7 сентября 2009 года
Новые правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах позволят сократить количество нарушений антимонопольного законодательства

Летние месяцы для Федеральной антимонопольной службы (ФАС) оказались насыщенными в плане взаимодействия с авиационной отраслью. После согласования Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, 22 июля 2009 года Правительство РФ утвердило этот документ, и спустя 90 дней он должен вступить в силу. Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах. По мнению разработчиков, принятие правил позволит предупредить возникновение условий, которые ставят потребителей в неравное положение при доступе на рынок, инфраструктуре и услугам аэропортов. Таким образом, подготовлен первый документ, разработанный во исполнение статьи 10 нового закона о защите конкуренции.

Применительно к авиационному топливному обеспечению, вводятся норма, согласно которой операторы ТЗК при наличии заявок от потребителей (авиаперевозчиков либо поставщиков авиационного топлива) в обязательном порядке заключают договоры на оказание комплекса услуг или отдельной услуги при наличии технической возможности аэропорта. Такими услугами являются хранение авиационного топлива и заправка воздушных судов с использованием инфраструктуры топливного обеспечения в аэропорту.

Со своим топливом

Перевозчики связывают с новыми правилами большие надежды. "Каждый новый заключенный авиакомпанией договор на хранение собственного топлива - это серьезное достижение, так как при этом достигается значительная экономия, - отмечает начальник отдела топливного обеспечения авиакомпании "Сибирь" Денис Абашев. - Вполне естественно, что ТЗК неохотно идут на заключение таких договоров, так как долгое время они покупали топливо самостоятельно, делали свою наценку и, пользуясь монопольным положением, продавали это топливо авиакомпаниям". Соответственно, наличие инструмента, который позволит гарантировать беспрепятственное заключение договоров на хранение и заправку позволит перевозчикам существенно сократить свои расходы.

О масштабе потенциальной экономии может говорить тот факт, что в декабре 2008 года следственный отдел при ЛОВД в аэропорту "Пулково" возбудил уголовное дело по статье 178, часть 1, Уголовного кодекса ("недопущение, ограничение или устранение конкуренции") по факту нарушения антимонопольного законодательства компанией "Совэкс". Тогда представители правоохранительных органов заявили, что действия заправщика нанесли ГТК "Россия" ущерб в 1 млрд руб. Правда, до максимального наказания, предусмотренного Уголовным кодексом - лишение свободы на срок до семи лет и штраф до 1 млн руб. - дело не дошло. Однако после возбуждения дела новых сообщений о нарушении антимонопольного законодательства "Совэксом" не появлялось.

В 2008 году прошли многочисленные проверки топливозаправочных комплексов, результатом которых было вынесение десятков предписаний об устранении нарушений и переданные в суд дела. Продолжилась эта практика и в 2009 году - так уже летом по заявлению авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" были проведены проверки, которые привели к возбуждению дел в отношении аэропортов Кавказских Минеральных Вод, Анапы, Калининграда, Хабаровска. Причем, по мнению начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России Константина Сеничкина, возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства - очень действенная мера по борьбе с монополистами. "Если нарушение доказано, то на компанию-нарушителя налагается штраф в пределах от одного до пятнадцати процентов от выручки за предшествующий год. Это десятки и сотни миллионов рублей", - отмечает он.

Из одного кармана в другой

Проведенная антимонопольным ведомством атака на нефтяные компании привела к тому, что с начала года цены на авиатопливо стали постепенно снижаться, причем темп спада цен более или менее соответствовал темпу удешевления нефти на мировом рынке. За первое полугодие 2009 года цены на авиатопливо в среднем сократились на 15%. В то же время существенно возросла стоимость услуг по заправке самолетов - на 68%. Согласно данным, опубликованным Росавиацией, стоимость услуги по заправке в начале 2008 года составляла в среднем 1050 руб. за тонну. За полтора года она выросла вдвое, причем более чем на 60% - с начала 2009 года. Сейчас заправка тонны стоит в среднем 2,1 тыс. руб., а "лидерами" являются ТЗК оператора "ЛУКОЙЛ-Аэро" (от 4,0 до 5,2 тыс. руб. за тонну), "Базэла" (от 3,9 до 5,7 тыс. руб.)
По мнению специалистов, отчасти рост цены на услугу связан с тем, что реальная стоимость заправки в крыло учитывалась в цене керосина, поэтому существовавшие ранее цены носили номинальный характер. Сейчас же, когда ТЗК лишаются возможности перепродавать керосин с наценкой, они все больше перекладывают упущенную выгоду на стоимость услуг - благо последние не контролируются Федеральной службой по тарифам.
Но даже и в этих условиях отдельные операторы ТЗК продолжают отказывать авиакомпаниям в хранении топлива. "Мне непонятна ситуация, когда в Томске и Кемерово ТЗК предоставляют для авиакомпании квоты на хранение собственного топлива, а схожие по объемам перевозок и количеству рейсов аэропорты Новокузнецка, Омска и Барнаула сообщают, что без этой наценки они обречены на банкротство", - возмущается Д.Абашев.

Два лучше, чем один

Еще одно направление развития конкуренции в сфере авиатопливообеспечения - создание альтернативных топливозаправочных комплексов. Мнение авиаперевозчиков однозначно: "Появление альтернативных ТЗК снижает стоимость топлива и заправки", - уверен пресс-секретарь Sky Express Виталий Коренюгин. Ему вторит Д.Абашев: "Анализируя открытие альтернативных ТЗК в последние два года, можно с уверенностью сказать, что появление нового комплекса при любом исходе переговоров, либо заключение договора на хранение "собственного" топлива, либо предоставление скидок на заправляемое топливо, в любом случае для авиакомпании обеспечивает уменьшение стоимости топлива минимум на 2 500 руб. за 1 тонну". По мнению экономистов "Аэрофьюэлз", снижение стоимости авиаГСМ при начале работы альтернативного оператора составляет в среднем от 12 до 20% цены в крыло, и также одновременно повышается уровень сервиса, предоставляемого топливозаправочными компаниями.

Конечно, целесообразность строительства альтернативных ТЗК в аэропортах, обслуживающих один-два рейса в неделю, отсутствует. Но в крупных портах, претендующих на роль транспортных узлов, два комплекса обеспечивают не только снижение цен, но и повышение качества обслуживания и безопасности, ведь конкуренция ведется не только по ценовому параметру, но и по качеству услуги.
Впрочем, число альтернативных ТЗК в российских аэропортах увеличивается очень медленно. По признанию генерального директора "Аэрофьюэлз Групп" Владимира Спиридонова, "как правило, при открытии нового комплекса или склада ГСМ приходится преодолевать административные барьеры и бороться с противодействием аэропорта. Как это ни парадоксально, но главным противником развития альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах России выступают сами аэропорты, которые так или иначе аффилированы с уже действующим оператором авиатопливообеспечения, и противятся любому приходу нового оператора". Причем негативный опыт есть не только у "Аэрофьюэлз" - аналогичные проблемы были и у вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которые пытались открыть собственные комплексы. Сложности начинаются уже на этапе подготовки разрешительных документов, оспаривается землеотвод, по многу раз проводятся экспертизы и проверки. Все это затягивает строительство новых объектов и сокращает привлекательность инвестирования в такие комплексы.
Но даже в случаях, когда альтернативный комплекс построен, его нормальная работа может быть нарушена, и последний пример - ситуация, сложившаяся в Международном аэропорту Уфа. По заявлению ООО "Аэрофьюэлз Групп", руководство аэропорта на протяжении пяти месяцев пытается выдавить альтернативный ТЗК "Аэрофьюэлз Уфа" с рынка авиатопливообеспечения. Автоцистерны с керосином, принадлежащим альтернативному оператору, не допускаются на территорию аэропорта, несмотря на наличие пропуска на въезд на его территорию. "Этими действиями прекращен завоз авиатоплива на склад ТЗК "Аэрофьюэлз Уфа", - подчеркивается в заявлении.
В свою очередь, руководство аэропорта парирует обвинения, утверждая, что сроки действия договоров, ранее заключенных между ООО "Фирма "Аэрофьюэлз Уфа" и ОАО "МАУ", истекли. Среди этих договоров числится и въезд на контролируемую территорию аэропорта. При этом аэропорт обвиняет своего партнера в том, что тот не представил необходимые документы для оформления соответствующих договоров, и пакет разрешительной документации. "В связи с этим, ОАО "МАУ" было вынуждено приостановить оказание этих услуг до окончательного урегулирования и завершения процедур оформления новых договоров", - отмечается в пресс-релизе аэропорта. "Аэрофьюэлз" парирует, утверждая, что с декабря 2008 года компания просит пролонгировать действие соглашений, однако эти обращения игнорируются "МАУ".
По фактам блокирования работы альтернативного ТЗК "Аэрофьюэлз" уже обратилась в Росавиацию, Федеральную антимонопольную службу, а также в правоохранительные органы. В результате блокирования въезда на перрон топливозаправщиков компании "Аэрофьюэлз Уфа" предприятию нанесен ущерб, который специалисты компании оценили в 70 тыс. руб., иск о его возмещении уже подан в арбитражный суд. Всего же в результате действий аэропорта ущерб группы компаний "Аэрофьюэлз" на начало сентября составляет более 10 млн руб. На эти суммы убытков также готовятся судебные иски. При этом каждый день простоя приносит дополнительные убытки.

На сложившуюся ситуацию отреагировала Росавиация. Федеральное агентство подготовило письмо, в котором называет недопустимой сложившуюся ситуацию и предписывает "принять меры по допуску строительных организаций и автоцистерн с авиатопливом на склад ООО "Фирма "Аэрофьюэлз Уфа". И хотя подписавший письмо заместитель руководителя агентства В.Черток ссылается на еще не вступившие в силу правила обеспечения доступа к услугам естественных монополий, есть основания полагать, что действия аэропорта могут квалифицироваться как нарушение Федерального закона "О защите конкуренции". Кроме того, в конце августа в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Росавиации и распоряжением руководителя Приволжского межтерриториального управления воздушного транспорта была создана комиссия и проведена проверка в аэропорту Уфы, установившая грубые нарушения Федеральных авиационных правил в части пп. 14, 15 ФАП "Требования авиационной безопасности к аэропортам".

Между тем, впору подсчитывать ущерб не только альтернативному оператору, но и самому аэропорту. Из-за высоких цен на керосин, ряд перевозчиков уже сократил объем заправок в Уфе. "Заправки в этом аэропорту минимальны, рейсы выполняются из аэропорта "Домодедово", где цена на топливо значительно ниже. В этой связи с целью минимизации расходов осуществляется танкирование топлива из "Домодедово" на обратные рейсы из Уфы, что значительно дешевле, чем заправляться в Уфе", - отмечает Д.Абашев.

Возвращаясь к позиции, которую занимает антимонопольное ведомство, следует отметить, что руководство ФАС выступило с инициативой проведения проверки деятельности авиакомпаний, которые, по мнению чиновников, недостаточно сократили цены на авиабилеты, несмотря на наблюдавшееся в первом полугодии снижение стоимости авиатоплива. Очевидно, что авиакомпании, которые работают в условиях жесткой конкуренции, смогут доказать, что истинной причиной сохранения цен на перевозки на высоком уровне является монополизм поставщиков услуг, в том числе и авиатоплива. И тогда внимание антимонопольщиков вновь обратится на компании-монополисты, а также на тех, кто стремится завоевать монопольное положение.
http://www.aviaport.ru/news/2009/09/07/180918.html