-
Китай предлагает замену Ан-24
Лейтен ФРЕНСИС, Сингапур
Aмбициозные планы Китая на мировом рынке коммерческих самолетов вполне могут позволить стране конкурировать с Airbus и Boeing, хотя с точки зрения экспорта лучшим решением в этой борьбе могут стать именно турбовинтовые самолеты.
Компания Xian Aircraft, занимающаяся производством региональных турбовинтовых самолетов MA60 и MA600 (MA60 — глубокая модернизация самолета Ан-24, а MA600 — улучшенная версия MA60; оба самолета рассчитаны на перевозку до 64 пасс. на расстояние 1300 км. — Прим. АТО), продолжает увеличивать портфель заказов от авиакомпаний из развивающихся стран. Как отмечает заместитель управляющего директора AVIC International (подразделение Государственной авиастроительной корпорации Китая — Aviation Industry Corporation of China (AVIC), специализирующееся на продажах самолетной техники по всему миру) Сю Бо, в августе 2011 г. конголезская авиакомпания Air Congo дополнительно заказала самолеты MA60. В мае 2011 г. чартерный перевозчик из Перу CDS Regional Express разместил заказ на четыре самолета MA60 производства Xian Aircraft, два из которых будут использоваться для перевозки пассажиров, еще два авиакомпания задействует в грузоперевозках.

Другие страны также ведут переговоры о возможной покупке китайских региональных турбопропов. Шри-Ланка не исключает возможности приобретения двух ВС для своей низкотарифной авиакомпании Mihin Lanka и четырех — для Вооруженных сил страны. Два самолеты могут быть куплены для национальной авиакомпании Таджикистана Tajik Air, два — для Вооруженных сил Эквадора, два — для национального перевозчика Зимбабве Air Zimbabwe, который уже эксплуатирует ВС такого типа. Кроме Air Zimbabwe МА60 есть в парке китайских Joy Air, Okay Airways и Yingan Airlines, лаосской Lao Airlines, индонезийской Merpati Nusantara. Также такие самолеты эксплуатируются в авиакомпаниях Мьянмы (Myanma Airways), Боливии (TAM) и Филиппин (Zest Air).
Сделка с Air Congo кроме непосредственно продажи самолетов перевозчику включает в себя техническое обслуживание и ремонт на территории Конго. Ранее международные клиенты нередко критиковали AVIC за неспособность оказывать адекватную техподдержку, однако за последние несколько лет китайская корпорация расширила свою сеть, открыв офисы в Египте, Зимбабве и Замбии.
С точки зрения финансирования китайские производителя также весьма конкурентоспособны. Клиентам, приобретающим самолеты китайского производства, предоставляются льготные условия по финансированию сделок со стороны китайских государственных банков или же со стороны AVIC International Leasing, дочерней структуры AVIC, занимающейся лизингом ВС. Иногда правительство Китая преподносит самолеты китайского производства в качестве подарка своим политическим союзникам. Кроме того, Китай открыт и для бартерных сделок. Например, было подписано несколько соглашений, согласно которым африканским государствам поставлялась продукция оборонной промышленности китайского производства (и самолеты в том числе) в обмен на право пользования неразработанными природными ресурсами и осуществления рыбной ловли в территориальных водах этих государств.
Другой китайский турбовинтовой самолет, который также экспортируется за пределы страны, — это Harbin Y12 (двухмоторный турбовинтовой самолет, изготавливаемый китайской компанией Harbin Aircraft Manufacturing Corporation, способен перевозить до 19 пасс. — Прим. АТО). Этот самолет оснащен двумя двигателями РТ6 производства Pratt & Whitney. Его выпуск начался в 1985 г. На сегодняшний день в мире более 30 эксплуатантов данного типа ВС. В июне 2011 г. Китай подарил два самолета Y12E правительству Сейшельских островов.
Самая новая модель пассажирского самолета этой версии называется Y12F, она отличается от предыдущих принципиально новым дизайном. Самолет совершил первый полет в начале 2011 г. Ожидалось, что ВС будет сертифицировано китайскими авиационными властями до конца года, однако, по сообщениям официальных источников, вероятнее всего, сертификация состоится лишь в 2012 г. "С учетом того что мы собираемся продавать самолет Y12F по всему миру, мы, конечно же, будем стараться пройти сертификацию американских авиационных властей", — отмечает представитель Harbin Aircraft Manufacturing Corporation. Предыдущая версия самолета Y12 (Y12IV) получила сертификат FAA в 1995 г. Между США и Китаем подписан договор, согласно которому FAA может подтвердить сертификат китайского образца, выданный Администрацией гражданской авиации Китая (Civil Aviation Administration of China — #CAAC) на самолеты авиации общего назначения. Самолет Y12F, в отличие от своего прародителя Y12, имеет убирающиеся шасси, улучшенную аэродинамику носовой части и принципиально новое свободнонесущее крыло, что существенно улучшило аэродинамические показатели. Авионику разработали в компании Honeywell, винты — в Hartzell. На самолет устанавливаются новые двигатели PT6-65B производства Pratt & Whitney, более мощные, чем предыдущие версии. Элементы конструкции фюзеляжа в основном выполнены из алюминиевых сплавов, хотя AVIC заявляет, что самолет Y12F на 7–10% состоит из композиционных материалов.
Xian Aircraft также разрабатывает новый региональный самолет MA700. По заявлению авиастроителя, несмотря на изменение лишь порядкового номера, он ничем не будет напоминать своего предшественника — МА600. MA700 должен быть представлен публике в 2015 г. Он рассчитывается на перевозку 70–90 пасс.
Несмотря на то что в настоящее время не существует 90-местных турбовинтовых региональных самолетов, это весьма жизнеспособный сегмент рынка, полагают такие лидеры регионального авиастроения, как ATR и Bombardier. Вот уже на протяжении четырех лет Bombardier работает над созданием 90-местного самолета Q400X, который представляет собой доработанную удлиненную версию 70-местного Q400. Однако компания не торопится — не исключено, что это связано с разработкой моделей реактивных самолетов CSeries, рассчитанных на перевозку 110–130 пасс., которые должны войти в эксплуатацию уже в 2013 г.
ATR изучает развитие совершенно нового семейства турбовинтовых самолетов, которые включают в себя 50-, 70- и 90-местные модели. Несколько лет назад франко-итальянская авиастроительная компания предлагала услуги по совместной работе над этим проектом c AVIC, но переговоры ни к чему не привели.
Благодаря партнерству с ATR Китай мог бы получить доступ к новым технологиям и сформировавшейся клиентской базе компании. Однако у Китая уже есть собственные технологии, необходимые для самостоятельной разработки турбовинтовых самолетов следующего поколения. На заводе компании Shenyang Commercial Aircraft (подразделение AVIC; предприятие расположено в г. Шэньян, провинция Ляонин, северо-восток Китая. — Прим. АТО) выпускается хвостовое оперение, передний и задний отсеки фюзеляжа для самолета Q400. Кроме того, там производится средний отсек фюзеляжа для самолетов CSeries. Несмотря на то что Bombardier сохранил сборку крыла на собственных заводах в Северной Америке и Европе, у Китая есть опыт и в этой области благодаря сотрудничеству с Airbus.
Еще один ключевой вопрос, который необходимо решить при создании нового турбовинтового самолета, — двигатели. Они могут быть приобретены как у General Electric, так и у Pratt & Whitney Canada. Обе компании ведут переговоры с AVIC о присоединении к программе MA700.
Западные авиастроители пока пренебрежительно относятся к перспективам разрабатываемого нового китайского самолета MA700 — в основном из-за запятнанной репутации его предшественника, MA60. Однако Китай может использовать технологии, полученные в результате выполнения работ по заказу западных авиастроителей. В сочетании с новейшими технологиями турбовинтовых двигателей, широкой клиентской базой и недорогой техподдержкой этот опыт может быть применен при разработке собственных самолетов, что сделает Китай сильным игроком на мировом рынке турбовинтовых ВС, предоставляющим конкурентную продукцию.
Поделиться…
Данный материал публикуется по эксклюзивному соглашению между AVIATION WEEK и "Авиатранспортное обозрение".
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума