К развлечениям на TV в Китае накопились претензии: пропаганда ложных ценностей, пошлость, безграмотные и, порой, вредные советы псевдоэкспертов. Но самая большая в мире телеаудитория по-прежнему верит голубому экрану. От телевизора всегда ждут чуда — к нему обращаются, когда обращаться, кажется, уже не к кому.
«Я верю, что телевидение мне поможет. Посмотрите, как много пришло людей. Здесь я обязательно встречу свою судьбу!» – уверена одна из участниц телешоу.
«Мне бы хотелось, чтобы меня увидело как можно больше народу — родные, друзья, — говорит другая китаянка. — А ещё по другую сторону экрана может оказаться тот единственный, которого я ждала всю жизнь!»
Новые инструкции ввели внезапно, без предупреждения. «Под нож» пойдут реалити-шоу — за вторжение в частную жизнь, юмористические программы — за плоский юмор «на грани», телерозыгрыши — за злые шутки. В общем, какой канал ни возьми — кругом разврат, мир чистогана и дешёвые сенсации. А в результате, считают эксперты, — разбитые семьи, молодёжь, не желающая работать, и столь популярные в Китае телезнакомства, на поверку не столь безобидные, как может показаться на первый взгляд.
«У нас в одной такой передаче участница прямо сказала: “Лучше плакать на заднем сиденье BMW, чем улыбаться, сидя на багажнике велосипеда”, — рассказывает профессор Пекинского университета массовых коммуникаций Ши Тунъюй. — Молодёжь стала цитировать эти слова в Интернете как некую житейскую мудрость. А ведь если разобраться – это ужасно! Наша страна не долго просуществует, если это не прекратить».
Вопрос о том, каким быть телевидению, буквально расколол китайское общество. Моралисты скорбят об утрате ценностей и падении нравов, любители развлечений толпами валят на съёмки очередного шоу. Третьи говорят, что общество разлагается само по себе, и телевидение здесь не при чём — мол, нечего на зеркало пенять.
Но выбор сделан. Отныне на голубых экранах в буквальном смысле – «потехе час». В остальные часы зрителям предлагают насладиться разумным, добрым и вечным. То ли публика так подвержена влиянию голубого экрана, то ли телевидение просто отражает вкусы, бытующие в обществе, на вечный вопрос – «Что было прежде — яйцо или курица?» — у китайских властей, похоже, — свой ответ.