Я был немало удивлен, увидев недавно по ТВ передачу про американский Мустанг, который выиграл войну и в одиночку перебил все чертовы Люфтваффе...
Я летал на Мустанге Мк.4 в самом конце войны, когда мы базировались в Палестине. С другого конца полосы сидела 6-я эскадрилья, на старых Спитфайрах Мк. 9. Заняться особо было нечем, и частенько мы вели с ними учебные воздушные бои - для тренировок и для развлечения. Так вот - никогда - повторю, никогда - ребятам из моей эскадрильи не удавалось сесть на хвост Спитфайру, за исключением случаев когда его пилот не ждал атаки и не смотрел за своим хвостом. А ребята со Спитфайров каждый вечер звали нас к себе - "полюбоваться прекрасными видами с наших ФКП на ваши прекрасные Мустанги". При этом в моей эскадрилье служили опытные истребители, мы использовали все маневренные возможности наших Мустангов, пытаясь продемонстрировать наше "преимущество".
...Я летал и на Р-47 - мы называли их "10 тон шума". Он напоминал мне кирпич с мотором. Я никогда не летал на Р-38, но однажды мы проводили с ними учения по перехвату высотных целей. Мы взлетели на Спитфайрах гораздо позже них - но перехватили их раньше, чем они поднялись на запланированную высоту. Сесть им на хвост и сделать снимок было слишком просто - нет сомнений.
...
Мустанги имели большую скорость, но Спитфайр имел заметно лучший разгон, имел лучшую скороподъемность и больший потолок - на своем Спитфайре я однажды забрался на 42 400 футов, со своим "низковысотным" Мерлин 66! Маневренность, в том числе на форсированных виражах, значительно превосходила маневренность оппонента. Конечно, Мустанг имел больший запас топлива и дальность, но Спитфайры-фоторазведчики с 180-галонным ПТБ тоже могли дотянуться до Берлина.
Я сделаю небольшое отступление - я летал более чем на 120 самолетах, от планеров до тяжелых бомбардировщиков V-серии, на реактивных истребителях всех форм и размеров, на коммерческих лайнерах и вертолетах. Но ни один из них не мог сравниться с волшебным чувством полета на Спитфайре, этом гениальном творении (далее абзац эмоций - Polar)...
Как я могу описать удовольствие от этой прекрасной вещи, которая дала мне 1000 летных часов, два тура боевых операций, 211 боевых вылетов - и я никогда не видел в своем самолете дырки от пули, у меня не было ни одной прерванной миссии! Полная противоположность современным машинам, с этой их автоматикой тут и там, электроникой везде и одной кнопкой в кабине, пилот в котором чувствует себя электронным роботом. Первые реактивные истребители, на которых мы летали после войны, имели ограничение по числу М в 0,75, в то время как Спитфайр достигал 0,96, практически скорость звука, на испытаниях пропеллера в Фарнборо! (реальный случай, винт правда улетел, но планер не получил никаких повреждений - летчик его посадил - Polar). В 50-х у нас были проблемы с испытаниями противоперегрузочных костюмов, наши новейшие истребители не давали больше 4-х кратной перегрузки. И тогда кто-то сказал - "давайте полетим на Спитфайре!" Спитфайр имел ограничение по перегрузке в 13g, и мы действительно испытали этот костюм на нем!
Возвращаясь к Спитфайру - как я могу описать свои эмоции при полете на Спитфайре, то, что я вижу в снах и сейчас? (Мемуар написан в 2004 - Polar)
Напускная храбрость и бесстрашие перед парнями на дежурстве - "перехват, перехват, высота 30, курс 90, более 16 бандитов". Все летит в стороны - столы, стулья, кружки с кофе. "Я не дам звену "А" достать их первыми!" Влетаешь в кабину, палец сразу находит кнопку стартера, другая рука ложиться на газ - пошел, пошел, пошел! Большой палец механика, кабель питания выдернут, колодки отброшены, облако пыли - и нос наклоняется вперед. Прямо по полосе, поперек нее, прямо по траве! Как один из нас может описать это чуство, когда рычаг газа ложится на упор, давая наддув +18 и 1750 лошадей уносит тебя вперед? Это неописуемо, и ни один реактивный самолет не давал такого чувства начального ускорения.
Между Спитфайром и другими моими самолетами - очень большая разница, и я хочу сказать только - "спасибо".
(Далее ода Р.Дж. Митчеллу, Леди Хьюстон и Р-Р - Polar)