В ВВС России разработана концепция развития воздухоплавательных комплексов до 2015 года
Москва. 6 декабря. ИНТЕРФАКС-АВН - В российских ВВС разработана концепция развития воздухоплавательных комплексов до 2015 года, которая позволит существенно расширить область применения аэростатов различного назначения.
"Реализация этой концепции позволит поднять отечественное военное воздухоплавание на качественно новый уровень, значительно расширить спектр задач, решаемых с помощью воздухоплавательных средств, сохранить и развить богатейший опыт российских воздухоплавателей", - сообщил "Интерфаксу-АВН" начальник Воздухоплавательной службы ВВС полковник Владимир Ступников.
Он отметил, что концепция, разработанная Воздухоплавательной службой ВВС совместно с институтами Минобороны РФ, учитывает также потребности других заинтересованных министерств и ведомств России.
По словам В.Ступникова, в период с 1993 по 2003 годы удалось "сохранить уникальную воздухоплавательную технику в количестве достаточном для формирования двух отдельных воздухоплавательных эскадрилий". "Также продолжается разработка и принятие на вооружение воздухоплавательной техники четвертого поколения. Воздухоплавательные средства используются в интересах ВМФ, Пограничных войск, Российской Академии наук", - сказал В.Ступников.
Он отметил, что научные сотрудники Военной академии РВСН имени Петра Великого "видят применение аэростатных средств в интересах РВСН". "Будем надеяться, что военное воздухоплавание вернется в Ракетные войска стратегического назначения", - сказал В.Ступников.
Сегодня в Вооруженных силах РФ используются, в частности, аэростатные комплексы радиолокационного наблюдения, аэростатные носители средств поражения, аэростаты связи и радиоэлектронной борьбы, другие образцы аэростатной техники.
По словам В.Ступникова, "приоритеты экономической целесообразности и экологической безопасности, технические и технологические достижения последних лет обуславливают повышение интереса к развитию воздухоплавательных летательных аппаратов". Способ создания подъемной силы аэростатов является самым энергетически экономичным из используемых в современной технике четырех принципов полета летательных аппаратов. Потребная тяговооруженность транспортных дирижаблей со взлетной массой 100-2000 т составляет всего лишь 1-5 %, в то время как для самолетов - 25-35%, а для вертолетов - еще больше, пояснил собеседник агентства.
Он отметил, что применение воздухоплавательных средств "способствует более экономному использованию авиационного ресурса ВВС".
Воздухоплавательная служба ВВС, которой 7 декабря 2006 года исполняется 90 лет, "осуществляет также надзор за полетами аэростатов над территорией Российской Федерации", сказал В.Ступников. "Специалисты Службы активно участвуют в решении вопросов безопасности полетов и контроля состава бортовой аппаратуры при полетах аэростатов иностранных государств над территорией России. Служба, помимо прочего, проводит техническое освидетельствование воздушных шаров аэронавтов-любителей, допускает их к эксплуатации", - отметил он.
Говоря об особенностях развития отечественного воздухоплавания, В.Ступников сообщил, что в Советском Союзе общественность узнала об автоматических аэростатах (АА) в середине 50-х годов прошлого века. В разгар "холодной войны" США под предлогом научных целей стали использовать АА для заброски в страны социалистического лагеря агитационно-пропагандистских материалов, а также для размещения на них средств воздушной разведки в тех случаях, когда траектории полетов аэростатов пересекали территорию СССР, сказал В.Ступников. С 1955 по 1957 годы на страны соцлагеря с территорий ФРГ и Турции отправили многие тысячи АА. Только в 1956 году Бакинским округом ПВО было сбито более 400 аэростатов-фоторазведчиков, сообщил В.Ступников. "В этих условиях советское правительство поставило перед промышленностью и министерством обороны задачу всемерного развития эффективных средств обнаружения воздушного противника и перехвата любых воздушных целей. Одновременно стало очевидным отставание СССР от США в развитии воздухоплавательных средств", - сказал собеседник агентства.