-
Вопрос из истории
Подскажите в каком году всем пилотам были присвоены офицерские звания. В начале войны пилотами летали как офицеры, так и сержанты, но по моему где то в районе 1942 года все они стали офицерами... кто нибудь располагает этой информацией.
-
Re: Вопрос из истории
Ну хотя бы может кто знает куда можно обратиться?
-
В "Балтийском небе" этот эпизод отразили... но дату не назвали.
-
Спасибо. Посмотрю, буду искать дальше.
-
Архивный Копатель
Сержантский период в авиации
/К сожалению, не помню, откуда утянуто, так что автора назвать не могу, сорри/
Подготовкой летно-технического состава для ВВС к середине 1941 г, занимались 104 вуза, в их числе 4 военно-авиационных училища, 29 школ первоначального обучении, 21 школа пилотов истребительной и 22 школы пилотов бомбардировочной авиации, 12 школ стрелков-бомбардиров (штурманов) и 16 школ авиационных механиков. Кроме того, имелись две высшие школы штурманов дальней авиации, двое курсов усовершенствования командного и начальствующего состава, военно-морские авиационные училища, школы подготовки младших авиационных специалистов и воздушных стрелков.
Руководящий командный, штурманский и инженерный состав готовился в трех военных академиях. Командный и штурманский состав с высшим образованием готовила Военная академия командного и штурманского состава ВВС РККА в Монино, а инженеров - Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского в Москве и вновь созданная инженерная академия в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Политработники для авиации готовились на военно-воздушном факультете Военно-политической академии имени В. И. Ленина, на курсах при этой академии, в Академии командного и штурманского состава, Качинской, Энгельской, Харьковской, Борисоглебской авиационных школах. С 1 июня 1941 г. на подготовку и переподготовку политработников среднего звена для ВВС было перенацелено Смоленское военно-политическое училище.
Особое место в организации подготовки летно-технического состава перед войной занимает секретный приказ Народного комиссара обороны СССР С. К. Тимошенко № 0362 от 22 декабря 1940 г. "Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом ВВС Красной Армии", который ввел в авиации "сержантский период", охвативший шесть месяцев мирного времени и полтора года войны.
Приказ № 0362 раскрывает состояние авиации и ее кадров перед войной и организацию их подготовки в течение длительного времени, поэтому в целях документальности процитируем главное его содержание. Сам приказ в литературе не печатался, а содержание сержантского периода не нашло отражения, из-за секретности приказа. Автор испытал его действие на себе и нашел его в архиве.
Проект приказа был обсужден и одобрен на заседании Главного военного совета 7 декабря 1940 г. С докладом по обоснованию необходимости предлагаемых преобразований в авиации выступил начальник Главного управления ВВС КА П. В. Рычагов.
Приказ № 0362 относил весь командный, штурманский и технический состав от авиационного звена (отряда) и ниже к категории младшего начальствующего состава и все должности в них должны были замещаться сержантами и старшинами. Авиационное звено соответствует роте пехоты и ей равным. Командир роты пехоты и командир авиационного звена имели звание по должности - старший лейтенант. С 22 декабря 1940 г. с выходом указанного приказа наркома во всех видах Вооруженных Сил все сохранилось, а в авиации эти должности и ниже замещались сержантами и старшинами. Все авиационные школы и училища, выпускавшие ранее младших лейтенантов и младших воентехников, начали выпускать сержантов.
Вот, что было сказано в приказе №0362:
"В 1938 г. НКО был издан приказ № 0147 о присвоении новых воинских званий пилотам и авиамеханикам. Этим приказом устанавливалось, что всем курсантам, окончившим летно-технические школы, присваиваются при выпуске звания среднего начальствующего состава: младшего лейтенанта, младшего воентехника, лейтенанта и воентехника 2 ранга. Практика показала, что этот приказ был явно ошибочным и нанес большой ущерб нашей авиации.
Молодые пилоты и авиамеханики, только что окончившие летно-технические школы и не имеющие еще опыта и знаний (без знаний из школ не выпускают. - В. С.), требуемых от командира, получают звания среднего начсостава Красной Армии, хотя и занимают должности рядовых пилотов и авиамехаников. В итоге этого создалось явно ненормальное и подрывающее основы военной организации положение, когда в авиачастях отсутствует рядовой и младший начсостав и все пилоты и авиамеханики являются лицами среднего начальствующего состава".
Это действительно так было и через два года вернулось к этому. Авиация является особым видом Вооруженных Сил, требующим специфической организации и структуры кадров. Обслуживающий персонал частей тыла, насыщенный рядовым и вольнонаемным составом, не входит в состав авиационных частей и соединений, а это не было учтено.
В приказе далее говорится: "Получая по окончании школ (и училищ. - В. С.) звание младшего лейтенанта и младшего воентехника, лейтенанта и воентехника 2 ранга, пилоты и авиамеханики приобретают все права начсостава, в том числе право жить вне казармы, на отдельной квартире и иметь при себе семью (как и в других видах Вооруженных Сил. - В. С.). Практика показала, что внеказарменное размещение летно-технического состава по квартирам с семьями наносит величайший вред боевой подготовке летно - техничеcкого состава и боеспособности всей нашей авиации".
Далее в приказе раскрывается сущность этого "вреда" - обычной жизни начальствующего состава на квартирах с семьями в мирное время, которое практикуется в армиях всех времен и народов. Последний пункт "вреда" гласит:
"В то же время задача создания обученных и вполне подготовленных к бою летчиков несовместима с современным положением, когда летчик преобременен семейными заботами. Для того, чтобы в совершенстве владеть своим боевым оружием и успешно побеждать врага в военное время, летчик должен все свои силы и внимание именно теперь сосредоточить на боевой выучке, должен в совершенстве знать и любить свою боевую машину и мастерски владеть ею. В настоящее же время внимание и энергия летчиков раздваиваются. Семейные заботы отвлекают его от забот о своем боевом совершенствовании. Летчик не может целиком посвятить себя военному делу. Семья, находящаяся около летчика, постоянно напоминает о себе. (Это относится и к другим родам войск. Если семья так обременительна для летчика, то почему это распространяется на штурманов и техников? - В. С.)
-
Архивный Копатель
Сержантский период - 2
Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) потребовали немедленной ликвидации указанных нетерпимых недостатков организации службы в авиации...
Во исполнение указаний Совнаркома СССР и ЦК BKП(б) приказываю:
1. Приказ НКО № 0147 1938 года отменить.
2. Летчиков, штурманов и авиатехников, независимо от имеющихся у них военных званий, находящихся в рядах Красной Армии менее 4 лет, считая срок службы со дня призыва или поступления в военно-авиационную и авиатехническую школу, перевести на положение срочно служащих.
3. При переводе летчиков, штурманов и авиатехников на положение срочно служащих сохранить за ними присвоенные военные звания и получаемые оклады содержания.
4. Перевести на казарменное положение к 1 февраля 1941 года всех переведенных на положение срочнослужащих летчиков, штурманов и авиатехников, занимающих должности ниже командира, заместителя командира, штурмана и старшего авиатехника эскадрильи в истребительной, бомбардировочной и разведывательной авиации; командира, штурмана и старшего авиатехника (отряда) в тяжелобомбардировочной авиации.
5. В казармах установить четкий внутренний распорядок согласно уставу внутренней службы, введя утренние и вечерние поверки…
7. Семьи летно-технического состава, переводимого на казарменное положение... к 1 февраля 1941 года вывести из территории военных городков...
10. Ввести в штаты эскадрильи двух заместителей командира эскадрильи по строевой части. (Выходит больше была нужна строевая, а не летная подготовка. - В. С.) Летчики, прослужившие в летных должностях два-три года, при соответствующих успехах должны быть первыми кандидатами для выдвижения на должности командира звена, а лучшие из них - на должности командира эскадрильи. (Следовательно, сержант мог стать командиром эскадрильи. Так оно и было в ходе наступившей войны. - В. С.)
11. В целях установления нормального прохождения службы летно-техническим составом к категории начальствующего состава в авиационных частях отнести:
а) в истребительной, бомбардировочной и разведывательной авиации: командира эскадрильи, заместителя командира эскадрильи, штурмана, инженера, адъютанта, начальников служб эскадрилий и выше;
б) в тяжелобомбардировочной авиационной эскадрильи: командира, штурмана и старшего авиатехника отряда и выше;
в) в авиационных училищах и школах: командира звена, командира и помощника командира отряда, старшего техника отряда, штурмана и начальников служб эскадрильи и выше.
Остальной летно-технический состав, занимающий ниже перечисленных должности, отнести к категории младшего начальствующего состава.
Начальнику Генерального штаба в декадный срок переработать в соответствии с установленной категорией летно-технического состава штаты авиачастей и школ Военно-воздушных сил Красной Армии. (с этими штатами авиация и вступила в войну. - В. С.)
12. Установить в дальнейшем следующий порядок присвоения воинских званий после окончания военно-авиационных училищ и школ:
а) курсантов военно-авиационных училищ и школ летчиков и пилотов после окончания ими годичного срока обучения выпускать военными пилотами с присвоением воинского звания "сержант";
б) курсантов военно-авиационных училищ летчиков-наблюдателей и школ стрелков-бомбардиров после окончания ими годичного срока обучение впускать стрелками-бомбардирами с присвоением им воинского звания "сержант";
в) курсантов авиатехнических училищ и школ... после окончания ими годичного срока обучения выпускать авиамеханиками с присвоением им военного звания "сержант технической службы".
Вот это звание "сержант технической службы" автор получил в августе 1941 г. при окончании Вольского военного авиационного технического училища, которое по указанному выше приказу было переименовано в 1-ю Вольскую военную авиационную школу авиационных механиков. Год назад это учебное заведение выпустило последних младших воентехников, а наш выпуск был первым сержантским. На голубых петлицах вместо красных квадратов размещалось по два треугольника, хоть в сумме тот же квадрат, да и сержант тот же солдат. Мы были из кадров переведены на срочную службу.
Так было повсеместно с выпуском из школ и училищ. Сержанты в строевые части до начала войны попасть не успели, может за некоторым исключением.
"Перевод летчиков и техников на казарменное положение, выселение их семей из гарнизонов снизили политико-моральное состояние частей, уровень воинской дисциплины". Среди личного состава участились случаи злоупотребления спиртными напитками, намеченные свадьбы переносились на неопределенное время, а в связи с началом войны и вообще не состоялись. Пришлось это наблюдать.
Положительное действие приказа состояло в том, что перед войной на казарменное положение была переведена большая часть летно-технического состава авиационных частей, что повысило их боеготовность, так как не требовалось тратить время на их оповещение и сбор по тревоге. Однако это повышение боевой готовности было не полным, так как на квартирах продолжали жить командиры эскадрилий, их заместители, начальники служб эскадрилий и выше, а также средние командиры, занимавшие низшие должности, но прослужившие более 4 лет. Перед войной в связи с летней погодой летно-технический состав находился в летних лагерях, расположенных у аэродромов.
В соответствии с новыми штатами в звеньях все должности занимали сержанты и старшины. Командир звена имел воинское звание старший сержант - старшина, половина пилотов имели звание старшего сержанта, а вторая - сержанта. В бомбардировочной и разведывательной авиации стрелок-бомбардир звена имел звание старший сержант-старшина, половина стрелков-бомбардиров имели звание старшего сержанта, а вторая половина - сержанта. Механики авиационные в звене имели звания от сержанта до старшины технической службы.
С началом войны в строевые части начали поступать из школ сержанты по всем летным и техническим специальностям. Они выполняли те же обязанности, что и находившиеся в полках средние командиры - выпускники тех же учебных заведений и обучавшиеся по тем же программам. Положение сложилось необычное, когда сержант и средний командир занимали одинаковые должности, но имели разные права.
В ходе войны в связи с большими потерями летчиков и штурманов и формированием новых частей возникла проблема кадров и летчики, имевшие боевой опыт, в звании сержант - старшина назначались на должность командира эскадрильи со штатным званием старший лейтенант - капитан и им подчинялись летный и технический состав в званиях средних командиров. Все перемешалось, младшие командовали старшими.
На Северо-Западном фронте гремел сержант Васильчиков, про которого говорили: "На земле самый младший, а в воздухе самый старший". В 614-м штурмовом авиационном полку, преобразованным затем в 118-й гвардейский, Курский, в котором автору довелось воевать на Ил-2, командиром 1-й эскадрильи был старший сержант В. И. Цибизов, а 2-й - старшина Черноус.
Жизнь показала, что приказ № 0362 не отвечал интересам укрепления ВВС и 6 января 1943 г. Народный комиссар обороны И. В. Сталин издал приказ № 5 "Об изменении порядка присвоения воинских званий курсантам, окончившим летные школы и об отнесении должностей летчиков, пилотов, стрелков-бомбардиров, командиров звеньев и других к категории среднего начсостава", которым был отменен приказ № 0362 и в авиации восстановлено прежнее положение. Курсантам авиационных училищ и школ при их окончании вновь стали присваивать звания младшего лейтенанта, младшего воентехника.
Первая группа выпускников летного училища в званиях младших лейтенантов прибыла в 8-й отдельный учебно-тренировочный смешенный авиационный полк, где автор переучивался на штурмовик Ил-2, в октябре 1943 г.. Мы же, выпускники школ более ранних лет, уже два года ходили сержантами. Нам офицерские звания, которые были введены к этому времени, присваивались только на фронте. Автору звание младшего лейтенанта было присвоено в апреле 1944 г, одновременно с награждением первым орденом Красного Знамени. Вот к чему привела некомпетентность руководства Военно-воздушными силами перед войной.
-
Пилот
Re: Сержантский период - 2
[QUOTE]Originally posted by Bykov
[B]Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) потребовали немедленной ликвидации указанных нетерпимых недостатков организации службы в авиации...
............
..........
....... Вот к чему привела некомпетентность руководства Военно-воздушными силами перед войной.
Ну зачем так сразу "некомпетентность".
Ведь если в связи с готовящейся войной по "освобождению Европы от фашистских захватчиков" (по версии всеми вами так нелюбимого Резуна) надо было подготовить етак 150 тыс. летчиков + огромное число техников, то был очень даже большой резон выпускать пушечное мясо (именно мясо, ведь чему можно обучить Летчика за 1 (один) год учебы?) в виде сержантов, а там кто выживет-заслужит и летеху дать.
На униформе, получке, жилье опять же економия немалая при таких масштабах.
ИМХО
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума