-
Курсант
Бой над Абрау-Дюрсо (Рассказ)
SlavikSG - Бой над Абрау-Дюрсо
Рассказ
Сергей лихо вырулил на взлетно-посадочную полосу. Выравнивая самолет он пристроился в хвост к своему ведущему, убрал обороты двигателя и резко затормозил колесными тормозами. Истребитель ЯК-1, неохотно покачивая крыльями, начал останавливаться. Фюзеляж дрогнул и угрожающе наклонился вперед. Наконец, потеряв инерцию, самолет плюхнулся на заднее колесо и замер. Подрулил он так близко к ведущему, что в очередной раз услышал в шлемофоне проклятие своего командира:
- Держи дистанцию, дубина! Когда-нибудь ты мне хвост срежешь... Черт бы тебя побрал! Берут же в армию таких кретинов...
- Не шуми, Василич, не рассчитал малясь. - добродушно ответил Сергей.
- Отставить разговорчики! - прозвучал бас командира звена. - Не засоряйте эфир. А ты, Семенов, когда-нибудь доиграешься у меня.
Сергей, испытав неловкость от грозного окрика Петровича, начал удобнее усаживаться на жестком парашюте. Позевывая и поеживаясь от утренней прохлады, он осмотрелся. Вдали виднелись временные постройки аэродрома. Яркие и заметные. "Никакой маскировки! Потенциальные мишени для немецких бомберов - подумал он. На зенитки все надеются, да на наше прикрытие. Когда налетят фрицы, разве тут поспеешь"?! Еще дальше, не сильно густой лес без подлеска, полностью скрывал близкий горизонт. А еще дальше, в дымке виднелись горы. Небо было ясное и синее. В нем парили редкие кучерявые облака. Они лениво плыли по небу и словно приглашали в них окунуться. "Подождите, ребятки, я до вас сейчас доберусь, если конечно Василич позволит нарушить строй"..., - невесело подумал он. Сергей любил лихачество в небе на своем новеньком ЯК-1, впрочем, и на земле то же, за что всегда получал от командира. А еще не так давно, всего пол года назад, в летной школе, Сергей мог позволить себе любые вольности в небе, развлекался от души. Инструктора только диву давались, когда он на своем учебном самолете, на бреющем полете ухитрялся крутить бочки. Грозили кулаками и матерились, на чем свет стоит. А здесь, на настоящей войне, на фронте, он всего лишь зеленый юнец. Обычный ведомый прикрывающий ведущего, поэтому только - "боевой строй". Отстанешь от ведущего, да еще если в этот момент мессеры налетят, то влетит по полной... По всем законам военного времени. Но даже не это самое страшное. Хуже - презрение товарищей, которые могут посчитать тебя трусом. От этого уже не отмоешься, только кровью смывать придется. Эх, молодость! Ему было всего 23 года. Жизнь только начиналась и била из него ключом.
Перед глазами Сергея, впереди, как всегда, ничего не было видно. Только высоко задранная приборная панель. "Черт их знает этих конструкторов, напихали приборов, а впереди ничего не видно. Как перед стенкой сидишь! Какой толк от приборов в бою, когда время идет на доли секунды? Какой идиот будет на них смотреть? Сидишь как в будке...! - с досадой думал Сергей. Справа, слева крылья, впереди приборная панель, вот и весь убогий обзор. Ну, еще наверху, над мутным плексигласовым фонарем довольно большая панорама неба. Шею можно свернуть пока окинешь все это небо взглядом". А шея после очередного вылета у Сергея побаливала всегда. Если посчастливилось встретиться с врагом, то шейные позвонки только успевали хрустеть, когда он лихорадочно пытался осмотреться и понять, куда нырнул очередной фашистский мессер. Вертеть головой приходилось так, что даже не спасал шелковый нашейный платок. Кожа натиралась до красных рубцов. "От этого не умирают", - как всегда любил говорить Василич, - "а вот если тебе в задницу влетит зенитный снаряд, да еще разорвется, то тогда точно мало не покажется". "Шутник, однако, Василич, - подумал Сергей. Вечно у него такие шуточки-прибауточки. Так настращает перед вылетом, что можно сразу себе тесный окопчик заказывать. (Если, конечно, потом найдут, что закапывать)". Сергей еще раз осмотрелся в своей тесной кабине. "Как тут фрицу на хвост сесть с таким-то обзором"?! - в очередной раз подумал Сергей. Злился Сергей сам на себя, на свою неловкость и неопытность. Готов был винить и себя и конструкторов самолета и быстро заканчивающиеся боеприпасы и везение, которое постоянно обходило его стороной. Уже два месяца ожесточенных боев, каждый день по боевому вылету, а иногда и по несколько, а, к слову сказать, звездочки на фюзеляже самолета Сергея отсутствовали полностью. Не посчастливилось ему еще сбить немецкого аса. Все больше фрицы его норовили сбить. Частенько, после очередного боя, техники латали дыры на его самолете. А однажды так "долетался", что еле приземлился. Просто плюхнулся с размаху на землю, да так, что шасси в разные стороны разлетелись. Ребята только диву давались, как он смог доползти до аэродрома. В фюзеляже были многочисленные пробоины, крылья, как дуршлаг. Просто удивительно, что при таких повреждениях самолет еще способен был удерживать себя в воздухе. Поговаривали, что штурмовик ИЛ-2 обладал такой живучестью, но уж ни как не обычный истребитель ЯК-1. Хорошо, что к тому времени в полку было несколько новых Як-1 в резерве, ждали живого пополнения и комэска, зная, что Сергей летает очень неплохо, распорядился выдать ему новенький ЯК-1, а старый техники с охотой пустили на запчасти, восстанавливать там было уже нечего. И все равно, не смотря на это, как-то так получалось, что все фрицы в небе услужливо подставляли свои хвосты Василичу, его ведущему, а не Сергею. То ли они постоянно перед ним вертелись, то ли он их, по какому-то наитию, находил в воздушной карусели и садился на хвост. Черт его разберет. На счету Василича было уже три сбитых, подтвержденных самолета. "А сколько сбитых, неподтвержденных"? - думал Сергей. Василич говорил, что звездочек должно быть пять. "Так-то! Знай наших"! - поговаривал он. "Ну, бог ему свидетель! Я в тех боях не участвовал. Ведомый у него был другой. Погиб, бедолага! Не повезло, - размышлял Сергей. Наверное, и мне недолго осталось. Когда-нибудь возьмутся за меня фрицы основательнее и срежут крылышки по самый фюзеляж. Да так, что и пикнуть не успеешь".
Когда Сергей был пацаном, то конечно, как и все пацаны в его возрасте мечтал стать летчиком. И он тогда наивно полагал: - "Ну, собьют меня, ну и что?! Выброшусь с парашютом! Делов-то..."! Мечта сбылась и на самом деле, все оказалось гораздо сложнее и правдивее. Не всегда удавалось его сбитым товарищам выпрыгнуть с парашютом. Ой, далеко, не всегда! Представьте себе самолет, который облегчили на одно крыло. Его так начинает вертеть, что если и удастся открыть фонарь и выбраться из самолета, то этот, твой же подбитый самолет, может так тебе по башке врезать, что будешь лететь головой вниз да самой матушки земли. А если ранят? Если контузит тебя? Если потеряешь ориентацию? Если от перегрузки кровь из носа хлынет. А если просто заклинит фонарь?! Счет в эти мгновения идет на секунды. А порой бывало и так, что воздушный бой настолько сильно приближался к земле, что тут не то что, выброситься с парашютом, моргнуть не успеешь, как трахнешься об землю. Да уж! Много этих "если", которые держат на тонком волоске твою жизнь. Вот так оно и было на самом деле в бою. И уж конечно нет так, как наивно полагал в детстве Сергей. И как подтверждение, в тех случаях, когда Сергей видел в бою падающий камнем вниз горящий самолет, то он далеко не всегда видел рядом раскрывшийся белый купол летчика.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума