???
Математика на уровне МГУ

Страница 1 из 3 123 КрайняяКрайняя
Показано с 1 по 25 из 69

Тема: Самолеты в Прохоровском сражении

  1. #1

    Самолеты в Прохоровском сражении

    Просьба помочь собрать материал для создания скрипта для Прохоровской карты.
    Хотелось бы знать, какие соединения принимали участие и какая техника использовалась. Очень прошу всю информацию сопровождать ссылками на источники.
    Скрипт пишу для себя, так что, это не имеет никакого отношения ни к ВВФ2 ни к таблице Пиркса.
    Если кто-то может помочь и есть желание, с радостью приму его помощь.
    Qui desiderat pacem, praeparet bellum.

  2. #2
    я попробую помочь.
    брать цифры буду из книги Д.Хазанова/В.Горбача "Авиация в битве над курской дугой"

  3. #3
    Спасибо, просьба также указать список литературы (источников), которые были использованы при написании этой книги. Если этого не указано в книге не страшно, попробую найти сам. Просто, обычно, в таких книгах (монографиях), претендующих на историчность (или, по крайней мере, на какой-то исторический анализ), указываются источники материала.
    Еще раз спасибо за желание помочь.
    Qui desiderat pacem, praeparet bellum.

  4. #4
    ссылки на документы там имеются

  5. #5

    в качестве затравки

    САМОЛЕТЫ ВОЮЮЩИХ СТОРОН И ИХ ОЦЕНКА

    Общую тенденцию развития материальной части люфтваффе на Востоке можно охарактеризовать как постепенную модернизацию основных типов машин, направленную на усиление вооружения и бронирования, внедрение усовершенствованных приборов (в частности, работающих на УКВ-частотах), а также установку более мощных двигателей. Каких либо новых типов самолетов накануне и в ходе операции «Цитадель» немцы не применили.
    Летом 1943 г. истребительные эскадры 8-го авиа корпуса получили в добавление к Bf.1O9G-2 и G-4 модифицированные истребители Bf.1O9G-б (группа I/JG52 была первой целиком оснащена этими машинами накануне наступления) [42]. Полностью перевооружившись к марту на самолеты «фокке-вульф», летчики эскадры JG51 хорошо освоили машину и с успехом использовали ее достоинства. К концу июня большинство моделей составляли FW.190A-5 (постепенно вытеснившие ранние модификации), а FW.190А-б с еще более усиленным вооружением немцы впервые использовали в июле, ведя борьбу за господство в воздухе над северным фасом наступления по плану «Цитадель». Несомненно, «мессершмитты» и «фокке-вульфы» являлись опасными противниками для любых советских машин, особенно штурмовиков и бомбардировщиков.
    Основным типом двухмоторного бомбардировщика на Востоке оставался «хейнкель». Как правило, в состав групп входили самолеты различных модификаций, но наибольшее распространение получили He.111H-6, Н-11 и Н-16. Три «юнкерсовские» группы наряду с бомбардировщиками JU.88A-4 и А-14 оснащались тяжелыми штурмовиками JU.88С-б (немцы широко использовали их для борьбы с железнодорожным сообщением и автомобильными перевозками) Первые пять Ju.87D-5, вооруженные 20-ММ крыльевыми пушками, в начале лета пополнили эскадру пикировщиков StG2; основными моделями оставались JU.87D-1 и D-3.
    Серьезное противодействие, которое испытывали на себе экипажи германских ближних разведчиков, вынудило командование начать использовать наряду с уже имевшимися типами также одноместные «мессершмитты». В частности, более 40 Bf.1O9G-4/U-З весной поступили на вооружение разведывательной группы NAGr4. Эту часть немцы восстановили вместо разгромленной в «котле» Сталинграда; накануне наступления и в его ходе она действовала в интересах войск 9-й полевой армии.
    Можно отметить, что в составе германской авиации имелось больше типов машин, чем в советской. Наибольшее разнообразие типов самолетов было характерно для ночной штурмовой авиации. Здесь наряду с «мобилизованными» из школ и наскоро вооруженными Аг.66, Go.145, FW.58, Ju.W.З4 использовались весьма устаревшие Не.46, Do.17, Hs.126. Последние машины также продолжали выполнять роль ближних разведчиков и корректировщиков. Основными дальними разведчиками оставались Ju.88D. В составе дальнеразведывательного отряда 1(F) /100 имелись два специальных высотных Ju.86R и два опытных Ar.240V.
    По-прежнему сохранились в строю бипланы HS.123 - в штурмовом отряде 7/SchG1 оставалось 16 таких самолетов. Особенно много устаревших машин находилось на вооружении союзников Германии. Базировавшиеся в районе Орла испанцы использовали ранние модификации «фокке-вульфов», включая FW.190A-2, а венгры (располагались на аэродромах Харькова) применяли Bf.1O9F-4, уже почти исчезнувшие из рядов истребительной авиации люфтваффе (на Севере в эскадре JG5 к началу лета сохранилось 27, а месяцем спустя было 13 «Фридрихов»).
    Впрочем, немецкие экипажи наряду с новым и машинами, незадолго до начала битвы сошедшими с конвейеров заводов, продолжали эксплуатировать десятки самолетов, построенных в 1941 - 1942 гг. Наиболее ярко это проявляется на при мере частей и подразделений тяжелых истребителей: в группе I/ZG1 имелись «мессершмитты» пяти разных модификаций. Их разнообразие не только создавало дополнительные проблемы при обслуживании материальной части, но и усложняло организацию боевых действий: разница в максимальной скорости между новыми Bf.11OG-2 и потрепанными Bf.11OD-3 превышала 50 км/ч.
    Наряду с «базовыми» моделями двухмоторного «мессера» применялись противотанковые (с 37-мм пушкой) и разведывательные (с двумя фотокамерами) модификации Bf.110. Эти машины нашли применение и в качестве ночных истребителей. В роли последних немцы использовали машины различных типов. Так, каждый из отрядов группы IV/NJG5 имел материальную часть, существенно отличавшуюся от других (применялись Bf.110 E/F/G, Do.217J/N и Ju.88C). А в ночном истребительном звене 6-го ВФ использовались наскоро переделанные для перехвата советских самолетов в темное время суток самолеты Не.111Н, Ju.88A и С, а также FW.190A.
    Немцы, уделяя большое внимание развитию штурмовой и противотанковой авиации на Восточном фронте, тем не менее не смогли создать специальный самолет для эффективной поддержки пехоты на поле боя, ограничившись модернизацией уже имевшихся типов машин. В некоторых случаях работа оказалась удачной, как это произошло при создании штурмовиков «фокке-вульфов» на основе истребителей. В операции «Цитадель» использовались как модифицированные во фронтовых условиях FW.190A-5/U-3, так и FW.190F-3, сошедшие непосредственно со сборочных линий. «Фокке-вульфы» - штурмовики имели весьма сильное бронирование, защищавшее летчика и агрегаты винтомоторной группы от пуль и небольших осколков.
    Относительно широкое использование на белгородском направлении не слишком удачного штурмовика Hs.129B, получившего противотанковую пушку МК 103 с подкалиберными снарядами, не было неожиданным для советского командования. В конце июня 1943 г. начальник разведывательного отдела штаба ВВС КА генерал Д.Д. Грендаль доложил маршалу А.А. Новикову: «Немцы пытаются выработать более эффективные средства для борьбы с танками с помощью авиации. В последнее время приостановлена доставка на фронт 3О-мм пушки МК 101 из-за ее высокой трудоемкости и задержки в производстве. Вместо МК 101 на некоторых самолетах монтируются пушки Flak 37. Но так как последняя весит 473 кг, то ее нельзя применить на Hs.129. Для этого самолета, якобы, в настоящее время вводится модернизированная МК 103 с боекомплектом 30 снарядов. К противотанковому самолету немцы предъявляют требование: обеспечить надежную защиту от огня пехотного оружия кабины и особенно двигателей» [43].
    Указанная в донесении зенитная пушка Flak 37, а точнее модель Flak 18 (ВК 3,7), использовалась для переоборудования в противотанковый самолет пикировщика «юнкерс»). Благодаря установке под крыльями двух таких орудий, Ju.87G-1 мог поражать любые типы советских танков. Однако у новой модификации заметно ухудшились пилотажные характеристики. Применение на Востоке Ju.87G носило вынужденный характер и было связано с пониманием того факта, что с помощью бомб, даже сброшенных с пикирования, трудно поразить бронированные цели. Достигнутые впоследствии успехи противотанковых самолетов в борьбе с советскими танками можно считать результатом отличной подготовки летного состава. А широко развернутая реклама этих успехов являлась заслугой пропагандисткой машины гитлеровской Германии.
    Крайний раз редактировалось Иван Дурак; 10.04.2004 в 13:44.

  6. #6

    противостоящая сторона

    САМОЛЕТЫ ВОЮЮЩИХ СТОРОН И ИХ ОЦЕНКА

    А на чем готовились участвовать в сражении «сталинские соколы»? Большинство самолетов, с которыми наша страна начала войну, к середине 1943 г. практически канули в Лету. В составе 2-й, 5-й, 15-й, 16-й и 17-й ВА осталось три - четыре устаревших (самолета Поликарпова (И-15бис, И-153, И-16). Снятые с производства в конце 1941 г. истребители МиГ-3 использовались почти исключительно в системе ПВО;
    в конце весны сохранилось 10 исправных МиГов в Ельце, где базировался 171-й иап 15-й ВА. Однако и этот полк (командир подполковник С.И. Орляхин) накануне битвы перевооружили на Ла-5 [44].
    В авиационных соединениях, находившихся на центральном участке фронта, практически отсутствовали самолеты ЛаГГ-3, «Харрикейн», «Томагаук», «Киттихаук», которые на советско-германском фронте зарекомендовали себя не с лучшей стороны. Небольшое количество этих машин либо находилось в сильно изношенном состоянии, либо было списано накануне битвы. Уцелело совершенно незначительное количество бомбардировщиков СБ, использовавшихся преимущественно ночью, и Су-2, применявшихся в роли корректировщиков.
    Основными типами советской фронтовой авиации к лету 1943 г. стали истребители Як-1, Як-7б, Ла-5, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2. Все более широкое распространение в советских ВВС получали истребители Як-9, хорошо зарекомендовавшие себя под Сталинградом. Весной промышленность приступила к выпуску двух новых модификаций этой перспективной машины: с 37-мм пушкой (получившей обозначение Як-9Т) и двумя дополнительными топливными баками в крыле (Як-9Д), которые впервые вступили в сражение во время Курской битвы. ОКБСА Лавочкина запустило в серию новую модификацию Ла-5 с форсированным мотором (М-82ФН), но при заводских испытаниях происходили частые поломки коленчатых валов двигателей, что на несколько месяцев задержало начало перевооружения полков весьма перспективными истребителями.
    3ато во все возрастающем количестве в войска поступали двухместные штурмовики Ил-2 с более надежными двигателями АМ-38Ф, которые к тому же допускали эксплуатацию на низкооктановом горючем. Однако полностью заменить одноместные машины они не успели, и в некоторых полках, главным образом, в 1-й и 17-й ВА «горбатые» «илы» использовались до осени 1943 г. Весной началось формирование корректировочных полков на Ил-2КР. В бомбардировочные соединения поступали Пе-2 с улучшенной аэродинамикой. В роли легких ночных бомбардировщиков У-2 почти полностью вытеснили другие типы машин.
    В частях значительно возросло количество радиостанций, радиополукомпасов, приводных станций. Крупнокалиберные пулеметы М.Е. Березина почти повсеместно заменили малоэффективные пулеметы ШКАС. Достаточно широкую номенклатуру авиабомб, разработанных и выпускаемых в Советском Союзе, весной дополнили легкой противотанковой бомбой кумулятивного действия ПТАБ-2,5-1,5 и сверхмощной фугасной бомбой ФАБ-5000.
    Война показала, что обычные фугасные и осколочные бомбы неэффективны при борьбе с бронированными целями. Например, можно было пробить броню осколками бомб ФАБ-1О0 только при разрыве в одном - трех метрах от среднего танка, чего было трудно добиться. Когда известный конструктор взрывателей И.А Ларионов предложил принципиально новую бомбу, командование ВВС сразу ею заинтересовалось. Военные рекомендовали уменьшить ее массу с 10 до 2,5 кг, что позволило значительно увеличить количество бомб, загружаемых в кассеты каждого штурмовика, и, следовательно, существенно повышало вероятность поражения танков.
    Испытания новой бомбы, получившей обозначение ПТАБ-2,5-1,5, успешно завершились 21 апреля1943 г. Отмечалось, что при прямом попадании надежно пробивается броня толщиной до 70 мм. Эффективные действия наших штурмовиков на полигонах стали известны Сталину, по инициативе которого ГКО принял ПТАБ-2,5-1,5 на вооружение и приказал срочно организовать ее массовое производство. Требовалось к 15 мая того же года изготовить 800 тыс. таких бомб; к выполнению работы нарком боеприпасов Б.Л. Ванников немедленно привлек более 150 различных предприятий [45]. Противотанковые бомбы, впервые примененные 5 июля, сыграли важную роль в развернувшейся вскоре битве.
    В начале 1943 г. под руководством Н.И. Гельперина наркомат боеприпасов разработал и изготовил пять авиабомб особо крупного калибра для боевого применения с самолетов Пе-8. В ходе прошедших апреле испытаний выяснилось, что бомбардировщик с ФАБ-5000 взлетал нормально, а его пилотирование мало отличалось от пилотирования самолета, загруженного другими боеприпасами. Правда, максимальная и крейсерские скорости снизились на10 - 15 км/ч за счет ухудшения аэродинамики. Неожиданно оказалось, что размеры воронки от взрыва меньше, чем при сбросе бомбы ФАБ-1О00. Специалисты объяснили этот факт особенностью конструкции и расположением взрывателей. Они сделали вывод: настильность взрывной волны от ФАБ-5000 чрезвычайно важный фактор при бомбометании по крупным населенным пунктам, что и было использовано в ходе битвы на Орловско-Курской дуге [46].
    Доработка бомбоотсека Пе-8 для сверхмощной бомбы была далеко не единственной, осуществленной в соединениях АДД. В результате различных работ, выполненных с учетом накопленного опыта, возросли боевые возможности многих самолетов. Для обеспечения участия в дальних рейдах в конце апреля 30 импортных бомбардировщиков «Митчелл» из 4-й гв. авиадивизии были оборудованы дополнительными топливными баками. Спустя два месяца на 84 Ли-2 из 5-го и 7-го авиа корпусов смонтировали ультрафиолетовое освещение кабины, и в конце июня приступили к подобной доработке первых самолетов Ил-4. Тогда же было принято решение оснастить моторы некоторых бомбардировщиков (Ли-2, Ил-4) пламегасителями, а в состав оборудования включить вариометры.
    Советские и немецкие боевые машины в ряде случаев не имели аналогов по другую сторону фронта. Например, в нашей авиации основным самолетом, действующим над полем боя, был штурмовикИл-2, а у противника наиболее тесно взаимодействовал с войсками пикировщик Ju.87. Эти самолеты строились по заданиям, имевшими мало общего, существенно отличалась тактика их применения. Можно отметить, что в роли ночного бомбардировщикаИл-4 несколько уступал Не.111Н по бомбовой нагрузке и мощи оборонительного вооружения, превосходя оппонента по максимальному радиусу действия. Истребитель Як-9 имел сходные характеристики с Bf.109G при использовании на малых и средних вы сотах. Безусловно, нашей стороне удалось ликвидировать значительную часть преимуществ, которой обладали самолеты люфтваффе в начале войны.
    Но вывод о том, что отечественная авиационная техника к началу битвы мало в чем уступала немецкой, был бы излишне оптимистичным. Ведь советские самолеты в большинстве случаев имели смешанную конструкцию и оказались не только значительно дешевле цельнометаллических германских, но также характеризовались меньшей живучестью, долговечностью, надежностью. К сожалению, наилучшее подтверждение этому тезису было получено весной - летом 1943 г., когда сотни наших боевых машин неожиданно вышли из строя.
    Крайний раз редактировалось Иван Дурак; 10.04.2004 в 22:54.

  7. #7

    продолжение

    САМОЛЕТЫ ВОЮЮЩИХ СТОРОН И ИХ ОЦЕНКА

    Эта драматичная история хорошо известна из воспоминаний А.С Яковлева. Видный авиаконструктор, в то время также заместитель наркома по опытному самолетостроению, вспоминал как был взбешен Сталин, узнав о массовых случаях растрескивания и отставания обшивки, ставших причинами срыва в полете полотна с последующими авариями и катастрофами. Вызвав 3 июня в Кремль Яковлева и другого заместителя наркома - П.В. Дементьева, ведавшего вопросами серийного производства, Верховный приказал тщательно расследовать причины произошедшего. Когда стало известно, что летчики на фронте стали бояться летать, разъяренный Сталин сравнил обоих руководителей НКАП с «самыми коварными врагами», обозвав их «гитлеровцами» [47].
    Детально изучив ситуацию, командующий ВВС КА маршал А.А. Новиков и главный инженер ВВС генерал А.К. Репин отмечали, что основная вина лежала на промышленности, работники которой ослабили контроль за качеством выпускаемых самолетов смешанной конструкции (где широко использовалась древесина). Под воздействием прямых солнечных лучей, влаги, большого перепада температур плохо приклеенная фанера отставала от набора крыла. Проблему усугубляли плохое качество самой фанеры и лакокрасочных покрытий. В то же время производственные дефекты осложнялись временами неудовлетворительной работой технического состава действующих частей и соединений ВВС и отсутствием должного контроля со стороны руководящего инженерного состава [48].
    К сожалению, серьезные дефекты были обнаружены не только на истребителях Яковлева. Поскольку наша промышленность перешла на выпуск штурмовиков с деревянными крыльями, то их необходимо было срочно проверить. Выяснилось, что лишь в частях 1б-й ВА предварительный осмотр выявил девять случаев отставания обшивки от каркаса крыла. Впоследствии инспектирующие инженеры пришли к выводу: наиболее неблагополучное положение наблюдалось со штурмовиками производства завода № 30: из 99 машин 66, или две трети, требовали серьезного ремонта.
    Из документов 16-й ВА следовало, что уже 6 июня в ее расположение прибыла первая бригада НКАП. Остальные 10 бригад общей численностью 140 человек приступили к работе к середине июня, быстро организовав осмотр самолетов на 12 аэродромах. Количество дефектных самолетов оказалось велико и составляло 358 единиц (100 Як- 7/9, 97 Як-1, 27 Ла-5, 125 Ил-2 и 9 машин других типов) [49]. Главный инженер ВВС А.К. Репин был уверен: необходимо срочно сформировать дополнительные ремонтные бригады из работников авиапромышленности и направить их в район Орловско-Курской дуги.
    Весьма тревожное положение сложилось с истребителями Ла-5 выпуска января-февраля 1943 г., на которых в мае выявились массовые случаи отставания и срыва обшивки крыла в полете и на земле, а также коробления фанеры и шпона обшивки фюзеляжа вследствие плохой просушки. Отмечалось также низкое качество склейки самолетов. А на новеньком Ла-5 № 39210302, пилотируемом штурманом 63-го гв. иап Героем Советского Союза майором А.А. Федотовым, в полете 6 июня сорвало подвижную часть фонаря, которая серьезно повредила киль и руль поворота; но летчик с трудом все же посадил истребитель [50].
    По крайней мере, два тяжелых летных происшествия случились с «яками» В начале лета. При перелете по маршруту Касторное - Воронеж на Як- 7б разрушилось крыло, что привело к катастрофе, - погиб ст. лейтенант Ивлев из управления 101-й иад ПВО. А в ходе патрулирования 19 июня группы Як-1 из 516-го иап (2-я ВА) один из недавно построенных истребителей неожиданно потерял большую часть плоскости. Самолет сорвался в штопор, упав на краю аэродрома Скородное. Лишь вблизи от земли
    мл. лейтенант Гнездилов смог покинуть кабину и спасся, ( воспользовавшись парашютом). Осмотр нескольких десятков машин выявил недостаточно прочное крепление обшивки к поверхности крыла у Як-1 и Як-7б, выпущенных в марте 1943 г.; на ранее построенных истребителях подобных дефектов обнаружено не было [51].
    Надо отдать должное руководству авиапромышленности. «Благодаря экстренным мерам, принятым наркоматом, действительно удалось в течение двух - трех недель на многих сотнях самолетов укрепить обшивку крыла, полностью устранить опаснейший дефект, который в критический момент войны мог обречь нашу истребительную авиацию на бездействие и лишить воздушного прикрытия наши войска», - писал АС Яковлев [52].
    Самоотверженно трудились инженеры, техники, механики, оружейники, мотористы. В результате удалось заметно сократить количество неисправных самолетов; в большинстве воздушных армий до 90% машин были готовы к боевым действиям. (Для сравнения отметим, что в немецкой группировке в начале июля имелось 75% исправной техники [53]; правда, неприятель предъявлял более жесткие требования к понятию «готовый к бою самолет».) К 10 июля в районе Курского выступа удалось отремонтировать 577 самолетов. Эта работа продолжалась и во время напряженных боевых действий, по мере поступления из запасных полков новых машин. Только восемь Ил-2 признали не подлежавшими восстановлению в полевых условиях и отправили обратно на завод для замены плоскостей. Испытания отремонтированных самолетов показали, что прирост скорости составил в среднем 25 - 40 км/ч [54].
    3а несколько недель до начала сражения смешанной комиссией из сотрудников аппаратов НКАП и ВВС КА выборочно проверялись некоторые части. При осмотре 5б3-го иап (1б-я ВА) выяснилось: из 26 Як-1 восемь составляли новые машины (получены с завода 19 мая 1943 г.), а остальные были построены в Саратове в сентябре - октябре 1942 г. и их состояние оценили как удовлетворительное. Из 28 Ил-2 78-го гв. шап (того же объединения) всего семь были двухместными, а одноместные находились в эксплуатации от полугода до года. Ровно половина всех штурмовиков имела пушки ВЯ (остальные вооружались пушками ШВАК) и также ровно половина машин прошла в разное время ремонт в ПАРМах. По этой причине приборная скорость таких «илов» у земли не превышала 300 км/ч [55].
    К сожалению, далеко не всегда новые самолеты превосходили уже «видавшие виды». Как следовало из обращения 16 июня 1943 г. к А.И. Шахурину начальника Главного управления заказов самолетов и моторов ВВС КА НЛ. Селезнева, большинство типов серийных самолетов (Як-1, Як-7б, Ла-5, Пе-2, Ил-2) с неудовлетворительными результатами проходили весной государственные и контрольные испытания в государственном контрольном органе – НИИ ВВС. На них регулярно отмечались «снижение максимальных скоростей и наличие большого количества, дефектов, усложняющих эксплуатацию и даже делающих машины опасными для полета» [56].
    С этим фактором прежде всего связывалось увеличение числа аварий и катастроф во многих учебных центрах, например, 1-й запасной авиабригаде. Только в мае в ней было зафиксировано 51 летное происшествие, из них в 25 случаях вина лежала на материальной части, но с подобной статистикой командование не могло мириться [57]. Созданная в Куйбышеве комиссия выяснила, что у двухместных Ил-2 нормальная центровка сместилась назад, и при выходе их из пикирования возникали более высокие, чем на одноместных машинах перегрузки, временами превышавшие запасы прочности штурмовиков. А.И. Шахурин обратился к АА Новикову с предложением дать указание внести изменения в Курс боевой подготовки штурмовой авиации в части некоторого ограничения в пилотаже.
    Всех этих недостатков были лишены самолеты, поставленные в нашу страну по ленд-лизу. Как правило, импортные машины, уступая отечественным в скорости и скороподъемности, а временами в мощности вооружения, заметно отличались в лучшую сторону по надежности двигателей и качеству оборудования. Однако в составе советской группировки в районе Курска их было немного. Так, бомбардировщиками «Бостон» вооружались 221-я и 244-я бад, «Аэрокобрами» - 30-й и 67-й гвардейские иап (16-я ВА), а «Харрикейны» имелись на вооружении 179-го иап (1-я ВА). Самолеты ленд-лиза поступали также в разведывательные части.

  8. #8
    Спасибо, ознакомился.
    Qui desiderat pacem, praeparet bellum.

  9. #9
    ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВОПРОС:

    ТЕБЯ ИНТЕРЕСУЮТ ЦИФРЫ ТОЛЬКО ПО ПРОХОРОВКЕ ИЛИ ПО ВСЕЙ КУРСКОЙ БИТВЕ?

    И АДРЕС МЫЛА ДАВАЙ.

  10. #10
    Если есть возможность то отдельно по Прохоровке (Южный фас дуги) и отдельно по Курску (северный фас).
    Мыло в профиле .
    Уже успел поправить скрипт ЛаГГи почти полностью убрал и увеличил Ла-5, только вот в источниках все Ла-5 проходят без обозначений "Ф" и "ФН". Я так понимаю, что судя по всему, большинство "Ла-5" это "Ла-5Ф", поменьше "Ла-5ФН" (где-то, наверное, грубо соотношение 3/1,5 или меньше), а простых "Ла-5", опять таки, полагаю, было значительно меньше чем "Ла-5Ф" (где-то одинаково с "Ла-5ФН" или даже меньше). У кого-нибудь есть инфа по этому поводу?

    З.Ы. Приведенные выше выдержки не с Милитеры ?
    Qui desiderat pacem, praeparet bellum.

  11. #11
    Originally posted by Elf
    Если есть возможность то отдельно по Прохоровке (Южный фас дуги) и отдельно по Курску (северный фас).
    Мыло в профиле .
    Уже успел поправить скрипт ЛаГГи почти полностью убрал и увеличил Ла-5, только вот в источниках все Ла-5 проходят без обозначений "Ф" и "ФН". Я так понимаю, что судя по всему, большинство "Ла-5" это "Ла-5Ф", поменьше "Ла-5ФН" (где-то, наверное, грубо соотношение 3/1,5 или меньше), а простых "Ла-5", опять таки, полагаю, было значительно меньше чем "Ла-5Ф" (где-то одинаково с "Ла-5ФН" или даже меньше). У кого-нибудь есть инфа по этому поводу?

    З.Ы. Приведенные выше выдержки не с Милитеры ?
    ___________________________

    как раз по Ла-5 есть в таблицах инфа по модификациям.

    а вот по Як-1 - нет уточнений модификаций - они просто обозначены как Як-1 - хотя судя по фотам - Як-1б точно ...

    по Якам у меня есть книжка:

    "Первый Як" - посмотрю там - мож есть там про Курское сражение.

  12. #12
    Originally posted by Elf


    З.Ы. Приведенные выше выдержки не с Милитеры ? [/B]
    может на милитере это есть - но я сканировал книгу - которую называл выше.

    формат не удобный - со сканированием испытываю трудности...

  13. #13
    вот это список источников - которые использованы при написании первого раздела книги - из которой я привёл главу о самолётах сторон.

    после сканирования - не редактировал - так что за ошибки скана - пардон!

    Источники

    1. Роковые решения. Пер. с англ. М.: 1958. С 210.
    2. Манштейн Э. Утерянные победы. Пер. с нем. М.: 1999. С 517, 518.
    3. Русский архив. Великая Отечественная. Т. 15. (4-4) М.: 1997, С 431.
    4. Манштейн Э. Указ. соч. С 525.
    5. От "Барбароссы" до "Терминала". Взгляд С 3апада. М.: 1988. С 274.
    6. Русский архив. Указ. соч. С 17.
    7. То же. С 18.
    8. Соловьев Б.Г. Вермахт на пути к гибели. М.: 1973. С 96, 97.
    9. Курская битва. М.: 1970. С 500.
    10. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. д. 3229. л. 16, 17.
    11. Сборник материалов по изучению опыта войны. N_ 11. М.: 1944. С 162. 12. Боевой состав Советской Армии. ч. 3. М.: 1972. С 170.
    13. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации
    (ЦАМО РФ) Ф. 35. Оп. 74313. д. 16. л. 145 -159.
    14. То же. Оп. 11333. д. 23. л. 170.
    15. Dеutsсhlапd im Zwеitеп Weltkrieg. Bd. 3. Вегliп: 1979. S. 154; Вuпdеsагсhiv/Мilitагагсhiv (ВА/МА) RL 2111/622. "Gепегаlquагttiгmеistег 6. Abt. Frontflugzeuge, Мопаtsmеlduпgеп. Januar bis Juni 1943."
    16. Краткий обзор деятельности ВВС противника в июне 1943 г. N_ 19. М.:
    1943. С 9.
    17. Составлено по: Groehler. о. Geschihter des Luftkriegs. Berlin: 1981. S. 354;
    ВА/МА RL 2111/878. «Flugzeugbestand und Ьеwеguпgsmеlduпgеn».
    18. Klink Е. Das gesetz des Handeles. Die operation "Zitadele" 1943. Stuttgart:
    1966.S.191,193.
    19. Составлено по: ВА/МА RL 2111/878. «Flugzeugbestand und bewe
    gungsmeldungen)).
    20. Дашичев в.и. Банкротство стратегии германского фашизма. Т. 2.
    М.: 1973. С 409.
    21. То же.
    22. Klink Е. Указ. соч. S. 192.
    23. То же. S. 191, 192.
    24. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне
    1941-1945 гг. Сб. док. N_ 3. М.: 1959. С 54 - 59.
    25. ЦАМО РФ. Ф. 302. Оп. 4196. д. 24. л. 74.
    26. То же. Ф. 368. Оп. 15035. д. 1. л. 189.
    27. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне
    1941-1945 гг. М.: 1968. С 177.
    28. Кожевников М.Н. Командование и штаб Советской Армии в Великой
    Отечественной войне 1941 - 1945 гг. М.: 1975. С 132.
    29. Rear Агеа Security in Russia. The Soviet Second Front Behind the German
    Lines. Washington: 1951. Р. 27.
    30. Мазуров. Е.Т. Незабываемое. Минск: 1987. С 271.
    31 Rear Агеа Security in Russia. Указ. соч. Р. 28, 29.
    32. Цыкин АД. Дальняя авиация в битве под Курском. М.: 1953. С 38.
    Дисс. на соиск. уч. сто канд. ист. наук.
    33. ЦАМО РФ. Ф. 3-го гв. ак дд. Оп. 1. д. 12. л. 9.
    34. Klink Е. Указ. соч. S. 193; ВА/МА RL 2111/878. «Flugzeugbestand und
    bewegungsmeldungen)).
    35. Войска Противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной
    войне. Т. 2. М.: 1955. С 54. 36. Курская битва. С 268. 37. ЦАМО РФ Ф 368. Оп. 11538. д. 3. л. 114.
    38. Войска Противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. Т. 1. М.: 1954. С 135.
    39. Deutschland im Zweiten Weltkrieg. Указ. соч. S. 533 - 537..
    40. Kriegstagebuch des Oberkommandos der Wehrmacht 1940 - 1945. Bd. 3.
    Teil1. Frankfurt ат Main: 1963. S. 715.
    41. Kurowski F. Luftwaffe uber Russland. Rastadt: 1987. S. 244, 245.
    42. ВА/МА RL 2111/878. «Flugzeugbestand und bewegungsmeldungen)).
    43. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11280. д. 491. л. 65.
    44. То же. Ф. 368. Оп. 6476. д. 61. Л 53.
    45. Вернидуб и.и. На передовой линии тыла. М.: 1994.
    С 542, 543. .
    46. Пырьев Е.В., Резниченко СН. Бомбардировочное вооружение авиации
    России 1912 - 1945 гг. М.: 2001. С 365, 366.
    47. Яковлев АС Цель жизни. (3аписки авиакон_труктора) М.: 1967.
    С 329 - 331.
    48. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. д. 998. л. 260.
    49. ЦАМО РФ Ф. 368. Оп. 6476. д. 87. Л 371.
    50. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. д. 997. Л 287.
    51. ЦАМО РФ. Ф. 302. Оп. 4196. д. 29. Т. 1. Л 343; РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. д.
    997. л. 212.
    52. Яковлев АС Указ. соч. С 332.
    53. Newton S. Kursk. The German View. New York: 2003. Р. 183.
    54. ЦАМО РФ. Ф. 368. Оп. 6476. д. 87. л. 371.
    55. То же. д. 61. л. 43 - 45.
    56. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. д. 997. л. 271.
    57. ЦАМО РФ. Ф. 1-й забр. Оп. 1. д. 24. л. 55.
    58. То же. Ф. 35. Оп. 11321. д. 447. л. 57, 58.
    59. Кожевников М.Н. Указ. Соч. С 138.
    60. ЦАМО. 1-й забр. Оп. 1. д. 5. л. 1.
    61. То же.
    62. То же. д. 24. Л 52.
    63. Смирнов БА Небо моей молодости. М.: 1990. С 227.
    64. Kiehl Н. Kampfgeschwader "Lеgiоп Condor" 53. Stuttgart: 1983. S. 261. 65. ВА/МА RL 2111/1185. «Flugzeugunfaelle und Verluste den (fliegende) Verbaenden)) .
    66. Мшгау W. Luftwaffe. Baltimore: 1985. Р. 292.
    67. ЦАМО РФ. Ф 319. Оп. 4800. д. 89. Л 101.
    68. То же. Ф. 322-й иад. Оп. 1 д. 7 л. 26.
    69. То же. Ф. 366. Оп. 6469. д. 56. л. 100, 101.
    70. То же. Ф. 35. Оп. 11333. д. 23. л. 170.
    71. То же. Ф. 8-й гв. бад. Оп. 1. д. 8Г. Л 2.
    72. То же. Ф. 368. Оп. 6476. д. 61. Л 43.
    73. То же. л. 45.
    74. Rado S. Оога Meldet. Berlin: 1974. S. 344.
    75. Deutschland im Zwеitеп Weltkrieg. Указ. соч. S. 546, 547.
    76. ЦАМО РФ. Ф. 16-го одрап. Оп. 49449. д. 1. л. 21, 22.
    77. Меллентин Ф. Танковые сражения. Пер. с нем. М.: 2000. С 272.
    78. ЦАМО РФ. Ф. 3-й гв. иад. Оп. 1. д. 13. Л 93.
    79. Меллентин Ф. Указ. соч. С 273.
    80. ЦАМО РФ. Ф 69. Оп. 260662. д. 4. л. 5, 6.
    81. Красовский СА Жизнь в авиации. Минск: 1976. С 163, 164.
    82. ЦАМО РФ. Ф. 302. Оп. 4196. д. 48. л. 74 об.
    83. То же. Ф. 3-й гв. иад. Оп. 1. д. 13. л. 97.
    84. То же. Л. 105.
    85. То же. Ф. 35. Оп. 11280. д. 491. Л 97.
    86. То же. Ф. 244-й бад. Оп. 1. д. 14. Л. 435.
    87. То же. Ф. 8-й гв. иад. Оп. 1. д. 30. Л 143.
    88. Битва под Курском. Кн. 1. Оборонительное сражение. М.: 1946. С 83.
    Крайний раз редактировалось Иван Дурак; 11.04.2004 в 01:13.

  14. #14
    [QUOTE]Originally posted by Elf

    Мыло в профиле .

    при попытке увидеть твоё мыло в профиле - я отсылаюсь к администратору...за помощью....

    МЫЛО ДАВАЙ!

  15. #15
    Тайный советник Аватар для Мефистофель
    Регистрация
    15.02.2004
    Адрес
    Потусторонний мир
    Возраст
    41
    Сообщений
    134
    А если не затруднит вышли и мне пожалуйста на мыло world-evil@yandex.ru. Очень занимательная статейка. Заранее спасибо.

  16. #16
    Хммм, мыло ушло уже дня 3 назад. И... тишина, отсюда вопрос - продолжение ожидается или уже вся интересная инфа выдана?
    З.Ы. мыло выслал в "личку".
    Qui desiderat pacem, praeparet bellum.

  17. #17
    Забанен
    Регистрация
    01.04.2004
    Адрес
    СПб, РФ
    Возраст
    60
    Сообщений
    4,789
    Originally posted by Иван Дурак
    ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВОПРОС:

    ТЕБЯ ИНТЕРЕСУЮТ ЦИФРЫ ТОЛЬКО ПО ПРОХОРОВКЕ ИЛИ ПО ВСЕЙ КУРСКОЙ БИТВЕ?

    И АДРЕС МЫЛА ДАВАЙ.
    =============================
    Иван привет!
    Меня интересуют итоговые цифры потерь ВВС и ЛФ в ходе сражения на Курской дуге...
    Можешь их здесь привести ?
    если нет или во избежание флейма - то скинь плиз на nichtlanden@yandex.ru

  18. #18
    Smile for the camera… Аватар для Bogun
    Регистрация
    29.03.2003
    Адрес
    Suffolk, USA
    Сообщений
    583
    Из хронологии Ивана Родионова:
    ==========
    Накануне сражения:

    17-я ВА имела 657 боевых самолетов всех типов, из них 231 (22 неисправных) Ил-2 и 255 истребителей: Ла-5 - 113 (7 неисправных), Як-1 и Як-7 - 142 (21 неисправных).

    2-я ВА насчитывала 1153 боевых самолетов всех типов, из них 311 Ил-2 (32 машины были неисправными) и 601 истребитель: Ла-5 - 216 (21 неисправных), Як-1 и Як-7 - 381 (при 74 неисправных) и 4 единицы ретро-истребителей И-16.

    В 16-й ВА имелось 1218 боевых самолетов всех типов, из них 295 Ил-2 (28 были неисправными) и 558 истребителей: Ла-5 - 170 (7 неисправных), ЛаГГ-3 - 7, Як-1 и Як-7 - 278 (35 неисправных), Як-9 - 43 при 5 неисправных и Р-39 -64 машины (4 неисправных).

    В составе 15-й ВА из 967 боевых самолетов всех типов имелось 314 исправных и 33 неисправных штурмовика Ил-2 и 484 самолетов-истребителей: Ла-5 - 130 (8 неисправных), Як-1 и Як-7 - 350 (48 неисправных), И-16 - 3 и И-15бис (!) - 1 машина.
    ==========
    Перов В., Растренин О. Штурмовик Ил-2 // Авиация и космонавтика, 2001, N 5-6. - 104 с.
    Крайний раз редактировалось Bogun; 16.04.2004 в 05:00.
    А ведь волк остался бы в живых, если бы не заговорил в темном лесу с незнакомой девочкой в красной шапочке.

  19. #19
    Забанен
    Регистрация
    01.04.2004
    Адрес
    СПб, РФ
    Возраст
    60
    Сообщений
    4,789
    Originally posted by Bogun
    Из хронологии Ивана Родионова:
    ==========
    Накануне сражения:

    17-я ВА имела 657 боевых самолетов всех типов, из них 231 (22 неисправных) Ил-2 и 255 истребителей: Ла-5 - 113 (7 неисправных), Як-1 и Як-7 - 142 (21 неисправных).

    2-я ВА насчитывала 1153 боевых самолетов всех типов, из них 311 Ил-2 (32 машины были неисправными) и 601 истребитель: Ла-5 - 216 (21 неисправных), Як-1 и Як-7 - 381 (при 74 неисправных) и 4 единицы ретро-истребителей И-16.

    В 16-й ВА имелось 1218 боевых самолетов всех типов, из них 295 Ил-2 (28 были неисправными) и 558 истребителей: Ла-5 - 170 (7 неисправных), ЛаГГ-3 - 7, Як-1 и Як-7 - 278 (35 неисправных), Як-9 - 43 при 5 неисправных и Р-39 -64 машины (4 неисправных).

    В составе 15-й ВА из 967 боевых самолетов всех типов имелось 314 исправных и 33 неисправных штурмовика Ил-2 и 484 самолетов-истребителей: Ла-5 - 130 (8 неисправных), Як-1 и Як-7 - 350 (48 неисправных), И-16 - 3 и И-15бис (!) - 1 машина.
    ==========
    Перов В., Растренин О. Штурмовик Ил-2 // Авиация и космонавтика, 2001, N 5-6. - 104 с.
    ======================================
    А что было у противоборствующей стороны на этот момент?
    Вот кото то приводил данные якобы из из немецких архиыных данных - взяты мною с форума, по моему кто то из баранов - "Цифры Составил таблицы Литвин Георгий Афанасьевич: ЛФ на восточном Фронте в июне 1943 года:
    Ближние разведчики - 254
    Дальние разведчики - 196
    Истребители - 549
    Тяжелые бомбардировщики - 116
    Бомбардировщики - 650
    Пикирующие бомбардировщики - 275
    Самолеты морской авиации - 26
    Всего – 2066, или 45,2 % от общего количества самолетов ЛФ
    Итак, берем и складываем в столбик следующие цифры истребителей - ибо только их наличие позволяет завоевать превсходство в воздухе:
    17 ВА- 255
    2ВА- 601
    16ВА- 558
    15ВА- 484
    Итого, истребителей советсикх на участке курской дуги - 1898, немецких на всем восточном фронте - 549


    Крайний раз редактировалось NichtLanden; 17.04.2004 в 02:43.

  20. #20
    Забанен
    Регистрация
    01.04.2004
    Адрес
    СПб, РФ
    Возраст
    60
    Сообщений
    4,789
    Originally posted by Bogun
    Из хронологии Ивана Родионова:
    ==========
    Накануне сражения:

    17-я ВА имела 657 боевых самолетов всех типов, из них 231 (22 неисправных) Ил-2 и 255 истребителей: Ла-5 - 113 (7 неисправных), Як-1 и Як-7 - 142 (21 неисправных).

    2-я ВА насчитывала 1153 боевых самолетов всех типов, из них 311 Ил-2 (32 машины были неисправными) и 601 истребитель: Ла-5 - 216 (21 неисправных), Як-1 и Як-7 - 381 (при 74 неисправных) и 4 единицы ретро-истребителей И-16.

    В 16-й ВА имелось 1218 боевых самолетов всех типов, из них 295 Ил-2 (28 были неисправными) и 558 истребителей: Ла-5 - 170 (7 неисправных), ЛаГГ-3 - 7, Як-1 и Як-7 - 278 (35 неисправных), Як-9 - 43 при 5 неисправных и Р-39 -64 машины (4 неисправных).

    В составе 15-й ВА из 967 боевых самолетов всех типов имелось 314 исправных и 33 неисправных штурмовика Ил-2 и 484 самолетов-истребителей: Ла-5 - 130 (8 неисправных), Як-1 и Як-7 - 350 (48 неисправных), И-16 - 3 и И-15бис (!) - 1 машина.
    ==========
    Перов В., Растренин О. Штурмовик Ил-2 // Авиация и космонавтика, 2001, N 5-6. - 104 с.
    =========================
    А это сам файл:
    Вложения Вложения

  21. #21
    продолжаю...
    Крайний раз редактировалось Иван Дурак; 20.08.2009 в 23:52.

  22. #22
    ...
    Крайний раз редактировалось Иван Дурак; 20.08.2009 в 23:52.

  23. #23
    СХЕМА БАЗИРОВАНИЯ советской и немецкой авиации накануне битвы...
    Крайний раз редактировалось Иван Дурак; 20.08.2009 в 23:52.

  24. #24
    схема боевых действий немецкой авиации 5 июля
    Крайний раз редактировалось Иван Дурак; 20.08.2009 в 23:52.

  25. #25
    СХЕМА ДЕЙСТВИЙ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ 5 ИЮЛЯ
    Крайний раз редактировалось Иван Дурак; 20.08.2009 в 23:52.

Страница 1 из 3 123 КрайняяКрайняя

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •