«Исторические права России на спорные территории» обсудили за «круглым столом», организованного порталом «Руниверс». Его участниками стали историки, политологи, общественные деятели, а т
емой дискуссии –вопросы, связанные с претензиями Японии на острова Курильской гряды, а также с общественными движениями в Германии и Финляндии, грезящими, восстановлением Восточной Пруссии и возвратом Карелии.
Президент АНО «Руниверс» Михаил Баранов отметил негативные последствия переосмысления исторического прошлого России. Он привёл примеры, как
некоторые англоязычные историки заменяют названия государств Россия и Польша на Московию и Польско-Литовское содружество, которое и рассматривается как приемник Киевской Руси. Казус заключается в том, что при таком «историческом» подходе вполне могут быть оспорены все российские территории, кроме Московской области.
Заместитель главного редактора историко-культурного журнала «Свой» доцент Д. Володихин заметил, что вопреки устоявшемуся термину,
спорные земли вполне можно было бы назвать «бесспорными территориями», так как Россия ни в каких спорах не участвует, и, следовательно, речь идёт об односторонних претензиях.
Доктор исторических наук, профессор Восточного университета Анатолий Кошкин в своем выступлении опроверг мнение о том, что Курилы – исконно японские территории. Исконными они являются только для местного, коренного населения – айнов. Русские проникли на Курилы раньше японцев, чему есть многочисленные свидетельства. Южные Курилы были мирно переданы Японии в 1855 году по Симодскому трактату. В дальнейшем, в ходе Русско-японской войны 1904-1905, японцы захватили вместе с Южными Курилами и Южный Сахалин. С этим захватом не смирилась ни Российская Империя, ни Советский Союз. Возвращение Курил и Южного Сахалина по итогам Второй мировой войны было признано всеми участниками антигитлеровской коалиции и закреплено в системе послевоенных договоров. «В свете последних трагических событий необходим долговременный перерыв в споре вокруг Курильской гряды – хорошие отношения с Россией сегодня жизненно важны для Японии», – подчеркнул эксперт.
Вопросы, касающиеся принадлежности Карелии и Калининградской области, участники «круглого стола» назвали «спящими вопросами», так как правительства Финляндии и Германии официально никаких претензий не предъявляют, пишет Шамиль Давудов на
www.nkj.ru. Но их активно выдвигают различные общественные организации этих стран. При этом игнорируется в частности то, что Карелия в свое время была отвоевана у Швеции, а затем подарена Александром III Великому княжеству Финляндскому.
Исторические права России на Калининградскую область основаны на итогах Второй мировой войны, и пока также открыто не оспариваются. Однако оспаривается роль СССР в борьбе с фашизмом. В западной литературе формируются образы двух агрессивных, тоталитарных держав – СССР и Германии – которые стоили друг друга. Принятие такой точки зрения приведёт в итоге к исключению СССР из числа стран-победительниц, делигитимации всей системы послевоенных договоров и целому ряду территориальных претензий.
Доцент кафедры отечественной истории МГГУ им. М.А.Шолохова Юрий Никифоров отметил: «Согласие с предъявляемыми нам вариантами истории Второй мировой войны уже завтра приведёт к формированию новых, ещё больших претензий и вопросов, а также значительному ослаблению роли России на мировой арене».
О значении воли общества и государства в решении этих проблем высказался главный редактор ИА Regnum кандидат исторических наук, государственный советник Российской Федерации М. Колеров. Следует признать, что система международного права, сформировавшаяся во времена холодной войны и признававшая незыблемость границ, умерла. Более того, своевременно отказавшись от принципа незыблемости границ, наше правительство не оказалось бы в столь двусмысленной ситуации в вопросе признания независимости Южной Осетии и Абхазии, заметил Колеров.
Общим итогом «круглого стола» стал вывод о том, что
территориальные вопросы – это вопросы государственной безопасности и тут не может быть уступок в ущерб интересам страны.