Крымская фиеста
Самолеты стояли на стоянке. Над полем висела тишина, сирены не выли - воздух был чист.
- Взлетаем? – спросил ведомый.
- Пошли, ты первый выруливай,- ответил ведущий.
Сидя в кабине, ведомый осмотрел аэродром – вроде не кого. Он включил правый двигатель. Послышался хлопок, мотор запустился. За ним последовал второй двигатель. Объединив управление обоими движками, пилот установил закрылки в положение «взлет». Летая на истребителях, закрылками можно было и не использовать, легкий самолет без проблем отрывался от взлетной полосы, но что касается бомбардировщика, особенно с полной боевой нагрузкой, то тут следовало закрылками не пренебрегать.
Включив огни Ju 88 начал выруливать на взлетку. Пользуясь тормозами и рулем направления, пилот выровнял тяжелую машину на полосе, и зафиксировал хвостовой колесо. Оглянувшись, он заметил, что напарник так же встал на полосу.
- Ну что? Поехали?- спросил он.
- Стартуй, - голос напарника заглушал шум моторы.
Сектор газа пошел вперед, моторы взревели, самолет начал разгон. Пока все шло нормально, машина ровно бежала по полосе. Хвост начал подниматься, и самолет тут же стало сносить влево. Пилот немедленно стал центровать его педалями. Машина снова выровнялась. Почувствовав отрыв, пилот потянул штурвал на себя.
Уборка шасси, и закрылок, заняла несколько секунд. Кабина на Юнкерсе была полностью остеклена, это очень помогало при взлете, опасность столкновения на рулежке была минимальна, сейчас пилот, глядя через остекленную носовую часть, оглядывал проплывавший внизу пейзаж.
- Я взлетел,- доложил гауптман.
- Отлично, я сейчас то же буду,- послышался в наушниках голос ведущего, - вставай в левый вираж, держи пока высоту около 300 метров.
- Ок, я тебя жду. Самолет плавно вошел в левый вираж. Блики заходящего солнца играли на остеклении кабины. Под ним проплывал аэродром в Новоозерном.
- Вызываю Лукса, где вы? – донесся сквозь шум мотора голос.
- Будем через 5 минут,- ответил напарник,- как там у вас господа, над Евпаторией?
- Тишина, большивиков пока нет.
- Гуд, ждите нас в квадрате АD 5, ориентировочная высота 1000 метров, мы вас там подберем.
- Отлично, парни, мы уже там, прикрытие ждет вас так… Окончание фразы утонуло в помехах. Ju 88 совершал уже второй круг над аэродромом.
- Блиц, ложись на курс, я у тебя на шести, гаси огни, и можешь сбрасывать тягу до 80, я тебя сейчас по низу обойду.
Пилот довернул еще чуть-чуть влево, и выровнял машину. Еще пару секунд подождав, он вырубил АНО. Спустя минуту через носовой блистер, он увидел самолет ведущего, обгонявший его 20-ю метрами ниже.
- Плавный набор, - последовал приказ,- держись от меня справа. Самолет майора начал набирать высоту. Увеличив тягу, пилот открыл заслонки радиатора, и слегка потянул штурвал на себя. Повинуясь, Юнкерс послушно начал карабкаться вверх.
Майор Лукс и гауптман Блиц, до перехода в Люфтвффе, служили в подводном флоте, и оба командовали субмаринами в Атлантике. Познакомились они еще в бытность моряками, и теперь продолжали службу в ВВС уже вместе. Они совершили уже около 24 боевых вылетов совместно, и по 20 вылетов в отдельности. Лукс был более опытным пилотом, до службы в Кригсмарине, он летал на спортивных самолетах, и сейчас возглавлял Sonderflugzuggruppe 117 Osterkamp.
Самолеты шли на расстоянии 50 метров друг от друга, курсом юго-запад. Земля внизу была черная, быстро темнело. Сегодняшней целью был русский крейсер в бухте Севастополя.
- Слушай Лукс, а мы его обнаружим? Темновато, как-то, - с сомнением спросил Блиц.
- Я там был в прошлый раз, знаю, где он стоит, найдем.
- Случайно не у Графской пристани?
- Точно, именно там, - рассмеялся майор, - просто забыл, как называется.
- Ну, тогда я знаю это место, я там то же бывал. В низу показалась Евпатория.
- Фогель, это Лукс, мы на месте, где вы? Ведомый плохо слышал слова командира, гул мотора мог заглушить все на свете.
- Лукс, мы тут, моргните нам, - Фогель со своими ребятами ждал их. Синхронно на обоих Юнкерсах зажглись АНО.
- Я вижу их, - послышался, чей то голос.
- Все, гасите лампочки, мы видим вас, - теперь говорил уже Фогель, - Ваш курс 180? На какой высоте пойдете?
- Поднимемся до 6000, и пойдем на 180, до квадрата AD 10, там ложимся четко на восток, и зайдем со стороны моря, - майор не спеша, объяснял план полета, - Пока мы будем валиться на крейсер, вы можете заняться русским аэродромом, на мысе Херсонес.
- Так и сделаем, - согласился Фогель, - нам не чего делать над портом, мы будем над вами, на 7500 метров.
- Отлично, - закончил майор. Самолеты поднимались все выше и выше. Блиц посмотрел наверх, высоко в небе, освещенные золотым закатом виднелись четыре Bf 109 группы Фогеля.
Достигнув 6000 метров юнкерсы прекратили подъем, горизонт был выровнен, и самолеты прибавили скорости, до цели было около 15 минут лёта. Солнце все больше и больше уходило за линию горизонта. Теперь бомбардировщики шли крыло к крылу, опасность атаки вражеских истребителей вблизи их базы многократно увеличилась. Периодически сквозь шум и помехи пробивались голоса других пилотов. Судя по репликам в эфире, красные атаковали аэродром в Евпатории, жаркий бой, так же шел над Симферополем. Смех, вопли, площадная брань, весь этот гвалт иногда заглушал шум двигателей.
С левого борта, далеко внизу показался берег.
- Господа, мы на траверзе Севастополя, поворачиваем, - самолет Лукса первым начал разворот, - новый курс 90. Вслед за бомбардировщиками, мессершмитты так же изменили курс, - Фогель, перед входом в бухту расстаемся, вы штурмуете аэродром, мы – крейсер, потом там же и собираемся, смотрите, не увлекайтесь, мы управимся быстро, так что и вы поспешите, один заход и к нам!
- Ладно, пробурчал Фогель,- как договорились…
Впереди уже открылась база Севастополь, когда командир истребителей стал коротко отдавать приказы своей группе. Справа появился русский аэродром. На большой высоте солнце еще светило, но земля уже терялась в потьмах.
- Все, мы пошли, - громко, что бы услышали все, сказал майор,- удачи, парни.
- И вам, - последовал ответ.
Юнкерсы четко шли на цель, с мыса Хрустальный, по ним открыла огонь мелкокалиберная артиллерия. Пока они были на высоте, до них могли достать, только крупнокалиберные противовоздушные орудия, а такие имелись здесь, но только в глубине бухты.
- Проклятие, внизу дым, - выругался Лукс. Юнкерсы встали в вирах над бухтой.
- Это дымовая завеса! – заявил Блиц.
- И что теперь? Я не вижу эту «калошу», а ты?
- Мне кажется, я могу разобрать Графскую пристань, - неуверенно сказал гауптман, - от площади, к морю…
- Ага, точно, похоже, она. Эта посудина ошвартована возле неё, - голос майора стал увереннее, - пошли, начинаем атаку.
Самолеты встали на боевой курс, бомбардировщик Блица переместился, и встал четко на 6 часов за самолетом ведущего.
- Я над кораблем, - стараясь, что бы его услышал ведомый, закричал Лукс, - пикирую! Его самолет, перевернувшись через левое крыло, вошел в пике. Тут же этот маневр повторил гауптман. Два Юнкерса бывших подводников понеслись к цели. Убрав тягу до нуля, пилоты не спешили включать воздушный тормоз.
- Сбрасываем на 700, - крикнул Лукс. Со всех сторон к самолетам тянулись трассирующие полосы снарядов. Пару раз оба пилота опускали, и тут же убирали тормозные щитки, скорость была слишком высока, и самолет мог развалиться. При пикировании с выпущенными щитками включался автоматический сброс бомб, но с такой высоты при подобном сбросе точность попадания была весьма низка. Казалось все, что могло стрелять в этот момент в Севастопольской бухте, вовсю палило по двум бомбардировщикам. Сквозь шум послышался голос кого-то из группы Фогеля:
- Готов!
- Вижу, он падает, - подтвердил командир истребителей прикрытия. Внезапно самолет Блица с жутким звуком вздрогнул. Выяснять, куда попали, времени не было, пилот полностью сконцентрировался на атаке. В следующий момент фонарь перед лицом летчика лопнул, прямо перед прицелом зияла дыра, размером с кулак, гауптман не вольно вздрогнул.
Цель приближалась, корабль рос и увеличивался на глазах. Бросив взгляд на приборы, он понял, что больше тянуть нельзя, высота была уже около 800 метров:
- Тормоза, врубай их! - закричал он, и сам нажал на кнопку выпуска. Самолет ведущего так же выпустил тормоз, скорость пикирования заметно снизилась. Блиц опустил руку на сектор газа. От бомбардировщика майора отделились две бомбы, и он резко ушел в сторону. И вот заветный момент, послышался щелчок, самолет вздрогнул, и начал автоматически выходить из пике. Пилот включил полную тягу, и моторы натужено взревели. Гауптман во всю тянул ручку на себя, практически над самой водой Юнкерс выровнялся, едва не задев мачты стоявшего у причальной стенки транспорта.
- Уф-ф, - вырвался невольный вздох. Позади самолета, к небу взметнулись языки пламени.
- Есть! – крикнул Лукс, - цель уничтожена! – и тут же изменив тон, спросил,- ты жив, Блиц?
- Еще жив, - ответил гауптман. Самолет уверенно набирал высоту, похоже, было, что ни чего серьезного не задето.
- Как там у вас? - вмешался в разговор Фогель.
- Все живы, цель уничтожена, - ответил Блиц, - а у вас?
- Над Херсонесом сбили одну «рату», больше ни чего не было, но красные на подходе.
- Ясно,- не весело сказал Лукс, - мы сейчас выйдем из порта, и вы нас подберите там.
- Договорились, - подтвердил Фогель, и тут же обратился к кому-то из своих, - на кой черт ты завалил парашютиста?
- Пусть не зевает в полете! – весело заявил «убийца» вражеского пилота.