Маленькое предисловие.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть – разница между самолетом, подлежащим восстановлению, и самолетом списываемым, лежит исключительно в экономической плоскости. Техническая возможность восстановить самолет «от бортового номера» есть почти всегда, но далеко не всегда это будет экономически целесообразно.
Тем не менее, у всех воевавших сторон было четкое разделение на самолеты поврежденные и самолеты уничтоженные.
А теперь обратимся к деталям.
Итак, классификация потерянных и поврежденных самолетов – Royal Air Force.
Британская система классификации в войну изменялась, поэтому необходимо говорить о двух периодах.
1. Период 1939-1940.
1.1. Category U – не требующий ремонта.
1.2. Category M - поврежден и требует ремонта. Имелись подкатегории.
Category Mu – требует ремонта, ремонт возможен на месте силами эксплуатирующего подразделения.
Category Mc – требует ремонта, ремонт возможен на месте, но требует поставки агрегатов и/или оборудования, не имеющихся у эксплуатирующегося подразделения.
1.3. Category R (B) – требует ремонта в условиях ремонтного завода или завода изготовителя.
1.4. Category W – самолет уничтожен, не подлежит восстановлению.
В 1941 году система была дополнена, и в таком виде использовалась до начала 50-х. Итак
2. Период 1941-1945.
2.1. Category U – не требующий ремонта.
2.2. Category A – требует ремонта, ремонт возможен на месте силами эксплуатирующего подразделения.
Имелась подкатегория Category Ac – требует ремонта, ремонт возможен на месте другим подразделением или гражданским подрядчиком.
2.3. Category B – требует ремонта, ремонт на месте невозможен.
2.4. Category C – нелетнопригоден, самолет возможно использовать на земле в тренировочных целях (крайне редко встречается).
2.5. Category E – уничтожен и списан, использование невозможно.
Имелись подкатегории
Category E1 – списан, возможно использование отдельных узлов и агрегатов.
Category E2 – списан и годен исключительно на металлолом.
Category E3 – полностью сгорел.
Category Em – пропал без вести во время вылета (самолет относился к Category Em через 28 дней после последнего полета – в отличие от пилота, попадавшего в перечень пропавших в бою через 24 часа).
Далее – классификация по причинам повреждения (потери).
FA – авиационное происшествие.
FB – эксплуатационная потеря.
GA – наземное происшествие.
T – происшествие по техническим причинам.
EA - от воздействия противника.
Иногда встречается совместная запись о причине и категория повреждения.
Например, Category EFA (или FAE - британцы не придерживались строгого порядка в написании) – самолет списан в результате авиационного происшествия.