком удалении он находился от границы по сравнению с базовым? Если они убывали в летние лагеря? Ставился ли их базовый аэродром на ремонт и если да - кто производил ремонтные работы на нём? Что любопытно - в наших краях - в г. Лиде, Желудке и Скиделе такие работы выполняли зэки и "комсомольцы" (как их назвал админ Рубона "Алмер").
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 22.01.2007 в 14:28.

  6. #6
    Механик
    Регистрация
    20.03.2005
    Адрес
    Харьков - Нижний Новгород
    Сообщений
    4,325

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    И это всё что он нашёл нужным сказать по этому поводу?! :-()
    Ну, это биографическая газетная статья. Там автору (И.Е.Негенбле) просто развернуться было негде.
    На самом деле, события начала войны для В.Г.Шульгина были достаточно драматичными. Я уточню еще несколько моментов, и попробую здесь рассказать.
    Под Каунасом был аэродром, на котором собрали перспективных летчиков из разных ИАП, входивших в состав смешанной авиадивизии, для переучивания на командиров звеньев. Соответственно, и самолеты были разные. Для организации их технического обслуживания и был откомандирован Владимир Григорьевич.
    А "подача руки" ведь и в первоисточнике в кавычках .
    PS Меня тоже мучает вопрос - получается, что наиболее опытные рядовые пилоты были изъяты из полков...

  7. #7
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    ==Под Каунасом был аэродром, на котором собрали перспективных летчиков из разных ИАП, входивших в состав смешанной авиадивизии, для переучивания на командиров звеньев.==

    Весьма любопытно. Дело в том, что когда-то я спросил Долгушина - кого он знал из соседнего 127-го ИАПа. И он ответил что знал из этого полка всего троих лётчиков:
    - Костю Трещёва (живёт в Москве и у меня есть связь с ним по телефону) - с ним Долгушин вместе Качу заканчивал а потом как я понял Трещёва перевели из 122-го ИАПа в 127-й перед войной,
    - Решетникова и Пронина - это были тоже качинцы, которых выбрали в 127-м ИАПЕ и послали инструкторами на аналогичные курсы командиров звеньев, на которые по возвращению из г. Саки были посланы учиться и Долгушин с его другом и тёзкой Макаровам. И они успели к началу войны закончить эти курсы. Правда они были не долгие.
    Так что что это за курсы Долгушину хорошо известно. Интересно было бы сравнить их воспоминания. А вот дословно то о чём я говорил выше:

    Бардов-Долгушину (аудиокассета RAKS): «А из 127-го ИАПа Вы знали кого-нибудь»?

    Долгушин: «Из 127-го я знал только Решетникова, Пронина (и Костю Трещёва – В.Б.):
    - я был на курсах командиров звеньев, а эти – свои же ребята (Решетников и Пронин) были инструкторами у нас – почему-то их поставили, переучили на И-16 и я с ними на спарке летал, когда был на курсах. А это было два месяца всево, когда мы вернулись с Крыма, после испытаний моторов – я и Серёжка Макаров попали на эти курсы,
    - а Костю Трещёва я знал, потому что Качу кончали вместе. И встретились потом помоему в 1942-м году. Трещёв же тоже из Тулы».

    Бардов: «Так он земляк Ваш»?

    Долгушин: «Да».

    ==PS Меня тоже мучает вопрос - получается, что наиболее опытные рядовые пилоты были изъяты из полков...==

    А не надо мучаться такими пустяками Всё логично. К томуже я не знаю какие сроки курсов были в Каунасе, а курсы Долгушина были очень короткие - может пару недель. Я уточню. Единственное что Долгушин не говорил - это на каком аэродроме проходили эти курсы у них. Если не забуду я спрошу у него. А хочешь - можете со своим ветераном сами ему позвонить если сможете позволить себе звонок в Москву.

    И ещё вот о чём спроси харьковчанина:

    Алмер (стр.4): «В снежне 1940 г. вышел приказ о переходе лётного персонала не имевшего выслуги более 4 лет на казарменное положение».

    Как к этому новшеству отнёсся л/с его полка в тот момент?
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 22.01.2007 в 22:33.

  8. #8
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    ==А "подача руки" ведь и в первоисточнике в кавычках.==

    Так мне и интересно - как он лично относился тогда и сегодня относится к этому "освободительному походу". С помощью таких вопросов можно заглянуть человеку в душу и понять что он собой представляет Насколько он человек умный честный и порядочный.
    Я частенько обсуждал подобные темы со своими ветеранами.

    Теперь переадресовываю Вам и Вашему ветерану вопросы коллеги Сердюкова, которые он просил меня задать знакомым мне лётчикам, имеющих опыт обращения с И-16 и И-153:

    Александр Сердюков (г. Харьков) – В.Бардову:
    Здравствуйте Василий.
    Как и обещал посылаю свою "выборку", может быть Сергею Федоровичу будет интересно это почитать и оценить уровень споров и справедливость различных предположений.По тем его выступлениям, что я видел в телепередаче о Василии Сталине мне он показался человеком достаточно строгим в оценках и за словом в карман не лезущем. Но мне интересны любые его отзывы, в том числе и ругательные.Дело в том, что в своей работе по "ишачку" я могу достаточно профессионально, основываясь на своих знаниях и опыте судить о конструкторских и технологических решениях при его проектировании и выпуске. Достаточно компетентно могу оценить ЛТХ полученные в результате испытаний. (По специальности я инженер-конструктор по самолетостроению, 10 лет назад закончил Харьковский авиационный институт. А по своей работе занимаюсь в том числе и проектированием самолетов, причем мой "сектор работ" это проектирование вертикального и горизонтального оперения, так что вопросы "устойчивости и управляемости самолета" это как раз в моей компетенции.) Но вот в вопросах связанных непосредственно с пилотированием самолета, с тактикой боевого применения и прочими "прикладными дисциплинами" приходится полагаться на мнения других, более компетентных в этом людей. Летчиком я к сожалению стать так и не успел. Когда после работы, службы в армии и учебы на первом курсе у меня наконец появилось "свободное от учебы время" для занятий в аэроклубе … Сами аэроклубы перестали существовать. Сначала материально (не стало бензина), а потом и технически (все Як-52 у нас уже списаны). Так что если свои знания в тактике применения я еще могу подымать прочтением книг (начиная с мемуаров и заканчивая различными учебными пособиями - от " Тактики в боевых примерах " и до книжек типа "Инструкция по воздушному бою истребительной авиации 1945 г") то вот с летной практикой и вопросами с ней связанными…. тут дела весьма печальны. Вообщем вот несколько примеров моих рассуждений, обобщений, предположений и выводов. Свои высказывания я дал обычным шрифтом.
    Высказывания моих оппонентов курсивом + высказывания разных людей отличаются количеством >>>> перед фразами.
    Различные темы споров я отделил друг от друга жирной линией ______
    На всякий случай я скопирую сюда и свои вопросы к Сергею Федоровичу, которые я передал Вам раньше.
    Интересно все, что так или иначе связано с И-16. На сколько я помню, начинал он именно на них + он кажеться из училища выпустился в 1940?
    Интересно как их готовили в училище:
    - Какая была программа подготовки
    - Сколько было курсантов в группе - на одного инструктора.
    - Как он оценивает уровень подготовки курсантов. - Как оценивает уровень инструкторов (причем интересно "по отдельности" как они тогда относились к инструкторам и что он думает сейчас "так сказать с позиций опытного летчика и командира")
    Кстати, такая "двойственная" оценка интересна практически по всем вопросам».
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 22.01.2007 в 17:39.

  9. #9
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Далее - на сколько я помню Ваш ветеран имел дело с И-16?
    Возможно ему будет интересно ознакомиться с данной статьёй - это лучшее что мне удалось найти в сети по И-16 и беседуя с Долгушиным и определяясь с типами И-16 с которыми он имел дело я опирался на этот материал:

    Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова
    http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru60&page=i-16

    Исходя из этой статьи можно вычислить с какими типами И-16 имел дело Ваш ветеран

  10. #10
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    ==Оказывается, в 1936 - 1942 годах он был авиатехником (и даже старшим авиатехником), на И-15бис, И-16, Як-1. Служил он в разных местах==

    По этому поводу покажите ему обсуждение с пилотами Голодниковым и Долгушиным обзора из И-16 и конструкции фонаря его:

    Интервью Андрея Сухорукова с Николаем Герасимовичем Голодниковым
    http://www.airforce.ru/history/ww2/golodnikov/part1.htm

    Сухоруков-Голодникову: «Обзор был плохой»?

    Голодников: «Лоб большой, двигатель близко к кабине, спереди он большой угол закрывает. Конечно, если по прямой идешь, то обзор был не очень, но мы по прямой на И-16 никогда не ходили, «змейка», крены вправо-влево, это постоянно. Когда приноровишься, то обзор нормальный. На наших самолетах в полку были сдвижные фонари, но перед боем мы их постоянно открывали:
    - во-первых – на фонаре имелось большое количество перемычек и целлулоид фонарей был «темный», видно через него было плохо,
    - во вторых - боялись, что фонарь заест. Если подобьют и выпрыгивать надо, то не сбросишь».

    Сухоруков: «Так, что фонарь целлулоидный был? Это, что какой-то «самопал»? И что фонарь был без аварийного сброса»?

    Голодников: «Нет, фонарь был заводской. Целлулоидный, не плексигласовый. Двигался на салазках «взад-вперед». На некоторых самолетах аварийный сброс фонаря был, на некоторых - не было».

    Долгушин-Бардову (Dsci0023.wav, 00:00, http://slil.ru/23373540 ): «Я разъясню тебе – что такое неподвижный фонарь:
    - первый фонарь был неподвижный,
    - а потом был подвижный.Так вот, на модели (И-16 тип 4) с 22-м мотором фонарь не закрывался».

  11. #11
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Чибис: "Вопрос по прицелу на истребителях. Как правильно определять дистанцию с его помощью.
    Что означали деления, а так-же внешний и внутренний круг.
    Расчитывали по радиусу или диаметру? Может формула какая была? Ведь наверняка ему приходилось изучать этот прицел.
    Вопрос пользовались ли расчетами в бою я не ставлю, ибо не пользовались из-за сложности этих самых расчетов. Но хотелось бы знать все-таки, как правильно им пользоваться".

    Почитайте беседы с Голодниковым и Долгушиным - они как раз подробно и популярно оба ответили на эти вопросы (а автору ветки просьба довести эту инфу до его подшэфного ветерана и спросить что он может от себя добаить и что он думает по этому поводу):

    Сухоруков-Голодникову: «Какой был прицел»?

    Голодников: «Прицелов было два:
    - Первый такой длинный, оптический, не помню как назывался. Труба проходила сквозь козырек, а в ней перекрестье.
    - На трубе был установлен второй, небольшой коллиматорный прицел.

    Сухоруков: «Прицелы нормальную точность обеспечивали?

    Голодников: «У нас в полку огонь открывали с метров 50-70-ти, или когда заклепки было видно уже - там с любым прицелом не промахнешься. С 200 м мы никогда не стреляли - далеко»!

    Бардов-Долгушину: (Dsci0034.wav, 01:20, http://slil.ru/23385266 ): «А у вас интересно, как было»?

    Долгушин (Dsci0034.wav, 01:23, http://slil.ru/23385266 ): «То же самое, но с 50 метров старались не стрелять – (старались стрелять – В.Б.) метров с 25, потому што не все умеют стрелять с прицелом. А с 25 метров – нос самолёта просто направь и всё – попадёшь! Правда и тебе достанется. Но для этого (чтобы не досталось – В.Б.) есть способов много, чтобы (предотвратить – В.Б.) это дело (например – В.Б.):
    - дёрнуть машину в сторону,
    - моментально остановить,
    - ударить
    - и опять убрать машину (из сектора обстрела стрелков задней полусферы самолётов противника – В.Б.), чтобы (противник – В.Б.) не успел передвинуть свои (пулемёты контролирующие занднюю полусферу – В.Б.).
    Например у немцев пулемёты на Хейнкелях-111 и на Юнкерсах передвигались быстро - (со скоростью – В.Б.) 16 градусов в секунду. Так вот, что нужно было:
    - заходишь справа – бить по правому борту.
    - они всё направят на тебя – вся девятка, а ты как рванёшь - перескакиваешь влево и бьёшь! А они все свои пулемёты не успевают на тебя перевести – я быстрей! И всё»!

    Бардов: «Кстати сейчас появились компьютерные программы-авиатренажёры - авиасимуляторы, доступные простым смертным, на которых Ваш метод (то, о чём Вы сейчас рассказали) сможет на себе попробывать любой пацан (но есть ньюанс – противник в этом случае будет компьютер и у него скорость реакции будет мгновенная)».

    Долгушин (Dsci0023.wav, 00:35, http://slil.ru/23373540 ): «А прицел на И-16 с 22-м мотором и на первых 25-х (Оптический прицел ОП-1 «Альдис» - В.Б.) – это труба вот такого диаметра (показывает) – длинная вот такая. В него смотришь и управляешь самолётом».

    Бардов: «А не стукаешься в полёте»?

    Долгушин: «Стукаешься. Но он имел резиновую накладку (наглазник – В.Б.)».

    Бардов: «Сейчас на оптические прицелы такие ставят. А приходилось глаз прикладывать вплотную»?

    Долгушин: «Вплотную! А иначе не разглядишь ничево! Вот – воткнёшься и всё. И через него и горизонт видно и всё это дело, но вот такое вот пространство (показывает), потому что угол зрения то у него незначительный - узкий!
    И на 25-м моторе тоже этот прицел был, а потом поставили колиматорный прицел».

    Бардов: «А колиматорный (ПАК-1) – это светящийся»?

    Долгушин: «Светящийся. В этот прицел всё было видно. Вот это – оптическая система»…

    Бардов: «И была сетка с кольцами дальности»?

    Долгушин: «С кольцами дальности. Оптическая система и передавалась на пластинку – вот такая вот пластинка впереди и всё высвечивалось вот сюда:кольца, ракурс определить и дальность до самолёта (противника – В.Б.). Рисунок там такой: 50м, 50м, 50м… - высвечивалось слева и справа. Поэтому в кольцо берёшь…
    При чём:
    - вначале были неуправляемые эти кольца – более простые - просто расстояние определяли по ним,
    - а потом – уже на послевоенных прицелах – ручкой управлять можно было дистанцией, т.е. обрамлять самолёт - по плоскостям определяешь дальность стрельбы и ручкой газа управляешь этими кольцами».

    Бардов: «На ручке газа было смонтировано управление – на той, что сектором газа называют»?!

    Долгушин: «Да – сектором газа и на нём управление всё – тросики и управление этим прицелом, но это уже после войны. И была встроена система, которая сама учитывает: упреждение, ветер, снос и всё это дело – более автоматические прицелы стали на истребителях.И поэтому, когда управляешь этим делом – вписал – то не надо выводить нос на упреждение и всё это дело – просто обрамляешь – сливается силуэт самолёта по плоскостям, а в прицеле всё это… Но в войну всего этого ещё небыло».
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 24.01.2007 в 16:07.

  12. #12
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Может ли Ваш подопечный авиатехник прокоментировать рассказ Долгушина о том как часто меняли сошники на самолётах:

    Бардов-Долгушину (Dsci0026.wav, 00:00, http://slil.ru/23373744 ): «Это на новых И-16 (24-го типа) – тех, что вы получили уже в 122-м полку, уже было это колёсико вместо костыля с сошником»?

    Долгушин: «Да-да – это уже в полку, в 1940 г. На некоторых машинах и сошники были. А что такое сошник? На костыле пластинки – вертикальная и горизонтальная. И вертикальная пластинка врезалась в грунт, а костыль легко управлялся от педалей. И за счёт костыля и держалась машина – можно было её «держать».Как только сядешь – начинаешь вон что делать – в первые полёты у курсантов на спарке буквально ноги с педалей слетали! J Потому, что машину начинает елозить по горизонту влево-вправо – надо держать»!

    Бардов: «Получается – И-16 танцевать начинает»?

    Долгушин: «Самым настоящим образом! А когда летали то в школе – тормоза не включали – вот этот вот костыль и помагал (машину держать».

    Бардов: «А почему тормоза не включали»?!

    Долгушин: «А зачем курсанту? Хватает и так – грунтовой же аэродром. Костыль врежется и им управлять легко - если «дал левой ноги» – костыль моментально занесёт и у тебя уйдёт хвост - легко управлять вот этим. И за счёт этого можно было держать самолёт. Но пока машина успокоится – приходилось часто работать»!

    Бардов: «И пока научишься».

    Долгушин: «Да. Сошник - эту вертикальную плашку - делали глубоким из стали, примерно сантиметровой толщины и примерно сантиметра 4 глубиной. И он буквально за месяц стирался полностью»!

    Бардов: «Как солдатские подковы за неделю»!

    Долгушин: «Да-да. И его –- меняли и наваривали другой. И с 25-м мотором машина была более сложная, чем (более поздние модели - с мотором М-62 и М-63 – В.Б.)».

  13. #13
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Может ли Ваш подопечный авиатехник прокоментировать рассказ Долгушина о том, что во время войны пилотам истребителей приходилось самостоятельно запускать свои самолёты с помощью ручки РИ и системы "Эклипс"? А то мы тут поспорили с современными лётчиками на форуме сайта авиа.ру - они не верят что такое по силам одному человеку. Вот мне и интересно узнать мнение Вашего подопечного авиатехника. Наверняка он что-то знает или слышал по этому поводу - пускай он нас рассудит:

    Долгушин: (Dsci0029.wav, 00:00, http://slil.ru/23373810 ) «Ручка (рукоятка стартера «РИ») в кабине, но чтобы раскрутить, вставлялась она в моторный отсек впереди центроплана (это я хорошо помню) с левой стороны – я раскрутил, запрыгнул на плоскость и в кабину.(Dsci0030.wav, 00:00, http://slil.ru/23381952 ) «(Если бы «Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа» – В.Б.) Это сколько нужно было бы оббегать:
    - впереди винта,
    - левую плоскость и всё!
    Вот потому я и запомнил это дело, потому что это было – 22-го июня 1941 г. раза 3-4 я сам запускал вот этой ручкой!

    Бардов: «А вот кстати, в полдень 22-го июня, когда Вы не смогли сесть на аэродроме 127-го ИАПа и прилетели с севшим аккумулятором и сели на аэродроме «Лида», а потом решили лететь назад на аэродром 127-го ИАПа к своим – вы заменили в Лиде севшие аккумуляторы? И что называли эклипсом»?

    Долгушин: «Нет. Так же ручкой запустил:
    - обыкновенно техник раскручивал или моторист,
    - а тут ты один - ручка в кабине у тебя и всё – самому пришлось. Но я раскрутил её так!… От аккумулятора он примерно 1800 оборотов делал, а мы теряли время немножко – он останавливался и поэтому мы раскручивали его примерно до 2200 оборотов – ну, чтобы вскочить и чтобы побольше он покрутил.
    А что такое «система запуска эклипс»: это такого вот (показывает) диаметра и такой толщины бронзовое тяжёлое колесо – маховик самый настоящий! И когда:
    - раскрутишь
    - и включишь рычажок для запуска,
    - соединяешь вал двигателя с этой болванкой,
    - а на валу с болванкой зазубрины (зубчатое соединение – В.Б.) – вот они цепляются друг за друга, соединяются и («болванка») начинает крутить мотор.
    В мирное время ими не пользовались, а в полевых условиях он выручал: аккумулятора нету – раскрути ручкой и запускай»!
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 26.01.2007 в 17:18.

  14. #14
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Может ли Шульгин прокоментировать то что говорят Голодников и Долгушин о И-16 против Ме-109Е и Ф?

    Голодников-Сухорукову ( http://www.airforce.ru/history/ww2/golodnikov/part1.htm ): "И-16, в принципе, легко и быстро делал до 500 км/часМе-109 «Е» летал быстрее, но не намного. В бою разницы в их скорости практически не ощущалось. Динамика разгона у И-16 была потрясающей, особенно с М-63. Это его второе уникальное качество, после горизонтальной маневренности. По динамике он превосходил все тогдашние отечественные истребители, даже новых типов. Тогда, ближе всех к нему по динамике разгона Як-1 был, но и он уступал. «Мессер» пикировал хорошо, уходил. И-16 тут был хуже - «лоб» большой, на пикировании больше 530 км/час развить не давал. Но, надо сказать, в бою, если надо было оторваться, что они от нас, что мы от них, всегда отрывались".

    Сухоруков: «Как отрывались, пикированием или на вертикаль»?

    Голодников: «Да как обстановка позволяла. И так, и так».

    Долгушин-Голодникову (Dsci0032.wav, 01:05): «Ну, на вертикали ты от него не оторвёшься - только на пикировании».

    Сухоруков: «То есть, когда ГСС В.Ф. Голубев и ГСС А.Л.Иванов в своих мемуарах писали, что И-16, как истребитель, их устраивал, чуть ли не до конца 1942 года, то они не врали? Это не пропаганда»?

    Голодников: «Не врали».

    Долгушин (Dsci0032.wav, 01:32): «Не врали! Теперь так: 9-й полк с Дальнего востока пришёл сюда на новых машинах - самолётах И-16 с 63-м мотором. И одна эскадрилья попала в 180-й полк, а потом – в 30-й гвардейский. Вернее, они стали отдельной эскадрильей – всего было 3 эскадрильи:
    - две остались в полку,
    - а одна стала отдельной эскадрильей.
    Так же как и наш полк 180-й – все полки сделали двухэскадрильными и одну отдельную эскадрилью.
    Так эта отдельная эскадрилья И-16 и была.
    А в августе 1941-го года начали полки собирать.
    И вот, эта эскадрилья (командовал которой Сергей Иваныч Тимофеев – вон у меня ево и фотография есть – называется «Три Сергея: Макаров, Долгушин и Тимофеев») мало отставала от нас и даже больше, чем первая эскадрилья сбивала!
    (04:05): Но лётчики конечно сильные были: дальневосточники – они и ночью летали на нём – машиной владели!
    Вот почему я и говорю: мы на МиГ-3, а они на И-16. Ну:
    - наша – 2-я эскадрилья побольше имела,
    - а вот с 1-й эскадрильей они почти што одинаково были на И-16.
    Так что, если б мы не потеряли эти самолёты – на И-16…
    Но когда я начал командовать этой эскадрильей – эскадрильи две получились, а третью ликвидировали – они ко мне перешли и вот у меня получились И-16 и МиГ-3. И я летал на И-16 и один раз даже сбил самолёт...
    Теперь дальше – дивизия, которой командовал Осипенко под Кишинёвом: они же в сумерках вывали всю авиацию на запасные аэродромы! И вот на этих самолётах – на И-16 – дрались включая и Ростов! И на Северном Кавказе дрались на этих машинах и не уступали! Так что, если б мы не потеряли эти самолёты – если бы не погибла эта авиация – 22-го и 23 июня особенно - на И-16 можно было бы воевать и хорошо воевать! И кто б там не говорил – некоторые говорят: «Тихоходный»!…
    Конечно:
    – если так по горизонту набирать высоту и догонять Юнкерс – не догонишь,
    – но когда ты их встретишь, или когда они идут бомбить – бей их и всё!
    Потом – большая «звезда» впереди – и в лобовую атаку не страшно. И не так то просто по бомбардировщикам с водяным мотором – одна пулька (попадёт тебе в уязвимые места водяного мотора – В.Б.) и всё! Мотор за 30-40 секунд сгорит и разорвётся! А когда впереди большая «звезда» - попала пулька – ну и хрен с ней! Пробьёт – ну копоть будет.
    Мне вон на Ла-7 один раз один цилиндр разбили – ну и што? Я на восьми цилиндрах «дотопал до дома» и посадил, а к утру следующего дня машина готова была – заменили цилиндр – вот и всё»!

    Бардов: «А были б Вы на Ме-109» - пришлось бы кинуть самолёт»…

    Долгушин: «А был бы на Яке – пришлось бы тут или сажать на живот или прыгать – вон как у меня под Сталинградом – пулька попала паршивая и всё»!
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 22.01.2007 в 18:24.

  15. #15
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Ещё вопрос - что по его мнению - основа в воздушном бою (это к вопросу по "формуле успеха Покрышкина")? Я понимаю что он техник а не истребитель поэтому интересует что по этому поводу считали лётчики с которыми ему приходилось дело иметь.

  16. #16
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Следующий вопрос - приходилось ли ему встречать (ну в смысле слышать что нибудь подобное о лётчиках с которыми он служил во время войны) "дальнозорких лётчиков" вроде Долгушина или Орехова:

    Долгушин: «Радио небыло. Информации никакой нет. Только глаза и не у всех они одинаковые! Вот проверяют врачи по таблице – вблизи всё видно – зрение (у всех) одинаковое. Но:
    - у одного … (обычное зрение – В.Б.)
    - а у другого – дальнозоркость – дальше видит!
    Вот летим, бывало…
    Вот Семёнов в своей книге пишет: «Долгушин очень дальнозоркий – он первый всегда замечает».
    А вот у меня лётчик был (Орехов – В.Б.). Вот он смотрит: «Месерла, месерла» оттуда! Я смотрю, смотрю (я хорошо умел видеть) – нету! Никто не видит и потом только различают! А он – первый видит»!

    Бардов: «То есть у него еще более острое зрение было»!

    Долгушин: «Да. Зрение – оно различается! Хотя у всех зрение – 1, иначе тебя врачи не пустят».

  17. #17
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Приходилось ли ему до войны видеть самолёты с фотопулемётами и с направляющими под РС-ы?
    Долгушин говорит в их 122-м ИАПе они были ещё до войны.

  18. #18
    Механик
    Регистрация
    20.03.2005
    Адрес
    Харьков - Нижний Новгород
    Сообщений
    4,325

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    О шасси на И-15:
    ...хвостовое там не колесо даже, а пята. Причем пята капитальная такая, типа ковша, передняя часть немножко закругленная, и вдоль всей пяты вот такие.. как три пальца, может поменьше, ну как два-то точно, миллиметров по 12 примерно, два ребра.
    В: Как полозья?
    О: Да. Потому что направление после посадки удерживалось педалями, которые завязаны на руль поворота, и одновременно, на хвостовую точку опоры...

  19. #19
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    ==О шасси на И-15:
    ...хвостовое там не колесо даже, а пята==

    И называлась эта "пята" - "костыль", к которому приваривался сошник - о чём Долгушин и говорил в приведённом мной примере выше. А ФЁдоров Иван Евграфович сказал как-то что их лётчики называли его "конской за...пой" Он вообще большой юморист и выдумщик даже через чур Рассказывал как-то как на довоенных учениях он этим костылём зацепил за антену радиостанции и утащил с собой... вместе с радиостанцией А потом мол на ней ещё и пилоты их учились
    Врёт конечно, да что с него возьмешь?

    Кстати все вопросы приведённые выше вполне можно задать и Шацкому.
    Ну что ещё вопросы задавать?

  20. #20
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Слышь Леон! Там говорят у вас в Минске живёт ГСС политрук 37-го с.п. Ливенцев. Его по ТВ с год назад показывали в док. фильме.
    Он войну встретил на границе севернее аэродрома Долгушина.
    А спал в палатке рядом с другим политруком - Ремовым, с которым я вчера по телефону говорил и договорился что зайду к нему на этой неделе. Ремов говорил мне что когда он 21-го июня ехал на границу в батальон Ливенцева то проезжал мимо аэродрома Новый Двор и видел с дороги прямо Ишачки 122-го полка стоявшие там.
    Не мог ли бы ты (может с помощью редактора журнала Армия Качука) помочь мне розыскать этого Ливенцева пока он еще жив?

  21. #21
    Долой хунту! Аватар для Myshlayevsky
    Регистрация
    20.10.2005
    Адрес
    Ив.-Фр.
    Возраст
    40
    Сообщений
    968

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    По костылю управляемому знаю, но что там ребра были - не знал, спасибо.
    Как дедушка?
    «Мы против власти олигархов!» —
    Три месяца твердил майдан.
    А кто сейчас об этом вспомнит,
    Тот провокатор и москаль.

  22. #22
    Механик
    Регистрация
    20.03.2005
    Адрес
    Харьков - Нижний Новгород
    Сообщений
    4,325

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Ну что ещё вопросы задавать?
    Задавайте-задавайте. Только я сейчас не в Минске а в Харькове.
    Как дедушка?
    Ну, дедушкой его назвать трудно... Выправка еще та.

  23. #23
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    А нет ли у тебя в Харькове знакомых среди ветеранов адвокатуры или прокуратуры? Дело в том, что в Харькове жил и умер ветеран 213-го с.п. Николай Степаныч Нагорный (благодаря которому я в 1984-м году и стал "красным следопытом"). Когда я в 1987-м году ушёл в армию - он умер а его потомки продали квартиру и съехали в неизвестном направлении. Вот я и хочу поспрашать у ветеранов харьковских адвокатов - помнят ли они Нагорного и может знают куда его потомки подевлись?! У них должно остаться в их семейном архиве много интересных материалов. Кстати я из-за Нагорного и взял в оборот Долгушина потому что Нагорный каждый раз на встречах однополчан задавал риторический вопрос - всё небо черное в крестах было 22-го июня, а куда же подевалась наша авиация?!

  24. #24
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    И ещё - дай харьковчанину а потом и Шацкому почитать ветку о политруках и комиссарах на этом форуме и спроси что он думает по этому поводу и какие у них самих отношения с их комиссарами были и что они собой представляли.

  25. #25

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Цитата Сообщение от LeonT Посмотреть сообщение
    Ну, дедушкой его назвать трудно... Выправка еще та.
    Кланяйтесь ему от меня.

Страница 1 из 4 1234 КрайняяКрайняя

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •