Опять вспомнилось.
Хоть и под крышей "конторы" мы служили - а все равно бывало разное. Как говорят, "страшнее дедовщины только уставщина". Я не попадал под нее, а вот на соседний корабль пришел с Севера старпом, совершенно "отмороженый" (к современному "понятию" этот термин не относится совсем). И решил он ввести уставщину... но устав был им извращен до предела. Не отбита койка - койку сбрасываем на пол; не встал при вопросе "во фрунт" - наряд тебе минимум, и не важно, что ты сидишь скрючившись в техническом лючке, ищешь обрыв в сигнальном кабеле; в субботу на генеральной уборке эту самую внешнюю уборку с едким морским мылом матросы делают трижды - потому как в этой же бухте подземный завод подлодок продолжал расширяться за счет щебнедобывающего карьера, и пыль мелкодисперсным слоем ложилась на все и мгновенно, а фуражку по палубе старпом пускал только через полчаса после мойки...
Апофеозом стал первый выход в море. Да, по морской традиции курят на баке (на палубе на носу) - но на военных кораблях и на ходу матросы уходят на ют (на корму). Там и надстройка от ветра прикрывает, и барбет от кормовой артустановки... Да, нарушение - но небольшое, и офицеры от матросов себя не отделяют в этой импровизированной курилке.
Вот туда на ходовых и пришел старпом с криками, кто что за что получит, почему и как долго он будет продолжать эти отношения со всеми присутствующими, невзирая на звания - и как обсудит всех и каждого с руководством части. И ласково посмотрел на капитан-лейтенанта, сидевшего в своем звании уже четвертый год - сам-то старпом был одновременно с переводом на Черное море поднят до капитана третьего ранга, и светили ему в ближайшем будущем командирская должность со всеми вытекающими. Сразу после этой тирады он взорвался, гоня всех оттуда внутрь, пинками дополняя идею о том, что будет, когда он станет командиром этого корабля и этих людей - и, как только это было исполнено, с наслаждением повернулся к пенному валу, которые винты сторожевика поднимали на рост выше человека - и закурил сам...
Сторожевик шел всего в полутора милях от берега, поэтому для него не составило большого труда доплыть до берега, где его взяли за жабры "зеленые братья" - береговые пограничники. Еще через час первичных проверок радио об отсутствии на борту старпома дошло до его командира. Возвращаться для его принятия на борт командир бригады не дал, тем более, что с катерангом уже беседовали сначала территориалы, а затем и особисты. Шутка ли: покинуть боевой корабль и свой пост во время выполнения боевой задачи? Скандал был страшный, отголоски докатились даже до Москвы, и никого не волновало, что по его утверждению - его скинули за борт пинком, и неизвестно кто.
Когда же он стал настаивать на расследовании, его оттащил в сторону командир бригады и сказал:
- Ты точно хочешь расследования, которое покажет как ты себя вел - и не найдет виновного, потому что ты достал всех?... Да на твои действия на борту у меня десятки жалоб от особистов лежат!
Старпом подумал и согласился, что расследования не надо, виноват в падении сам, впаяли ему какое-то взыскание по-мелочи... и вернулся он в бригаду, ждать возвращения сторожевика. Тот отработал свою неделю на дальнем участке границы, подменился и пришел в базу на заправку и отдых. Первым его встречал старпом, по поданым сходням взлетел на борт, и, прежде чем успел получить формальных люлей от "все еще своего" командира - досталось каждому, попавшемуся ему на глаза.
Он орал и шипел, плевался и размахивал руками, обещал и грозил совершенно неприкрыто... неделя отдыха для экипажа превратилась в ад. Катеранг в бешенстве вымещал свою злобу на всех, с трудом находя работу в нарядах для каждого. Даже офицеры попрятались за спины капитана и своих жен у себя дома, неженатые и живущие на борту предпочитали прятаться по домам у своих друзей. Не помог даже вызов к комбригу и разговор одновременно с ним и старшим особистом части.
Через неделю сторожевик вышел на новое дежурство, и старпом снова выглянул на ют. Пойманые на курении смущенно потупились, но катерангу показались на лицах их улыбки, да еще какие оскорбительные... После их изгнания он зажег сигарету, вдохнул поглубже ароматный дым с вкусным запахом открытого моря, и... и через несколько секунд он снова плыл к берегу, но уже 6 миль - хотя и со знакомым ощущением горящего пинка на заднице!
Через двое суток, снова в ранге капитан-лейтенанта, он уехал на Дальний Восток - с самой, наверное, отвратительной записью в послужном списке.