Правительственные документы подтверждают, что планы по эксплуатации иракских нефтяных резервов обсуждались министрами британского кабинета и крупнейшими нефтяными компаниями мира за год до того, как Британия взяла на себя ведущую роль во вторжении в Ирак.
Документы, опубликованные впервые, поднимают новые вопросы по поводу участия Британии в войне, разделившей кабинет Тони Блэра и получившей одобрение лишь после того, как Блэр заявил, что у Саддама Хусейна есть оружие массового уничтожения.
Протоколы ряда встреч между министрами и топ-менеджерами нефтяных компаний противоречат публичным отрицаниям со стороны нефтяных компаний и западных правительств, которые в то время утверждали, что не имели во вторжении никакого шкурного интереса.
Эти документы не были использованы в качестве свидетельств в продолжающейся работе комиссии Чилкота, расследующей участие Великобритании в иракской войне. В марте 2003 года, за несколько дней до начала войны, компания Shell опровергла сообщения о том, что проводила на Даунинг-стрит консультации по поводу иракской нефти, назвав их «крайне недостоверными». BP отрицала, что у нее в Ираке есть какие-либо «стратегические интересы», а Тони Блэр заявлял, что «теория заговора про нефть» - это «крайний абсурд».
Однако документы от октября и ноября 2002 года рисуют совсем другую картину.
За пять месяцев до вторжения в марте 2003 года, баронесса Саймонс, бывшая в то время министром торговли, рассказала BP, что, по мнению правительства, британские энергокомпании должны получить часть огромных нефтегазовых резервов Ирака в качестве награды за готовность Тони Блэра поддержать американские планы по смене режима в стране военными силами.
Документы демонстрируют, что леди Саймонс согласилась лоббировать администрацию Буша от имени BP, потому что нефтяной гигант опасался, что Вашингтон «исключает» компанию из сделок, о которых он потихоньку договаривался с американским, французским и российским правительствами и энергетическими компаниями этих стран.
Протокол встречи с BP, Shell и BG (ранее известной как British Gas), прошедшей 31 октября 2002 года, гласит: «Баронесса Саймонс согласилась, что было бы сложно оправдать тот факт, что британские компании ничего не получат в Ираке, в то время как Великобритания безоговорочно поддерживала правительство США в течение всего кризиса».