Иллюстрация взята с сайта www.aviasafety.ru

С 17 ноября Россия перешла на новую систему вертикального эшелонирования воздушных судов с сокращенными интервалами (RVSM), которая позволила ввести шесть дополнительных эшелонов полета и сделать «бесшовным» воздушное пространство России с сопредельными государствами.
Как известно, RVSM получила широкое распространение в начале нового тысячелетия с их введением сначала над Северной Атлантикой, затем в Европе, США, Канаде, Австралии и многих странах Азии и Африки.
Не следует считать, что Россия осталась в стороне от общемирового тренда, поскольку на новую систему вертикального эшелонирования в качестве эксперимента были переведены Калининградский район (над Балтийским морем) и часть Ростовского района (над Черным морем) почти десятилетие назад. Но эксперимент затянулся.
Лишь 29 марта 2010 года, с одобрением программы внедрения RVSM в России правительственной комиссией по транспорту и связи, процесс сдвинулся с мертвой точки. В рамках внедрения RVSM на всей территории России было подготовлено значительное количество диспетчеров управления воздушным движением и специалистов планирования воздушного движения, переоборудовано 33 центра ОВД. Летный состав в меньшей степени зависел от степени готовности «земли», поскольку большинство из операторов осуществляет международные перевозки, в т.ч. и в зоне RVSM. Согласно заявлениям представителей Росавиации, в настоящее время 876 самолетов российских авиакомпаний допущены к полетам в RVSM, что составляет более 95% от всего парка воздушных судов гражданской авиации России, выполняющих коммерческие перевозки в верхнем воздушном пространстве.
Одновременно с переходом на новую систему эшелонирования Россия взяла на себя обязательство по созданию регионального мониторингового агентства, деятельность которого направлена на организацию и контроль за выдерживанием высоты воздушных судов, выполняющих полеты в зоне RVSM.
По оценкам специалистов, технический и общий риск, по предварительной оценке безопасности полетов при внедрении RVSM, соответствует целевому уровню безопасности, признанному IKAO.

Мнение профессионала.

Зиновьев Анатолий Николаевич, Аэронавигация Северо-Запада, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». В 1986 году с отличием закончил РЛТУ ГА, в 1990 году Академию ГА. Работает в Пулково с 1991 года. Работал в качестве диспетчера, старшего диспетчера, РПР, заместителя начальника районного Центра. Имеет допуски к работе на всех пунктах, кроме сектора «Петрозаводск» и МДП, а также к инструкторской работе и опыт преподавания в учебных заведениях отрасли.
Первым опытом моего углубленного знакомства с RVSM стали курсы по программе «TRAINAIR» ИКАО STP 56/162/ATCRVSM в ноябре 2006 года. До этого, наблюдая за работой коллег из Эстонии и Финляндии, с горечью приходилось осознавать, что проблемы, над которыми бьётся почти вся Россия «от входа до выхода», коллега за ниточкой государственной границы решает за считанные минуты. И причиной тому более совершенные правила полетов, эшелонирования (RVSM в том числе).
Я всегда был сторонником применения RVSM, причём изначально по системе футового эшелонирования. Опыт всей нашей работы показывает, что это наиболее рациональное и приемлемое правило для диспетчера. Чёткая логика разделения на чётные и нечётные эшелоны, простота произношения и понимания - всё это является залогом успешной и безопасной работы. Плюс ко всему снимается проблема буферной зоны. Всё это суммарно снижает нагрузку на авиадиспетчера.
При переходе на новые стандарты эшелонирования, на мой взгляд, обострилась наиболее болезненная проблема российской авиации - несовершенство авиационного законодательства. Одной из причин этого я считаю анонимность авторов нормативных документов, отсутствие каких бы то ни было форм обратной связи, общественного обсуждения проектов нормативных документов. Учитывая опыт уже работающих стран, на мой взгляд, всё это можно было сделать быстрее и с меньшими материальными затратами. Но мы всегда идём своей дорогой.
Программа подготовки к переходу на RVSM была выполнена Санкт-Петербургским Центром в полном объеме. Но проблемы остаются. Требуется доработка и дальнейшее совершенствование аппаратуры отображения и автоматизации. Подготовка и поддержание необходимого уровня подготовки диспетчерского и командного состава требует введения самых передовых форм и методов обучения. В этом ракурсе уместно рассматривать опыт подготовки наших коллег из Казахстана, Армении, Азербайджана в учебных Центрах Чехии и Великобритании. Ведь знания – это самый лучший капитал и потенциал дальнейшего развития системы и отрасли. И нам предстоит сделать ещё очень многое.
Необходимо пересмотреть нормативную базу, начиная с Воздушного Кодекса. И все эти решения нельзя откладывать. Интеграция в мировое сообщество (с учётом своих национальных интересов) – это одна из первоочередных задач, стоящих перед Аэронавигационной системой России.

http://www.aviasafety.ru/articles/rv...ussia-20111117