-
Ответ: С.ДОЛГУШИН И В.РЕЗУН: Как и почему погибла авиация в Белоруссии и Прибалтике
СКРИПКО (http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«Затем последовал новый доклад:
— Слышим нарастающий гул большой группы самолетов, объявлена боевая тревога! Командир полка и все эскадрильи полка выруливают для взлета на перехват противника».
ДОЛГУШИН: «Все это «липа»! Начали подниматься в районе уже где-то в 6.30-7.00 часов – пока пушки и ПМ поставили:
нам в субботу пригнали Пе-2 с 16-го (бомбардировочного – В.Б.) полка – показать».
БАРДОВ: «Чтобы своего не сбить в случае чего»?!
ДОЛГУШИН: «Ну да. А ведь Пе-2 и Ме-110 можно перепутать. И перепутывали. А в чем разница:
- у 110-го стабилизатор прямой,
- а у Пе-2 – «чайкой» - вот и вся разница).
И вот, когда уже начался рассвет: начал брезжить и когда начало светать, вдруг над аэродромом пронесся двухкилевой СЛ. Прошел над аэродромом и вдруг сзади него очередь раздается прямо по стоянкам».
(БАРДОВ: «Т.е. со стороны заднего стрелка 110-го» ?!
ДОЛГУШИН: «Да, на 110-м стоял ПМ (из которого) штурман стрелял и он из кабины (и) бил).
Мы никак не поймем: что, учения, что ли начались?!
Созвонились…, а там уже раненные у них. Ну, поняли, что война. Но как война? Не разберемся!
Перед этим (СЛ-ты) разрулили. Весь летный состав таскает...
Я доложил командиру эскадрильи капитану Емельяненко: «Звено готово»! Он вызвал командиров звеньев. Собрались, сидим и вдруг видим:
со стороны Белостока идет звено СЛ-тов с водяным охлаждением (восьмерка Ме-109 – В.Б.), но (до них) еще далеко (было, когда их увидели – В.Б.) а шли они тысячах на трех (м)…
Прилетели и начали штурмовать, но машины мы уже разрулили и рассредоточили».
БАРДОВ: «А они и бомбы подвешивали под свои Bf-109»?
ДОЛГУШИН: «У них были «ракУшки». Что из себя представляла эта (бомба – В.Б.): штырь, а на верху шарик. Они помещались в контейнеры и крепились под плоскостями – специально для штурмовки по живой силе и по СЛ-там. Затем они из контейнера выбрасывались и когда втыкались в землю - лепестки раскрывались, взрывались и разбрасывали осколки.
И когда они взрываелись – квакали как лягушки".
СКРИПКО (http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«Объявив боевую тревогу другим частям дивизии, полковник П. И. Ганичев на И-16 вылетел на аэродром 122-го истребительного авиаполка».
ДОЛГУШИН: «Все это «липа»: Ганичев сидел в Лиде»!
AIRWAR.RU: «Вскоре самолеты были готовы и когда в 4.20 над аэродромом появились Me-109, Сергей услышал: "Долгушин со звеном - в воздух!"
Один И-16 уже горел».
ДОЛГУШИН: "Так вот: приходит 8-ка (“Bf-)109”-х и начинается…
А у меня-то звено готово! Емельяненко говорит: «Долгушин, взлетай»!
В 4.20 я подбегаю к ребятам, смотрю: одна машина горит моя в звене. Остались 2 – моя и Сережки Макарова. Я говорю: «Сергей, взлетай»!
А он почему-то: или пересосал двигатель или перезалил - никак у него не запускается».
«Передо мной взлетел заместитель командира нашего полка капитан УханЕв (В.М. – по книге Скрипко).
А шестерка (Bf-109f уже была – В.Б.) над аэродромом (АД). Стал «драться» над аэродромом. У него подбили мотор: мотор коптил у него. Он «зашел» (на посадку – В.Б.) и сел».
БАРДОВ: «А у Уханева тоже пушечный был И-16»?
ДОЛГУШИН: «Нет, пулеметная машина: 4 ПМ-та».
Уханев приземлился (а потом на машине поехал в полк и в Лиду приехал на машине. Потом я его встретил в 1942 году. После войны он был командиром полка… Американцы пролетели, что-то несработало там и ево уволили. Жив ли он сейчас или нет – не знаю).
Когда он приземлился, я (свой И-16 – В.Б.) запустил и пошел на взлет – я последний взлетал.
И на взлете меня и поймали: я как мишень был из под них взлетая».
КРЮКОВ: «Он оказался одним из немногих, кому удалось подняться в воздух».
БАРДОВ: “Т.е. получается, что в первые часы (из полка Уханев) поднялся первым, а за ним взлетели Вы и взлететь удалось (из всего полка) только двум самолетам на этом первом вылете (полка), когда его шестерка (Ме-109) сбила. Так получается”?
ДОЛГУШИН: “Да я уже почти и не помню ничево. Трудно, понимаете…”
www.airwar.ru: «Летчик начал разбег, но плохо прогретый мотор его самолета не тянул, поэтому в конце полосы пришлось развернуться и взлетать в противоположном направлении. Здесь-то, без скорости, с еще неубранными шасси, его атаковали "мессера" и стали расстреливать как на полигоне. Самолет получил 16 пробоин, но не был сбит, и Сергей Долгушин начал свой первый бой…»/4/.
БАРДОВ: «А я слышал, что Вы дошли при взлете до конца аэродрома, почувствовали, что не тянет мотор..»
ДОЛГУШИН: «Так он холодный! Пришлось развернуться и взлетать в обратную сторону, паралельно. Ну и пока я рулил и взлетал – мне 16 пробоин влепили».
БАРДОВ: «А они из ПМ-тов по Вам били»?!
ДОЛГУШИН: «Да, из ПМ-тов».
БАРДОВ: «А почему они пушки по Вам не применяли
– они же разнесли бы…(Вас в пух и прах – В.Б.)»?
ДОЛГУШИН: «А на тех «(Bf-)109»-х пушек то не было. Были пулеметы: обычные и… Я не помню даже, были ли на них крупнокалиберные».
Pav.Riga «Re: О том как у летчиков техников отняли». (15.04.2004 10:01) :
Http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=5518
«По немецким источникам (Пр.Гроэхлер) Ме -109 Е выпуска 1941 года времен похода на Восток, ввиду отсутсвия на Советских самолетах протектироованных баков и бронирования имели в большинстве
мотор-пушку МГ-151/15 калибром 15 мм, в отличие от групп на Западе, где применяли МГ-151/20. Главное преимущество – больший боекомплект, что себя полностью оправдало.
БАРДОВ- Pav.Riga «Re: О том как у летчиков техников отняли» 15.04.2004 14:44
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=5518
Спасибо, Павел, это очень интересно и совпадает со словами Долгушина. К стати, я не знал этого, но то "что себя полностью оправдало" спасло Долгушину жизнь, ибо если бы пара 109-х ударила по нему из 4-х пушек и 4-х ПМ, он бы своими 16-ю пулеметными пробоинами явно не отделался и мне бы уже ничего не рассказал. А вообще, п-к И.Е.Федоров говорил мне тоже самое - еще с Испании добивался на авиазаводе, где был испытателем, чтобы оружия на самолеты ставили меньше, но более мощное и качественное. Говорит, хорошему летчику вполне достаточно 1-2 пушек и пары ПМ, а плохому ты 100 поставь - ему и этого будет мало (пример - Спитфаеры и Харикейны, где число «дудок» доходило до 12, а стреляли из них только пару - на остальных, как правило, происходили всякие "задержки").
Так что с целесообразностью такого переоснащения Эмилей действительно (применительно к 22-му июня 41- го) можно согласиться - самолет получился более легкий и маневренный (учитывая то, как говорили немцы, что им пришлось столкнуться с "невероятно маневренными И-15 и И-16") и с большим количеством боеприпасов к мотопушке, (хотя это был скорее аналог нашего БСа)».
Pav.Riga «Re: О том как у летчиков техников отняли» (15.04.2004 16:13
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=5534 ) :
«(Аналог это был) скорее по весу снаряда ПТР 14,5 мм или КПВ.
А в маневренности немцы состязаться не собирались. Их тактика предусматривала использование преимущества в скорости:
- у "Эмиля" 70-90 км,
- у "Фрица" около 100 км.
С таким преимуществом плюс наличие радио
всегда можно было выбрать время и занять позицию для открытия огня. Это по отношению к И-16, по сравнению с И-153 на всем диапозоне высот 100 -120 км и более»...
БАРДОВ «Re: О том как у летчиков техников отняли» (16.04.2004 17:24
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=5613 ) :
===А в маневренности
немцы состязаться не собирались.
Да, действительно, если судить по их мемуарам, были такие, что ДО ТОГО (как говорит Долгушин «перед дракой») теоретически не собирались состязаться в маневренности, а ПОСЛЕ ТОГО... Именно этим им всем и пришлось заниматься, т.к. преимущественно все это носило ВИД не свободной охоты (которой любили баловаться сослуживцы Буби Хартмана), а штурмовки по аэродромам, наземным частям и ПРИКРЫТИЯ СВОИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ.
А во время прикрытия своих бомберов приходится пользоваться именно горизонтальным и вертикальным маневрами в ближнем бою, ибо если драпанешь, пользуясь своим преимуществом в скорости, то бомберов-то твоих «ишаки»-то и И-153 и посбивают. К тому же немцы входили в такой раж, что как писал один их командир группы, "каждый ведет свою войну и не подчиняется моим приказам". Доходило даже до того, что в бой на наши самолеты кидались их бомбардировщики (видимо имелись в виду Юнкерсы-87, по словам Резуна, больше напоминавшие большой истребитель, чем классический бомбер).
Так что на мой взгляд преимущество в скорости в боях первого дня войны у границы РЕШАЛО ОЧЕНЬ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ. А вот преимущество в радиофикации и боевой опыт и слаженность за вдемя боев в Европе – это другое дело.
К тому же если Вы заметили, Долгушин говорит, что летчики полка Юдакова, защищавшие Москву (этот полк, к стати, стал впоследствие 1-м гвардейским) вынуждены были летать на таком «антиквариате» как И-5, которые работали на касторном масле
(говорит у детей всю касторку забрали),
что И-16, которые были в полку Долгушина были бы им просто за счастье
и тем не менее сбивали фрицев почти наравне с Мигами, Лагами и И-16».
БАРДОВ: «А били они по Вам со всех стволов»?
ДОЛГУШИН: «Они пикировали, а я – взлетаю и «бегу». А когда оторвался… А ведь еще нужно было 42 оборота сделать (рукояткой – В.Б.) чтобы «ноги» убрать вверх».
БАРДОВ: «Так у вас что не было даже (автомата уборки шасси – В.Б.)?!
ДОЛГУШИН: «Не было: снимаешь со стопора и крутишь. И около земли идешь и левой ручкой держишь: 16-17 секунд времени занимало».
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 07.06.2004 в 00:36.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума