"– Я начал воевать ведомым у командира эскадрильи майора Ерохина. Потом командиры эскадрильи менялись. Хоть некоторые уже были с орденами Красного Знамени, полученными за Испанию, но и они гибли. К осени 41-го в полку из тех, кто начинал войну почти никого не осталось. Вот из тех, кто участвовал в боях под Сталинградом до конца войны дошло процентов 20-25. Они-то и составляли костяк полка."Сообщение от BITL_DJUS
"Пожалуй, бои на Кубани были первыми настоящими воздушными сражениями. Я бы не сказал, что там мы победили их авиацию, но мы с ними сравнялись по количеству и сбили многих немецких ассов и просто опытных летчиков. Лично для меня эти бои стали переломными. Я научился летать так, чтобы сбивать. Если в 1941 году я сбил один самолет, в 1942 году – пять («Мессера», 2 транспортных самолета, «Раму» и «Ю-88», за что получил Орден Отечественной войны I степени), то с весны по осень 1943 года я сбил 20 самолетов."
http://iremember.ru/pilots/gorelov/gorelov_r.htm
Сообщение от BITL_DJUS
"На утро 9-го Января нам поставили задачу...
И пошла здесь карусель. Короче говоря четверка «мессеров» атаковала штурмовиков, еще одна – пару наших истребителей, а одна - меня. И вот, с этой шестеркой я колбасИл. Но «Як» – это такой самолет, я влюблен в него! Я мог стрелять по одному самолету врага, когда меня атаковал другой, я разворачивался на 180 градусов и легко оказывался в хвосте у самолета, который только что атаковал меня. Двоих я сбил. Виражу с оставшимися двумя «109-ми»."
"«Як» – это маневренный самолет, легкий. Им можно ворочать буквально, как захочешь. Сколько раз я выворачивался из таких положений, в которых меня должны были точно сбить, но выходил… В 41-ом летали на лыжах, тут маневренность их падала значительно. "
http://iremember.ru/pilots/shvarev/shvarev_r.htm
то же между прочим всю войну пролетал. может просто плохо искали мемуары летчиков прошедших 41ый?