"Было дело в Грибоедове"
Был зарубон по поводу посадки Бурана в радиоуправляемом режиме. Потом зарубон пропал по случаю аварии на Форуме, но тем не менее. Вот мое письмо владельцу сайта "Buran.ru"
"Добрый день!
Позвольте обратится к Вам с рядом вопросов:
1. Что считать "Бураном"? Является ли БТС-2 "Бураном" или "Буран" - это только тот корабль, который реально слетал в космос?
2. Были ли испытательные полеты, при которых посадка "Бурана" происходила в радиоуправляемом режиме? Или такие полеты проводились только на БТС-2?
На одном из авиационных форумов из уст "знающего человека" прозвучала фраза о том, что "Буран" садился в радиоуправляемом режиме. Радиоуправление "Бурана" осуществлялось с борта Ту-154, который видно при просмотре видеозаписи посадки "Бурана" (Ту-154 проходит на заднем плане). Позже этот "знающий человек" сказал, что его сообщение о радиоуправляемом полете касалось не орбитального, а испытательного полета.
Я поставил под сомнение сам факт радиоуправляемого полета "Бурана", считая, что если радиоуправляемый полет осуществлялся, то не на "Буране", а на БТС-2. Может Вы сможете более авторитетно разрешить наш спор?
С уважением, Дмитрий."
Вот ответ владельца сайта:
"Что значит "радиоуправляемый"? У "Бурана" есть три режима управления:
1. ручной - полное управление экипажем;
2. директорный - экипаж управляет органами управления, уменьшая (убирая) рассогласования между расчетной (определяемой бортовым комплексом) и реальной траекториями;
3. автоматический - управление кораблем посредством команд, выдаваемых бортовым комплексом управления.
Во всех трех режимах по радиоканалу на борт поступает информация о пространственном положении корабля, динамические параметры по данным наземных измерительных средств, метеообстановка и прочие данные, служащие ИСХОДНОЙ информацией для бортового комплекса. Все команды на управление (кроме, естественно, ручного) формируются НА БОРТУ. Другими словами, во всех случаях осуществлялась посадка с разной степенью автоматизации, но никак не радиоуправляемая. Алгоритм посадки реализован в полете "Бурана" и отрабатывался предварительно на летающих лабораториях БТС-02, Ту-154, аппаратура наземного комплекса тестировалась облетами лабораторий Ту-154 и МиГ-25.
Про радиоуправление уже сказал. Во время полета "Бурана" в воздухе был только самолет оптического наблюдения МиГ-25, и все - он и мелькает на заднем и переднем плане при посадке корабля."
Пардон, забыл вставить ответ на первый вопрос.
"Раньше, при проектных работах, "Бураном" называлась вся связка, сейчас известная как "Энергия-Буран". И соответственно, сейчас "Буран" - это собственное имя слетавшего корабля."
По письмом подпись - Лукашевич Вадим
Вот в общем и все.