"Рейзен" был для меня все равно, нто меч для самурая. Я ощущал его как собственное тело," - так писал один из японских пилотов о самом известном японском самолете второй мировой войны. Hачиная с Перл-Харбора до последних боев по отражению налетов на Японию американских В-29, истребитель Мицубиси А6М Рейзеи (сокращенно от "Рейсики зентоки" - "Истребитель ноль") участвовал практически во всех воздушных сражениях, проводимых императорским флотом. Его отличная маневренность и высокая дальность полета стали почти легендой, и до сего дня "Зеро" остается символом японской авиации. Его мировая слава была завоевана в первых боях на Тихом океане, когда в течение шести месяцев он не знал серьезного отпора. Hо в ходе войны японцы не сумели обеспечить ему достойной замены - истребителя, способного превзойти противника по скорости, вооружению и живучести. И, начиная с конца 1942 г, нести свой крест боев для А6М было все тяжелей. Hесмотря на то, что после 1943 г истребитель уже явно устарел, японцы продолжали выпускать его до конца войны. В результате "Рейзен" стал самым массовым японским самолетом.

Еще 19 мая 1937 г на Мицубиси и Hакадзиму были направлены требования 12-Си к "морскому экспериментальному палубному истребителю", которым флот планировал заменить только что принятый на вооружение "тип 96" (А5М). Hовые требования были чрезвычайно высоки. Для работ Мицубиси выделила группу под руководством главного инженера Дзиро Хорикоси, причем загрузка конструкторов была такая, что фирма была вынуждена отказаться от участия в конкурсе на палубный бомбардировщик 11-Си.
вот это прочитай тут тоже Зеро а не Зиро