В течение 2011 - 2012го гг боевикам Аль-Кайиды удалось разрушить промышленность страны, спровоцировать асадовцев на ковровые бомбардировки и артобстрелы сирийских городов (алавитская верхушка готовилась к созданию алавитского анклава на побережьи и стремилась вбомбить остальную Сирию в каменный век). В результате, два миллиона беженцев и миллионы голодающих в самой Сирии стали массовой базой боевиков, служба у которых (за деньги шейхов Залива) стала для них единственным способом прокормить семью.
Опорой оппозиции стали туркоманы (турко-азербайджано-туркмены, которых Османская Империя расселяла по Ближнему Востоку, наподобие казаков у русских). Их численность точно неизвестна, как по причине сильной (принудительной) ассимиляции, так и по причине сокрытия алавитским государством соотв. информации. Считается, что неассимилированных туркоманов более миллиона, плюс ещё два миллиона ассимилированных, арабоязычных, но сохраняющих турецкую идентичность (итого 15% населения Сирии).
Курды в прошлом ткж были опорой Османской Империи, но с появлением младотурок (турецких националистов) популярность получила идея Великого Курдистана, который и должен был возникнуть по реузльтатам ПМВ и согласно Севрскому Договору. Но США, в сферу влияния которых должен был войти Великий Курдистан, отказались от участия в Лиге Наций, получения германских репараций и участия в послевоенном разделе мира на сферы влияния. В результате, курды схватились с армянами, французы прокинули греков, а группа дёнме во главе с Ататюрком создала современную Турцию, выселив до двух миллионов греков и православных христиан (т. е. порядка 10% населения) с территорий, уже отданных по Сервскому Договору грекам, а ткж продолжив начатый младотурками геноцид армян.
Осью событий на Ближнем Востоке в 20м веке была идеология Великой Сирии, развитая лидерами Сирийской Социальной националистической партии. Эта идеология, враждебная идеологии партии Баас, отрицала существование единой арабской нации, предполагая, что арабских наций четыре, в т. ч. сирийская, включающая, в минимальных границах, Сирию, Ливан, Иорданию и Палестину, а в максимальных ткж Ирак, часть Турции и Ирана, Кипр и север Аравии. Чтобы не дать этим планам осуществиться, французы настояли на отделение от Сирии Ливана, а позднее свергли сирийского Короля из хашемитов Фейсала I (позднее стал Королём Ирака, его внук Фейсал II был свергнут баасовцами и "свободными офицерами" и убит). В Иордании же хашемиты (прямые потомки пророка Мохаммеда) у власти до сих пор.