15.06.2009
"Воздушный флот"
Имена летчиков-героев на борту Бе-200ЧС


Борзов прильнул к прицелу и пошел в атаку. Он словно не замечал, что горит левый мотор, и языки пламени лижут плоскость. Облегченно вздохнул, когда убедился, что бомбы сброшены точно в цель. Задание было выполнено. Но "мессеры" упорно наседали. Расстреляв два концевых самолета группы Борзова, они, словно стервятники, набросились на самолет ведущего. Удалось сбить еще одного гитлеровца, однако фашисты не отступали, очевидно, решив добить краснозвездного подранка.
С боем уводил Борзов свой самолет к линии фронта. Перестал работать левый мотор, не удалось сбить пламя с плоскости, горела передняя кабина. Минуты, проведенные в горящем самолете, все дальше и дальше отдаляли мужественный экипаж от линии фронта. Но вот уже огонь в кабине пилота, он больно жжет руки, лицо, ноги. Дальше тянуть нельзя, надо покидать самолет, а Борзов старается увести машину, пока она слушается, все дальше. "Ваня! Покинь самолет немедленно!" - приказал он стрелку-радисту Беляеву. И сам, последним из живых, покинул борт своей подбитой машины.
Его считали погибшим, но на седьмые сутки изнурительных блужданий по лесам и болотам летчик, как заправский спасатель, собрал, сплотил вокруг себя и вывел в расположение своих войск отряд почти в триста бойцов Красной Армии...
А 19 сентября 1943 года И. Борзов стал командиром 1-го гвардейского минно-торпедного полка. Под его командованием летчики потопили до конца войны 83 фашистских транспорта, 4 подводные лодки, миноносец, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 танкера. Сам Борзов разработал множество новых приемов уничтожения врага на море. А его победные торпедирования вражеских кораблей в лунную ночь значительно расширили боевые возможности применения минно-торпедной авиации флота и вошли в академические учебники и анналы истории.
22 июля 1944 года Ивану Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны полковник И.И. Борзов с отличием окончил Военно-морскую академию, преподавал в ней. Командовал авиационной дивизией, авиацией Северного и Балтийского флотов, а с 1962 по 1974 год - авиацией ВМФ. В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации. С его именем связан переход морской авиации на качественно новый этап развития: появились реактивные самолеты-ракетоносцы и корабельная авиация.
Третий самолет Бе-200ЧС решено назвать именем знаменитого морского летчика дважды Героя Советского Союза Василия Ивановича Ракова. Свою первую Золотую Звезду он получил во время Советско-финской войны - 7 февраля 1940 года.
...В декабре 1939 года эскадрилья капитана В.Ракова вылетела на уничтожение стратегического аэродрома противника. На подходе к аэродрому самолет комэски попал в зону интенсивного зенитно-пулеметного огня, был сильно поврежден и загорелся. Соответствующим маневром Ракову удалось сбить пламя с горящего двигателя, и он продолжал вести эскадрилью на цель, вывел ее на аэродром противника и внезапно нанес точный бомбовый удар. В результате ни один самолет противника не смог подняться в воздух, а аэродром надолго был выведен из строя. Выполнив задачу, Раков на поврежденном самолете без боевых потерь привел эскадрилью на свой аэродром.
Великая Отечественная война застала Василия Ивановича в Военно-морской академии. После ее окончания - служба на Черноморском флоте, где он командовал 2-й морской авиабригадой, защищавшей Севастополь и Керчь.
С апреля 1943 года Раков вновь сражается на Балтике. Командуя 12-м гвардейским пикировочно-бомбардировочным авиаполком ВВС Балтийского флота, он участвовал в уничтожении фашистских кораблей и транспортов, наносил бомбовые удары по военно-морским базам, портам и наземным объектам противника.
В июле 1944 года в Финском заливе появился немецкий крейсер ПВО "Ниобе". Воздушная разведка засекла его переход в финский порт Котку. Крейсер представлял собой плавучую зенитную батарею. На нем было установлено 8 зенитных орудий и 24 зенитных автомата в счетверенных и спаренных установках. Кроме того, на палубе имелись РЛС зенитной стрельбы. Численность личного состава составляла 397 человек.
Для уничтожения такой цели был разработан специальный план операции. Балтийские летчики тщательно готовились к его выполнению. И 16 июля 1944 года самолеты флота нанесли массированный удар по крейсеру. Группы штурмовиков за 7 минут атак подавили зенитные батареи противника в порту Котка и на близлежащих островах Халансаари и Титинэн. Удары штурмовиков прикрывали истребители дальнего действия Як-9.
После этого на "Ниобе" под прикрытием истребителей вышли две группы пикировщиков Пе-2 под командованием Героя Советского Союза, гвардии подполковника Василия Ракова. Противозенитным маневром, преодолевая мощную ПВО крейсера, наша ударная группа из одиннадцати Пе-2 пошла в атаку. Четыре фугасные бомбы ФАБ-250 Ракова попали в "Ниобе", бомбы других самолетов также угодили в крейсер или разорвались рядом с ним. Вторая группа самолетов уже добила фашистский крейсер, а последовавший за ними удар торпедоносцев отправил его на дно моря.
За потопление вражеского крейсера Указом Верховного Совета СССР командиру 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка ВВС Балтийского флота гвардии подполковнику Василию Ивановичу Ракову во второй раз было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время войны он совершил 180 боевых вылетов, участвовал в потоплении 12 кораблей и транспортов противника.
После войны Раков командовал авиационной дивизией, окончил Военную академию Генерального штаба, был на преподавательской работе в Военно-морской академии. Он доктор военно-морских наук, профессор, генерал-майор авиации.
А четвертый Бе-200ЧС будет носить имя Ивана Моисеевича Сухомлина - Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, участника Великой Отечественной войны.
Он - выпускник Севастопольской военной авиационной школы морских летчиков - был назначен летчиком-инструктором в Ейскую школу того же названия. Освоил 12 типов летающих лодок и самолетов.
В 1936 году И. М. Сухомлин стал инспектором ВВС РККА, затем - командиром испытательного отряда в НИИ морской авиации, где познакомился с главным конструктором Г. М. Бериевым. Испытывал его летающие лодки, а также морские машины А. Н. Туполева. В процессе доводочных испытаний своих аппаратов Г. М. Бериев просил Сухомлина делать по возможности грубые посадки, чтобы проверить днище лодки на прочность и установить ресурс по посадкам ее на воду. И летчик-испытатель успешно справлялся с такой задачей.
Чтобы обогатить свой опыт глубокими знаниями в области авиации, Иван Моисеевич поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, которую окончил в 1941 году.
Когда началась Великая Отечественная война, Сухомлин продолжил испытания тяжелого гидросамолета А.Н.Туполева МТБ-2 (АНТ-44бис) в боевых условиях в составе ВВС Черноморского флота. На этой прекрасной машине экипаж Сухомлина совершил около ста ночных боевых вылетов в тыл врага на бомбардировку стратегических объектов в Румынии. Об этих вылетах Иван Моисеевич вспоминал так: "Машина, спроектированная в амфибийном варианте, по инициативе летчиков-моряков была превращена в летающую лодку. После модернизации на нее можно было подвешивать до четырех тонн бомб, а при полетах на близкое расстояние семь тонн. Наша задача заключалась в том, чтобы держать противника в непрерывном напряжении, изматывая его ПВО. Действовали мы как из засады. Ночью на малых газах подходили к объекту, враг нас практически не видел и не слышал, так как на двигателях нашей машины стояли противошумные экраны. Мы сбрасывали одну бомбу и уходили в сторону, минут через двадцать, когда противник несколько успокоится, снова заходили на цель и бросали вторую бомбу. Ну, а когда требовалось точечное бомбометание, мы делали пологую спираль, сбрасывали САБы, которые были нам верным союзником, они здорово ослепляли зенитчиков и прожектористов немцев и хорошо подсвечивали нам выбранные цели".
Вскоре майора И. Сухомлина отозвали с фронта для работы в НИИ. Но ему удалось вернуться на фронт. Воевал на Северном флоте в знаменитом гвардейском истребительном Сафоновском полку. Там проявил себя как мастер воздушного боя, истинный летчик-истребитель. За короткий период в небе Заполярья Иван Моисеевич сбил 7 вражеских самолетов. Всего за время войны он совершил 254 боевых вылета и не был ни разу сбит. Кстати, и при испытаниях не потерял ни одной машины. Это был самый безаварийный боевой летчик и летчик-испытатель!
По окончании войны И. Сухомлина направили на работу летчиком-испытателем в Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова, где он продолжал испытывать самолеты конструкции Г.М. Бериева и А.Н.Туполева. Установил при этом 42 мировых авиационных рекорда. Стал начальником летной части, потом заместителем начальника института по летным испытаниям. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Ивану Моисеевичу Сухомлину было присвоено звание Героя Советского Союза - за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники..
Летчики МЧС России сегодня гордятся тем, что летают, в том числе во многие страны мира, на самолетах, носящих имена легендарных героев нашей Родины. А теперь и гидросамолеты МЧС будут нести на своих бортах имена выдающихся морских летчиков-героев. В дальнейшем, с поступлением в авиацию МЧС России новых самолетов Бе-200ЧС, им тоже будут присваиваться имена морских летчиков - героев Великой Отечественной войны. Среди них Николай Афанасьев, Алексей Губрий, Петр Стрелецкий, Филипп Усачев, Иван Шаманов.