На первый взгляд, какое отношение мог иметь Г.К. Жуков к Сейбрам, если он во время корейской войны находился в опале, которая закончилась только за несколько месяцев до окончания войны? Но тем не менее, оказывается о Сейбрах Жуков помнил даже несколько лет спустя, когда на вооружении уже было новое "полутомаховое" поколение истребителей: F-100, F-101, F-102, МиГ-19, а на подходе были двухмаховые F-104, F-105, F-106, МиГ-21, Су-7, Су-9.
Итак, в 1957 году маршал Жуков, находясь в зените своей военно-политической карьеры, совершил поездку в Югославию. Примечательно, что в ее ходе он уделил достаточно много внимания самолетам Сейбр, которые были на вооружении Югославских ВВС. Внизу приведен текст его депеш из Югославии о ходе визита (взяты из сборника документов: "Георгий Жуков", Международный фонд Демократия, Москва,2001г.). В тексте, помимо Сейбров, есть много чего интересного, хотя текст первой депеши пришлось подсократить из-за ее большого объема.

**********************************************
ТЕЛЕГРАММА Г.К. ЖУКОВА В ЦК КПСС
О ХОДЕ ВИЗИТА И ПЕРЕГОВОРАХ
С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ЮГОСЛАВИИ

16 октября 1957г.

Строго секретно

1. С 8 по 14 октября я с группой генералов, находясь в Югославии, посетил
Задар (порт нашего прибытия в Адриатическом море), Белград, Загреб (центр
республики Хорватия), Риску, Опатию, Любляну (центр республики Словения).
Из военных объектов югославские товарищи показали нам Высшую военную
академию в Белграде, учебный технический центр югославской армии в Загре-
бе, танковую бригаду в Ястребарско, тактическое учение усиленного батальона
горно-пехотной бригады в районе Загреба, боевую артиллерийскую стрельбу
артиллерийского дивизиона в районе Любляны, учебный центр связи югослав-
ской армии в Любляне.
Посетил объекты народного хозяйства: судостроительный институт в Загре-
бе, судостроительную верфь в Риске, завод «Литострой» в Любляне.
По Югославии мы совершили путь в 1425 километров, из них по воздуху
475 километров, железнодорожным транспортом — 550 километров и на авто-
машинах 400 километров, что дало возможность хорошо ознакомиться с путями
сообщения и характером местности.
Морем мы проплыли 2400 километров. Особенно полезным для нас было
личное ознакомление с проливной зоной Босфора и Дарданелл, а также много-
численными греческими островами, имеющими особо важное значение в Эгей-
ском море, где они преграждают путь подводным и надводным силам при выхо-
де в Средиземное море и обратно в Черное море.

2. Югославские руководящие товарищи в центре, в республиках и на местах
встретили нас исключительно организованно, торжественно и тепло. Особенно
по-дружески и тепло везде и всюду встречали нас рабочие, военные и населе-
ние, с которыми мы провели многочисленные беседы. Хорошо, я бы сказал,
просто, по-душевному нас встретили тт. Тито, Ранкович, Гошняк, Весели-
нов, Симич, Блажевич в Хорватии, Маринко и Крайгер в Словении и другие,
особенно те, кто побывал у нас в Советском Союзе.
Т. Гошняк организовал показ югославских вооруженных сил так, что мы смогли
увидеть военную организацию, многочисленное вооружение и боевую технику,
в том числе и американскую.
3. Из личных разговоров, наблюдений и обобщений я прихожу к выводу,
что не только наш советский народ, наша партия и ЦК КПСС хорошо не знают
истинного положения в Югославии, но и видимо, нас, в свое время, инфор-
мировали далеко неправильно, что и создало не совсем объективное понимание
положения дел в стране, в Союзе коммунистов, в обороноспособности юго-
славских вооруженных сил.

О вооруженных силах Югославии

Югославская армия является лучшей армией из всех социалистических стран
Восточной Европы и только уступает в моторизации и механизации Чехосло-
вацкой армии. Очень хорошее впечатление производит личный состав воору-
женных сил, боевая подготовка которого стоит высоко, особенно хорошее впе-
чатление производят генералы, офицеры и сержантский состав. Весьма хорошо
продумана организация обучения молодых солдат, различных специалистов и
офицеров через учебные центрыa армии, а также система допризывной подго-
товки и подготовки кадров запаса для обеспечения мобилизационного развер-
тывания и комплектования войск в случае развертывания боевых действий.
Военным обучением в мирное время по существу охвачено все мужское насе-
ление, которое должно быть способно в любое время встать под ружье, а в соче-
тании с природными (горными) условиями местности Югославия представляет
из себя очень серьезную военную мощь, способную к длительной войне даже
против значительно превосходящих сил противника. В этом отношении оцен-
ки нашего Генерального штаба являются далеко неправильными и заниженными.
Но в обороноспособности Югославии имеются и очень серьезные слабости.
Это, прежде всего, относится к противовоздушной обороне страны и войсковой
ПВО, которые серьезно неспособны преградить путь воздушному противнику.
Слабы бронетанковые войска своей техникой, которые имеют на вооружении
танки США и Англии, хотя некоторые образцы из них и имеют стабилизацион-
ное устройство в вертикальной плоскости. В ВВС заслуживает лишь внимания
самолет типа «Сейбер», имеющий на вооружении реактивное оружие.

<...>

6) Завтра, 16 октября т. Гошняк хочет показать мне авиационную дивизию,
на вооружении которой находятся американские самолеты «Сейбер».

17 октября утром я вылетаю в Албанию.

15.Х.57г. Г. ЖУКОВ
*************************************************************
В своей следующей телеграмме Жуков уже использует общеупотребительное наименование Сейбр.

*************************************************************
ТЕЛЕГРАММА Г. К. ЖУКОВА В ЦК КПСС
О ПЕРЕГОВОРАХ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ЮГОСЛАВИИ

17 октября 1957г.

Строго секретно

Срочно

Лично товарищу ХРУЩЕВУ Н.С.

1. Сегодня, по инициативе т. Гошняка (очевидно по указанию т. Тито) имел
с ним конфиденциальную встречу, на которой присутствовал начальник Гене-
рального штаба Вучкович, дружески настроенный к Советскому Союзу, в свое
время проходивший обучение в нашей Высшей военной академии.
В разговоре т. Гошняк сказал: «Мы хотели бы установить с Советским Со-
юзом более интимные отношения по военной линии и просить помочь нам ос-
вободиться от американской и западной, так называемой, «военной помощи».
Вот они и сейчас обивают наши пороги, предлагая нам ряд новой военно-
воздушной, сухопутной и военно-морской техники. Все мы не хотим больше
иметь связей с американцами, мы хотим настоящей, большой дружбы с Совет-
ским Союзом. Если Ваше правительство отнесется к нам с пониманием, мы в
ближайшем будущем пришлем наши просьбы, кроме тех, о которых уже имеет-
ся договоренность. Если Вас интересует что-либо из последней техники США,
которую они нам дали, мы можем в секретном порядке передать Вам по одному
экземпляру, в частности самолет «Сейбр», танк «Паттон», тренажер для обуче-
ния полетам в сложных метеорологических условиях, радиолокационные сред-
ства и другое».

Я поблагодарил т. Гошняка за его дружеское партийное отношение к наше-
му общему делу и обещал доложить руководству, выразив мнение, что Прези-
диум ЦК КПСС отнесется с должным пониманием к стремлению югославских
товарищей.

Со своей стороны считаю, что югославские товарищи руководствуются стрем-
лением к дружбе с нами, а не конъюнктурными соображениями. Видимо в их
сознании наступает перелом, на который оказывают влияние наши успехи в
области международных и внутренних достижений, с которыми мы подошли к
40-й годовщине Октября.

2. Сегодня т. Гошняк показал нам недавно построенный аэродром 1-го класса
с военным городком и базирующуюся на аэродроме истребительную авиадиви-
зию и корпусный разведывательный авиаполк.
На вооружении югославской авиации состоят главным образом самолеты аме-
риканского производства, которые нам были показаны. Мы ознакомились с
истребителем — бомбардировщиком «Тандержет», истребителем «Сейбр» и раз-
ведчиком «Р—Т». По своим летным характеристикам некоторые из них уже ус-
тарели, но вызывает некоторый интерес установленное на них оборудование.
Максимальная скорость реактивных самолетов 900-1100 км/час. На «Сейбре»
имеется реактивное вооружение — 8 снарядов класса «воздух — земля» с даль-
ностью стрельбы до 2000 м.
Югославы показали также небольшой реактивный самолет собственной кон-
струкции с небольшим полетным весом 2500 кг и скоростью до 800 км/час,
предназначен для обучения летчиков.
Обращает на себя внимание хорошо оборудованный тренажер с автомати-
ческим контролем американского производства, на котором летчики обучаются
слепым полетам в сложных метеорологических условиях.
В заключение югославские летчики продемонстрировали на показанных нам
самолетах индивидуальный пилотаж и групповой полет, показав при этом хоро-
шую личную подготовку и слетанность.

3. Завтра, 17 октября, в 10 часов по местному времени мы вылетаем в
Албанию.

16.Х.57г. Г. ЖУКОВ

*******************************************
По возвращении из своего визита Г.К. Жуков вновь попал в опалу (на этот раз уже хрущевскую), однако к Сейбрам это уже не имеет никакого отношения.